История протестантов в Иерусалиме

Кельвин Кромби (Kelvin Crombie)

Введение

Начало деятельности немцев в Иерусалиме связанно с Англиканской миссией и Англо-Прусским епископатом.Эта организация ранее носила название Лондонское еврейское общество или Лондонское общество занимавшееся миссионерской деятельностью в среде евреев. Сокращенно LJS. На сегодняшний день название организации изменилось. Аббревиатура выглядит как CMJ. Англиканская миссия, которая имела свое представительство в городе с 1833 г., служила основой для развития всей прусско-немецкой и протестантской деятельности на Святой Земле.
На протяжении того ряда лет, что я являюсь экскурсоводом в Церкви Христа в Иерусалиме, как только я начинал говорить об участии немцев в деятельности англо-прусского епископата,  я сталкивался с двумя интересными реакциями на услышанное: в одном случае, многие члены моей организации CMJ понятия не имели о немецких корнях нашего общества; во втором случае многие немцы, посещавшие Святую Землю, очень мало знали о начале немецкой деятельности . здесь и не представляли, что она связанна с организацией CMJ и Церковью Христа. В 19-ом веке Великобритания и Германия очень тесно сотрудничали друг с другом. Такое взаимодействие было связанно с тем, что каждая из этих стран не смогла бы добиться своих целей без помощи другой.
Эта статья посвящена началу протестантской деятельности в Иерусалиме, а так же вопросу, насколько эта деятельность облегчила работу немецким организациям, появившимся впоследствии в городе. Главная же цель этой статьи описание возникновения и развития Англо-Прусского епископата.

Христиан Фридрих Фрей (1771-1850 гг).

Общество LJS возникло в Англии в 1809 г. Это было начало нового столетия. Время больших ожиданий. После Французской революции старое государственное устройство пошатнулось и статус кво, существовавший до этого в Европе был нарушен. Люди искали новые ответы на свои вопросы и многие надеялись найти их в Священном писании. Они чувствовали, что время Конца дней постепенно приближается, а значит настал час выполнить поручение Христа и разнести Евангелие во все концы света.
В это время возникло два новых крупных течения: к первому относилось огромное количество миссионерских обществ, существовавших в Англии в то время. Среди них такие, как Baptist Missionery Society, London Missionery Society (LMS 1795 г). и Church Missionery Society (CMS), которые ставили своей целью расширить Царство божье перед вторым пришествием Христа. С другой стороны сильно увеличилось количество англиканцев, которые желали осуществления божьих намерений насчет народа Израиля, тех, о которых речь шла в Послании к римлянам: "...и так весь Израиль спасется" (глава 11 стих 25).
Это было почти неизбежно, что рано или поздно должно было возникнуть миссионерское общество, чья бы деятельность была направлена исключительно на еврейский народ. Инициатором создания такой организации был еврей уроженец Германии Иосиф Фрей. Изначально на его взгляды оказали влияние как немецкие протестанты (движение пиетистов), так и моравские братья (геренгутеры). Проводившийся в 1800 г. под руководством пастора Иоганнеса Янике (Jaenicke) Берлинский теологический семинар, в котором Фрей принимал участие, был важнейшей вехой в истории обоих этих движений.
В 1801 г. Фрей посещает Лондон в рамках своей работы на LMS. Но, поскольку он знал, как тяжела жизнь евреев Лондона, он испросил разрешения остаться в городе, чтобы работать именно с этой группой населения. Его просьба была удовлетворена. Результатом его деятельности стало то, что в мае 1809 г. группа протестантов среди которых были как представители евангелистской англиканской церкви, так и других церквей основала Лондонское общество по распространению христианства среди евреев.

Англиканское миссионерское общество

Присоединение этого общества к англиканской церкви произошло в 1815 г., когда покровителем церкви стал герцог Кентский Эдуард Август отец королевы Виктории (1819-1901 гг)., а Уилиям Уилдерфорс, который вел борьбу за отмену рабства был ее вице президентом. Их пресс- секретарем был знатный землевладелец Симеон Левис Вей (1772-1840 гг).

