Душа, Дух, Тело

ОГЛАВЛЕНИЕ

Духовное-психическое и телесное-физическое 2
Душа и дух 3
Душа, дух, психика 4
В чем причина противопоставления духа (души) и тела? 5
Тело — темница души? 6
Мишель Фуко: «душа — тюрьма тела» 8
Противоположные состояния души 9

Приложения 10

  Слово «душа» в различных контекстах 10
  Цитаты-контексты                11
  Душа народа (картина М.В.Нестерова): 22

  Слово «дух» в различных контекстах 26
  Из Википедии: Основные значения слова "дух" 26
  Дух - это... Слово "дух" что может означать? (Тимченко Наталья). 28
  Там русский дух... там Русью пахнет! 33
  Что такое русский дух? И чем Русь пахнет? 34
__________________________________________

ДУХОВНОЕ-ПСИХИЧЕСКОЕ И ТЕЛЕСНОЕ-ФИЗИЧЕСКОЕ

Человек представляет собой сложное целое, организованное определенным образом. Поскольку он не является неорганическим, неодушевленным телом, о его организации нельзя говорить как о структуре или строении. И о частях человека тоже нельзя говорить. Части могут быть только у трупа. Говорят, правда: строение тела. Но тело или организм человека — еще не сам человек. Иными словами, человек больше, чем его тело, организм.

Так что же такое человек в смысле его организации? Из чего он состоит? Это сложнейший вопрос…

Одно ясно: центральным моментом организации человека является определенное соотношение, синтез, единство психического и телесного (физического), духовного и материального. Об организации человека можно сказать еще так: человек — это его дух, душа и его тело.

Как духовное-психическое существо человек наделен сознанием, мышлением, волей, чувствами, эмоциями. Как телесное (физическое) существо человек наделен разными физическими способностями: к питанию, активности-движению, половому общению.

В общем балансе человеческой жизни-деятельности ни физическая (материальная), ни духовная (психическая) стороны не преобладают, не довлеют одна над другой. Та и другая стороны одинаково важны. Их необходимо развивать, культивировать, совершенствовать.

К сожалению, в современном обществе, по крайней мере в цивилизованных странах, человек явно деформирован: многие его способности, стремления, импульсы сдвинуты в психическую, духовную сторону. Взять хотя бы образование. Оно нацелено, по преимуществу, на развитие духовных способностей человека. Между тем обучение-образование должно делиться пополам на занятия физического и духовного порядка. Под физической культурой следует понимать всё, что укрепляет физическое здоровье, что развивает и совершенствует телесные способности человека. Это и танцы, и бег, и закаливание, и гимнастика, и различные виды боевых искусств, и еще многое другое. Тело мстит человеку, если он плохо заботится о нем.

ДУША И ДУХ

Душа и дух различаются тем, что в понятии «душа» выделяется-подчеркивается индивидуальная составляющая духовно-психического, а в понятии «дух» — надындивидуальная составляющая, то, что привязывает-приобщает человека к человечеству, к его культуре (в религиозной интерпретации — к Богу, ко всему божественному).

ДУША, ДУХ, ПСИХИКА

Психика — такая «часть», которая неразрывно связана с человеком и с другой «частью» человека, которую обычно именуют телом. Да, о психике и психическом говорят порой как о чем-то отдельно существующем, вне связи с остальными сторонами человеческой деятельности. Это либо научная абстракция (у психологов), либо представление, основанное на идее бессмертия души и возможности ее отделения от тела.
Психика — высший орган управления поведением человека. Это значит, что ее можно сравнить с генералом, который командует армией. А под армией в таком случае следует понимать тело человека. Невозможно представить психику (душу) без тела, как невозможно представить (действующего) генерала без армии.

В ЧЕМ ПРИЧИНА ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ ДУХА (ДУШИ) И ТЕЛА?

Почему люди вновь и вновь пытаются их разделить и противопоставить? Ведь этим занимаются не только религиозно настроенные люди. Много таких среди философствующих (их называют идеалистами), аскетствующих и мистически настроенных. Дело в том, что человек, в отличие от животных, общается-взаимодействует с внешним миром не только с помощью телесных органов — органов чувств и действия, — но и с помощью искусственных средств — письменности, технических средств связи, технических средств действия-движения.

Соответственно, психика человека, в отличии от психики животного, формируется и функционирует не только на основе телесного контакта-взаимодействия с окружающим миром, но и на основе упомянутых внетелесных искусственных средств. Отсюда относительная независимость человеческой психики (души, духа, мышления, сознания, воли, чувств) от телесного, т. е. от тела. Очевидно, что психика человека меньше зависит от его тела, чем психика животного от тела этого животного. Точнее, не меньше, а меньше и больше, в чем-то меньше, в чем-то больше . То есть рамки связи, взаимодействия, взаимоопосредствования человеческих психики и тела как бы раздвигаются: в чем-то связь становится сильнее, а в чем-то слабее, в чем-то проще, в чем-то сложнее, в чем-то более непосредственной, а в чем-то более опосредованной и т. д.

Так вот, возможность противопоставления духа и тела вытекает из осознанного или неосознанного акцентирования внимания на моменте относительной независимости человеческой психики от тела. Такое акцентирование внимания может наступить в результате неумеренного использования искусственных средств общения-взаимодействия с окружающим миром и возникновения иллюзии, что наши телесные органы чувств-действия не более, чем передатчики-проводники ощущений и действий, что они играют в нашей жизни исключительно инструментально-техническую роль.

Например, книжник (книжный червь, книжная душа) рассматривает свое тело почти как чужое, а то и как чуждое, враждебное своему духу, как темницу-тюрьму своей души. В настоящее время в связи с компьютерной революцией и появлением интернета создается еще более благоприятная почва для противопоставления духа и тела. На смену традиционному, книжному в своей основе (религиозному и философскому) идеализму приходит информационно-компьютерный идеализм-виртуализм.

ТЕЛО — ТЕМНИЦА ДУШИ?

