Занятия и упражнения для внимания активных детей
20.04.2017
Наталия Гончарова
Bногда родители, выбравшие для своих детей методику Монтессори, обращаются к нам с одним и тем же вопросом: «Что делать, если мой ребёнок слишком активный для Монтессори-среды?» Действительно, есть дети, которые с удовольствием и много раз подряд повторяют одни и те же упражнения. Но другие работают с материалами буквально несколько минут и спешат перейти к другим, не принимают правила уборки за собой или вовсе начинают разбрасывать всё вокруг.
Особенно такое поведение свойственно малышам около трёх лет и младше, но иногда так себя ведут и дети постарше, особенно если они только начали посещать Монтессори-сад или знакомиться с Монтессори-материалами дома.
Что делать, если ребёнок слишком активный для Монтессори-метода? Может ли такое поведение означать, что Монтессори-среда просто не для вашего ребёнка и стоит поискать другие занятия? Конечно, нет! Мы расскажем, какие материалы выбрать в первую очередь, и вы увидите, что постепенно вашего активного ребёнка начнут интересовать занятия и упражнения, требующие большей усидчивости и концентрации внимания.
Мы подготовили список из 10 материалов: отдавайте им предпочтение, если ребёнок только начал знакомство с Монтессори-средой и если ребёнку сложно сконцентрироваться, он часто переходит от одного материала к другому и разбрасывает их. Даже если ребёнок спокойно и долго работает с материалами, но в какой-то из дней проявляет признаки беспокойства, тревожности или перевозбуждения, начните занятия со следующих упражнений для концентрации внимания детей:
1. Переливания.
Игры с водой и различные виды переливаний имеют необычайный терапевтический эффект и подходят для самых маленьких детей. Обычно такие игры успокаивают и занимают надолго даже слишком активных детей. Самым простым упражнением будет следующее: дайте ребёнку большую ёмкость или таз и множество различных сосудов для переливаний.
Предложите различные половники, воронки, губки для выжимания или мелкие игрушки и мячики для вылавливания из воды ложкой, половником, ситом.
Если условия позволяют, устраивайте такую игру прямо в ванной. Для легко возбудимых детей подобные игры вечером в ванной очень полезны для хорошего сна.
Переливания и игры с водой
2. Мытьё рук и другие упражнения практической жизни с водой.
Эти упражнения Монтессори также имеют преимущество в терапевтическом эффекте воды. Но подходят они для детей более старшего возраста (около трёх лет).
Мытьё рук.
Имейте в виду, что это именно упражнение, а не непосредственное мытьё рук после улицы или перед обедом. Поставьте таз с водой, предложите ребёнку принести воду и покажите, как тщательно мыть руки, намыливая каждый палец, а после аккуратно смывая водой. Затем необходимо вылить грязную воду и помыть таз. Многие дети просят повторить мытьё рук несколько раз. В конце вы можете предложить ребёнку намазать руки кремом, массируя каждый пальчик.
Мытьё овощей, фруктов или посуды.
Эти упражнения для концентрации внимания обычно очень привлекают детей. Вам понадобятся два таза с чистой водой: в одном тазу ребёнок будет тщательно мыть щёткой овощи, фрукты или посуду (в случае посуды можно использовать и мыло). Потом ребёнок ополаскивает овощи, фрукты или посуду во втором тазу с чистой водой и вытирает салфеткой или полотенцем. Таз после использования ребёнок также может помыть.
Мытьё листьев цветов.
Это упражнение имеет дополнительное преимущество: ребёнок должен обходиться с листьями растения очень аккуратно, чтобы они не сломались. Следует объяснить ребёнку, что это непросто, но вы верите, что у него получится. Дайте ребёнку миску с водой и ватные диски, которые он будет окунать в воду, затем аккуратно протирая ими листья. Выбирайте растения с большими плотными листьями.
Ванная комната для ребёнка до трёх лет
3. Свободные игры с крупой.
Игры с крупой также имеют прекрасный успокаивающий эффект. Для малышей (от полутора-двух лет) наполните таз чечевицей или пшеном (можно использовать и другие крупы, но эти – самые приятные на ощупь). Положите в крупу небольшие игрушки или природные материалы и предложите ребёнку искать игрушки в крупе и складывать в отдельную ёмкость. Крупа будет рассыпаться, поэтому не используйте это упражнение, если в данный момент не готовы к уборке.
Детям постарше (около трёх лет) вы можете предложить сенсорные коробочки. Вы также наполняете таз или достаточно большую коробку различной крупой или другими натуральными материалами (песком, листьями, шишками и желудями). Можно использовать небольшие игрушки и создавать коробочки по темам: например, ферма или пустыня.
И младшим, и старшим детям понравятся и упражнения для концентрации внимания в пересыпании крупы: сосуды для свободного пересыпания, ложки и щипцы для перекладывания предметов.
Упражнения с крупами для малышей от года до трёх лет
4. Работа с мелкими предметами.
Часто родители слишком активных детей боятся давать им монотонные занятия с мелкими предметами, так как думают, что ребёнок будет отвлекаться или разбрасывать предметы. Хотя часто это действительно так, такая работа успокаивает детей. Нужно, чтобы занятие имело чёткую последовательность движений и видимый результат. Так малыши около двух лет с удовольствием делают различные сортировки, старшие дети – собирают простые мозаики или лего по образцу. Однако ребёнок должен быть готов к подобной работе. Если малыш не заинтересован, уберите материал и предложите опять через какое-то время, например, через месяц.