После войны с Наполеоном Вей совершил исследовательскую поездку по всей Европе. Главной целью его поездки была посетить Санкт Петербург и добиться аудиенция у царя. В Берлине он был в гостях у британского консула Сера Хюг (Hugh) Генри Роуза (1801-1885 гг) и там он достаточно долго и обстоятельно беседовал с прусским кронпринцем Фридрихом Вильгельмом 4 (1795-1861 гг). Вскоре после этой беседы он еще раз встретился с наследником престола на конгрессе в Ахене, где Фридрих Вильгельм выразил поддержку его плану заступничества за евреев.
Начало деятельности LJS на Святой Земле приходится на 1820 г. Связанно оно с тем, что общество поручило швейцарскому миссионеру Мельхиору Тшоуди (Tschoudy) совершить поездку в Иерусалим. За ним последовал Иосиф Вольф (1795-1862 гг)., который случайно прибыл в город одновременно с еще одним американским миссионером. Однако, все попытки Вольфа основать представительство LJS в городе не увенчались успехом. Поэтому было решено послать в город Вея для ведения переговоров о создании отделения миссии.
Но, из-за проблем со здоровьем поездка Вея на Святую Землю не состоялась. Вместо Вея в Иерусалиме поселился его ирландский коллега Вилиям Левис. Как представителю непризнанной властями конфессии (у протестантов в османской империи не было никакого официального статуса) ему пришлось столкнуться с немалыми трудностями. В то время социальный статус человека определялся по распространенной на Востоке системе "димми". На вершине социальной лестницы находились мусульмане, за ними следовали православные христиане, несколько более низким статусом обладали католики и представители восточных церквей. Внизу социальной лестницы находились евреи. Османские власти считали, что эта система должна оставаться неизменной.
Вынужденный действовать в рамках существующего законодательства, Левис просил прислать себе помощника врача, это был как раз тот человек в чьих услугах город так отчаянно нуждался. В ответ на эти просьбы организация LJS прислала в Иерусалим еще одного ирландца врача по профессии Георга Дальтона. Очень скоро оба представителя LJS осознали каково отношение к протестантизму на Востоке. Они поняли, что протестанты смогут основать в городе свое представительство только если, во первых, произойдет смена власти и во вторых в городе будет основано консульство одной из протестантских стран.
Услуги Дальтона очень высоко ценились среди местного населения, а Левис в конце концов покинул Палестину. После его отъезда LJS послала в Иерусалим Николайсона (1803-1856 гг). Николайсон был родом из Шлезвига-Гольштейна. На его взгляды оказала большое влияние церковь моравских братьев. Он тоже, прежде чем стать членом LJS, принимал участие в работе берлинского семинара. Николайсон владел немецким языком, что позволяло ему общаться с членами местной общины ашкеназийских евреев. Перед поездкой он также изучил в Берлине основы арабского языка.
Уже казалось, что несмотря на противодействие властей, протестантской церкви удастся основать свое представительство на Востоке, но, несмотря на то, что начало было многообещающим, этого не произошло. В 1826 г. заболевает и умирает Дальтон. А Николайсон, который врачом не был, был вынужден через некоторое время покинуть город. И все-таки на протяжении последующих семи лет он продолжал проживать на Ближнем Востоке в надежде, что ворота Святой Земли вот-вот откроются для протестантской церкви.

Восточный вопрос

Такая возможность появилась благодаря геополитическим преобразованиям. Во время правления в Египте Мехмета Али, египтяне сначала захватили Синайский полуостров, а к 1833 г. и всю провинцию Сирия. Отдавая себе отчет в том, какие интересы преследует Англия в данном регионе (речь идет в основном о английской политике после войны с Наполеоном), они были заинтересованы в установлении стабильных дипломатических отношений с этой страной и поэтому разрешили всем, заинтересованным в том, гражданам Великобритании осесть в своем государстве. Николайсон был первым, кто принял в октябре 1833 г. это приглашение. Вскоре после этого события в 1835 г. Энтони Эшли Купер (1801-1885 гг) в будущем граф Шефтсбери и неофициальный глава евангелистской партии в Англиканской церкви начинал принимать участие в деятельности LJS.
В прошлом Шефтсбери провел несколько лет в Риме, где познакомился с Христианом Бунзеном (1791-1860 гг), секретарем при Прусском посольстве в Ватикане.
Бунзен состоял в браке с Франсес Ваддингтон, англичанкой, принадлежавшей к высшему классу общества. Этот знатный немец произвел сильное впечатление на Шефтсбери. Воодушевленно обсуждали два этих человека общие для их держав интересы.
Начиная с 1835 г. Шефтсбери занимается различными поручениями LJS и в первую очередь решением, которое приняла эта организация о приобретении в Иерусалиме участка земли для постройки там протестантской церкви. В октябре 1838 он изложил свои раздумья по этому вопросу в форме следующей записи: "Разве не могли бы мы основать в Иерусалиме протестантский епископат и передать под его юрисдикцию все протестантские церковные общины Леванта, Мальты, африканского побережья, ныне существующие или те, которые возможно возникнут впоследствии"?
Христиан Бунзен разделял эти взгляды. В феврале 1838 г. его перевели из Рима в Лондон, где он работал в прусском посольстве. 10 декабря 1838 г. Шефтсбери обсудил свою идею с Бунзеном. В результате этого разговора возник так называемый "Иерусалимский план" или как его часто называли просто "План". Бунзен ввел в курс дела своего кронпринца Фридриха Вильгельма 4.
В это же время лорд Генри Джон Палмерстон (1784-1865 гг), который благодаря браку был связан родственными узами с Шефтсбери и занимал должность министра иностранных дел, принял решение об основании в Иерусалиме британского вице консульства.
Консульство было основано в 1838 г. Первым консулом был назначен Уиллиям Таннер Юнг, которому было поручено взять под свою защиту как евреев города, так и немногочисленных протестантов, проживавших в то время в Иерусалиме. К 1838 г. многие известные деятели английской протестантской церкви были связанны с иерусалимским отделением LJS. Среди них такие как: Николайсон, Скотт Кальман, Александр Леви, Джордж Пиритц (Pieritz), Альберт Вильгельм Герстман и Мелвил Бергхайм.

