Воспоминания об отце

   О ПОСЁЛКЕ ВОДНЫЙ

  Посёлок Водный, Ухтинского района, - место, любопытное в нескольких отношениях.
  Прежде всего интересно оно тем, что именно здесь, на берегу меленькой речушки, впадавшей в реку Ухта, была найдена первая в России северная нефть. Было это весьма давно, обнаружить нефть было нетрудно - она прямо сочилась из-под земли, и добывать её можно было в неглубоких ямах, выкопанных на берегу. Хрустальная чаша с добытой таким образом нефтью была преподнесена Ивану Грозному.
  Пётр Первый тоже интересовался этой нефтью, отправляя её для анализа в Европу. Нефть оказалась хорошей, так называемой лёгкой нефтью, дающей после переработки ценные фракции. Её добычей, с переменным успехом, и занялись с тех пор российские промышленники. В п.Водный находится местный музей, в экспозиции которого обо всей истории промысла подробно рассказывается. В интернете можно найти и обзорную видеоэкскурсию по истории посёлка.

  Надо сказать, что "Водным", промысел, да и посёлок тоже, был назван не из-за нефти. С 1932-го по 1956 гг. это любопытное место имело более важное и даже уникальное значение - вода, извлекаемая из-под земли, содержала растворы солей элемента Радий (изотоп 226), и концентрация этого элемента в воде была невиданно высока.
  "Невиданно" - тут надо понимать, что такое редкие элементы, извлекаемые из-под земли. Всего радия за указанное время было добыто, в пересчёте на чистый радий, чуть более 150 грамм. Ещё 9 грамм осталось в "хвостах" - неизвлекаемое количество, остающееся в отходах после обогащения.
  И вот эти хвосты лежат на другой стороне реки, в достаточно компактном виде. Они отгорожены бетонным забором, который постепенно разрушается, и глиняным затвором, который не позволяет радиации просочиться в речку. В 2013 году вроде бы была принята программа перезахоронения этих отходов, и вроде бы организаторы гарантировали дальнейшее безопасное хранение на месте, более удалённом от населённых пунктов и с более качественным глиняным затвором от просачивания.
  Любопытно, как можно гарантировать безопасность на срок 4 тысячи девятьсот лет? Именно за такое время радиация должна снизится до более менее приемлемого уровня (радий - один из наиболее долгоживущих радиоактивных элементов).

  Итак, первое - нефть, второе - водный промысел. Есть и третье. Я с удовольствием узнал, что Водный является самым благоустроенным посёлком России (сравнительно недавно проводился такой конкурс).   Прекрасная природа, сосны между домами, чистая река, дошкольные и школьные учреждения, музей, театральная и культурная жизнь. И современное производство - завод "Прогресс", выпускающий электронные компоненты.

  Есть и четвёртое. То из-за чего я и речь о посёлке Водный завёл.
  В марте 1945-го года в этом посёлке родился я.
  Но, поскольку сам себе я мало интересен, то поведу дальнейший рассказ о моём отце, Маштакове Михаиле Петровиче, бывшим в то время экономистом в заводоуправлении пос.Водный. Его фото Вы можете видеть на иллюстрации, а снизу слева - он со мной на заборчике в п.Водный, и дело происходит летом 1946 года. Следом идёт карандашный рисунок, сделанный отцом, это моя мама  - Сепетая Ксения Николаевна, и далее – фото, сделанные в разные периоды времени.
   В верхнем ряду фото – мой прадед, дед, отец и я сам.


   О МОЁМ ОТЦЕ

  Отцу моему было в то время 45 лет, и о его жизни до моего рождения я знаю немного. Это потому, что мои будущие папа и мама были в 1935-м году репрессированы, папа по поводу "дворянского" происхождения и связях с иностранными специалистами, а мама по поводу убийства Кирова. И хотя оба ни сном, ни духом, у обоих нашли признаки контрреволюционный деятельности. В итоге они, как и все, оказались сначала в лагере под Карагандой, а затем в ссылке как раз в том месте, где я и родился. Познакомились они на работе - мама работала гидрогеологом, водный промысел был для неё как раз по специальности. Мама, как и отец старалась ничего не рассказывать мне о своей прежней жизни – лишние знания тогда были опасны, а я и не интересовался их прошлым.
  Вместе они играли в любительском спектакле. Отец был Подколёсин, а мама - Агафья Тихоновна. В отличие от героев Гоголя они поженились. И результат, то есть я - налицо. Все мои имевшиеся способности, и таланты неожиданно прорезавшиеся в пенсионном возрасте я несомненно унаследовал от них.
  Вы можете просмотреть мою страничку здесь, а также посетить поэтические странички на сайте Стихи.ру, чтобы убедиться - деятельность моя весьма разнообразна и успешна.
 
  Тем не менее, кое-что о своей предыдущей жизни отец мне рассказывал, многое я узнал впоследствии от своих многочисленных родственниках со стороны отца, которые живут в Санкт-Петербурге.

