Деловой разговор

(Рассказ из цикла «Летучие мгновения жизни»)

Груздев любил в субботу поспать подольше. Но в 9-30 затрезвонил телефон.
- Зоя?! Привет! Через полчаса зайдешь? По делу?! Что-то новенькое… Ну, хорошо, жду.
Груздев бросил трубку на стул, закрыл глаза – можно немного поспать. Но предвкушение встречи с дочерью скомандовало «подъем». Зою он всегда хотел встречать бодрым. А последний раз она заходила… не вспомнить когда. Год прошел, не меньше.
Где-то через час раздался звонок в дверь. Зоя была одета в строгое драповое пальто.
«Э, как изменилась! – подумал Груздев, - Еще совсем недавно была капризуля-болтушка, а сейчас уже молодая леди»
- Раздевайся, проходи на кухню. Как дела? Что новенького? – Груздев почувствовал в груди приятное тепло. Что-то похожее он ощущал, когда спускался в первый день отпуска по трапу самолета где-нибудь на юге, - Рассказывай. Я заварю кофе.
- От кофе не откажусь, но, папа, мне надо с тобой обсудить один важный вопрос, - четко произнесла Зоя, бросив пальто на стул. Не сняв сапог, она прошла на кухню. Груздев насторожился: она сказала «папа». И этот «офисный» тон… Значит, что-то будет просить. Ах, да - она же предупреждала, что «по делу». Эх! Хотелось - «по душам».
- Я утроилась работать в фирму к моему близкому другу, - продолжила Зоя, - Мы продаем недвижимость в Италии. Мне кажется, что тебе будет интересно купить что-нибудь. И, главное - у тебя есть такие возможности.
Зоя достала красочный буклет, развернула его перед Груздевым.
- Есть разное. Апартаменты в Милане, домики в Альпах, виллы в Тоскане. Ну и вообще…  Мы подберем варианты, поможем юридически.
- В Тоскане, говоришь?! - иронично спросил Груздев. Про себя подумал, что лучше бы она рассказала про «близкого друга». За 30 лет на руководящих должностях он научился быстро «группироваться»: роль "папаши" испарилась. На буклет он даже не взглянул, – Давно начали продавать недвижимость? За душой у вашей фирмочки что-то есть? Солидные клиенты там или мощные капиталы?
Зоя вздохнула – она заметила иронию в словах отца. Но четким голосом начала рассказывать про свою компанию. Что у них тридцать клиентов,что они не представляют интересы какого-то застройщика, а фокусируются на желаниях именно российских клиентов, что все железобетонно и т.п.
А Груздев стал вспоминать, как они с Зоей ходили в горы в поход, как там она ныла и не хотела нести рюкзак, а он не реагировал на ее надутые губы. На привале она демонстративно уходила и требовала, чтобы ей обед принесли в палатку. И он сдавался. Считал свою слабость не педагогичным, но приносил миску с тушенкой и картошкой, ставил у входа в палатку. Зоя потом, после часового протеста, «возвращалась» в компанию, участвовала в жизни группы. Смешно! И как это было давно! А сейчас пришло какое-то новое поколение: вместо походов по Алтаю – ездят в Альпы, понимаешь ли. И как быстро оно, это поколение, ворвалось в обыденную жизнь, работу - и надо с ним считаться.
- Вот, посмотри, вот эту виллу мы практически продали. За 500 тысяч евро. Отличное место! – прервала размышления Груздева Зоя, с надеждой вскинув на него взгляд, - но, если ты подсуетишься – то еще успеешь купить. Я пролоббирую твои интересы.
- Мои интересы? Ты будешь защищать мои интересы?! Отлично! Я прямо прослезился, - Груздев разозлился. На Зою? Нет - на себя.
«А на себя-то за что злюсь?» - вступил он в диалог с самим собой, - За то, что испытываю вину. А за что испытываю? За то, что ушел из семьи? Так все верно сделал, правильно тогда развелся! Или мало уделял времени Зое? Может быть…»
- А ты знаешь мои интересы? – сказал он вслух, - Проблемы?
- Какие проблемы? – удивилась Зоя, - Нет проблем. Недвижимость в Италии – это сплошная радость.
- Вообще любая собственность – это сплошной «геморрой». Ты разве не в курсе?
- Не понимаю! Это же свой дом! – Зоя растерялась, не уловив лигики.
- Ты мне что-то хочешь продать. Так? Так! Значит, с помощью того, что ты мне хочешь продать я должен решить какую-то свою проблему. Так? Так! А если «нет проблемы» - то «нет продажи». Запомни это правило! – Груздев перешел на менторский тон со злым сарказмом, - Ты должна нащупать какую-то «боль» у меня, которую ты мне поможешь излечить своей виллой в Тоскане. А не подсовывать мне буклеты и лоббировать мои интересы непонятно где! Какая у меня боль?!
- Не знаю… - у Зои опять набухли губы как в детстве.