Платоновский Сократ : “...истинные философы гонят от себя все желания тела, крепятся и ни за что им не уступают, не боясь разорения и бедности в отличие от большинства, которое корыстолюбиво” (Федон, 82c). “Кто заботится о своей душе, а не холит тело, тот расстается со всеми этими желаниями” (82d). “Тем, кто стремится к познанию, хорошо известно вот что: когда философия принимает под опеку их душу, душа туго-натуго связана в теле и прилеплена к нему, она вынуждена рассматривать и постигать сущее не сама по себе, но через тело, словно бы через решетки тюрьмы, и погрязает в глубочайшем невежестве...” (82е) .

Нехитрая схема: философ гонит от себя все желания тела, поскольку он занят философствованием, т. е. размышлением. Это такая же глупая позиция, как и обратная, когда некоторые представители физического труда с презрением относятся к представителям умственного труда, называя их паразитами, никчемным людьми и т. д., и т. п. В этих высказываниях Платона — одно из первых проявлений профессиональной ограниченности или даже профессионального кретинизма.

Всяк кулик хвалит свое болото. Кто чем занимается, тот хвалит свое занятие и порой ругает или низко ценит другое. Негоже философам уподобляться этим неумным людям.
Кроме того, обвинять большинство людей в корыстолюбии, как это делает Платон, — просто непорядочно. Откуда он взял, что большинство людей корыстолюбиво?! Он что: проводил социологическое исследование или он — бог, который всё ведает, всё знает? Поскольку в древности социологические исследования еще не проводились, остается второй вариант: философ вообразил себя всезнающим богом или, что одно и то же, мудрецом (а не философом, т. е. любителем мудрости).

К сожалению, Платон не одинок в своем аристократическом презрении к людям, к большинству . Вспомним, например, что говорил Гераклит: «лучшие люди одно предпочитают всему: вечную славу — бренным вещам, а большинство набивает брюхо подобно скоту». Из известных философов в критике большинства людей наиболее преуспел Ф. Ницше («Поистине, — писал он, — человек — это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять его в себя и не стать нечистым. И вот я учу вас о сверхчеловеке: он — это море, где потонет презрение ваше»).

МИШЕЛЬ ФУКО: «ДУША — ТЮРЬМА ТЕЛА»

Я придумал такую философскую задачу:
Платон в 4-м веке до н.э. утверждал: «тело — темница души».
Мишель Фуко в ХХ веке сказал нечто противоположное: «душа — тюрьма тела». Рассудите.

Краткий ответ:
М.Фуко не менее прав, чем Платон. Преступная душа может буквально засадить тело в тюрьму. А сколько случаев, когда душа измывается над телом: и пеленает, и связывает его, и держит в черном "теле", и на голодном пайке и т.д., и т.п. Бедное тело! Как оно страдает от души!
Насчет голодного пайка: мода девушек и молодых женщин на похудение. Следование моде  приводит иногда к страшной болезни — анорексии.

(Справка.
Нервная анорексия относится к разряду психических расстройств пищевого поведения. Заболевание проявляется патологическим стремлением человека к потере веса и сопровождается болезненным страхом ожирения.)

ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ ДУШИ

Две противоположные ситуации:
«Душа поет» и человек не замечает, например, плохой погоды. Помните,  человек поет во время дождя в американском фильме.
Когда «на душе кошки скребут» — ничего не мило, даже если солнце светит, птицы поют и вокруг праздник.
Из словаря: «на душе (на сердце) кошки скребут» —- так говорят о тоскливом, тяжёлом состоянии, настроении.

 
П Р И Л О Ж Е Н И Я
===================

СЛОВО «ДУША» В РАЗЛИЧНЫХ КОНТЕКСТАХ

«Уловлять души»
Душевный, душевность
Задушевный
Бездушный, без души, бездушие», без души и сердца
 «растлевать души»
Моя бессмертная душа (Пьер Безухов)
У него ничего нет за душой
Ревизская душа
Мертвая душа ("Мертвые души" Н.В.Гоголя)
Душа уходит в пятки
Смерть души
Душеспасительное
Душеполезное (чтение)
Душераздирающее
Душевная близость
Душевный человек
Всеми силами души
Простодушие
Единодушие
Малодушие
Великодушие
Прекраснодушие
Душа-девица
Душа нараспашку

ЦИТАТЫ-КОНТЕКСТЫ

При мысли великой, что я человек,
всегда возвышаюсь душой.
В.А.Жуковский

История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…
М.Ю.Лермонтов (предисловие к «Журналу Печорина»)

Обращение Бога к Адаму: Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные.
           Пико делла Мирандола

Каждый стоит столько, сколько стоит дело, о котором он хлопочет. Мелкая душа удовлетворяется малым, для великой души небезразличны судьбы всего человечества.
П. Симонов

Вечно надеяться, никогда не отчаиваться — таково свойство человека большой души.      
Флор

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.   
А.П. Чехов (“Дядя Ваня”) 

У человека с открытой душой и лицо открытое.
Ф. Шиллер

Я предпочитаю быть свободным душой в тюрьме, чем льстецом и трусом на свободе.      
Дебс

...из всех политических идеалов те, которыми вдохновляются стремления сделать человека счастливым, пожалуй наиболее опасны. Такие идеалы неизменно приводят к попытке навязать другим нашу систему “высших” ценностей для того, чтобы они осознали, что с нашей точки зрения имеет чрезвычайную важность для их счастья, для того, чтобы так сказать, спасти их ДУШИ. Они ведут к утопизму и романтизму. Мы все чувствуем, что любой был бы счастлив в прекрасном и совершенном мире наших грез. Вне сомнения, небеса спустились бы на землю, если бы мы все могли любить друг друга. Но попытка создать рай на земле неизбежно приводит к созданию преисподней. Она вызывает нетерпимость. Она вызывает религиозные войны и спасение душ посредством инквизиции. К тому же она, я уверен, основывается на полном непонимании нашего морального долга. Наш моральный долг состоит в том, чтобы помогать нуждающимся в нашей помощи, однако моральный долг не может заключаться в том, чтобы делать других счастливыми, ведь это от нас не зависит, и к тому же это слишком часто представляет собой не что иное, как вмешательство в частную жизнь тех, к кому мы имеем дружескую склонность.
К. Поппер

Говорят, что несчастие хорошая школа: может быть. Но счастие есть лучший университет. Оно завершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному.
  А.С. Пушкин (из письма П.В. Нащекину. III, 1834)