  Итак, Маштаков Михаил Петрович родился в самом начале прошлого века, и случилось это 7 января 1901-го года по старому стилю.
  На семь дней опоздал, но это немного. Но какие роскошные ёлки наряжали мы каждый раз на Новый год, когда жили на севере.
  Шли в лес с красной ленточкой осенью, потому, что выбирать ёлку зимой, лазая по громадным сугробам совершенно невозможно. Да зимой и ёлок не видно – все ёлки, которые имеют хоть какие лапы, засыпаны снегом по макушку. Из снега торчит один сухостой.
  Красная ленточка привязана, и по этой примете зимой несём ёлочку в дом. Ёлка не такая, как на московских базарах, – её ствола снаружи не видно.
  Между лапами провешиваются бусы, и между бусами устраиваются царства. Отец, и мы с мамой с увлечением клеим самодельные игрушки, затем отец их раскрашивает. Тут он мастер, недаром он в Ленинграде у какого-то известного графика учился. Тут и турок с усами в полосатых панталонах, тут и рыбки плавают в этих царствах, как в аквариумах. Электрических гирлянд нет, и не надо – зрелище завораживает. Ёлку можно рассматривать часами, и все каникулы после нового года проходят в этом мечтательном занятии.
  Конечно, детишки приглашались, и устраивался кукольный театр. Шились надеваемые на пальцы бибабошки – тряпичное тело, голова склеенная бумажная, или из скорлупы куриного яйца. Для самых малышей актуальное действо – все кормят куклу из ложки будто бы манной кашей, а кукла ловко уворачивается. Малыши в восторге, видимо, это для них животрепещущая тема.
 
  Миша родился в Ревеле. Немного погодя родилась его родная сестра Таня. Потом отец моего отца – Пётр Лазаревич со своей женой разошёлся, но количество сестёр и братьев у Миши прибавлялось. Пётр Лазаревич женился второй раз, и в новом браке появилось шесть детей – Юра, Ира, Ксеня, Наталья, Игорь и Олег. Вся семья - 10 человек, дружно жила в однокомнатной квартире на Васильевском острове. С-Петербург - культурный центр, естественно, что в нём взращиваются всякие таланты. Тем более что «мама Зоя» - так называл её Миша, в девичестве своём воспитывалась в престижном Ксенинском институте благородных девиц, с занятиями музыкой, иностранными языками и бальными танцами. И теперь всю свою энергию она направила на воспитание всей этой разношёрстной малышни. И преуспела – все дети музицировали и любили рисовать. Играли и на скрипке, и на фортепьяно, а уж дудели во что угодно.
   И мой отец тоже старался со мною заниматься, у знакомого столяра он заказал набор кубиков разнообразной формы. Кубиков было много, дом из них построить было можно в мой детский рост.
   Небольшой домик с окошками, за которыми помещалась лампа, накрытая красной материей, и кубики, изображавшие подъехавшие пожарные машины, создавали сцену тушения пожара. Это было красивое зрелище, заменяющее и телевизор и компьютер. На мой взгляд, кубики дают большую пищу воображению, чем компьютерные игры.

   Среда, в которой происходит начальное развитие ребёнка, сказывается на его последующей жизни, будь то воспитание в семье, или обучение в начальной школе. Мишей во время его детской жизни в Петербурге занимались достаточно и в семье, и в школе. А школа эта была известная и с хорошими традициями – школа Карла Мая. Прочесть о ней, и о её выпускниках, можно тут - http://www.kmay.ru/  А вот персональная страничка отца, с многочисленными родственниками и датами их жизни -  http://www.kmay.ru/sample_pers.phtml?n=2018
    Миша учился на подготовительном отделении этой школы в 1910 – 1915 гг. В одном классе вместе с ним учился его друг, Лёвка Модзалевский, выпускник школы Мая, впоследствии – известный литературовед, исследователь творчества А.С.Пушкина. Михаил и Лёвка играли на рояле, причём Лёвка играл лучше, и Михаил завидовал ему, поскольку Лёвка справлялся с 12-м этюдом Скрябина, а у Михаила не получалось сыграть его на должном уровне.

    Присутствие рояля прослеживается через всю историю нашей семьи. Мой прадед – Пётр Лазаревич Маштаков жил на волжской земле, в селе Кадышовка, Хвалынского уезда Саратовской губернии. Он был зажиточным крестьянином, сам вёл своё большое хозяйство. А были у него два дома – летний и зимний, амбар под железной крышей, два быка, сад, огород и рояль в одном из домов.
    В 1953 году рояль появился и в нашей семье. К тому времени мама, папа и я жили на новом месте - восточнее Ухты велась добыча газа и нефти, и мы переехали, вначале в пос. Крутая, а затем – в пос. Вой-Вож. Отец работал экономистом в плановом отделе нефтепромыслового управления, а для мамы работы не нашлось, и она сидела дома и заботилась обо мне. У нас была квартира из двух комнат на втором этаже бревенчатого дома, и в большой комнате появился рояль, занимавший большую её часть. 
    В занятиях музыкой я не преуспел, и, как выяснилось потом, у меня была неправильно поставлена рука, но мама играла Шопена, и отец музицировал и сочинял музыку. С его творчеством того периода можно познакомиться тут -
http://yadi.sk/d/-sOSIfmm3JcvHQ
    Удивительными путями идёт человеческая история, делая неожиданные возвраты, - разве можно было предположить, что я, будучи уже в пенсионном возрасте, займусь синтезом музыкального звука и сумею озвучить те музыкальные произведения, ноты которых остались мне от отца? Теперь с удовольствием слушаю, некая ностальгия о середине прошлого века разлита в этой музыке. 

