12. 21. Зенитчики 127-й дивизии

Все эти дни в небе господствовали немецкие самолеты.
Они, преимущественно Ме-109-ф, группами и поодиночке вели авиаразведку и воздушные бои с нашими истребителями.
{10.7, л.9}

Интересна судьба этой модели.
О ней можно прочесть в мемуарах нашего авиаконструктора А.С. Яковлева, который писал:
«В 1935 году конструктор Вилли Мессершмитт построил свой первый боевой самолет — истребитель МЕ-109.
Рождение этой машины не встретило доброжелательного отношения тогдашних руководителей ВВС Германии.
Заместитель министра авиации Эрхард Мильх, впоследствии фельдмаршал, ненавидевший Мессершмитта,
свою личную неприязнь к конструктору перенес и на его новый истребитель,
а в угоду начальству стали отрицательно относиться к этому самолету и все другие.

Однако Мессершмитту удалось добиться постройки двух десятков МЕ-109.
Вся эта партия машин была послана в Испанию, и здесь, в условиях войны, самолет проявил высокие боевые качества.

Судьба машины была решена: ее запустили в массовое серийное производство.
Как известно, самолет "Мессершмитт-109" — в различных модификациях — был основным истребителем Германии
на протяжении всей второй мировой войны».
{14.91, с.423}

В тот день случился воздушный бой над КП дивизии.
Наш истребитель отчаянно сражался с четырьмя немецкими «фоккерами».

В какой-то момент взвод ПВО, прикрывавший штаб соединения, по команде лейтенанта Березовского
открыл прицельный огонь и сбил одну вражескую машину.

Отличились наводчики пулеметов ДШК (аббревиатура эта расшифровывается «Дегтярева-Шпагина – крупнокалиберный»).

Николаю Алексеевичу Полякову, призванному в армию из Киргизии, было под сорок,
Андрею Ивановичу Горину, из Калмыкии, тридцать лет; оба на фронте с 1941 года.

К сожалению, ни тот ни другой не доживут до победы: Горин погиб в августе 1943-го, Поляков – годом позже.
Но пока они были живы и ликовали, поскольку к сбитым ранее пяти вражеским самолетам добавился ещё один.

Писатель-фронтовик М.Н. Алексеев признавался:
«Особенно радостен для солдат был миг, когда они видели падающий, тянущий за собой длиннющий хвост огня самолет.
Люди переднего края провожали его до самой земли, до того мгновения, пока он повстречается с нею
и огласит пространство взрывом, похожим на рев издыхающего зверя».
{14.83, с.290}

Командиру взвода ПВО украинцу Авксентию Березовскому было двадцать лет, в войне он участвовал с августа 1941 года,
в 1943-м получил контузию в голову.
Это не помешало ему, как отмечалось в наградном листе, сколотить взвод «полным отваги и мужества».

Между прочим, четверть личного состава подразделения были награждены правительственными наградами.
Так что не случайно лейтенанта Березовского перед июльскими боями, одновременно с моим отцом,
приняли кандидатом в члены ВКП(б).
Заслужил!
{Оп.3, д.257, л.131,138, 139}

Увы, в 1944-м Березовский, уже командир зенитной роты нашей дивизии, серьезно провинится, за что попадет
в отдельный штрафной (без номера, значит, единственный)  батальон 1-го Украинского фронта. 

Он будет убит в бою и похоронен в чехословацких Карпатах, в братской могиле на высоте 710,
в двух километрах северо-западнее деревни Гавронец, .
{ЦАМО, ф.33, оп.11458, д.429, л.217}
Ему как положено, вернут звание старшего лейтенанта и награды –  всё, кроме партийного билета…


Рецензии