Особая лирика Рашида Темурова
На выставке, организованной Академией художеств Узбекистана и Самаркандским отделением Творческого объединения художников, представлены самые известные работы Рашида Темурова.
Во всем творчестве Р. Темурова - уверенное мастерство, профессионализм, школа.
Уроженец Бухары, в 1932-1937 гг. учился в Узбекском государственном художественном техникуме, где его педагогами были П. П. Беньков, Л. Л. Бурэ, 3. М. Ковалевская. В дальнейшем, в студии повышения квалификации при Союзе художников Узбекистана (1939-1940гг.), он учился у О. К. Татевосьяна и В. Н. Еремяна. С первых этюдов учителя замечали у юноши талант композитора от живописи. И от плэнера к плэнеру, от картины к картине он только совершенствовался.
- У Темурова нет ни одной не законченной работы, - считает искусствовед Шахло Барнаева. - Причем это не просто академизм или подражание импрессионистам – в каждой картине Темурова прослеживается присущий только ему стиль и особая лирика. Его работы всегда выделяются единством идеи, цвета и композиции, они многоплановы.
Гармония во всем – стало своеобразным кредо Р. Темурова, определив его отношение к живописи, людям, природе. Как и его учитель Павел Беньков, Темуров мог легким, но точным мазком передать дуновение ветерка или блики весеннего солнца. Его радовало само ощущение бытия, которое он стремился передать в многочисленных пейзажах, портретах, натюрмортах. Своеобразие его творческого лица отчётливо видно в таких произведениях, как «Последний снег», «Весна», «Зарафшан». Всё здесь дышит спокойствием, таинством манящего раздолья, всё подчиняется законам гармонии.
А еще он очень любил Самарканд с его древней и величественной архитектурой, тихими улочками и тенистыми садами. Темурова несколько раз приглашали работать в Ташкент, но он всегда отказывался – столичная суета только мешала бы его творчеству, требующему уединения и вдумчивости.
Заслуженный деятель искусств Узбекистана, чьи картины еще при жизни приобретали музеи и галереи России, Германии, Японии, Индии, Франции, всегда оставался скромным тружеником кисти. И своим мудрым отношением ко всему, что окружало его, оставил след не только в искусстве, но и в душах людей. На выставку пришли его многочисленные ученики и друзья, которые делились теплыми воспоминаниями о художнике.
- Сегодняшняя выставка - это не только дань уважения художнику, - говорил главный ученый секретарь Академии художеств Узбекистана Абдумажид Мадраимов. - Для начинающих живописцев и ценителей искусства экспозиция станет возможностью получить настоящее эстетическое наслаждение. А открывшейся в мастерской художника мемориальный музей с его фотографиями и предметами творчества продолжит добрую традиции бережного отношения к памяти представителей культуры и искусства.
11 октября 2012 года.
Свидетельство о публикации №217052901331