    Другим увлечением отца была живопись. В бытность свою в Санкт-Петербурге он обучался графике, и прекрасно рисовал пером по бумаге тушью, в технике мелкого штриха, которая в 19-м веке широко применялась для создания книжных иллюстраций, и только начиная с 1920-го года стала вытесняться растровой полутоновой печатью хорошего качества.
    Отец рисует акварелью, но, в основном, маслом. Портреты, пейзажи, натюрморты, как с натуры, так и делая копии классиков по цветным иллюстрациям. Организует местные персональные выставки, участвует в районных и республиканских. Однажды пара его картин побывала на Всесоюзной выставке художников любителей, проходившей в Москве. Он даже поучаствовал в проекте памятника космонавтике, того, что у ВДНХ, и его проект среди прочих, мы с мамой, как я помню, рассматривали в помещении манежа. К тому времени (1958 г.) родители были реабилитированы, я и мама переехали на жительство в Москву, а в 1961-м году отец вышел на пенсию и присоединился к нам.

   Живём мы в Черёмушках, на первом этаже пятиэтажного дома Хрущёвской серии, в квартире с соседями, в маленькой комнатке. Ещё в этой комнате находится шкаф, стол, пианино «Красный Октябрь» и мой велосипед (между кроватью и стеной).      
   В Москве же живёт и моя бабушка Сепетая Вера Ивановна, комнатка у неё в другом конце Москвы, и ещё меньше, размером с купе в поезде. И для спанья она сделала себе полати, вторую полку занимали книги. Зато у бабушки была дача в дачном кооперативе, совсем недалеко от Москвы.
   И вот, мы летние месяцы живём на природе, ходим по грибы, купаемся в речке Клязьма, и отец рисует её берега.
   Занятия живописью продолжились в доме культуре «Новатор» на Профсоюзной улице, в том здании, где теперь находится банк, а тогда была изостудия.
   К нам изредка приезжают родственники из Ленинграда, и отец в Ленинград к ним ездит, а также в Обнинск, и на Волгу – к родственникам и знакомым, и всюду рисует.
   Такая в общем-то спокойная жизнь, с моим поступлением в МГУ, с женитьбой, с рождением внуков, с получением новой квартиры, с обменами и переездами, продолжалась до последнего года его жизни. В декабре 1973 года его похоронили на Долгопрудненском кладбище.
   После отца осталось много картин, рисунков тушью и карандашных набросков. Интересна его тетрадь, в которой он делал записи по теории музыки и по истории живописи с многочисленными карандашными зарисовками – конспекты эти он делал в Ленинской библиотеке, куда специально для этого записался - http://yadi.sk/d/i1o1oKvt3JoLih
   Некоторые из его работ я сфотографировал, и фото разместил здесь – http://yadi.sk/d/p7yTQ7nc3Jcxzb 
Там же, в отдельных папках будут помещены зарисовки и некоторые фотографии разных периодов нашей жизни.
   Ещё об одном интересном хобби моего отца рассказано здесь -
http://www.proza.ru/2017/07/25/693
___________
видеоклип с музыкой, написанной моим отцом - http://youtu.be/SbGa74DTjFI


Рецензии
Очень хорошо, душевно написано. С интересом погрузился в атмосферу вашего детства. Увидел, мне кажется, по мелким намекам то, о чем вы только вскользь упомянули. Все-таки интеллигентность есть интеллигентность. И хорошо, когда родители щедро делятся с детьми своими увлечениями, пристрастиями и втягивают в свою жизнь. Детская душа все жадно впитывает. Так в ней и зарождаются будущие таланты.

Константин Рыжов   24.03.2024 19:52     Заявить о нарушении
Спасибо! Вспоминая о своих родителях, или продолжая их увлечения, мы продлеваем их жизнь. Так же, как когда мы читаем книги писателей. Какое ещё может быть утешение у атеиста на старости лет? ))
Только сознание того, что ты был полезен людям.
Только что прочитал "Крейцерову сонату" Л.Толстого, до этого только содержание знал. Да уж, Толстой покруче Достоевского будет.
Удач и здоровья Вам и всем нам!

Дмитрий Маштаков   25.03.2024 00:50   Заявить о нарушении
Хоть Вы в своих обзорах поэзии не касаетесь, но хочу Вам показать вот это http://proza.ru/2024/02/21/323 - теоретическая часть. http://proza.ru/2024/02/29/420 - практический опыт. На мой взгляд, интересно получилось. Себя рекламировать как бы неудобно, но уж очень это необычно.

Дмитрий Маштаков   25.03.2024 00:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.