Мои воспоминания. 36 глава

В последний день нашу группу повезли на экскурсию на "МАРСОВО ПОЛЕ" это кладбище, где были захоронены жертвы блокады и те, кто учавствовал в Великой Отечественной Войне. В сердцах были чувства восхищения и благодарности людям, которые сделали невозможное. Могилы были ровными рядами, выложены небольшими мраморными плитами, с выгравированными надписями имён погибших, или просто было написано "МОГИЛА НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА" Мужество Ленинградцев переживших блокаду восхищало и порожало, откуда в людях столько терпения и сил? Понятно, почему великий русский народ непобедим. Вместе с Бахом я поехала на вокзал, где мы купили в двухместное купе билеты. Я была довольна, предупредив руководителя туристической группы, мы собрав чемоданы, вечером сели в поезд Ленинград-Москва. "КРАСНАЯ СТРЕЛА" домчала нас до Москвы за одну ночь. В Москву мы прибыли ранним утром, в это время вся наша группа спала ещё в Ленинграде, в гостиннице. До самолёта в Ташкент было еще часа четыре, я попросила Баха взять такси и поездить по Москве. За тридцать рублей мы договорились с таксистом, что он покажет нам самые красивые места Москвы и  привезёт нас в аэропорт к самолёту. Оставив вещи в камере хранения, мы сев в такси, отправились смотреть Москву. Столица была очень красивой, хотя и отличалась от Ленинграда своей архитектурой. Не знаю, почему Москву называют большой деревней, но думаю не зря. Наконец поездив по городу и показав нам Арбат, Университет, основанный Ломоносовым, Большой театр и другие достопримечательности, таксист привёз нас на Красную Площадь. Сначала зашли в ГУМ. Купив кое-какие сувениры, мы подошли к памятнику Минина и Пожарского, там фотографы по желанию фотографировали приезжих, записывали их адреса и в течении десяти дней адресат получал свои фотографии. Немного погулял, мы наблюдали огромную очередь в мавзолей, бой курантов и смену караула. Несмотря на раннее утро, народу на площади было много. Было ясно, в мавзолей мы не успеем и вождя Революции увидеть не сможем, время поджимало. Вернувшись к месту, где нас ждал таксист, мы поехали в аэропорт. Меня опять сковывал страх перед полётом. В Москве удивительно вкусное мороженое, купив два, Бах предложил мне попробовать. Пару раз лизнув, я отдала мороженое Баху, от волнения горло пересохло и есть я не могла. А ещё Бах купил  четыре киевских торта, чтобы угостить в Ташкенте своих домочадцев, мы стояли в буфете аэропорта, Бах пить захотел, торты он поставил на нижнюю полку стойки. То ли моё волнение и страх перед полётом, то ли усталость, но увидев свою группу мы присоединились к ним, чтобы пройти к самолёту. И только войдя в салон самолёта, Бах вспомнил, что забыл торты на нижней полке стойки буфета аэропорта. Не возвращаться же за ними, значит не суждено нам было попробовать вкус, тогда ещё неизвестных в Ташкенте киевских тортов. Мне вообще было не до тортов, я думала лишь о том, как перенесу перелёт. Удивительно, но обратно я летела намного спокойнее, чем когда летела в Ленинград. Я даже прошлась по салону и поела обед. Дома нас уже с нетерпением ждали все родственники. Мы же набрали подарков всем домочадцам двора, где жила бабушка Баха, начиная от его племянников, кончая дядями и их жёнами. Но больше всего я очень соскучилась по