- Не зна-е-ешь, - уже мягче передразнил Груздев, - Ну, какие у меня проблемы? Например, мне надо иметь небольшую базу отдыха. Чтобы мои рабочие могли поехать в отпуск и недорого отдохнуть с семьей. Предположим на побережье твоей любимой Тосканы. Сколько стоит такой домик на четыре семьи? И сколько стоит эксплуатация? Во всех смыслах…
- Что значит «во всех смыслах»?
- Как там с налогообложением, если вилла куплена на юридическое лицо? Нужно ли там иметь постоянно кого-то на присмотре, или можно спокойно уехать - и никто в дом не влезет? Сколько стоит вода, канализация, электричество? Ты это знаешь?
- Такая вилла стоит от 400 тысяч евро, а по прочему… Сейчас узнаю у Саши, - Зоя вышла в коридор созвониться со своим шефом.
Груздев заварил себе еще чашку кофе, уже понимая, что им овладела противная смесь вины и стремления ее скрыть. «А она его «раскусила» и стала это его чувство вины эксплуатировать. Или не раскусила?..» И чтобы себя отвлечь – переключился на рабочую «картинку»: стал представлять, как он объявит на собрании, что теперь у фабрики есть своя база в Италии на берегу моря, и можно записываться на отдых с семьей. И как по залу пройдет удивленно-радостный гул.
Зоя вернулась веселая:
- Я все выяснила! - развернула она свой блокнотик на первой странице, - Покупать недвижимость на российское юрлицо Саша не советует – сплошная головная боль. Лучше всего купить несколько апартаментов близко друг от друга на физическое лицо и заключить договор с местным агентством, которое будет платить за свет-газ, следить за имуществом, и… просто праздник (!) – само подберёт постояльцев и сдаст его в аренду, когда оно будет пустовать. Доход от такой сдачи пусть и не велик, но покроет расходы на эксплуатацию.
- Прямо все покроет? Что-то не верится…
- Слушай дальше. Самое главное! - Зоя перевернула страничку блокнота, - Налоги делятся на те, что платятся при покупке и ежегодные. Если же ты захочешь получить вид на жительство и прописаться в этой недвижимости, то налоги – значительно ниже!
- Остановись! Я понял. Спасибо! – Груздев взял паузу, посмотрел в окно. Он знал свое свойство возбуждаться от любой идеи, как перспективной, так и совсем дурацкой: в мозгу радостно создавались схемы, комбинации, расчеты денежных потоков. Но уже выработался и навык себя пресекать.
- Я могу дать тебе контакты своих знакомых, которых может заинтересовать вилла на Средиземном море, - сказал он Зое.
- Это хорошо, конечно, но про базу отдыха мы не договорили.
- Не нужна мне база!
- А чего тогда расспрашивал?! - опять Зоя надулась.
- Проверял тебя. А то порекомендую солидным людям, а ты окажешься полным нулем. Мне будет стыдно.
- Знаешь что!.. – Зоя резко встала из-за стола и пошла к выходу. Груздев ее не задерживал. Она надела свое драповое пальто, вышла на лестничную клетку и хлопнула дверью.
Груздев закрыл дверь, вернулся на кухню: «Обидел дочь или педагогически правильно поступил? Что говорит совесть?» В теле ощущался легкий дискомфорт. Значит, что-то сделал не так. Снова лечь и догнать субботний сладкий сон не получится.
Раздался звонок в дверь. Вернулась Зоя. Губы были поджаты.
- А какая боль у твоих знакомых? – начала она, как будто не было никаких эмоций минуту назад. Груздев удержался от иронии:
- Дык, все на поверхности… Они бизнесмены, накопили капиталец, но боятся, что в России все могут отнять: или государство, или криминал. Это проблема. И хотят вложиться во что-нибудь более надежное. Например, в недвижимость Евросоюза. Это решение. Так сказать, подготовить мягкий аэродром для душевного рандеву со своей старостью…
- И таких много?
- Много.
- И все готовы купить недвижимость в Италии?
- Могут и в Италии
- Вот у нас есть программа «бюджетной недвижимости в Милане» для сдачи внаем студентам. Инвестиции смешные, окупаемость – 12 лет. И…
- Стоп. Мне не надо продавать. Если ты постараешься – все купят, и все – у тебя… - Груздев улыбнулся.
- А если они купят дома в Европе и все уедут из России?
- Тогда здесь будет разруха, и тебе некому будет продавать виллы. Так что не надо очень агрессивно продвигать вашу «бюджетную программу», - Груздев уже хихикал.
- Давай номер телефона твоих знакомых.
- Записывай. Можешь сослаться на меня.
«Учится на ходу поколение Y» - подумал Груздев, закрывая за Зоей дверь. Теперь он расслабился, его потянуло к подушке, он прилег и быстро ушел в царство Морфея. Ему снилось, что он работает воспитателем в детском саду и со старшей группой лезет на Пизанскую башню…


Рецензии