Дорога к дому. Повесть. 9, 10

                ГЛАВА 9
   Полину Ильиничну так увлекли воспоминания, так зримо она представила всю картину трапезы, что ощутила желание покушать. Она была голодна. И тётя Катя, чуткая её тётушка, кстати предложила позавтракать. За завтраком договорились, что пойдут к матери после тихого часа в больнице. Раньше посетителей не пускают в палаты. « Обедать приходи ко мне, а сейчас отдыхай с дороги»,- приказала добрая тётя Катя. И ушла.
     Оставшаяся в доме одна, Полина Ильинична обошла все комнаты. Старинная мебель: большой круглый стол с красивыми резными ножками работы отца. Он любил и мог столярничать. Мечтал сделать и резные наличники на окнах. Изящные венские стулья вокруг стола. Диван, сделанный на заказ уже после гибели отца. А на нём думочки, вышитые крестиком Полиной для мамы в подарок к Восьмому марта. Большой, красного дерева старинный комод, оставшийся от бабушки. Её Полина Ильинична
 не помнит. Но, по рассказам мамы, она знала, что баба Люба, папина мама, была очень красивой, статной, интеллигентной женщиной. Мама её уважала. Она говорила, что Полина похожа на бабушку. На комоде по-прежнему стояли шкатулочки, вазочки, коробки из-под духов. Мама любила духи: «Красную Москву», «Красный мак», «Ландыш серебристый». А вот «Лесной ландыш». Эту коробочку с духами Полина подарила маме с первой Ленинской стипендии, которую она получала за отличную учёбу в вузе. Кровать с металлической сеткой и фигурными спинками. А вот и письменный стол, за которым Полина готовила уроки. Если в то время, когда Полина делала уроки, кто-нибудь заходил в дом, мама провожала  гостя во двор со словами: « Тихо: Полина делает уроки». Знания, учёба были приоритетными в семье. С каждой скудной зарплаты мама покупала книги. Помечала их своим своеобразным экслибрисом. Потом Полина, став студенткой, привозила книги. Приобретала их на стипендию: покупала или получала по подписке, которую оформить было не очень-то и легко. Книги помещали в книжный шкаф. Кстати, вот он, внушительный, стоит в углу. Полина Ильинична подошла к нему, отворила, трепетно взяла одну-другую книгу. Знакомые, родные! «Словно звуки музыки одной с ней песни». На нижней полке- стопы журналов. Мама выписывала «Семью и школу», « Работницу», « Огонёк», « Юность».Полина особенно любила журнал « Юность». Произведения Алексина, Василия Аксёнова, Окуджавы, Вознесенского, Рождественского, Евтушенко, других молодых писателей и поэтов она прочитала в этом журнале. « Коллеги», « Звёздный билет» читались взахлёб. «О президентов выборы и крики! Как там шумят и верховодят всласть… И всё же книги…Как над нами книги неумолимо проявляют власть».
   



















                ГЛАВА 10

   Читать Полина очень любила. Сядет, бывало, на стульчик сюда, к печному обогревателю, зимой. Тепло, уютно. И погрузится в мир необыкновенный.
    Полина Ильинична села на тот же стульчик, на котором сидела у печки в детстве и отрочестве, и вспомнила время зимних каникул. В углу наряженная ёлка. Настоящая ёлка. На пахнущих хвоей ветках игрушки, старинные и самодельные, флажки, бусы, снежки из ваты. Ёлка большая, под потолок. Наряжали её вместе с братом накануне праздника. А утром находили под ёлочкой подарки в кулёчках из серой бумаги: конфеты « Золотой ключик», подушечки, пряники и по одному маленькому яблочку или мандаринке. Что особенно ценилось детьми. На ветках ёлки- ириски и завёрнутые в фантики нарезанные кубиками кусочки хлеба - имитация конфет. Полина иногда отрывалась от чтения, чтобы вынуть из фантика ириску, а пустую обёртку оставить на ёлке. А потом  сядет снова на свой стульчик у тёплого обогревателя, смотрит на ёлочные игрушки и мечтает. Зимнее солнце светит в окна, до того промёрзшие, что лёд и снежок проступают на стёклах. Солнышко, пытаясь заглянуть в комнату, искрится и переливается радужными огоньками на оконном морозном узоре. Полина любила  эти узорчатые морозные окна. Подойдя к окну, прислонится губами, согреет тёплой струёй воздуха. Получается маленькое круглое оконце в большом окне. Посмотрит одним глазом  на улицу, а там снег, большие сугробы его. Иногда в сильные метели окна заметало по крышу. А из дома выйти было невозможно. Поэтому всегда у входной двери в сенях  стояла лопата. Иногда на помощь приходили соседи, прокапывали тоннель в снегу к  входной двери.
    Полина с братом радовались метелям, большому снегу: можно было ползать по нему, как разведчики, прятаться в снежных окопах, прыгать с крыши дома, погружаясь при этом глубоко в снег. Резиночки сшитых мамой сатиновых шаровар сдвигались с валенок, на которые они были натянуты, Снег попадал в валенки и таял там. Ноги мёрзли. Но это мелочи по сравнению со  всеохватывающей радостью и счастьем игры в снежном царстве.


Рецензии