Неверие — это испытание души.
          Энгель

Хочешь освободиться от пороков, — сторонись порочных примеров. Скупец, развратитель, жестокий, коварный, — все, что повредили бы тебе, будь они близ¬ко, — в тебе самом. Уйди от них к лучшим, живи с Катонами, с Лелием, с Тубероном, а если тебе по душе греки — побудь с Сократом, с Зеноном. (…) Живи с Хрисиппом, с Посидонием. Они передадут тебе знание божественного и человеческого, они прикажут тебе быть деятельным и не только красно говорить, сыпля словами для удовольствия слушателей, но и закалять душу и быть твердым против угроз.
Сенека. Нравственные письма к Луцилию, 104, 21-22

Главная цель обучения — не столько накопление знаний, сколько развитие умственных и душевных сил ребенка.
И. Г. Песталоцци

Знание без совести — погибель души.   
Рабле

Обладание прочими знаниями без знания того, что является наилучшим, по-видимому, редко приносит пользу, большей же частью вредит тому, кто владеет такими знаниями. [...] Поэтому нужно, чтобы и государство и душа, желающие правильно жить, держались этого знания — совершенно так же, как должен больной держаться врача или человек, желающий совершить безопасное плавание, — кормчего.
Сократ (см.: Платон. Алкивиад II)

Благоразумие — воздержанность души по отношению к естественно возникающим в ней вожделениям и к наслаждениям..
Платон (“Определения”)

Подлой душе свойственно усматривать самые низкие побуждения в самых благородных поступках.
П. Буаст

Терпимость не есть равнодушие к добру и злу; терпимость есть добродетель свободолюбия и человеколюбия, бережное отношение к человеческим душам, к их жизненному пути, всегда сложному и мучительному.
Н.А. Бердяев

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать... А спокойствие — душевная подлость.
Л.Н. Толстой

Уныние и дурное расположение духа не только мучительно для окружающих, но и заразительно, и потому порядочный человек так же, как он все неприятные для других дела делает в уединении, так же и в уединении предается своему унынию и раздражению.
Л.Н. Толстой

Чем честнее человек, тем менее он подозревает других в бесчестности. Низкая душа предполагает всегда и самые низкие побуждения у благородных поступков.
Цицерон

Стыд — это беспокойство души при мысли о том, что совершено нечто такое, что способно уменьшить уважение к нам со стороны других.
Д. Локк

Благовоспитанность есть внешнее выражение внутренней деликатности души, заключающейся в общей благожелательности и внимании ко всем людям.
Д. Локк

Многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы: полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов; душа страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет и убеждается в том, что так должно; она знает, что без гроз постоянный зной солнца ее иссушит.         
М.Ю. Лермонтов (Соч. в 4-х т.т. Т. 4, М., 1958. С. 402.)

Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя.
К.Д. Ушинский

Всегда и всюду ополчаются против страстей; на них возлагают ответственность за мучения человека, забывая, что они же являются источником всех его удовольствий… Но я не могу видеть без досады, что их всегда рассматривают именно с дурной стороны… А между тем только страсти и только великие страсти могут поднять душу до великих дел. Без них конец всему возвышенному, как в нравственной жизни, так и в творчестве.
Д. Дидро (Собр. соч.: В 10 т. М., 1935, т. 1, с. 91-92)

Любовь не только и даже не столько чувство. В главном своем значении она есть деятельность — деятельность ума, души и тела. К любви следует относиться как к особой форме человеческой деятельности. Как чувство, противоположное ненависти, она проявляет себя во всех видах человеческой деятельности и общения, но как специальная деятельность она осуществляется только в половом общении мужчины и женщины.
Л.Е.Балашов

В пустыне нет красоты. Красота в душе араба.
А. М. Горький

... будьте оба осторожны, внимательны больше всего другого к взаимным отношениям, чтобы не закрались привычки раздражения, отчужденности. Не легкое дело стать одною душою и одним телом. Надо стараться. Но и награда за старание большая. А средство я знаю одно главное: ни на минуту из-за любви супружеской не забывать, не утрачивать любви и уважения, как человека к человеку. Чтобы были отношения, как мужа с женою, — но в основе всего, чтобы были отношения как к постороннему, к ближнему, — эти-то отношения главное. В них держава.
Л.Н. Толстой

Есть люди, которые отрицают добродетель и достоинство женщины, потому что случай сводил их все с пустыми и легкими женщинами, потому что они не знали ни одной женщины высшей натуры. И это безверие, как проклятие, служит достойным наказанием безверию, ибо в душе благодарной должен заключаться идеал женщины.    
В.Г. Белинский 5, 245

Вдохновение есть живое расположение души к творчеству.          
А.С. Пушкин

Величие души обнаруживается не в том, что человек достигает какой-нибудь крайности, а в том, что он умеет сразу коснуться обеих крайностей и наполнить весь промежуток между ними.
Б. Паскаль

Бездействие гнетет и томит. Душа все равно, что пламя, которое надо поддерживать и которое угасает, если не разгорается все сильнее.      
А.В. Суворов

Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет.
К.Д. Ушинский

Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо хорошей душе отечество — весь мир.
Демокрит

... узкая национальность не в духе русском.
Ф.М. Достоевский

... самый дешевый вид гордости — гордость национальная. Ибо кто ею одержим, обнаруживает этим отсутствие в себе каких-либо индивидуальных качеств, которыми он мог бы гордиться, так как иначе ему незачем было бы хвастаться за то, что у него общее с миллионами. У кого есть выдающиеся личные достоинства, тот, напротив, всего яснее видит недостатки собственной нации, так как они постоянно у него на глазах. А всякий жалкий бродяга, у которого нет за ДУШОЙ ничего, чем он мог бы гордиться, хватается за последнее средство — гордиться той нацией, к какой именно он принадлежит: это дает ему опору, и вот он с благодарностью готов pyr cai laz (кулаком и пятой — греч.) защищать все присущие этой нации недостатки и глупости.
... индивидуальность стоит далеко выше национальности, и по отношению к каждому данному человеку первая заслуживает в тысячу раз более внимания, чем вторая. Вообще за национальным характером, так как в нем отражается толпа, никогда нельзя по совести признать много хорошего...
Всякая нация смеется над другой, и все они правы.
А. Шопенгауэр (“Афоризмы житейской мудрости”)      

Постоянное колебание человеческой души между надеждой и страхом есть одна из главнейших причин суеверия.
Д. Толанд

Итак, ты принимаешься за философию! Доброе дело! Только в ней ты найдешь ответы на вопросы души твоей; только она даст мир и гармонию душе твоей и подарит тебя таким счастием, какого толпа и не подозревает и какого внешняя жизнь не может ни дать тебе, ни отнять у тебя. Ты будешь не в мире, но весь мир будет в тебе. В самом себе, в сокровенном святилище своего духа найдешь ты высшее счастие, и тогда твоя маленькая комнатка, твой убогий и тесный кабинет будет истинным храмом счастия.
В. Г. Белинский. Из письма к Д.П.Иванову от 7 августа 1837 г. (Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. ХI. М., 1956. С. 147-148).

Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души – это и есть философия. Она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать, – только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай.
Цицерон (Цицерон. Избранные сочинения. М., 1975. – С. 252).

Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны. Неправда, равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть.      
А.П. Чехов 6, 44

Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией: ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души
Эпикур. Письмо к Менекею (Антология мировой философии. Т.1. М.,1969. С.354).

Глубоко ложен принцип “искусство для всех”. В нем выявляется ложная демократизация. “Искусство для всех” вовсе не подразумевает необходимой ясности и простоты, это было бы прекрасно, — нет, в нем есть гибельное требование об урезке роста мастера в уровень современными ему невежеством и дурным вкусом, требование “общедоступности”, азбучности и полезности. Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души.
Искусство должно быть “для каждого”, но отнюдь не для всех. Только тогда оно сохранит отношение индивидуальности к индивидуальности, которое и составляет смысл искусства, в отличие от других ремесел, обслуживающих вкусы и потребности множеств.
М. Волошин (“Заметки 1917 года”)

Художник — не пластинка для фотографии, отражающая только настоящий момент: тогда бы в художественных произведениях и жизни не было, и смысла не было. Художник дополняет отрывочность схваченного момента своим творческим чувством, обобщает в душе своей частные явления, создает стройное целое из разработанных черт, находит живую связь и последовательность в бессвязных, по-видимому, явлениях, сливает и перерабатывает в общности своего миросозерцания разнообразные и противоречивые стороны живой действительности.
Н.А. Добролюбов

Причина, почему декадентство есть несомненный упадок цивилизации состоит в том, что цель искусства есть объединение людей в одном и том же чувстве. Это условие отсутствует в декадентстве. Их поэзия, их искусство нравятся только их маленькому кружку точно таких же ненормальных людей, каковы они сами. Истинное же искусство захватывает сущность души человека. И таково всегда было высокое и настоящее искусство.   
    Л.Н. Толстой (Полн.собр.соч. Т. 41. С. 136)

Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору.
П.И. Чайковский

Надежда — это стремление души убедить себя в том, что желаемое сбудется.
Р. Декарт 12, 138

Зависть есть беспокойство души, вызванное сознанием того, что желательным нам благом обладает другой человек, которого мы не считаем более нас достойным владеть им.            
Г.В. Лейбниц 12, 93

Ламетри: «Размышление — это способность души вспоминать и собирать все знания, необходимые ей для открытия истин, которые она ищет» (Ламетри. Сочинения. М., 1976. С. 130)

Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в возможность добиться чего-то значительного в жизни. Эта черта свойственна мелким душонкам.   
Марк Твен

Развивая декартовскую концепцию врожденности важнейших принципов мышления, Лейбниц вместо сенсуалистического образа человеческой души как чистой доски ввел сравнение ее с глыбой мрамора, прожилки которого намечают формы будущей статуи. Он говорил об общих принципах и понятиях, которыми люди "пользуются, не отдавая себе в этом отчета":
"Ведь общие принципы входят в наши мысли, душу и связь которых они составляют. Они необходимы для них, подобно тому как для ходьбы необходимы мышцы и сухожилия, хотя мы об этом и не думаем. Дух ежеминутно опирается на эти принципы, но ему нелегко вскрыть их и представить себе отчетливо и порознь, так как это требует с его стороны большого внимания к тому, что он делает, — внимания, которым не обладает большинство людей, мало привыкших к размышлению. Разве китайцы не обладают, подобно нам, членораздельными звуками? Однако, привыкнув к другому способу письма, они еще не додумались до того, чтобы составить себе алфавит этих звуков. Так и мы обладаем множеством вещей, не зная этого" — Лейбниц.  Соч.  в 4-х т., т. 2.  М.,  1983. С. 77, 85-86.

Таланты и гении, с одной стороны, уникальны, а, с другой, плоть от плоти того народа, того общества, в котором они выросли и развились. Культурная среда для таланта и гения — то же самое, что почва для растения.
Например, талант русского артиста не то же самое, что талант французского или американского артиста. Известная артистка В. Талызина как-то сказала, что в игре и личности русского артиста отражается менталитет, душа русского народа.
Л.Е.Балашов

«60. Мой принцип:
«Пусть дитя грешит».
Не будем стараться предупреждать каждое движение, колеблется — подсказывать дорогу, оступится — лететь на помощь. Помни, в минуты тягчайшей душевной борьбы нас может не оказаться рядом.
Януш Корчак

        «Душа народа» — картина М.В.Нестерова (1916 г.)

СЛОВО «ДУХ» В РАЗЛИЧНЫХ КОНТЕКСТАХ

Духоподъемный
духовность
бездуховность
бездуховный,
Дух народа
Дух истории
   Дух времени
   Тяжелый дух
В здоровом теле здоровый дух!
Там русский дух, там Русью пахнет! (А.С.Пушкин)

ИЗ ВИКИПЕДИИ: ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА "ДУХ"

Дух (философия) — философское понятие, часто отождествляемое с невещественным началом. Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии.
Дух (мифология) — сверхъестественное существо, наделённое волей, способностью воспринимать предметы и различными сверхъестественными способностями и возможностями, при этом само остающееся почти всегда недоступным для восприятия.
Дух — в религиозном мировоззрении изначальная движущая сила, присущая всему живому, а в некоторых культурах и неживому.
Святой Дух — в христианстве третья ипостась единого Бога — Святой Троицы.
Дух — исторически-временна;я условность (дух времени).
Дух — настроение и состояние человека или коллектива (дух войны, боевой дух, дух победы).
Дух — запах или ощущение запаха (не человеческий дух, дух пространства, погребной дух).