5. Чистка обуви или металла.
Эти упражнения – классические материалы Монтессори, и за счёт однообразности движений и видимого результата очень хорошо подходят для подвижных детей около трёх лет.
Чистка обуви.
Для чистки обуви вам понадобится пара детской обуви, крем (для обуви или обычный детский крем) и губка или тряпочка для чистки.
Предлагайте ребёнку наносить крем на обувь и чистить её. Обувь после такой чистки становится блестящей, что очень нравится детям.
Чистка металла.
Вам понадобится небольшой латунный предмет, средство для чистки металла (можно использовать зубную пасту), шарики ваты (или марля) и тряпка для полировки.
Предложите ребёнку чистить ватой латунный предмет (на вате действительно остаётся грязь!), а после полировать предмет тряпкой. Так он станет красивым и блестящим, и ребёнок будет с удовольствием повторять упражнение снова и снова.
6. Приготовление пищи.
Все дети, в том числе и очень активные, любят видеть результат своей работы, а приготовление пищи всегда имеет видимый результат. Но часто дети не могут готовить в ритме взрослых, в итоге, вместо приятного результата, они видят лишь пролитые и испорченные продукты и быстро теряют интерес к работе. Поэтому важно заранее тщательно продумывать упражнения, которые вы хотите предложить ребёнку. Активные дети с удовольствием выполняют простые виды занятий с чёткой последовательностью действий и видимым результатом. Замешивание теста очень успокаивает детей, однако все продукты для смешивания должны уже быть на столе в нужных пропорциях. Тогда ребёнку будет легко смешать их и сделать тесто.
Другим хорошим упражнением для активного ребёнка будет чистка варёных яиц. На столе также должна быть ёмкость для скорлупы и другая – для готовых яиц.
Не бойтесь предложить малышу порезать банан или другой мягкий фрукт.
10 советов тем, кто готовит с детьми
7. Лепка.
Ещё одним приятным и успокаивающим занятием, которое надолго увлекает даже слишком активных детей, является лепка. Вы можете предлагать как лепку из пластилина, так и из солёного теста или воска.
Лепка из солёного теста может быть очень хорошим вариантом: тесто экологичное и натуральное, так что даже самые маленькие дети могут лепить из него. Оно очень просто мнётся. Предложите отрывать кусочки теста, делать шарики и «колбаски». Малыши могут пользоваться специальными трафаретами для лепки или формочками для печений. Старшие – лепить по своему усмотрению. Поделки можно украшать природными материалами, бусинами, стразами. Готовые поделки сушатся в духовке на низкой температуре, а после их раскрашивают красками.
Всем детям нравится самим замешивать тесто для лепки.
Горячий пчелиный воск – также приятный на ощупь и натуральный материал для лепки, но достаточно быстро застывает и может оставить отпечатки на одежде или мебели, поэтому меньше подходит для активных детей.
Занятия лепкой в стиле Монтессори
8. Рисование.
Для подвижных детей больше подходит свободное творчество, им может быть трудно выполнять конкретные задачи. Однако всем детям полезно рисовать и развивать творческие способности. Дайте ребёнку большой лист ватмана или картона. Выбирайте такое место для рисования, чтобы после работы можно было легко вымыть испачканную мебель или пол. Вы можете предложить рисовать ребёнку на улице или прямо на стенках ванной, чтобы легко было отмыть (работы можно фотографировать на память). Предлагайте не определённые цели рисования (нарисовать солнышко или собачку), а разные техники: рисуйте разными видами красок, штампиками из половинки картофеля, рисуйте на различных природных материалах, например, камнях, шишках или листьях.
Занятия творчеством с детьми до трёх лет
9. Хождение по линии и другие простые гимнастические упражнения.
Активным детям полезна частая смена деятельности. Если некоторое время ребёнок позанимался с материалами, и вам кажется, что он утомился, предложите ему простые гимнастические упражнения. В Монтессори-группах детям предлагают ходить по линии, начерченной на полу в виде эллипса. Такое простое занятие переключает внимание ребёнка, снимает напряжение. Детям можно предложить носить предметы во время ходьбы, петь или слушать ритмичную музыку.
Также вы можете переключить внимание ребёнка простыми песенками с движениями. Не бойтесь отвлекаться на такие «физкультминутки» так часто, как это необходимо малышу.
Как физически развивать ребёнка по Монтессори?
10. Массаж и игры с прикосновениями.
Активных детей часто расслабляет тактильный контакт со значимыми взрослыми. Мамам очень полезно делать детям массаж, пальчиковую гимнастику, играть в потешки на коленях, и, конечно, просто обнимать ребёнка почаще.
Старшим детям тоже полезно расслабиться в объятиях мамы или другого значимого родственника. Чтобы ребёнок не заскучал, сделайте ему массаж с потешками (как широко известные «рельсы-рельсы, шпалы-шпалы) или порисуйте на спине фигуры (или даже буквы), которые ребёнок будет отгадывать.
Ещё несколько советов, что полезно для активных и легко возбудимых детей:
• соблюдать чёткий режим дня;
• высыпаться;
• не злоупотреблять сахаром и жирными продуктами;
• проводить как можно больше времени на улице (причём, лучше гулять два раза в день меньшее количество времени, чем один раз дольше: так ребёнок будет чаще менять деятельность и не переутомляться);
• принимать тёплую ванну перед сном;
• сократить (или исключить) просмотр телевизора (особенно вечером перед сном);
• заниматься спортом;
• петь и танцевать.
Свидетельство о публикации №217053001087