Штормовые нагоны

Этюд 10-2.
 Из книги "Этюды о воде". Текст с иллюстрациями можно прочесть:
http://samlib.ru/editors/j/jurowskij_jurij_georgiewich/


        Штормовые нагоны. Сильный ветер, дующий с моря, вызывает подъем уровня воды, что приводит к затоплению низменных берегов.  Это явление называется штормовым нагоном (storm surge). Сильные штормовые нагоны в прошлом привели к гибели более миллиона человек, вызвали большие разрушения. Так пишут в интернете и специальной литературе, в том числе популярной.. Что касается затопления – все верно. А вот насчет миллиона, есть сомнения. Сомнения такого плана: во многих источниках сказано, что при землетрясении 1553 года в Китае погибло 830 тысяч человек. Интересно, кто их тогда считал, с точностью до тысячи? Китайцы и сейчас не могут сами себя сосчитать, а уж в шестнадцатом то веке и подавно. Поэтому остановимся только на сравнительно недавних событиях.

        В США наибольшую известность получил штормовой  нагон в штате Техас, случившийся в 1900 году. Он вошел в историю под названием «Галвестонское наводнение». Тогда ураганный ветер вызвал повышение уровня воды у берегов Мексиканского залива на 15 футов (1 фут = 0,305 метра) по сравнению с обычным уровнем прилива. На город двинулись штормовые волны до 25 футов высотой. Город Галвестон был стерт с лица земли. Погибло около пяти тысяч человек.

        Другая катастрофа в США произошла совсем недавно. В 2005 ураган «Катрина» в Мексиканском заливе затопил Новый Орлеан (ок. 1200 погибших).

        В Европе наиболее резонансным стал нагон 1 февраля 1953 года. Позже, наводнение получило название – «шторм четырех столетий».В этот день, случилось фатальное совпадение следующих неблагоприятных факторов: самый высокий (сигизийный) прилив, мощная сейша (поднятие уровня моря в связи с резким падением атмосферного давления – обычно в центре циклона) и сильнейший ветер с моря. В названии отражена возможность повторения подобного сочетания один раз в 400 лет. В результате совместного воздействия всех этих факторов уровень моря у берега Голландии повысился на  3,4 метра выше самого высокого прилива.

         Здесь надо пояснить особенности этой маленькой страны. Многие столетия голландцы отвоевывали землю у моря. Делалось это следующим образом. Мелководные участки моря, главным образом заливы, отгораживались дамбой. Морская вода удалялась с помощью насосов, часто с использованием ветряных мельниц. После этого донные отложения многократно промывались пресной водой, чтобы удалить морскую соль. Эти промывные воды снова откачивались. Образовавшиеся территория, уже пригодная для сельскохозяйственных работ получила название «польдер».

         В настоящее время польдеры составляют около половины площади всей Голландии. Появилась даже выражение; «Бог создал море, а голландцы землю». Благодаря высочайшему уровню агротехники и трудолюбию голландцы собирают самые высокие в мире урожаи. Польдеры приносят неплохой доход.  Но они обладают одой особенностью – находятся ниже уровня моря  Возможно, поэтому у Голландии есть второе название - Нидерланды, т.е. низкие земли.

        Ночью 1 февраля 1953 голландцы спали спокойно. Когда штормом практически одновременно было размыто пятьдесят дамб. Десятиметровая крутая волна хлынула на спящих жителей и проникла вглубь страны на 60 км. Погибло 1835 человек. Жертв могло быть много больше, если бы не было блестяще организованной спасательной операции. Голландцам активно помогали соседние страны, сами пострадавшие от шторма. Было эвакуировано 72 тысячи жителей. Вода затопила  193 населенных пункта, полностью разрушила 3000 домов и сильно повредила 40 000 зданий.

        Экономический ущерб от этого шторма оценивают по-разному. Сами голландцы считают, что пострадали больше, чем от двух мировых войн. В современных ценах это миллиарды долларов. Более страшная катастрофа произошло в Голландии, очень давно, еще в 13 веке. Сильнейший шторм в 1280 году разрушил дамбы и образовал большой морской залив Зеей-дер-Зее. Тогда погибло 50 тысяч человек. При таком масштабе трагедии не принято говорить о гульденах или талерах – валюте того времени. Хотя экономические потери, несомненно, были огромны.

        В Европейской части России от штормовых нагонов в наибольшей степени, до постройки дамбы, страдал г. Санкт-Петербург. Красочное описание наводнения в городе нам оставил А.С.Пушкин в поэме «Медный всадник». Резкие повышения уровня в Неве при нагонах, объясняются сравнительной узостью Финского залива, и мелководьем в устье Невы (Маркизова лужа). Масштабы подтопления объясняются низкими высотными отметками берегов.

        В Азии, в Индийском океане штормовые нагоны наиболее разрушительны в Бенгальском заливе. В осеннее - зимние месяцы они там случаются регулярно. К наиболее катастрофическим последствиям привел Штормовой нагон 12 ноября 1970 в Бенгальском заливе, вызванный циклоном «Бхола» (подъем уровня воды составил 6 м): из-за наводнения в Бангладеш погибли около 300 тыс. человек и около 200 тыс. умерли от голода и болезней.

        Несколько больший подъем уровня до этого случился 31 октября 1960 года. Он составил 6,71 метра. Столь точно она была вычислена благодаря тому, что вода затопила башню маяка и на стене внутреннего помещения  осталась отметка. Этот нагон тоже принес много бед, но одновременно случилось несколько забавных происшествий. Вот как их описывает в своей книге «Волны и пляжи» американский ученый Виллард Баском:

        «С наступлением сумерек в районе волнового нагона встало на якорь грузовое судно типа «Либерти».   (Наш комментарий. Этот тип судов массово спускался на воду американскими верфями в годы второй мировой войны. Использовались для поставок в СССР различных грузов по ленд-лизу, в составе северных конвоев. Обычное водоизмещение 10 000 тонн. Считалось, что если оно выполнит один рейс и немцы его не потопят, то уже себя оправдало. Как их топили красочно описано в романе В. Пикуля «Реквием каравану PQ – 17». Те суда, которые уцелели в конвоях, еще долго служили людям после войны).

       Оно (судно) удерживалось в положении против ветра при непрерывно работающем двигателе, чтобы ослабить натяжение якорной цепи. В момент самого высокого уровня нагона, капитан решил, что от судна до берега добрых четыре мили. Каково же было его удивление, когда через несколько часов из воды рядом с кораблем показались верхушки пальм. А на рассвете обнаружилось, что корабль бросил якорь на твердой земле – примерно в миле от берега. Сдвинуть судно было невозможно, и его пришлось отдать на слом».

        «Капитан другого судна подробно запечатлел этот день в вахтенном журнале. Он писал, в частности: «В 14.07 приливная волна, высотой приблизительно 40 футов обрушилась на судно и прокатилась вдоль палубы от носа до кормы. Она сорвала и унесла сигнальные огни с фок-мачты и обшивку рубки с крыла ходового мостика. На фоне штормовых волн эта приливная волна четко выделялась и действовала как самостоятельная единица». В заключение он восклицает: «Черт меня дернул продать ферму и связаться с морем!».


Рецензии