Паста Пинии Пантеон

Каждый раз, когда приезжаешь в другую страну, в другой город, вовсе не хочется слыть обыкновенным туристом.

Здорово ведь в Риме ощущать себя суховатой рациональной римлянкой, в Париже – элегантной парижанкой, в Афинах – образованнейшей гетерой афинянкой. Прикасаться к стенам домов и чувствовать себя своей. Растворяться в обычаях, привычках. Понимать манеры, жесты места, которое гостеприимно тебя принимает.

Города.

Их строят, чтобы прославиться, увековечить свое владычество.

Их строят, чтобы не кочевать, создать семейный уют, замковыми стенами, крепостью защититься, окрепнуть, а окрепнув, создать образ особенный, уникальный. И тогда поедут туристы любопытные восхвалять создателя. Города, как заборы, оберегают своих. Если хотят, с радостью приглашают гостей. Не хотят – у ворот злая собака.

И все же. Мы едем в незнакомые города. За прикосновениями, за историями, за знакомствами.

Рим – это истоки.

Рим состоит из брусчатки, мрамора, колонн, фонтанов за арками во внутренних дворах. Палаццо и церквей. Театров. Хрустящих артишоков, блестяще приготовленной карбонары, панна котты, лучшего в мире gelato. Утренней чашечки эспрессо у стойки бара. Солнца. И эмоций.

Рим - это Пантеон. Храм всех Богов. Окно в небеса. Одно единственное. Высоко-далекое. Через него весь свет и сила.

И, безусловно, Рим - это темно-зеленые зонтики пиний. Пушистые кроны средиземноморской сосны. Летом и зимой, днем и ночью укрывают город, наполняют дыханием жизни. Мумифицируют, накопленные со времен античности, сокровища. Рассказы. Повести. Романы.

Римская уличная проза...

Многовековая многотомная книга жизни с прекрасными иллюстрациями. Фресками, картинами, мозаиками.

И в этой книге жизни очень легко заблудиться. Улочки петляют и кружат, самым неожиданным образом меняют заданное пешеходом направление, будто желают показать то скульптурно-украшенный фасад, то средневековую дверь, то соблазняющий фруктовый двор, не отпуская ощущение постоянной новизны увиденного. Во время блужданий вдруг появляется церковь с полотном Караваджо, уютная кондитерская, скамейка под пахнущими апельсинами. Такие блуждания неутомительны. Они не забирают силы. Напротив, незаметно наполняют до краев.

Рим состоит из записок. Античных. Средневековых. Разговоров, шепотов глаз и тел с полотен мастеров эпохи Возрождения, рук каменщиков, швей, цветочников. Прописанных в атриумах, на открытых балконах, на бесчисленных площадях, больших и маленьких. У каждого камня – свой текст.

Есть в Риме вилла Фарнезина - жилой дом богатой римской семьи шестнадцатого века, над внутренним оформлением которой трудились Рафаэль, Перуцци, Содома. И есть легенда. Зашёл к Рафаэлю, работающему на вилле, Микеланджело. Не застал его. И в качестве записки оставил рисунок головы мальчика, который Рафаэль решил сохранить. Случилось на года. На тысячелетия.

Ароматная площадь Кампо деи Фьори просыпается с рассветом охапками роз, тюльпанов, сотнями сезонных цветов в огромных вазах, вёдрах, керамических горшках, расставленных на серой влажно-вымытой брусчатке. Стоит оббежать всю площадь, выбрать понравившийся букетик, тот, который соответствует настроению именно этого утра, фиалок, жёлтых тюльпанов, солнечных подсолнухов, и закружить его на зависть старым домам. После отведать сладкой клубники, малины. И чуточку подождать. Пока расставят и откроют прилавки с сырами, специями, овощами, фруктами, оливковыми маслами. И пастой. Сотни форм, цветов и размеров упакованной пасты, этого полюбившегося всему миру высушенного продукта из муки и воды.

Формы и размеры придуманы неспроста. Каждому виду пасты  соответствует свой соус. Задача соуса, сока приготовленной рыбы или мяса удержаться и распределиться по пасте, раскрыть ее наилучшие вкусовые качества. Торговцы пренепременно расспросят о пристрастиях, расскажут десятки рецептов, порекомендуют на чем остановить свой выбор.

За обеденной пробой пасты следует отправиться на правый берег Тибра. Там расположился  район Трастевере. Очень старый, небогатый и очаровательный в своей простоте. Между глядящими друг на друга окнами узких улочек над головами прохожих авангардно парусами провисает свежевыстиранное белье. Фасады домов увиты плющом, неприхотливыми цветами. Ненавязчиво, безпланово, без лоска. Натурально. Первые этажи домов заняты лавками, мастерскими, художественными галереями. Время от времени звонят-перекликаются колокола церквей. Жители здешних улочек считают себя "истинными" римлянами – это во-первых, а во-вторых, что самые красивые девушки Рима живут в Трастевере.

Здесь же находятся настоящие траттории, исконно домашние, когда секреты рецептов паст и пицц передаются от деда к отцу, от отца к сыну.  Летом хозяева выносят столики на свободу, за пределы тратторий, расставляют на маленьких соборных площадях, где певцы и музыканты из разных мест и стран до поздней ночи отдают себя городу, римлянам, гостям, создавая атмосферу праздника, веселья, может быть грусти... И, конечно же, любви.

Невозможно не присесть на краешек витого стула у такого стола. Словить, вылетающий из открытой двери, раскаленный запах печи. Удобно устроить нагулявшиеся голени под ниспадающей скатертью. Расслабить спину, руки, впустив в себя звук гитары, аккордеона, скрипки.

И, запивая домашним вином проскальзывающие между губами правильные длиннющие Spaghetti con calamaretti, залюбоваться витражами церкви, смотрящей прямо на тебя.

Такой он... Домашний и седой. Наполненный и щедрый. Всегда Восхитительный Рим.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.