Египет снова приходит в движение

В 1838 г. геополитическое равновесие как в Европе, так и на Ближнем Востоке оказалось под угрозой. На юге складывался фрацузско- египетский альянс, а на севере турецко-русский. Если бы одна из вышеперечисленных сил вступила бы в войну и одержала победу, это привело бы к усилению роли одной из европейских держав и к тому, что пути ведущие в Индию для англичан были бы перекрыты. Исходя из этих соображений Пальмерсон вынужден был заключить союз с Турцией, Россией, Австрией и Пруссией, который вошел в историю под названием Альянс Четырех. В середине 1840 г. война казалась неизбежной.
В это же время на прусский трон взошел новый правитель Фридрих Вильгельм 4. В то лето он видел сон, который впоследствии получил название "Сон в летнюю ночь". Прусскому королю предвиделся всемирный протестантский союз с центром в Иерусалиме. Несомненно у него при этом были на уме те или иные геополитические интересы.
В ортодоксальных еврейских кругах были убеждены, что 5600 г. по еврейскому календарю (он же 1839-1840 г. по общему календарю) станет временем начала наступления мессианских времен. Геополитические изменения в регионе усилили это ощущение. Эти мессианские чаяния разделяли так-же представители британской англиканской церкви. Они провозгласили 1840 г. началом возрождения Израиля.
Ощущения того, что грядут изменения только усилились с появлением нового кровавого навета. В феврале 1840 г. Дамаске пропали монах капуцин отец Томас вместе со своим слугой. Вся еврейская община города была обвинена в том, что они похитили этих людей, чтобы использовать их кровь в ритуальных целях для приготовления мацы. Это ложное обвинение стало причиной небольшого погрома в Дамаске, но было ясно, что этим народ не удовлетворится и волна погромов перекинется на другие города.
На протяжении всего 1840 г. весь западный мир напряженно следил за происходящим на Ближнем Востоке. И среди всех этих событий у прусского короля вдруг появляются видения о Иерусалиме.
Альянс четырех выдвинул Мухаммеду Али окончательный ультиматум, что он должен покинуть территорию Сирии и удовлетвориться властью, передаваемой по наследству в Египте. Мухаммед Али ответил отказом. Военный конфликт был неизбежен. Потом возникли дополнительные сложности связанные с заявлением Франции, что она не будет принимать участие в изгнании египтян из Сирии. Это вновь привело к обострению отношений между ней и Англией. В данной ситуации Пруссия стремилась заключить более тесный геополитический союз с Великобританией.
В эти дни всеобщего волнения и все нарастающего беспокойства при дворе турецкого правителя, султан провел реформу носящую название "Хатти Шериф оф Гульхане", по которой всем немусульманским народам проживающим на территории Османской империи предоставлялась религиозная свобода, по крайней мере на бумаге. Неустойчивые государственные союзы и политические маневры были в то напряженное время обычным явлением. Это относится так-же и к агитации относительно будущего Сирии вообще и особенно Святой Земли в частности, т.к. эта территория представляла особый интерес для католиков французов и австрийцев, а так же для православных русских. Она была небезынтересна и протестантам: англичанам и прусакам.

План Великобритании о возрождении Израиля

В это время у Великобритании возник грандиозный план связанный с возрождением еврейского народа. По инициативе Шефтсбери и при поддержке шотландской церкви было отправлено множество петиций на имя лорда Пальмерстона, целью которых было разъяснить, что наступило время способствовать возвращению еврейского народа на Святую Землю. В интересах Турции будет не препятствовать переселению как можно большего числа евреев к себе на родину. Таким образом Турция с одной стороны получит новых союзников в регионе, с другой стороны будет создана буферная зона между Османской империей и стремящимся расширить свое влияние Египтом.
Англичане поддерживали этот план из следующих соображений: во первых англикане считали, что прежде чем придет мессия, еврейский народ должен вернуться на Святую Землю. Во вторых, как только евреи осознают, что своим возвращением на родину они обязаны Великобритании, они будут рассматривать англичан как державу под покровительством которой они находятся.
Осенью 1840 г. флот, состоявший по большей части из английских кораблей обстрелял побережье Леванта и с захватом Акко 3 ноября закончился период египетской колонизации Святой Земли.

Прусский план

Несмотря на то, что Турция вернулась к управлению Святой Землей, целый ряд вопросов нуждался в уточнении. Для этой цели в июле 1841 г. была созвана конференция в работе которой приняли участие Турция и страны входящие в Альянс четырех (включая Францию). Во время работы конференции британцы пытались популяризировать среди ее участников идею возрождения Израиля, пока прусский король не предложил встречный план.
Пруссия стремилась заключить соглашение с Турцией, а так-же европейскими державами, которое бы гарантировало передачу под христианский контроль и управление заселенных по преимуществу христианами районов в следующих городах: Иерусалим, Вифлеем и Назарет. В рамках этого соглашения Россия должна была выступать как представительница православной церкви, Франция и Австрия католической, а Британия и Пруссия протестантской. Прусский военный атташе в Константинополе Гельмут Карл фон Мольтке (1800-1891 гг) предложил превратить Палестину в буферную зону между Турцией и Египтом и передать ее под контроль Пруссии.
30 марта 1841 г. прусский король продиктовал своему главному поверенному Йозефу Мария фон Радовиц текст речи, которую он собирался произнести перед главами государств в преддверии мирной конференции. В этой речи он предлагал воспользоваться той уникальной ситуацией, которая сложилась на данный момент.
Но, по мере приближения времени начала конференции, которая должна была состояться в июле, становилось ясно, что ни план Пруссии, ни планы других европейских стран не будут одобрены султаном. Турция не была готова передать контроль за исламской территорией в руки немусульман.
Британское влияние играет главную роль
Со временем стало ясно, что и британское предложение о Возрождении Израиля было обречено на провал. Помимо прочих трудностей, связанных с реализацией плана, еврейский народ просто не был готов к переселению в Землю Израиля. Нет нужды говорить о том, как сильно были разочарованы представители англиканской церкви.
В январе 1841 г. жизнь в Иерусалиме начала возвращаться в свою обычную колею. Самая большая из британских организаций, находящихся на территории Палестины LJS основала свое отделение в городе. Ожидание приезда большого числа евреев, а так же то, что Британия играла ведущую роль во время сирийского конфликта ( и это давало ей надежду на поддержку со стороны турецких властей) помогло Англии сформировать свои планы насчет будущего Палестины. В этих планах далеко не последнее место было отведено созданию протестантской церкви в Иерусалиме.
Возникли однако и другие, новые идеи. Глава CMS граф Чичетерский заявил, что поскольку Великобритания играла активную роль в войне, правительство Англии должно теперь содействовать большей религиозной свободе в Леванте. Одновременно с этим организация CMS пыталась основать протестантский епископат в Средиземноморье. Вопрос состоял в том, где должно располагаться это учреждение на Гибралтаре или на Мальте.