Дух — 1) философское понятие, обозначающее нематериальное начало[1]; 2) высшая способность человека, благодаря которой возможно самоопределение личности[2].
Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии[1]. Идеализм, спиритуализм — признание духа первоначалом мира. Идея духа может выступать как
• понятие (панлогизм),
• субстанция (пантеизм),
• личность (теизм, персоналистические концепции)
Рационалистические философские системы отождествляют дух с мышлением и сознанием; в иррационализме, определяя сущность духа, рассматривают такие его аспекты, как
• интуиция
• чувство
• воля
• воображение и т. д.[1]
Античные натурфилософы 6-5 веков до нашей эры определяли дух, как «нечто газообразное, жизненную силу, движущуюся в теле людей и животных». Библейско-христианская традиция наполняет понятие духа личностным абсолютом и волей. В экзистенциализме дух противопоставляется разуму, а неопозитивизм элиминирует данное понятие, как лежащее вне сферы научного познания.
Согласно Клагесу дух противостоит душе.
Также дух может означать совокупность черт характера,  темперамента, знаний и убеждений, придающая силы для действия во имя чего-либо (воинский дух).
Встречается в значении всеобщего характера какой-либо человеческой общности, например дух времени (эпохи, века), народный дух (некая идеальная основа национального характера), корпоративный дух.
Дух времён, дух народов, дух исторических образований — часто встречаются у Вольтера. В основной метод его исторического мышления входило приведение отдельных черт времени, народа, исторического образования к общему знаменателю, который он называл духом. Заглавие его труда называет «нравы и дух народов» в качестве темы, и автор дошёл даже до того, что назвал свой труд историей человеческого духа вообще[3].
Понятие духа, как чего-то противоположного природе, сложилось в период романтизма и немецкого идеализма, а особенно у Гегеля («Дух обнаруживается как исполинский знак интеграла, соединяющий небо и землю, добро и зло» — Дрейер).
Гегель говорит также и об абсолютном духе, независимом от какого бы то ни было земного носителя, тождественном с чистым божественным духом, рассматриваемым как идеальное целое.

ДУХ - ЭТО... СЛОВО "ДУХ" ЧТО МОЖЕТ ОЗНАЧАТЬ? (Тимченко Наталья).

Новости и общество Культура Ав. Тимченко Наталья November 10, 2014

"Что такое душа, и что есть дух? Душа и дух – это понятия тождественные, или же они отличаются друг от друга? Вопросы не новые, глубинные, не имеющие однозначного ответа… Однако мы не можем не задавать их. Суть наша ищущая, неугомонная, вечно блуждающая и томящаяся в неведении, но оттого живая, настоящая, развивающаяся и бесконечная. Если бы нам было дано подойти к истине вплотную и взглянуть ей в глаза, мы бы в тот же самый миг исчезли, испарились, поскольку утратили бы свою суть, а значит, и смысл своего существования. Поэтому в сегодняшнем ответе на вопрос «дух – это что?» будет малая часть истины.

Православие
В основе Православной веры лежит учение о трихотомии в составе человеческой природы, иначе – признание того, что человек состоит не только из двух основных субстанций (души и тела), но и ещё третьего благодатного дарования – духа. Однако у учителей Церкви учение о трёхсоставности человека, к сожалению, носило более «само собой разумеющийся» характер, нежели было глубоко и всесторонне разработанной доктриной, вследствие чего по этому вопросу всегда возникали споры и возражения. Противники трихотомии настаивали на том, что сущность человека состоит лишь из души и тела, а встречающиеся в Святом Писании слова «дух» и «душа» - понятия однозначные. В свою очередь сторонники теории о трёхсоставности природы человека также не отличаются единством. Одни полагают, что душа - абсолютно нематериальная субстанция, низшее проявление духа, потому материальным может быть только тело человека. Другие допускают иное: дух – единственная духовная составляющая человека, в то время как тело и душа материальны по своей сути и объединены в нечто единое целое, иной раз обозначаемое библейским термином «плоть».
По этим вопросам написано множество книг. Это и «Прибавление к Слову о смерти» епископа Игнатия, «Беседы и слова преподобного Макария Великого», «Душа и Ангел – не тело, а дух» Епископа Феофана и многие другие. Рассуждения интересные, глубокие и поучительные, однако разрешение сего спора по своей сути невозможно, поскольку глубина его бесконечна, посему - недостижима.

Понятие духа в Исламе
В Исламе существуют такие понятия, как «нафс» (душа) и «рух» (дух). Что они означают? Учёные и толкователи Корана разошлись во мнениях. Одни считают, что данные слова являются синонимами, и различия можно обнаружить лишь в их качествах и свойствах. Например, слово «рух» (дух) может иметь такие эквиваленты, как «рих» - ветер, благоприятствующий появлению новой жизни, «равх» - умиротворение, а понятие «нафс» (душа) происходит от «нафис» - дорогой, бесценный, и от «танаффаса» - дышать. К числу других относятся толкователи, которые говорят, что от рождения человеку дана «хайят» (жизнь), «рух» (дух) и «нафс» (душа). Дух – это божественное начало, он светлый, а душа – человеческое, сотворена из глины и огня.
Однако есть мудрецы, которые призывают не вступать в беседы о душе и о её сути, ибо когда Пророка спросили о том, что такое душа (дух), он не дал однозначного ответа, терпеливо ожидая божественного откровения. Ниспосланный аят был глубоким и мудрым: «Дух нисходит от повеления моего Господа, а вам дано знать об этом очень мало». Иными словами, подтверждалось существование духа и его божественное происхождение, однако суть его оставалась скрытой и незримой. Ум человека ограничен. Он не может себе представить понятия, не имеющие явной формы и окраски, не обладающие определёнными размерами, которые невозможно взвесить или изучить иным способом. Поэтому, если бы спрашивающие получили определённый ответ, то всё равно не смогли бы постичь услышанное, поскольку в «мире приказов» нет определений, что является большим или маленьким, красным, синим, квадратным или круглым. Рассуждая о душе, можно лишь говорить о том, что исходит от той или иной души, что или кто может оказывать влияние на неё, что может её портить или возвышать. Говоря другими словами, люди могут только рассуждать об особенностях души, а Аллах ведает истину.