детям, казалось я их не видела целый месяц. Было тридцать первое августа и мы привезли девочкам коричневые школьные формы с белыми манжетами и воротничками и бежевые плащи, купленные в Гостинном дворе в Ленинграде. Мальчикам были куплены свитера с красивыми узорами и игрушечные машинки, радость в их глазах была нам наградой. Раздав всем подарки, мы сели обедать и заодно рассказывать о своих впечатлениях от поездки, которая запомнилась мне на всю жизнь. Поездка оставила глубокий след в моей душе. Часто мне ночами снился Ленинград. Конечно, после десяти лет мытарств и труда, отдохнуть целых десять дней и увидеть великолепие и красоту города было здорово, но жизнь продолжалась... Как-то мне со двора привезли очередной ворох стирки, была зима, балкон открыт, в ванной жарко, вот я и простудилась, это была даже не простуда, а грипп. Перестирав всё, уставшая я легла и вдруг так сильно голова закружилась, что от страха я сильно зажмурила глаза. У меня было такое состояние, будто я была облита кипятком и душа ушла в пятки. И вот начался кошмар...я слегла ровно на сорок дней, сорок дней я лежала в одном положении, боясь двинуть даже на сантиметр головой,  это было ужасно. В туалет я вставала еле-еле, наклонив голову на бок. Голова не держалась на плечах и для страховки в туалете за спиной были сложены подушки, чтобы я не ударилась затылком об стенку. И обратно, ложась в постель, мою голову надо было придерживать, чтобы не удариться головой о спинку кровати. Дома был бокал с носиком, мне варили бульон и я лёжа из него пила. И ещё мне свекровь делала чай с вишнёвым вареньем и давала пить, говоря, что от анимии помогает, так же Бах жарил мне печёнку и кормил меня сам. Но однажды мне стало совсем плохо и я попросила Баха научить меня читать предсмертную молитву, он очень расстроился и сказал,
- Не говори так, у нас ещё столько дел, дети маленькие совсем и я без тебя не смогу.
Но слова молитвы он мне прошептал на ухо и я за ним повторила несколько раз. Страха не было, думаю приди смерть в то время, я приняла бы её.... Бах привёл несколько врачей, они меня осмотрели, выписали лекарства, но найти истинную причину болезни не могли. Головокружение не проходило, только через сорок дней я начала самостоятельно садиться, есть и ходить. Потихоньку я стала поправляться, но Бах решил положить меня в больницу, десять дней я провела в больнице, врач Марина Евгеньевна добрая и опытная в своём деле, очень мне помогла. Она и диагноз поставила, ссужение сосудов и лептоминингит. А грипп, дав осложнение, возбудил болезнь. Но вот заболела бабушка Баха, я и до этого каждую неделю приезжала её купать, это дело она доверяла только мне. Мы со свекровью приехали её проведать и она взмолилась не оставлять её. Она говорила, что очень больна и долго не проживёт. Но свекровь сказала мне,
- Мама крепкая и здоровая женщина, она просто капризничает, не надо оставаться, здесь она не одна и за ней присмотрят.
Но бабуля не хотела, чтобы за ней ухаживал кто-то другой, кроме меня, а ведь двор был полон людьми. Дядя, сын бабушки с женой, их сын с женой. Да и брат Баха с женой, они такие же невестки, как и я. Но бабушка настаивала, чтобы осталась я, тут я словно осознала, бабушка и правда может умереть и я твёрдо сказала свекрови,
- Хотите уезжайте, я не поеду, я не оставлю бабушку.
