Эссе 35 Галерея Русской Культуры Генерал Ермолов

Галерея Русской Культуры. Генерал Ермолов.

Эссе 35



 В этом году исполняется 240-лет со дня рождения Наместника Кавказа (1816-1827) генерала Ермолова.

Алексей Петрович Ермолов родился 4 июня 1777 г. в семье родовитого, но небогатого дворянина. Военная деятельность будущего Наместника Кавказа началась в войне 1812 года с Наполеоном, где А.П. Ермолов воевал под командованием М.И. Кутузова и П.И. Багратиона и где проявил не только личную храбрость, но и полководческий талант.

«Произведите меня в немцы, Ваше Величество!» - эти горькие и гордые слова, облетевшие Русскую Армию в 1814 году, были произнесены генералом Ермоловым в ответ на вопрос императора Александра I, какую награду он хотел бы получить за взятие Монмартра - последнего рубежа перед вступлением союзных войск в Париж.

О Генерале Ермолове вспомнили в 1816 году, когда потребовалось возглавить Кавказский корпус и установить стабильные границы Русской Империи на Юге. Затяжная Кавказская война возникла в результате вхождения православной Грузии, испытывавшей сильное давление мусульманских Империй, по её просьбе в состав России. Тогда в тылу оказался враждебно настроенный горский, мусульманский Кавказ, находившийся под сильным влиянием двух соседних Империй Персии и Османской Турции. Здесь перед Наместником Кавказа стояли не только военные, но и имперские, государственные и даже дипломатические задачи.

Генерал Ермолов лично возглавил дипломатическую миссию в Персию, и на переговорах с шахом не оставил тому никаких иллюзий относительно возврата земель, отошедших к России по Гюлистанскому договору 1813 г. Он бескровно ликвидировал чуждые российской государственности автономные Ширванское, Шекинское и Карабахское ханства, бывшие политическими орудиями Персии, и превратил их в обычные губернии. Он включил Черноморское казачье войско в состав своего корпуса и расселил казаков по плодородным, но пустынным берегам верхней Кубани, создав надёжную защиту из самих же теперь уже линейных казаков от нападений горцев. Ермолов воплотил в жизнь планы Суворова по намеченному созданию Кавказской пограничной линии, силами линейного казачества.

Проанализировав общую обстановку и историю взаимоотношений с кавказскими народами, Ермолов пришёл к твёрдому выводу: эти народности никаких договорённостей не признают, а признают силу, одну только силу.

Ермолов начал с самого опасного гнезда - Чечни. Чечня издавна была труднодоступной территорией куда бежали все преступники соседних народов. Они же были в дальнейшем проводниками при грабительских набегах на соседей. Чеченцы держали под своим контролем Военно-грузинскую дорогу, ведущую в Грузию через Главный Кавказский хребет, и постоянно нападали на идущие по ней обозы. Нередко они заходили на север, за Сунжу и Терек, грабя русские поселения и продавая в рабство захваченных крестьян землепашцев.

Современному читателю полезно было бы посмотреть на карте, где протекают реки Сунжа и Терек, и увидеть, что больше половины современной Чеченской республики это исконно русская территория Терская область, с которой русские люди были изгнаны в 1990-е годы при неприкрытой поддержке и поощрении преступных кремлёвских «демократов».

В 1818 г. в низовьях Сунжи Ермолов основал крепость Грозную. Так, шаг за шагом на Кавказе налаживалась мирная жизнь, пока летом 1825 г. в глубинных районах Чечни не вспыхнуло восстание, организованное агентами Турции. Ермолов, будучи тяжело больным, сам возглавил военный поход. Действовал он решительно и беспощадно: 30 января 1826 г. русский отряд разбил объединённое войско чеченцев и лезгин.

На Кавказе Ермолов столкнулся с историей майора Павла Швецова - возвращаясь со службы из Грузии в Россию, тот был похищен чеченцами. Разбойники требовали 250 тыс. рублей. Генерал вызвал к себе владельцев земель, через которые был провезён пленённый майор, заключил их в Кизлярскую крепость и объявил, что, если через 10 дней они не изыщут средства к освобождению Швецова, все 18 человек будут повешены на крепостном бастионе. Моментально сумма выкупа снизилась с 250 тыс. до 10 тыс. рублей. Деньги уплатил один из дагестанских ханов, майора освободили. Наведения порядка в крае требовали, как писал Ермолов, «слёзы жителей наших на Линии, где редкое семейство не обошло убийство или разорение от хищничества горцев...

Снисхождение в глазах азиатов - знак слабости, и я прямо из человеколюбия бываю строг, неумолимо. Одна казнь сохранит сотни русских от гибели и тысячи мусульман от измены». Приказом Ермолов повелел «попавшихся на разбое вешать на месте преступления», а жителям тех аулов, где разбойники имели обыкновение прятаться, объявлять, что «жилища пособников будут истреблены до основания».

На Кавказе противник мог появиться отовсюду, у врага не было ни столицы, ни главной крепости, вернее, каждый горный аул был такой неприступной крепостью. «Театр военных действий Ермолов разделил на три операционных направления: в центре - Кабарда, на правом фланге - Закубанская Черкесия, а слева - Чечня и Дагестан.