Новая инициатива Прусского короля

Между тем у короля Пруссии возникли новые грандиозные планы насчет Святой Земли. Эти намерения были по своей сути нереалистичными. Постепенно стало ясно, что лучшим способом для Пруссии укрепить свое присутствие в Палестине было бы присоединение к уже существующей в городе британской организации.
Теперь и прусского короля занимал вопрос создания в Иерусалиме англиканского епископата, под покровительством которого могли бы найти прибежище прусские и немецкие протестанты. В дальнейшем эта организация могла бы служить базой для продвижения в том числе и чисто немецких инициатив. Епископат должен возникнуть на маленькой территории принадлежащей LJS .
На протяжении всей весны 1841 г. Фридрих Вильгельм 4 и Бунзен работали над этим "планом". После того, как все идеи были изложены на бумаге, в Великобритании произошло два события, поставивших реализацию плана под вопрос. Первое из них случилось в июне 1841 г. Был принят новый "Колониальный епископский акт", согласно которому англичане собирались основать епископаты: один в Новой Зеландии; второй в районе Средиземного моря в Гибралтаре или на Мальте. Второе: правительство Вига, которое возглавляли Мельбурн и Пальмерстон и которое считалось дружественным Пруссии, вынужденно было по решению палаты общин уйти в отставку и вскоре должно было быть сформировано правительство состоящее из менее дружественных торри.
К 8 июня прусский план был готов. Через несколько дней Бунзен выдвинул 3 предложения. Двое из которых были дополнением к мирному договору в Леванте и так никогда и не были приняты. А третье было связано с независимой от Британского правительства и англиканской церкви инициативой по созданию Протестантского епископата в Иерусалиме.
Произошло то, что изначально предложенный Шефтсбери и поддержанный Бунзеном (составленный в духе идеологии CMS) план теперь обсуждался на уровне прусского короля.
Несмотря на то, что попытка возродить Израиль в 1840 г. потерпела неудачу, британские евангелкане отчаянно пытались осуществить хоть что-то, что отдалено соответствовало тем надеждам, которые они питали. Поэтому, они теперь вовсю опирались на поддержку евангелистского крыла Англиканской церкви и на помощь организации LJS в частности.
Бунзен встретился с Пальмерстоном, с архиепископом Кентенберийским и Шефтсбери и вместе они пришли к консенсусу. Это был во многих аспектах триумф евангелистской части Англиканской церкви над англо-католиками и Высокой церковью, которые всячески избегали сближения с континентальным протестантизмом.
13 июля Бунзен написал своей жене, что удалось урегулировать все вопросы. К 19 июля были согласованы все детали с правительственными чиновниками. Теперь Бунзен и Шефтсбери обратились непосредственно в LJS, чтобы выбрать кандидата на роль первого епископа. Выбор пал на Александра МакКаула (McCaul), который однако отклонил это предложение, т.к. считал что первый епископ должен быть евреем по происхождению. Он предложил на эту должность кандидатуру своего лучшего друга Михаэля Соломона Александра (1799-1845 гг).
Фактически Александр обладал всем необходимым набором качеств для того, чтобы возглавить протестантский епископат в Иерусалиме. Он был не только англиканом евангелистом, но и выходцем из Пруссии и евреем по происхождению. На его рукоположении присутствовали такие знатные особы, как: Бунзен, Генрих Абекен (секретарь по иностранным делам при дворе Прусского короля), советник при министерстве иностранных дел Пруссии барон Александр граф фон Шлейниц, а так-же прусский генеральный консул Бернард Хебелер.

За и против "плана"

Оппозиционные и частично лояльные жители как Великобритании так и Пруссии приветствовали создание епископата в Иерусалиме и назначение Михаэля Соломона Александра на должность епископа. Прусский король пожертвовал епископату 15000 фунтов. 14 ноября Иоганн Альбрехт Айхгорн прусский министр по делам религий опубликовал циркуляр, в котором он информировал немецкое общество о создании епископата на территории Святой Земли, а так-же о том, что для того, чтобы укрепить собственное положение на Востоке, надо поддерживать более тесные отношения с Великобританией.
Далее из циркуляра следовало, что путем создания епископата Прусское правительство планирует укрепить свой статус на Ближнем Востоке и таким образом облегчить признание немецкой протестантской церкви в Османской империи.
После летних парламентских каникул Эшли и Бунзен вынуждены были защищать концепцию единого епископата от все возрастающей оппозиции. Оппозиционеры были представлены двумя направлениями: во первых некоторые направления англиканской церкви, которые отвергали Иерусалимский епископат из страха, что он будет вмешиваться в юрисдикцию традиционных церквей. Второй противоборствующей силой было новое правительство, которое в августе вступило в свои полномочия. Соображения, по которым новое правительство противилось созданию епископата нашло свое отражение в следующем разговоре, который состоялся между Бунзеном и новым министром иностранных дел Абердееном:
"Тем самым мы пробудим зависть у России, Австрии и Франции. Они начнут предъявлять завышенные требования к Османскому правительству и подобно нам создавать свои представительства. Таким образом мы сами ускорим распад Османской империи. Возможно, сам план насчет перехода евреев в христианство неплох, но я не думаю, что мы извлечем хоть какую-то конкретную пользу из этого..."