Дух – это сила
В Исламе, помимо изложенного выше понятия «рух» (дух, душа), существует ещё одно представление. Аллах поддерживает всех верующих в Него другим духом: «Аллах начертал в их сердце веру и укрепил их духом от Него» (Коран 58/22). То есть, помимо духа – души, который изначально находится в теле человека, Бог по Своей воле даёт поддержку и посылает другие возможности. Отсюда слово «дух» приобретает особый смысл: дух – это сила. Поэтому и говорят «сильный духом» или «слабый духом человек», «чувствуется здоровый дух». Однако в отличие от духа – души, этот дух смертен. Он исчезает, когда тело погибает.

Обыкновенное чудо
Однажды преподобный Сергий, трапезничающий с братией монастыря, вдруг резко встал из-за стола, повернулся, сделал поклон на запад и сказал: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада, благословение Господне да будет с тобой». Удивились сильно монахи, не удержались и спросили отче святого, кому были адресованы сии слова. Каково же было их еще пущее изумление, когда преподобный ответил, что в восьми верстах от монастыря остановился направляющийся в Москву епископ Пермский Стефан. Он поклонился Святой Троице и произнёс слова: «Мир тебе, духовный брат». Вот поэтому Сергий и ответил ему. Не все поверили словам Святого Старца, некоторые поспешили к тому самому месту и вскоре действительно догнали Стефана, который и подтвердил слова Сергия.
Приведённый пример удивителен, но не единичен. Как верующим людям, так и деятелям науки сотни раз приходилось сталкиваться с подобными явлениями. Первые называют происходящее Божественным чудом, в секунду меняющим обычную логику вещей. Последние пытаются подойти к вопросу научно (Ш. Рише, Котик, Оливер Лодок) и предлагают теорию невидимого излучения энергии мыслящим мозгом, т.е. всякая мысль – энергия, которая излучается наружу и имеет как психические, так и физические свойства.

Душа и дух
Кто прав, и что есть истина в этом случае? Сие великая тайна.
Душа и дух – это одно и то же по сути, они соединены в единую сущность, и происхождение их божественно. Они первичны, они есть начало и источник всего видимого и невидимого. Однако существуют и различия. В чем они заключаются? Душа – это солнце, огромное, яркое, вечное. Дух – это исходящая от солнца энергия, лучи, несущие всем и каждому свет и тепло. Дух – та связующая нить, невидимая, но очень прочная, что соединяет всех и вся между собой и Богом. Таким образом, душа передает и распространяет ту силу, веру, те переживания, чувства, знания, всё то осознанное и бессознательное, что есть в ней на данный момент. Чем глубже душа, тем сильнее и чище дух, тем он более безграничен и всеохватывающ. Между родственниками, матерью и ребёнком, любящими друг друга людьми устанавливается особая духовная связь, посредством которой люди не столько обмениваются большим количеством энергии, сколько передают друг другу энергию особого качества. Конечно, невозможно описать, измерить или дать оценку тому, что происходит за пределами нашего понимания. Однозначно, недостижимо определить количество, качество или силу духовной связи, до конца понять и осознать её, поэтому и используемые нами слова относительны и условны. Они дают лишь малое представление о том, кто мы есть.

Злой дух
Однако не всегда душа спокойна, мудра и возвышенна. Она может находиться на разных этапах развития, иметь различные степени духовности или прибывать во всяких состояниях. Как говорит апостол Павел, есть люди духовные (1 Кор.2:14). Встречаются и люди-животные, люди-растения, люди-ангелы. К первой категории относятся люди, духовность которых прибывает на стадии инстинктов, а последние приближаются к духам без плоти. Отсюда и разного рода связи и посылы. Одно отважное пламенное сердце изливает боевой дух, дух храбрости и чести, воспламеняя сотни других душ. Другое, сердце матери, проливается нежным и сладостным потоком любви на прильнувшего к её груди ребёнка. А третье, искаженное злобой и ненавистью лицо, излучает злой дух, энергию, вызывая страх, тревогу или даже ответную ненависть и жестокость.

Дух одного народа
Нельзя отрицать и особую связь между людьми одной народности. Философское понятие «народный дух», подразумевающее сверхиндивидуальное, обнаруживающееся в проявлениях объективного духа у представителей одного и того же народа, можно истолковать и как неведомую связь между людьми «одной крови», которая образует некое единство. По ней таинственным образом несутся потоки верований, ценностей, знаний, опыта, любви, особого качества, свойственные только данному народу. Эта сила находится в постоянном движении, однако в смутные времена в истории того или иного народа она может раскрыться с невиданной силой, стать потоком, сносящим все плотины. Говоря о народном духе, невозможно не упомянуть русский дух: «Волшебный град! Там люди в деле тихи, но говорят, волнуются за двух. Там от Кремля, с Арбата до Плющихи отвсюду веет чистый русский дух» (Некрасов). Что это? Здесь настоящий парадокс. Его нельзя описать, вернее, можно следующими словами: он высокодуховный, глубокий, мощный, гостеприимный, богатырский, яркий, однако ни один эпитет не даст стопроцентного понимания этого явления, и, несмотря на это, русский дух легко узнаваем и уважаем в разных частях планеты.

Связь духа и формы
Дух, душа ярко отражаются в материальных формах. Более того, дух творит формы. Например, человек, его глаза, нос, губы, форма тела, движения и мимика – всё соответствует и одновременно созидается душой и духом. Данная теория не является новой. Еще Оскар Уайльд в своём произведении «Портрет Дориана Грея» доводит до читателей мысль, что даже самое красивое лицо и нежные, тонкие черты искажаются до неузнаваемости под прессом, казалось бы, неуловимых, скрытых от взора окружающих мыслей, действий и поступков человека. Однако, помимо внешних изменений, которые невозможно утаить, существуют и малозаметные, неприметные особенности внешности человека. Смотришь на женщину: красивый разрез глаз, пухлые розовые губы, идеально прямой нос - придраться не к чему, настоящий идеал красоты! Однако при более пристальном взгляде появляются совсем иные ощущения, прямо противоположные. Что это? Каждый день перед нами расстилаются два противоположных мира. Один доступен взору, другой, например дух человека, скрыт от глаз. Но их значимость обратно пропорциональна их «наглядности». Духовный облик первичен. Пусть душа живёт глубоко внутри нас, пусть дух в теле скрыт от взора, но только он является нашим истинным «я», и его не спрятать под «модным платьем». Минута-две, и в следующий миг туман начисто рассеивается, и пред нами откроется либо мёртвый лес, либо большая поляна под лучами яркого весеннего солнца.