Генерал последовательно не только завоёвывал их оружием, но и обустраивал экономически, создавал новую систему управления, учитывающую местные законы и традиции Ермолов заложил крепости Грозную, Нальчик, ставшие городами, и многие другие. Он строил госпитали, школы, дороги. Благодаря деятельности Ермолова те горцы, кто вставал на мирный путь, получили возможность учиться в военных заведениях империи. После их окончания они причислялись к дворянству и оправлялись на Кавказ служить уже интересам России.

Вместе с тем Ермолов издал приказ, чтобы ни при каких обстоятельствах не порочилась вера горцев. Запрещалось обманывать местных жителей, «дабы не потерять доверие всего народа».

За почти 11 лет правления успехи Ермолова на Кавказе были несомненны даже для его врагов, коих у него хватало. Точка была поставлена через несколько десятилетий после ухода оттуда Генерала Ермолова. Но войска «батюшку» не забывали - на его могиле установили неугасимую лампаду из чугунной гранаты с надписью: «Служащие на Гунибе кавказские солдаты». Именно в окружённом горном ауле Гуниб объявил о своей капитуляции в 1859 г. кавказский имам Шамиль. А когда имама привезли в Центральную Россию и спросили, с кем бы он хотел встретиться, тот первым назвал Ермолова.

Сущая примитивная злобная глупость, причины кавказской отставки Генерала Ермолова в 1827 году, тиражировалась и тиражируется повсеместно, и в советских, "социалистическо-коммунистических", и нынешних "демократических" СМИ, как  дегенеративная, контрпродуктивная "политика сдержек и противовесов", это версия о том, что А.П. Ермолов попал под подозрение в покровительстве декабристам и был вынужден уйти в отставку. Эти мерзкие писания примитивных либеральных писак, представляющих наших монархических правителей, Государей, какими то мстительными недалекими выродками и бюрократами, коими по натуре и являются сами подобные гнусные либеральные писаки, отвратительные русофобы. Тут яблочко от яблони недалеко падает. 

На самом деле поставленные Империей Глобальные Задачи первого этапа структурной перестройки Империи на Кавказе были выполнены Генералом Ермоловым с блеском, и глупость о том, что далее потребовался Наместник иного типа, что и было сделано Императором Николаем Павловичем пущена теми же писаками. О тяжелой болезни генерала упоминается выше. Держать на таком важном посту больного генерала не стали отправили в отпуск, а потом инорасовые царедворцы бюрократическими интригами опорочили его имя. И не эакончили дело Ермолова, на фундаменте начинаний своих предшественников соратниках Ермолова, Фельдмаршалы Паскевич и Барятинский, чисто военные спецы, ставленники тех сил кои нужно было пресечь все начинания Ермолова по налаживанию контактов со здоровыми силами горцев. Этой инорасовой русофобской публике надо было оставить то наследие ненависти "к этим русским", что Мы с Вами и наблюдаем воотще сегодня. А не имея культурного государственно-имперского дара, Паскевич начал покорять Кавказ голой силой и насилием, забывая зачастую о Вере и нуждах самих мирных горцев. Вот почему, я думаю, так удивлен был плененный Шамиль и милостями своего российского быта и порядками Бытия Русского Народа, проживая в Калуге.

А сам Ермолов жил, то в Орле, то в своём московском доме на Пречистенке, писал «Записки», занимался воспитанием усыновленного в Чечне сироты мальчика-чеченца (родители которого погибли; ставшего впоследствии офицером Русской Армии). Принимал разных гостей, в том числе встретился, с плененным Фельдмаршалом Князем А.И. Барятинским, имамом Шамилем, по просьбе последнего. Скончался Алексей Петрович Ермолов, Ярмул-Паша, как звали его на Кавказе горцы, 23 апреля 1861 года.

 ... Листая страницы истории той далёкой поры, поневоле возникает грустное сравнение: как бы ни ругали русских Царей и Императоров предыдущие советские «социалистическо коммунистические» и нынешние «демократические» ярые русофобы, от власти и «общественности» определенного рода, но при них, при Русской Империи, появлялось много таких славных личностей, как Генерал Ермолов.

Цивилизационное противостояние трех Мировых Империй: - России, Персии и Османской Империи, XVIII и XIX века, породило плеяду Великих Русских военных и государственно Имперских Деятелей.

 Боевой Генерал Ермолов, Наместник Кавказа, по праву стоит в этом Великом ряду Имперских Деятелей того времени, наших Государей: - Императрицы Екатерины Великой, Императора Павла Петровича, Императора Александра Павловича, Императора Николая Павловича, Императора Александра Николаевича и Русской военной и государственной Элиты того времени: - Светлейшего Князя Потемкина-Таврического, Фельдмаршала Румянцева, Генералиссимуса Князя Суворова-Италийского и Рымницкого, Полководца Кутузова, Белого Генерала Скобелева и многих других не отмеченых здесь. Эти славные Имперские Русские Деятели краса и гордость процесса становления нашей Русской Империи. И слава их будет вечно жить в русских сердцах, и в нашей русской имперской истории!


Рецензии