Дипломатические бои в Константинополе

Джон Понсонби (1700-1855 гг) британский консул в Константинополе так-же отвергал этот план. Он считал, что данный план поставит под угрозу реализацию других проектов Британской империи в регионе. Особенно сложным было бы получить разрешение строительство протестантской церкви в Иерусалиме. Обращение с подобной просьбой к правительству почти наверняка наткнулось бы на отказ, т.к. это противоречит турецкому законодательству.
Вскоре послу стало известно, что турецкое правительство дало разрешение на строительство новых церквей в тех местах, где уже есть церкви, при условии, что новые церкви будут принадлежать одной из конфессий признанных в Османской империи. Пальмерстона подобные детали не интересовали. Он утверждал, что Турция в долгу перед Великобританией, т.к. именно Англия в первую очередь спасла Османскую Империю от захвата египтянами. 28 августа 1841 г. он отправил послу письмо, в котором изложил свои конкретные требования. Его бескомпромиссная позиция оправдала себя. 8 сентября Пальмерстон получил от Понсонби следующий ответ: "Я надеюсь, мне удастся получить фирман на строительство протестантской церкви в Иерусалиме".
В этом же письме речь шла так-же о послании отправленном Пальмерстоном 4 августа 1841 г., в нем говорилось о интересах прусского короля, связанных с планируемой постройкой церкви в Иерусалиме. Понсонби писал, что до сих пор все переговоры с турецкими властями он вел сам без какой либо помощи со стороны Пруссии.
Опасения Понсонби, что вмешательство Турции в британские дела в Константинополе может иметь разрушительные последствия, были обоснованны. В середине сентября он встретился со своим прусским коллегой, графом фон Кенигсмарком, чтобы обменяться информацией насчет строительства протестантской церкви в Иерусалиме. 15 сентября в письме Пальмерстону Понсонби отчитался о своей последней встрече с турками, в ходе которой ему было разъяснено следующее:
"..Мне пока не удалось достичь большего, чем получение независимого от других властей разрешения османского министра на строительство церкви в Иерусалиме. А так-же обещания, что этот министр поставит в известность других представителей властей включая иерусалимского кади, чтобы он не препятствовал нам при строительстве церкви. Все это при условии, что здание церкви будет скромным и небольшим по размеру и не будет привлекать к себе излишнего внимания. Я надеюсь получить разрешение в письменном виде. Я боюсь, что Порта не даст нам фирман".
В дальнейшей части письма Понсонби сообщал, что Рифаат паша рассказал ему, что граф фон Кенигсмарк пытался получить для Пруссии разрешение "посылать рыцарей своей религии в Турцию точно так-же, как в другие страны. Порта ответила на его просьбу отказом".
Пока в октябре в Лондоне план строительства епископата приобретал свои последние штрихи, отношение к командированным в Иерусалим англичанам в Константинополе сильно ухудшилось. Виной тому было прусское вмешательство в переговоры. 12 ноября 1841 г. в турецком правительстве обсуждался вопрос назначения епископа Александра. Понсонби писал в Англию, что турки прилагают все усилия, чтобы предоставить ему особые привилегии. В ответ на эти усилия англичан, Абердеен отправил в Константинополь письмо Бунзена, в котором доказывалось, что идея основания епископата исходит из Пруссии, а не из Англии.
Создается такое впечатление, что Абердеен пытался облегчить хлопоты Понсонби и взять на себя часть нагрузки связанной с получением разрешения о строительстве протестантской церкви в Иерусалиме. Тем самым он хотел показать, что не только благодаря Англии в Иерусалиме возникли церковь и епископат, и поэтому часть хлопот связанную с переговорами с турецкими властями надо переложить на Пруссию.

Епископ Александр в Иерусалиме

В январе 1842 г епископ Александр прибыл в Иерусалим. Его приезд поднял авторитет англичан, LJS, прусаков, англиканцев и протестантизма в целом. Но, на высоком уровне все еще было сильное сопротивление этому проекту, как со стороны дворца султана в Константинополе, так и со стороны Парижа, Петербурга и Вены. Там сравнивали появление протестантского епископата и назначение епископа Александра с позицией "шах" в шахматной игре.
Теперь у протестантов появилась веская причина для основания дипломатического представительства в Иерусалиме. В 1842 г. в город приезжает Эрнст Густав Шульц (1818-1851 гг). Он стал первым прусским консулом в Иерусалиме. Алексадр времени не терял, он старался выполнить возложенную на него миссию по расширению протестантской деятельности в среде жителей города и в первую очередь по работе с еврейской общиной. В январе 1843 г. он был вынужден резко прервать свою работу. Дело в том, что турецкие власти запретили организации LJS строительство протестантской церкви в Иерусалиме. К проблеме получения фирмана на постройку церкви подключились немецкие правительственные чиновники высшего ранга, включая самого короля. В дипломатических переговорах по этому вопросу участвовали представители трех стран: Великобритании, Пруссии и Османской империи. Несмотря на дипломатические препоны Александр делал многое для жителей Иерусалима.

