Для чего на даче лопата

Что такое дача для городского жителя? Нет, это не участок земли. И не домик в саду. И не шашлык по выходным. Это – детище. Дача – она как ребенок. За ней ухаживаешь, прививаешь растения, от болезней излечиваешь. А потом… выращиваешь, радуешься первым всходам – а ещё не знаешь, что вырастет – наблюдаешь за созреванием, с соседями «соревнуешься» - у кого лучше и слаще. Короче, дача это частичка души. И тянет она, если есть хоть чуточку здоровья, к себе какой-то непонятной силой, и радует, даже когда устал. И отдыхаешь на ней…сердцем. А всё остальное вторично.
Несколько лет назад на предприятии организовали дачный кооператив. Инициативные трудящиеся, конечно же, не без помощи администрации, договорились о земле под участки, всё разметили, оформили… А скоро «пробили» и автобусный маршрут отдельный; и счастливые дачники с ведрами и лопатами видны в окнах; и все знают, когда сажать, а когда выкапывать; и разговоры про семена вызывают неподдельный интерес окружающих.
Раиса Ивановна была горожанкой в первом поколении, поэтому навыки прополки и окучивания у неё были ещё со школьной скамьи. Женщина она была добродушная, разговорчивая и в среде дачников её почти все знали и уважали. Ну и она, знала многих. Причём в привязке к земле. То есть помнила, кто и что сажал, у кого какие диковинки и новшества, кто дом строит, у кого собака …ну и так далее. Вот такое у неё было свойство – про всё и всех знать.
Был теплый апрельский день. Раиса Ивановна специально взяла отпуск в конце месяца, чтобы подготовить участок к посадке. В среду она, вместе со своей соседкой по дому и в недавнем прошлом коллегой, пенсионеркой Ольгой Николаевной, у которой дача была чуть дальше по улице, приехала на почти пустом автобусе к своему участку. Автобус был проходящим, делал рейс в соседний районный центр, а специальные дачные ещё не запустили – не сезон. Женщины не спеша прогулялись от остановки. По пути поговорили о делах на работе, о погоде, о сроках посадки, о необходимости удобрять – тут они поспорили, что лучше органика или минеральное удобрение – сошлись на мнении, что ничего лишним не будет, главное, соблюдать меру. И, в итоге, разошлись - каждая на свой участок.
Участки просматривались хорошо, потому что кусты и деревья ещё не оделись листвой. Домиков было не много, только кое-где самые зажиточные уже сложили кирпичные коробки. У Раисы Ивановны был контейнер, что в условиях почти пустого поля можно расценивать как домик. В контейнере хранились лопаты, грабли, ведра… дачный инвентарь. И даже складной столик и пара табуретов помещались в контейнере – мебель.
Как всякая настоящая хозяйка Раиса Ивановна была женщиной рассудительной, по-крестьянски обстоятельной. Открыв контейнер, первым делом убедилась, что инвентарь на месте. Конечно, будешь тут проверять, ведь многие после зимы не находили своего имущества. Короче, «шалили» по дачам. Успокоившись на счет сохранности и комплектности имущества, Раиса Ивановна походила по участку, осмотрела саженцы прошлого года, оглядела грядки, вскопанные «под зиму», проверила не попортили ли зайцы кору на деревьях… В общем провела ревизию территории. Выбрав участок, нуждающийся в обработке, вернулась к контейнеру, чтобы взять лопату. Погремела черенками, конечно же, зацепились… грабли за вилы, а вилы за лопаты, лопаты за тяпки. Все вместе оказались опутаны шлангом. Короче, всё упало. Некоторое время ушло, чтобы все разобрать и взять нужную лопату, хорошую из нержавейки, на рынке у старого цыгана покупала.