Свекровь махнула рукой и уехала, через пару дней бабушка попросила её искупать, приготовив горячую воду и поставив ей под ноги таз, я стала её купать. Она была очень упитанной, я тёрла её мочалкой, но бабушка не унималась, просила тереть её ещё и ещё, видимо знала, что купается в последний раз. Руки устали, спина ныла, но я продолжала её тереть, эту процедуру я проделала девять раз. Наконец бабушка сказала, чтобы её ополоснули, что я и сделала. Надев на неё платье, я расчесала её редкие седые волосы и собрала в пучок на затылке. Она прочитала молитву усопшим, вспомнив и моих родителей, долго меня благославляла и устав уснула. Ровно девять дней и ночей я не знала покоя. Бабушка была часто в забытьи и разговаривала с умершими родственниками, говоря им, чтобы они не уходили без неё, она готова идти с ними и уже бежит в догонку, прося их подождать и не уходить без неё. Я всё это слушала, гладя ей руки и плакала. Наконец свекровь поверила, что её мать уходит. Врачи делали уколы, но организм отторгал лекарство. Днём бабуля причитала, говоря, что руки и ноги сильно ломят от боли, мы ей массажировали их. Ночами каждые десять минут она просила её повернуть, посадить, положить...сна не было. И вот на девятую ночь я проснулась от тишины. Девять дней и ночей видимо уморили меня, только глубокой ночью я уснула крепким сном и вздрогнув, проснулась от тишины.  Ведь бабушка не давала спать, она просила быть у её изголовья, чтобы дать воды, перевернуть на другой бок или посадить. И вдруг тишина. А старики говорят, что когда отходит душа человека, его ангелы охраняя покой умерающего, усыпляют всех вокруг. Около бабушки была я одна и проспала ровно пятнадцать минут. Вскочив с кровати, я подошла к ней и пощупала ей лоб, он был очень горячим, но бабушка уже не дышала. Я испуганно отдёрнула руку и выскочила во двор, все вокруг крепко спали...так крепко, что я еле добудилась свекровь, Баха, его брата с женой, в общем в три пятнадцать ночи все собрались у изголовья усопшей. Она лежала на боку, мужчины перевернули её на спину и выпрямили ей ноги и руки, затем принесли белый ситцевый платок и подвязали подбородок. Я смотрела на всё это рыдая, широко раскрыв глаза. Было решено перенести тело в большую комнату, которая находилась в конце двора. Бабушка была очень полная, поэтому положив её на ватное одеяла и ухватившись за концы, мужчины медленно перенесли тело. Плакали все, но безвучно, ночь на дворе, шуметь нельзя было. Так как бабушка тяжело болела, было везде убрано и застелено курпачой заранее. С раннего утра двор стал наполняться людом. Как известно, плохая весть распространяется быстро, поэтому собралось очень много народа. Бабушку похоронили к дневному намазу.
Шли дни, месяцы, мои девочки выросли в красивых девушек. Старшей исполнилось семнадцать лет и она только закончила школу. Свекровь настаивала на том, чтобы выдать её замуж. Я возражала, как могла, говоря, что она ещё ребёнок, но свекровь была тверда в своём решении. Год прошёл со дня смерти её матери и она хочет выдать внучку замуж, пока сама жива. Я не смела ей перечить. Тем более, что сваты просто передышку не давали, каждый день приходили, а то и по два, три раза в день. Было несколько кандидатов, Бах остановил свой выбор на мальчике, которому не было и восемнадцати лет. Ему понравился отец мальчика, весёлый, простой и прямой человек. Что греха таить, мне очень понравилась мама мальчика. Как оказалось не зря, в дальнейшем она была мне, как родная сестра. Добрейшая, чистой души человек и очень красивая. Что ж, решили, сделали.  Жених вошёл с родителями и скромно опустив голову молча слушал старших. Потом взрослые вышли и к жениху зашла дочка. Она ему сразу понравилась, потому, что он сразу вручил ей подарок, а Тамилочка даже жениха не видела, она стояла опустив низко голову, не смея на него взглянуть. Так объявили о помоловке, у нас в день помоловки приходят сваты, или женщины, или мужчины. С собой приносят тазы с кушаньями, это манты, нарын, самса, табака, лепёшки сорок штук, патыр двадцать штук и сладости, халву, шоколадные конфеты, печёные изделия. Ну и родителям невесты подарки, в виде материала и чапана. Невесте тоже приносят материалы, обувь и нижнее бельё. Поев угощения, сваты ломают патыр, это значит, что жених и невеста помолвлены. Также родители жениха дают калым в виде денег, молодых благославляют и когда сваты уходят, им возвращают тазы, добавляя ещё два, с теми же явствами. А ещё каждому, кто пришёл, заносят поднос с конфетами, лепёшками и материалом. Если пришли мужчины, им надевают частные. Только жениху делают дорогие подарки. Костюм, рубашку, туфли, нижнее белье, носки и тюбетейку. Затем всех гостей провожают, назначив день свадьбы, вот тут начинается работа. Пошив занавесок, одеял, курпачи...покупают ковры, мебель, люстры, даже карнизы. Лишь после помоловки молодые встретились. Тамилочка пошла на свидание, а я её ожидала с волнением, понравится ли ей жених и что она скажет. И вот через часа четыре моя девочка пришла с большим букетом цветов, с коробкой шоколад и тортом, её лицо сияло радостной улыбкой. Я наконец расслабилась и удовлетворённо вздохнула,
- Понравился, слава Аллаху.