Александр принимает немецких гостей

Во многих случаях протестантскому епископу приходилось оказывать приют высокопоставленным посетителям Иерусалима, как из Британии, так и из Германии. Вот, что пишет об этом его дочь Дебора: "Папе довольно таки часто доводилось принимать у нас постояльцев. Дело в том, что в то время в городе кроме монастырей не было ни гостиниц, ни оздоровительных центров. Путешественники тех дней принадлежали, как правило, к высшему слою общества. Было много знатных, много богатых людей, деятелей культуры. Они приезжали с рекомендательными письмами. Среди многочисленных посетителей стоит отметить особо др. Лепсиуса
немецкого египтолога др. Штрауса, др. Абекена секретаря в министерстве иностранных дел при прусском королевском дворе, графа Поуртенберга (Pourtenberg), графа фон Вильденбруха,
маркиза Слайго
лорда Истнора, Уи;льяма Ме;йкписа Те;ккерейя,
Эллиота Уорбертона, а так-же Александра Уильяма Кинглека автора «Eothen»-а. Стоит так-же упомянуть удивительного человека Артура Макмерро Кавана, который несмотря на то, что был лишен руки и ноги, бесстрашно скакал на лошади".
В июне 1845 г. Иерусалим посетил особый гость из Германии др. Генрих Абекен. За несколько лет до поездки Абекен служил капелланом при дипломатической миссии в Риме, где в то время находился и Бунзен. Вдвоем они обсуждали планы будущего обустройства англо-прусского епископата. После того, как 22 июня он принял участие в протестантской службе, которая проводилась во временно отстроенной капелле, он описал свои впечатления в письме Бунзену:
"Насколько воодушевило меня посещение нашей церкви на Сионской горе. Я находился в очень скромном церковном помещении набитом прихожанами количеством около 60 человек. Более чем в каком-либо другом месте ощущал я благословение, которым обладает христианская община "в духе и истине". Это совсем не малозначительное событие возникновение протестантской церкви в Иерусалиме на Сионской горе.
После службы я направился в дом епископа. Он и все члены его очень милого семейства встретили меня как старого друга. Эта была очень волнующая встреча и она и не могла быть другой. Мы вспоминали, что до этого виделись последний раз в Лондоне четыре года назад".
Можно представить, как шокирован был Абекен и не только он, но и многие другие христиане в Пруссии и Великобритании, когда узнали что в конце 1845 г. епископ внезапно скончался по дороге из Египта в Палестину. Это произошло несколько месяцев спустя после отъезда Абекена.

Второй епископ-Самуэль Гобат

Согласно правилам епископата следующим кандидатом должны были назначить прусского епископа. Им стал Самуэль Гобат (1799-1879 гг). Сам Гобат, хотя и был родом из Швейцарии, но был немцем по своему мировоззрению. Он много лет сотрудничал с CMS. Его приезд лишь слегка опередил прибытие группы посланной швейцарской организацией- миссией св. Кришоны. В состав этой группы входил и немец Конрад Шик.
Гобат не чувствовал себя связанным обязательством, которое взял на себя Александр, работать исключительно среди еврейского населения. В конце концов он был представителем прусского короля и должен был отстаивать интересы Пруссии на Святой Земле. Прибывший в 1846 г. новый британский консул Джеймс Фин абсолютно не одобрял действия Гобата. Но, ни в коем случае нельзя отрицать тот огромный вклад который внес Гобат как в развитие Иерусалима в частности, так и всей Палестины в целом. При нем в целом ряде мест были основаны воспитательные и благотворительные учреждения. Он пригласил на Святую Землю многие миссионерские общества.
Именно во время его каденции в 1849 г. была отстроена и освящена церковь Христа (Christ Church). Во время освещения этой церкви он произнес проповедь, в которой была следующая цитата из пророка Исаии (56:7) " ...ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов". Эти слова содержат в себе квинтэссенцию жизненного кредо епископа Гобата. Надо сказать, что Гобату не очень нравилось то, что LJS в те дни пренебрегала универсальными задачами своей организации.
Для продолжения работы на Святой Земле он пригласил в 1851 г. CMS. Иерусалим должен был стать опорным пунктом для дальнейшей деятельности этой организации. Это означало, что отныне LJS не было единственным британским и англиканским представительством в Палестине. Епископ теперь тоже не состоял только в одной организации и его приходилось еще с кем-то делить. Многие ключевые фигуры в миссионерском движении прибывшие в Палестину по линии CMS были по национальности немцами.
В 1851 г. Гобат пригласил на Святую Землю представительниц института диаконис, который возглавлял Теодор Флиднер (1800-1864 гг)., чтобы они работали в среде арабского населения. Таким образом, благодаря появлению огромного числа немецких миссионерских организаций,к 1852 г. количество немецкоговорящих членов протестантской общины выросло настолько, что пасторы из Церкви Христа, состоявшие в LJS, просто не могли справится с этим множеством людей. Гобат обратился к Фридриху Вильгельму 4 с просьбой о помощи. Он прислал на Святую Землю немецкоговорящего пастора Фридриха Петера Валентинера (1817-1894 гг)., в задачу которого входила помощь Гобату во время проведения служб. Раз в 14 дней Валентинер произносил проповедь в церкви Христа. Гобат писал об этом:
"Я счастлив сообщить, что почти все члены нашего сообщества, понимающие немецкий, с радостью пользуются этой возможностью, которая с одной стороны помогает им приобретать новые знания, с другой укрепляет в вере. Я же вижу источник благословенный и основу для благодарности нашему общему Богу за то, что несмотря на то, что у нас два разных типа богослужения, и мы принадлежим к двум различным церквям, у нас единая доктрина и мы все относимся к одной общине".
В последствии Валентинер проводил регулярные службы и у диаконис. В дальнейшем Церковь Христа стала местом встречи различных протестантских групп Иерусалима: англичан, немцев, евреев, арабов и испанцев. И если во время службы присутствовали и британский и прусский консулы, то они сидели по обе стороны от прохода справа и слева прямо напротив друг друга.
Несмотря на то, что в целом между представителями различных протестантских народов царила кооперация и гармония, некой напряженности в отношениях все-же не возможно было избежать. Наиболее яркое отражение это нашло в конфликте между епископом Гобатом и консулом Фином. Фин считал, что епископат должен служить в первую очередь интересам Британии. Гобат не разделял эту точку зрения, а так-же был не согласен с тем, что он должен проводить миссионерскую работу исключительно среди евреев.
В дальнейшем Гобат решил подчиняться лишь исключительно прусскому консулу др. Георгу Розену (1820-1891 гг), что не могло не злить Фина. В 1862 г. в Иерусалиме побывал принц Уэльский Эдвард (1841-1910 гг). Кронпринц предпочел, чтобы в поездках его сопровождал известный археолог и ботаник др. Розен, а не Фин. Очевидно, те негативные чувства, которые прусский консул испытывал по отношению к своему британскому коллеге, передались и принцу и наиболее вероятно, что именно это послужило причиной отставки Фина год спустя.
Семь лет спустя в 1869 г. в Иерусалиме побывал прусский престолонаследник Фридрих Вильгельм (1831-1888 гг). Он посетил Святую Землю по пути на церемонию открытия Суэцкого Канала. Во время своего пребывания в городе он получил в подарок невозделанный участок земли рядом с Храмом Гроба Господня-Муристан. Теперь у немцев появилась надежда, что когда-нибудь у них будет собственная церковь в Иерусалиме. Примерно в то же время появились и первые планы будущей церкви, но ими тогда никто не воспользовался. Немецкие протестанты продолжали по прежнему посещать службы в церкви Христа.
Многие немецкие миссионеры сделали себе имя работая на британские организации. Самый известный из них Конрад Шик. Он был вынужден покинуть дом братьев в 1850 г. После этого Шик перешел работать в организацию LJS, службе в которой он оставался верен до самой смерти. Он оставил на облике Иерусалима свою неизгладимую печать и таким образом стал Леонардо да Винчи Святого города.