Когда Раиса Ивановна с лопатой в руках вышла из контейнера, до её слуха донесся приглушенный звук работающего двигателя. «Кто это ещё приехал?»- подумала она, обходя контейнер, чтобы посмотреть на соседа. Да, точно, через один участок от неё два мужчины наклонившись к земле, что-то осматривали, а рядом с ними на дороге стояла машина – небольшой грузовик. Раиса Ивановна присмотрелась – нет, не знает они этих людей. «Не иначе, как воры»,- опасаясь оказаться с преступниками один на один, женщина спряталась за угол контейнера, а сама оглядывалась, разыскивая Ольгу Николаевну – вдвоем не так страшно. Но соседки не было видно, а бежать к ней через участки по грядкам женщина не решилась – вдруг заметят.
А воры в это время деловито сорвали лист рубероида, которым были прикрыты трубы и арматура, заготовленные соседями для стройки. Для дома даже фундамент залить не успели – только яму выкопали, как соседа в больницу забрали: то ли сердце, то ли нерв защемило – очень не вовремя, если может быть хоть какая-то болезнь вовремя. А без Анатолия Михайловича его жена Ирина Павловна ничего сама уже не делала – поправится муж, он и будет стройкой распоряжаться. Поэтому тот металл, который завезли под зиму, остался без движения, только укрыли рубероидом от снега.
И вот сейчас два незнакомых мужика без моральных принципов собирались этот металл погрузить на грузовичок.
Раиса Ивановна стояла за углом и наблюдала как один из них, видимо, главный деловито выбирал трубы и собирался грузить их в машину. Она одна, а мужиков двое…Так неужели они утянут купленное соседями? И такую злость вдруг она почувствовала. Почему жулики должны обидеть приличных людей в очередной раз?
Вышла Раиса Ивановна из укрытия, злая, волосы на ветру растрепались, в руках лопата. Подошла сзади к старшему ворюге – а он даже не оборачивался, не ожидал никого в это время на даче – и как даст ему лопатой по шее. Мужик на колени упал. А женщина второй раз ему лопатой по спине… так он и замер на чужом металле носом вниз, лежит, не шевелится. Второй мужик на звук ударов повернулся и присел, увидев такую быструю расправу над напарником:
- Ты чего, тётка? Ты что творишь?
- Я тебе, гад, покажу, что творю. Скотина! Ворюга! Закопаю обоих! – и Раиса Ивановна решительно двинулась на мужика, замахиваясь.
- Ты сдурела? – мужик задом пятился от неё.
- Сейчас увидим, кто сдурел, - наступала женщина. – Вы у меня за всё ответите. И за этот год и за прошлый.
- Ты это…ты успокойся. Лопату брось, - кричал вор, бегая по участку.
- Сейчас, только по башке тебе врежу, - бегала за ним Раиса Ивановна.
Первый пострадавший зашевелился, сел на земле и тупо смотрел на эти гонки. Затем встал и, пошатываясь, держась за голову, побрёл к машине. Второй, увидев, что друг ожил, также побежал к автомобилю и быстро залез на водительское место. Раиса Ивановна немного не успела и лопатой ударила по кузову уезжающей машины.
- Я вас запомнила, - кричала она вслед,- и номер записала. Если ещё хоть раз…
Но машины, сильно пыля по грунтовке, скрылась.
- Рая, что такое? – подошла Ольга Николаевна. – Что за шум? Кто это?
- Что они хотели? – продолжала спрашивать соседка.
- Ворюги…по участкам…- Раиса Ивановна тяжело дышала.
- Ой, - схватилась за щеку Ольга Николаевна, - и как же ты? Они же бандиты. Они же убить могли.
- Это ещё посмотреть, кто кого мог. Я их вот…, лопатой. Жаль не прибила стервецов.
- Ой, беда, какая, - причитала Ольга Николаевна, - И что же они, не успели украсть?
Раиса Ивановна огляделась:
- Да, вроде, всё цело. А у тебя как?
- И у меня цело, только куст розовый вымерз, почернел.
- Какой куст?
- Ну, куст. Я в прошлом году, наверное, плохо укрыла. Один пережил, а второй замерз. А яблони все пережили и абрикос…
И женщины начали обсуждать, как растения перезимовали. А что? Ну, были воры. Но теперь-то уже нет. И не скоро теперь, видимо, будут.


Рецензии