Иллюзия и реальность
Верх и низ, внутри и снаружи, право и лево... Как ни крути, а не только человек, но и «физическое пространство» состоит из двух материй: видимой и невидимой. Мир, недоступный взору, бесплотный «дух» Земли и является тем ядром, началом всех начал, которое порождает и поддерживает внешний мир формы и видимости. Рождение, смерть, смена времён года, изменения климата, движение тектонических плит Земли – всё живое и неживое переживает, с одной стороны, настоящую драму жизни, а с другой – это лишь метафора, призванная облечь в яркую форму суть невидимого внутреннего мира. Для чего? Может, для того чтобы помочь каждому из нас найти пусть свой уникальный, неповторимый, но настоящий ключ от дверей с табличкой «Истинный дух мира».
- См.: Новости и общество Культура Ав. Тимченко Наталья November 10, 2014

ТАМ РУССКИЙ ДУХ... ТАМ РУСЬЮ ПАХНЕТ!

Там ступа с Бабою-Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
(А.С.Пушкин)

«Волшебный град! Там люди в деле тихи, но говорят, волнуются за двух.
Там от Кремля, с Арбата до Плющихи отвсюду веет чистый русский дух» (Н.А. Некрасов).

ЧТО ТАКОЕ РУССКИЙ ДУХ? И ЧЕМ РУСЬ ПАХНЕТ?
Вопрос:
В пушкинском прологе к поэме "Руслан и Людмила" и во многих сказках устами бабы Яги говорится о русском духе. Так чем же Русь и русский дух пахнет?

Ответы:
Здесь "пахнет"не в значении "издавать запах", а в значении "что чувствуется, ощущается, ожидается"(по Ожегову). Сравн.: A царь, что день, грознее да грознее; Чем это пахнет? плахой, либо ссылкой И вечною опалой. Островский. Дмитрий Самозванец.
Русью пахнет (и вообще "чем пахнет") - это иносказание — какие веяния, течения? – русские (какой дух? - русский) http://dic.academic.ru/dic.nsf/michelson_new/11766/

Русский дух (Народн.) То, что составляет русский народный характер, духовную суть русской нации. БМС 1998, 174..Ср. Волшебный град! там люди в деле тихи,.Но говорят, волнуются за двух. Там от Кремля, с Арбата до Плющихи - Отвсюду веет чистый русский дух. Некрасов. Дружеская переписка. Петербургское послание.
Для Бабы Яги русский дух - предчувствие появления русского героя как силы добра, а для Пушкина поэма - предчувствие встречи с героями русских народных сказок, богатырей, защищающих Русь и идеи добра. - Людмила 40.6k11334

>Для Бабы Яги русский дух - предчувствие появления русского героя как силы добра, а для Пушкина поэма - предчувствие встречи с героями русских народных сказок, богатырей, защищающих Русь и идеи добра. Почему-то русский дух обычно не нравится всякой нечисти в сказках (бабе Яге, змею). Обычно фраза начинается так: "Фу-фу, русским духом пахнет". – Nikolja 21 мар '13 в 18:26
 
"Русью пахнет" - Странно, а я бы даже не думал, что трактовка "Русью пахнет" может вызвать какие-то затруднения или нуждается в комментариях. Значение-то вполне употребительно. Вот "русский дух" - это понятно, точнее - непонятно современному человеку. >Для Бабы Яги русский дух А разве там по тексту русский дух как-то связан напрямую с Ягой? Не сказал бы... Кстати, а кто она вообще такая, это Яга? Никто вопросом не задавался? И почему уменьшительное - Бабка-Ёжка?
>Почему-то русский дух обычно не нравится всякой нечисти в сказках (бабе Яге, змею). Не знаю, как там насчет змея, а Яга в первичном своём варианте была слепа (о чем есть упоминание даже в Вики). По запаху она различала гостей. Так что тут "русский дух" - вполне себе запах. Ни о каком "русском характере" или "духовной сути" тут и речи быть не может. Натерпелась старушка крепко от русских "добрых" молодцев, дураков-иванов и прочих любителей покуролесить в чужих избушках, вот и остерегалась. – behemothus 21 мар '13 в 20:55
 
...и во многих сказках устами бабы Яги - так сказано в вопросе, потому и ответ связан с её образом. Так чем же Русь пахнет - в вопросе указание именно на 1 значение глагола пахнет. – Людмила 22 мар '13 в 7:19

Про "Русью пахнет". Я особо не задумывалась над этим вопросом, он не казался мне сложным. Ученики, когда читали пролог, спрашивали больше о персонажах. "Чем Русь пахнет?" - спросила дочка в 4 года (тоже из пролога). Чем поставила нас в затруднительное положение. Мы восприняли вопрос буквально. Ничего путного в голову не приходило, кроме запаха хлеба, сена, злаков (наверно, сказалось советское прошлое). Ответ, удовлетворивший ребенка, дала умница- племянница (5 класс). Она сказала, что Русь пахнет грибочками, ягодками и полевыми цветами. – Надюшка 22 мар '13 в 11:32

Пропп, "Исторические корни волшебной сказки", классический научный труд. Вкратце: русский дух - запах живого человека в царстве мертвых, границу которого, как правило, охраняет Баба Яга - сама полутруп (костяная нога и др. атрибуты). Много интересного, кроме того.
 