После смерти Гобата

После смерти Гобата в 1897 г. епископом стал англичанин ирландец по происхождению Иосиф Барклай (1831-1881 гг). Барклай пробыл на этом посту совсем недолго. После его преждевременной кончины в 1881 г., право выбора епископа вновь перешло к Пруссии. В принципе многие немцы были за то, чтобы расторгнуть соглашение 1841 г. и распустить Англо-Прусский епископат. Это было связанно с тем, что произошли сильные изменения в геополитике и вместо маленькой Пруссии возникло государство объединенная Германия. В Великобритании количество противников единой церкви превысило число ее сторонников и они потребовали у архиепископа расторжения старых договоренностей.
Когда известия о намерениях Германии достигли LJS, там началась паника. Роспуск протестантского епископата не было ни в интересах LJS, ни в интересах CMS. В обоих организациях старались опровергнуть претензии немцев, что епископат не выполнил в отношении их общины изначально возложенные на него обязанности.
Несмотря на все, что сделал для них епископ Гобат, немцы чувствовали себя в епископате обделенными, людьми второго сорта. Часть этих претензий соответствовала действительности, но вне сомнения что таким образом правительственные круги искали причину для расторжения былых договоренностей. Германия 1882 г. стремилась к независимости в особенности в Иерусалиме, где у нее имелась возможность продемонстрировать султану свое величие.
В июне 1882 г. немецкое правительство сделало первый ход в этом направлении на дипломатической арене. Министр иностранных дел Георг Мюнстер отправил письмо своему английскому коллеге лорду Гренвилю (Granville) , в котором он выражал желание своего начальства аннулировать соглашение на том основании, что оно не сумело воплотить в жизнь желания покойного короля Фридриха Вильгельма 4. В 1883 г. архиепископ Кентерберийский написал ответ на это предложение. В свое письме он подчеркнул, что очень заинтересован в том, чтобы существующие договоренности оставались в силе. На следующий год он получил ответ от немецкого посла, в котором говорилось, что нерасторжение соглашений возможно при следующих условиях (в конечном итоге англиканская церковь не сочла возможным их принятие):
1. Отменить право вето, которым обладает английский архиепископ, по отношению к назначениям на должность, получившим одобрение прусского короля или немецкого императора;
2. Немец, назначенный епископом в Иерусалиме не должен подчиняться правилам англиканской церкви.
Несмотря на то, что обмен корреспонденциями между Лондоном и Берлином продолжался еще некоторое время, всем было ясно, что договор будет аннулирован. В феврале 1886 г. архиепископ Кентерберийский принял решение, расторгнуть соглашения существующие с 1841 г. В этом же году император Вильгельм 2 аннулировал договоренность и приостановил выплаты епископату. На юридическом уровне все было окончательно урегулировано к 1887 г.
Новые направления развития немецких и британских церквей в Иерусалиме
Англо-католическая партия рассматривала произошедшее, как благоприятную возможность ограничить деятельность евангелистов в Иерусалиме. Это противоречило интересам двух крупнейших миссионерских обществ : LJS и CMS. Они приложили немалые усилия, чтобы укрепить протестантское присутствие в Иерусалиме в частности и на Святой Земле вообще и не были готовы отказаться от всего достигнутого.
Оказавшийся между двух лагерей архиепископ Кентерберийский решил не распускать епископат, а изменить и модифицировать направление его деятельности. Превратить его в нечто подобное дипломатическому представительству. Он назначил нового епископа Георга Франциса Пофама (Popham) Блейта (1832-1914 гг) , который по своим взглядам был ближе к Высокой церкви. Евангелистов эта кандидатура привела в замешательство. Епископ Блейт был честолюбив. Он обладал полным правом и желанием ограничить деятельность двух евангелистских обществ в Иерусалиме и получить церковь Христа полностью в свое распоряжение, превратив ее в кафедральный собор. LJS этому решительно воспротивилась. В следствие этого Блейт был вынужден создать новую организацию Jerusalem and East Mission Fund (JEMF). Он так-же приобрел участок земли для строительства своей церкви.
