По кругу памяти о Давроне Сафоеве

По кругу памяти о Давроне Сафоеве

Услышать человека. Увидеть его мир. И, возможно, узнать. Возможно ли? А если это художник? Ох, как непросто постичь художника, тем более такую величину, как Даврон Сафоев. Его нет с нами уже год, но дело творца живет и обретает новую форму. Какую? Об этом попытался рассказать, а вернее, показать в авторском проекте его сын, главный художник областного театра музыки и драмы им. Х. Алимджана Бахром Сафоев.

Под завораживающие звуки виолончели и национальных инструментов в заполненном людьми вестибюле театра в тот день происходило нечто странное, непривычное. Зрители, большинство которых пришли посмотреть выставку работ заслуженного деятеля искусств Узбекистана Даврона Сафоева, неожиданно сами стали частью действа, втянувшись в круговорот судьбы – судьбы художника. Такой интерактив стал возможен, благодаря использованию автором проекта перфоманса, инсталляции, флешмоба.

По словам Бахрома Сафоева, проект заключался в исследовании и анализе искусства через призму времени - прошлого, настоящего и будущего. И всё действо построено на интерпретации отдельных эпизодов жизни, творчества, памяти.

…Три круга на земле, окрашенные в три цвета – белый, серый и черный. На этих кругах остаются следы от ног, символизируя след человека во времени. Живой человек стоял здесь, а теперь его нет, остались только следы.

…Появилась арба – напоминание прошлого, символ судьбы (вспомним хотя бы «Телегу жизни» А. Пушкина). Арбу еще застал в годы юности сам Даврон Сафоев. А сейчас в этом символе лежат работы художника, которого больше нет с нами. «А нужно ли это всё кому-нибудь? – вопрошает автор. – Может, да. Может, нет… Насколько это всё ценно? Ведь в мир приходят тысячи художников, а значимые из них только единицы. А что такое «значимый»? Может, если его произведения ценны хотя бы для нескольких человек, значит, они уже имеют значение, и художник явился миру не зря?»

Проект «Круг памяти» многопланов, многоидеен, как вся наша жизнь с миллионами нюансов, которые и не осознаешь сразу. Автор старается поместить зрителя в центр круга. Он начинает разрезать огромное полотно (3х2 м) с портретами отца и собственным. И это тоже символично. Прошлое не изменить, поэтому портрет Даврона Сафоева остаётся нетронутым. А остальному предстоит измениться под зажженные свечи памяти и безвременья.

Основное действие, казалось, закончено. Но что это? Зрители устремляются к инсталляции в центре зала, где размещены страницы с мемуарами Даврона Сафоева. Чтобы прочитать написанное, нужно переходить от одной страницы к другой, идя по ...кругу.
 
- Это первый проект такого рода в нашем городе, - отметил заслуженный деятель искусства, профессор СамГАСИ, известный самаркандский  художник Эсон Мухаммадиев. – Я был полностью погружен в происходящее, заново познавая в нем самого себя. Это удивительное ощущение, думаю, молодым зрителям, многие из которых учащиеся колледжей и вузов, есть, над чем задуматься. Они имели прекрасную возможность увидеть другое искусство, труднопередаваемое, но хорошо ощущаемое. Это по-настоящему вдохновляет.

2 декабря 2016


Рецензии