В середине восьмидесятых Бах приобрёл большой дом. Огромный зал и ещё больше айван, с двухкомнатной балханой и девяти сотками земли. Как я ранее писала, Бах очень любил держать в доме животных. Он купил корову, за которой ухаживали мои дети. Тамилочка доила, мальчики убирали хлев и готовили корм, также мы делали казы. Бах резал лошадь, солил и посыпал специями мясо, покупал отдельно кишки и мы всей семьёй готовили казы. Это ёмкий труд, я держала кишку, Бах заправлял внутрь кишки мясо, потом я гладя ладонью выпускала весь воздух, а племянник Баха завязывал конец кишки. Готовые казы складывали на скатерть на сутки, затем переворачивали на другую сторону ещё на сутки. Казы готово, можно продавать. Из лёгких и сердца лошади получались очень вкусные пирожки, печень можно было жарить с картошкой, это деликатесы, поверьте. Как-то привезли резвого коня и он развязался, свекровь в панике позвонила мне на квартиру и сказала, чтобы я срочно приехала. Когда я вошла во двор, конь бегал вокруг двора и все боялись к нему подойти. До моего прихода свекровь позвала даже соседей, двух мужчин, но и они стояли, в недоумении. Взяв верёвку, я резко пройдя через двор, подошла к коню и набросила её ему на шею. Странно, но конь, как вкопанный встал передо мной, то ли устал бегать, то ли испугался, что к нему резко подошли. Мне было страшно, но быстро обернув верёвкой шею коня, я повела его в стойло и крепко привязала, а  когда хотела выйти, оказалась зажатой крупом коня в угол. Он стоял ко мне задом и мог лигануть копытом. Погладив коня по крупу и оттолкнув его, я выскочила из стойла. Мужики глазели на меня широко раскрыв глаза, свекровь улыбаясь сказала, 
- Зачем я их позвала? А ты молодец, не испугалась.
- Я очень испугалась, только виду не хотела показывать. - смеясь ответила я ей.
Такие эпизоды запоминаются надолго. Перед свадьбой дочери Бах уехал во Владивосток, решил купить там машину. Он уехал вместе с близким другом Аликом. И через месяц они вдвоём привезли по машине. "ниссан-лаурель" с правосторонним рулём, японского производства. Таких машин в Ташкенте в те годы не было и все глазели на неё, как на диковинку. К свадьбе готовились всё лето, сарпа, ковры, мебель...в общем, двадцать первого сентября была свадьба моей Тамилочки. А двадцатого сентября у нас во дворе был праздник,  девишник моей дочери, Бах устроил с особым шиком. Были приглашены все друзья, родственники. Во дворе расставили столы и стулья, на сто человек. У Баха был близкий родственник, заслуженный артист СССР и народный артист Уз.ССР, Наби Рахимов. Он был племянником бабушки Баха. Наби Рахимов снимался в фильмах, "ЯБЛОКИ 41 ГОДА" "ОГНЕННЫЕ ДОРОГИ" "МИССИЯ В КАБУЛЕ" "ЭТО БЫЛО В КОКАНДЕ" "БУНТ НЕВЕСТОК"....так же работал в театре имени Хамзы. Он вместе женой, тётей Любой и своими учениками, Жамшидом Закировым, родным братом Фарруха Закирова, который стал к тому времени известным солистом ансамбля" Ялла" и Абдураимом Вахобовым были почётными гостями на нашем празднике. Девишник длился до четырёх утра, артисты не уставали петь и играть на народных инструментах, молодёжь не уставала танцевать. Утром рано, на рассвете, Бах дал плов на двести человек, так что до утра мы накрывали столы для мужчин. Все валились с ног от усталости, а ведь вечером сама свадьба и надо было выглядить достойно.


Рецензии