Вообще-то в отношении "полутрупа" могут быть разные мнения. Да и охрана границы - только одна из версий роли Бабы Яги в славянском пантеоне духов, божеств и кумиров... – behemothus 10 апр '13 в 22:18

Ой, только в другом месте помянул... Если очень кратко, то тут обыгрывается два значения слова "дух": душа и запах. В первом случае "русский дух" - это душа, а заодно с ней - ещё и культура, традиции, антураж... Сейчас бы сказали "менталитет". Подробнее сейчас не могу, но уверен, что еще будут ответы.
Я, конечно, согласен с сопоставлениями дух=душа, но все же считаю, что есть и прямая аллюзия к издавать запах.
У каждого народа действительно есть свой запах, который является функцией образа жизни, привычек, еды и проч. проч.
Каждый из нас это замечал на собственном опыте, бывая в других странах. Конечно, чем более схож образ жизни народа, тем более и схожи запахи и наоборот. В странах ЮВА или Африки, любой согласится, что аборигены пахнут совсем "перпендикулярно". В Европе это менее заметно ну и т.д.
Спросите у любого инородца живущего на окраине России пахнут ли русские по-другому? Вам ответят утвердительно!
Так что Пушкин глубоко прав, когда пишет про "Русский Дух" он прав и в прямом и переносном смысле - ну гений, что с него взять!
— Бармалей

Да, господа хорошие... Люди-то нынче растут русскоязычные, да не русские по Духу. Ни родители, ни школа, похоже, своей роли воспитания не исполнили. Самые начитанные могут сослаться на Проппа и "аса" Пушкина. Русские сказки и сказы никто не знает. Вот и вопросы странные и ответы престранные... Итак:
1. Русский Дух встречается во всех сказках, где герой встречается с врагами всего рода людского, с нечистью и с Врагами Руси-Матушки. Он спускается в нижние миры и там - тоже самое. Вывод: не привязывайте ответ к Пушкину и Бабе-Яге.
2. Отчасти правы те, кто пишет про "обычный" запах. Но - только отчасти: и нелюдь и "подземные" жители воняют не по-людски. А русские, с утра мывшиеся и парившиеся не реже раза в неделю, для степняка, которому просто негде мыться по-нормальному, тоже пахнут по-особому. (...)
— Матвей Дёмин


Рецензии
Уважаемый Лев.
Вашу работу следует рассматривать как обзор суждений "от Платона до Тимченко Натальи"?
Тогда где же "основной вопрос философии"? Или он сейчас не в моде?
Не актуальнее ли современному философу развенчать материализм от Маркса, чем обличать "кретинизм" от Платона?
Ваша позиция понятна: тело, душа, дух - едины. Но где тогда место Богу?
Если его нет, тогда в каком из органов материального тела душа нашла себе "темницу"? Или наоборот, исходя из вашей задачи каким загадочным образом эфемерная душа заключает тело в темницу, через Бога?
Тем более дух? Где его пристанище?
И если есть плеяда философов-идеалистов и философов-материалистов, и они существуют сами по себе, без общего знаменателя, то не превратилась ли философия в схоластику?



Виктор Попов 7   30.05.2017 05:56     Заявить о нарушении
Уважаемый Виктор. Если Вы не поняли из моего текста, где находится пристанище духа, то о чем с Вами говорить? С религиозными фанатиками бесполезно спорить.
Если Вас интересует мой ответ на так называемый основной вопрос философии, который я не считаю основным, то этот ответ мы можете найти в моих книгах "Что такое философия?", "Мир глазами философа", "Философия (учебник)". Даю ссылку на электронные тексты этих книг на Яндекс-Диске: http://yadi.sk/d/wxi8o57PgP3PW

Лев Балашов   30.05.2017 08:38   Заявить о нарушении
Если все мои 10 вопросов превратились для Вас в один - вопрос религиозного фанатика, то, действительно, говорить не о чем.
Я не являюсь религиозным человеком и не верю в бога, особенно того, который обозначен духовенством.
Но я хочу понять, как философы, которые принимали у меня экзамены по марксизму-ленинизму перековались в людей, "открывших" для себя наличие души и духа.
Судя по раздражению в их рядах, чувствую, что перековка даётся нелегко.
Спасибо за внимание.

Виктор Попов 7   30.05.2017 09:55   Заявить о нарушении
Виктор, Вы просто подлый человек. Вы приписываете мне то, чего я не делал что я "открывал" и не открывал". Вот Ваша фраза: "Но я хочу понять, как философы, которые принимали у меня экзамены по марксизму-ленинизму перековались в людей, "открывших" для себя наличие души и духа".
Да , я преподавал марксистско-ленинскую философию в советское время, потому что иной не было в нефилософских вузах. Вы считаете, что в качестве протеста я не должен был преподавать м.-л. философию? Или Вы считаете, что я был правоверным марксистом-ленинцем и потом переобулся на лету? Вы думаете грубо, примитивно о советской философии. Вы к тому же в силу своего невежества путаете понятия "марксизм-ленинизм" и "марксистско-ленинская философия". "Марксизм-ленинизм" как предмет преподавания включал в себя помимо философии научный коммунизм и политэкономию. Насколько я помню, в мое время "марксизм-ленинизм" не преподавался в вузах. Он мог быть в университетах по марксизму-ленинизму и в тому подобных учебных заведениях, не являвшихся вузами.
Второе, откуда Вы взяли, что философы советского периода отрицали душу и дух? Вы что, белены объелись? Ни один здравомыслящий человек, за исключением некоторых немногих крайних материалистов, не отрицал наличие у человека души и духа. Вся русская культура и вообще человеческая культура пронизана этими понятиями. Я это показал в ПРИЛОЖЕНИИ. Да, о душе и духе в нерелигиозном смысле мало писали философы в советский период. Признаю. Но никто из советских философов в подавляющем большинстве не отрицал наличие у человека души и духа. Я философией занимаюсь с 1959 года, т.е. с 14-и лет и ни одной минуты не сомневался в том, что у меня и у других людей есть душа. И дух есть. Именно в том смысле, в каком я употребляю эти понятия в рецензируемой работе. Или Вы считаете, что душа и дух - чисто религиозные понятия? Так думать - глубокое заблуждение.
Не надо примитивизировать и оглуплять философов советского периода. Марксистско-ленинская философия - духовно-социальное явление гигантского масштаба и в ее рамках было написано немало талантливых трудов...
Вообще, хватит клеветать на СССР! Там много было плохого, это так. Но не надо думать, что СССР - черная дыра в истории России. Кто так думает, просто русофоб или ангажирован гнусной западной пропагандой.

Лев Балашов   30.05.2017 10:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.