Дорога к дому. Повесть. 11, 12

                ГЛАВА 11
   Полина Ильинична снова, с ещё большей силой ощутила пронзительную тоску по прошлому. Она опять подошла к шкафу. Сняла с полки заветную папку, в которой мама хранила Полинины и Вовины первые исписанные школьные тетрадки, рисунки детей. Вот её рисунки. Почти на каждом нарисован дом с окнами, цветами на подоконниках. Двери, крылечко, из трубы идёт дым. Во дворе клумбы с цветами, собачья будка, около неё собака. Дети во дворе под деревьями. А деревья- яблони. Яблоки Полина старательно раскрашивала жёлтым карандашом и румянила красным. При этом она тщательно мусолила карандаш во рту. Полина никогда не видела, как растут яблони. А мечта была увидеть их наяву. И , когда летом, на каникулах, она уходила  читать в огород за дом, за ту самую пятую глухую стену и читала, сидя на брёвнышке, она время от времени, отрываясь от книги, смотрела в сторону заката. Ей казалось, что заходящее солнышко манит и её туда, на запад, где тепло и где растут настоящие яблони. Здесь, на крайнем востоке страны, понятие « запад» означало : « вся территория, что находится по направлению к западу». Тёплые воспоминания о далёком детстве, о желании путешествий в другие, тёплые, неведомые края постепенно сменились грустью и тоской по тем, кто остался там, на западе, по родным детям, любимым внукам. Полина Ильинична даже всплакнула.
    Рядом с заветной папкой в шкафу она нашла аккуратный газетный свёрток, перевязанный ленточкой. В нём (слёзы с новой силой проступили на глазах женщины) лежали её маленькие детские пинетки, первая шапочка, распашонка и локон волос. Всё время мама бережно хранила эти драгоценные раритеты.
    Растроганная, Полина Ильинична присела на диван. Со стен на неё смотрели писанные маслом на холстах картины - искусно исполненные копии с картин Левитана. Полине Ильиничне казалось, что память о них, впечатление от них сопровождали её всю жизнь. Может быть, и поэтому она стала писать маслом картины, среди которых и копии с Левитана.


 
























                ГЛАВА12

   Тихо в доме. Полина Ильинична включила радио. Теперь это небольшой приёмник, а раньше была чёрная тарелка. Со временем она продырявилась, и её заменили приёмником.
    В детстве и отрочестве Полина любила слушать радио. Она брала в руки шитьё или рукоделие и, устроившись на диване, внимала жадно голосам из репродуктора, слушая последние известия, литературные чтения. Особенно любила она радиоспектакли, переносившие её в волшебный, интересный мир театра, будившие и развивавшие собственную фантазию и воображение. Правда, и в настоящем театре маленькая Полина бывала, когда в местном Доме офицеров гастролировал заезжий театр.
     Полина Ильинична вспомнила спектакль « Аленький цветочек» и вновь пережила то далёкое, детское впечатление от судьбы Алёнушки и Чудовища, от светящегося алым светом цветка в тёмном зрительном зале.
    Рядом с диваном Полина Ильинична увидела фикус в деревянной кадке. Большое дерево с крупными вощёными листьями. Каждый лист Полина Ильинична помнит хорошо: раньше в её обязанности входило протирать листья влажной тряпочкой каждую субботу. Выполняя эту работу, наводя порядок и чистоту в доме, она непременно слушала радио.
      Голос диктора, объявившего время, напомнил Полине Ильиничне, что пора идти к тёте.


Рецензии