Инстинкты

...Кушай, деточка. Бери ещё блинчик. Не стесняйся. Вот сметанка, бери полной ложкой и варенье. Варенье малиновое. Сама малину собирала на просеке. Лесная ягода - самая сладкая ягода. Мы там с медведем конкуренты, кто первый успеет, того и спелая малина. Да ты намазывай, намазывай блинчик. Тонкие они у меня. На свет прозрачные. Много съешь и не почувствуешь. Кушай, деточка. Я когда в твоем возрасте была, не до блинчиков было. Ни муки белой, ни масла сливочного, ни слова ласкового. Два года в Крестах, год на пересылке и ещё пятнадцать лет в лагере под Слюдянкой. Что, мама не говорила? Да, она меня до самой смерти стеснялась. Зэчка в семье. А я что? Я ж совсем девчонка была. Только школу закончила. Разве ж понимала цену жизни человеческой. В лагере быстро объяснили. Там главное было работать и делиться. Да, делиться со всеми. Со старшей по бараку и с соседкой. Дежурному и охраннику дать, когда попросят. Всем поклонница, всем поднести и никому не отказывать. Что говоришь? Не страшно ли было? Нет, деточка, ко всему привыкаешь. Я на свободе по лагерю скучаю. В 1966 году вышла за ворота, стою с котомкой, а рядом дорога, а по ней машины едут одна за другой и никому до меня дела нет. Приехала в город. Людей видимо-невидимо, а все мимо проходят. А в лагере всем надо уважение своё высказать, дня не проходит, что бы тебя не заметили. Были и душевные люди. А на свободе каждый сам по себе. Да, что ж ты не ешь? А медком сверху на сметанку? Лей погуще и блинком туда, вот так... Что я говорила? Лагерь вспоминала... Да что его вспоминать? Били часто поначалу, потом отправили на фабрику рукавицы шить. Я до сих пор рукавицы из магазина не беру. Нет, не могу. Только с рынка, что б руками добрыми были связаны. За что в лагерь? За убийство. Да, не смотри ты на меня так. Давай ещё чайку согрею? Хочешь передохнуть? Ну и ладно, отдышись чуток. Кого убила? Ребёнка... Да ты слушай...

Сосед наш военный был - полковник. Приехал из Германии, собаку как трофей привез. Немецкую овчарку. Грозным звали. Здоровый пёс, понимал все команды только по-немецки и жесты тоже. Если на задние лапы встанет - выше меня. Я после блокады худая была, четыре года прошло, а никак отъестся не могла. Мои-то все погибли в блокаду. В квартире на Фонтанке три комнаты, я с сестрой, мамой твоей в одной, в двух других сосед с семьёй и с немецкой овчаркой. Сосед сам с собакой гулял, кормил, уходя закрывал пса в спальне. Пёс тихий был, сидел смирно. Грозный вечером выйдет на кухню; уши торчком, глаза умные, сосед команды отдаёт, пёс их выполняет. Послушный был. Я немецкий в школе учила. Он и меня слушался. А как-то весной заболел наш сосед гриппом. Утром стучится Мария Петровна, жена соседа, просит что бы я Грозного погулять вывела. А я что тогда понимала? Любила всё живое. Вывела его из парадной. Погладила, почесала за ушами. Он ласку уважал. Прошлись мы с ним вдоль Фонтанки и свернули в сквер. А там дети, пионеры строем идут, маршируют. Раз-два, раз-два... К майским праздникам готовятся. Смотрю, а у Грозного холка вздыбилась, припал он на задние лапы и зарычал зло. Не успела я покрепче поводок схватить, как пёс дёрнулся и в три прыжка к строю подскочил. Парнишку схватил, повалил и встал на него лапами, и мне хвостом машет. Это потом мы узнали откуда пёс. В суде сосед его историю рассказал. Соседа разжаловали из полковников, меня в лагерь за убийство ребёнка. Что говоришь, инстинкты? Да, выходит, что они самые. Как собаку приучишь с детства, так она и будет всю жизнь. И у людей так же, сынок. Ну что ещё чайку? Пойдёшь? Ну, заходи ещё. Скучаю я без людей...


Рецензии