Освободившиеся из британского ярма немцы могли теперь заниматься развитием собственной общины. Они получили поддержку за счет того, что в 1889 г. император Вильгельм 2 основал "Иерусалимский фонд". Первое чем начали заниматься представители новой организации была проектировка немецкой церкви в Иерусалиме. 31 октября 1898 г. состоялось торжественное открытие церкви Искупителя на Муристане. Это явилось причиной немалого переполоха в геополитической области. Во всей Европе с большим интересом следили за происходящим. В октябре император прибыл в Иерусалим, во первых для того, чтобы лично участвовать в освящении церкви, во вторых чтобы поднять свой авторитет в глазах человека, который в ближайшем будущем станет его союзником на Ближнем Востоке-в глазах османского султана.
Этот визит предоставил и султану возможность завоевать симпатию у императора. Он передал последнему два участка в районе Иерусалима. Один расположен на южной окраине города. В этом месте будет впоследствии отстроено аббатство Дормицио. Другой на Масличной горе, где со временем возникнет впечатляющий комплекс зданий Августа Виктория. Наблюдая за строительными работами, которые велись незадолго до начала Первой мировой войны, жители города, являвшиеся подданными Великобритании высказывали опасения, что со временем эта постройка может послужить жилищем для гарнизона немецких солдат.
Через несколько недель после открытия немецкой церкви Искупителя был освящен кафедральный собор св. Георгия. Церемония, состоявшаяся по этому случаю, была, конечно же, менее пышной. Каждая из этих церквей прошла свой собственный путь развития. Англиканская церковь распалась на три ветки, представленные тремя независимыми друг от друга представительствами: JEMF, LJS и CMS.
В геополитическом плане пути двух держав начиная с 1841 г. тоже разошлись. В 1914 г. Германия, Австро-Венгрия и Турция заключили союз, целью которого было нанести поражение таким странам как: Великобритания, Франция и Россия. В это время в Иерусалиме действительно появляются немецкие офицеры, а в комплексе Августа-Виктория размещают гарнизон немецких солдат.
11 декабря 1917 г. в город вступает генерал Алленби, как представитель объединенных сил коалиции. Он выступает практически в той же роли, что и император Вильгельм в 1898 г. Скромный вход генерала в город резко контрастировал с церемонией праздничного въезда императора в Иерусалим в 1898 г. Центральным пунктом программы стало восхождение Алленби по ступеням Башни Давида. Эта башня находится как раз напротив церкви Христа, первого участка земли, приобретенного в Иерусалиме англичанами. По иронии судьбы это то самое место, где началась в новое время и немецкая история Иерусалима.

Заключение

На участке земли рядом с церковью Христа находится еще пять зданий. Они носят имена людей внесших важнейший вклад в деятельность Англо-Прусского епископата. Двое из этих имен принадлежат немцам: Александр и Шик. Одно датчанину: Николайсон. Еще одно носил швейцарец Гобат. И лишь одно имя принадлежало англичанину: Джонс. Вспоминая первые десятилетия существования Англо-Прусского епископата, мы можем говорить о партнерстве нескольких стран. Не было отдельно немецкого или британского Иерусалима, т.к. между ними было теснейшее взаимодействие.
В определенном смысле ирония судьбы заключалась в том, что Турция во время Первой Мировой Войны выбрала себе в союзники Германию, и таким образом в 1917 г. Англия оказалась в положении позволившем ей воплотить в жизнь евангелистскую мечту 1840 г.-мечту о возрождении Израиля. Можно усмотреть усмешку случая и в том, что Турция решила вступить в коалицию с Германией не в последнюю очередь под впечатлением от масштабов строительной деятельности, которую немцы развернули в Иерусалиме. Было видно, что на международную арену вышла новая империя. Но, начало всего этого немецкого строительства, за которым наблюдали турки, было тесно связанно с англичанами, а именно с англо-прусским епископатом.
Словно какая-то сверхестественная сила вела цепочку событий к своей кульминации, которая наступила в декабре 1917 г. Но для нас сегодняшних позади и 1917 г. и 1945 г. И может именно сейчас пришло время, когда мы можем мысленно вернуться в 1840-1841 гг., чтобы исследовать значение союза представителей двух государств, сыгравшего столь значимую роль в истории города.


Рецензии