Я продаю Hi-Fi!

Глава 7. Поговорим о скучном, сложном, но очень важном.

     Любой бизнес это еще и экономика, выраженная в построении математических зависимостей в контексте прикладных бюджетных решений. Раз прибыль стоит во главе угла, следовательно, важным является и ее расчет. Однако, мне бы не хотелось повторять то, что и так всем известно, хочется поговорить о том, что известно немногим – об экономике управления в постиндустриальном рынке.
      А чем собственно экономика управления постиндустриального рынка  отличается от классической экономики? Как это не грустно сообщать, отличается очень многим и главное отличие, избыточность  неконтролируемых параметров, которые практически не позволяют использовать бюджетное управление. Другими словами, в уравнении бюджетных показателей появляются переменные, чья область определения не входит в область определения других переменных и, следовательно, такое уравнение не имеет решения или оно  крайне затруднительное. Вам, к примеру, изменяют ставку налогообложения, или резко взлетают коммунальные платежи, или работники требуют незапланированного повышения оплаты труда, или в Анголе увеличилась нефтедобыча, и упали цены на углеводороды,  или к власти пришел другой президент, или… То есть система постоянно находится в зоне активной турбулентности, где параметры среды изменяются нелинейным образом. Что-либо планировать в этих условиях невозможно. А как же быть? Переходить на более сложные системы управления, которые позволяют первое, сократить время принятия решения и второе – повысить уровень информационного обеспечения.
     Практический опыт общения с коллегами указывает на то, что в малых предприятиях редко используют формы управленческого учета и совсем уж редко делают анализ статистического материала на предмет управленческих решений. Чаще это типичный бухгалтерский учет, и то не всегда отлаженный, и принятие решений по принципу минимального анализа. Все это приводит к не самым интересным результатам коммерческой деятельности и уж совсем не подходит для условий постиндустриального рынка. Итак, начнем с базовых принципов.
      Сегодня  много говорят об инвестициях и кредитах, но всегда ли внешнее денежное вливание является залогом успеха вашего бизнеса? Самые поверхностные наблюдения указывают на то, что использование кредитных схем существенно снижают прибыль, при этом в незначительной степени влияют на рост оборота. Сами по себе деньги ничего не значат, значат только факторы рынка и имеющийся спрос. Если вы инвестируете кредитные средства в активы, которые влияют на спрос неоднозначно, вы тем самым ставите свой бизнес в очень сложное положение. А потому самое очевидное управленческое решение в постиндустриальном рынке по максимуму сократить кредитный портфель в финансах вашего предприятия. Дополнительные финансовые ресурсы должны использоваться исключительно в целях финансирования проектных решений, то есть либо в ситуации резкого скачка основных фондов (к примеру, покупки недвижимости) либо при  покупке супер ликвидных  товарных позиций, когда собственных средств явно недостаточно. Но, если вы используете кредитные ресурсы для покрытия кассовых разрывов или для рефинансирования прошлых долгов, можно с высокой долей вероятности сказать, что ваш бизнес движется к завершению. Как это ни удивительно, но жизнь по средствам сегодня один из самых эффективных механизмов самосохранения. Умение наращивать доходность, опираясь исключительно на собственный потенциал, является следствием формирования состоятельной модели бизнеса и свидетельствует о наличии эффективных управленческих решений. Но, если вы не можете сформировать рост доходности без привлечения дополнительных денег, ваша модель бизнеса однозначно ущербна, и в случае самых незначительных изменений внешней среды приведет к банкротству.
   Пока ничего особо нового я не написал. Но дальше, я надеюсь, будет по-другому.
     Что вы слышали о Situational Awareness? Чудное заморское словосочетание, но именно это сочетание лежит в основе самых передовых сетецентрических технологий, с помощью которых собираются добиваться безоговорочного военного превосходства. Преимущества сетецентрических систем в их абсолютной информационной достаточности. Когда вы имеете исчерпывающую и достоверную информацию, процесс принятия решения сводится к анализу основных позиций процесса, без отвлечения внимания на сбор базисных информационных блоков. Тем самым вы сокращаете время на принятие решения и работаете именно с коррелирующими элементами, что резко повышает эффективность принимаемых решений. Понятно, что полностью перенести эти системы в наш маленький бизнес невозможно и нет смысла подробно изучать работы Мика Эндсли, но кой какие принципы использовать вполне приемлемо. Итак, чтобы повысить эффективность принятия решений необходимо обеспечить создание подробного информационного базиса. Что такой базис должен включать?
В первую очередь, набор базисных модулей, которые концентрируют информацию по основному бизнес продукту, его экономике и необходимым условиям его создания. Каждый из них должен содержать максимум информации по обозначенным объектам. Для этого потребуется провести очень серьезный анализ по всем ключевым продуктам. Формирование эффективного портфеля брендов задача архиважная, хотя и схожа с гаданием на кофейной гуще.
Во вторую очередь, модуль извлекающий информацию о макроэкономических показателях среды, на предмет поиска информации о формировании положительных или отрицательных трендах рынка. Этот модуль по функциональному принципу похож на принцип работы по анализу биржевых индексов, но имеет более узкое и специализированное применение, другими словами вычленяется информация, связанная с состоянием бытовой среды ваших потенциальных заказчиков. Важность этого модуля заключается в том, что по нему можно отслеживать ситуацию на рынке и при наличии четких трендов можно будет строить стратегию либо на развитие, либо на ограничение бизнеса.
В третью очередь, модуль, связанный с экономическими показателями. Данный модуль должен давать полную оценку динамики движения капитала, анализировать факторный базис среды, вычленять структуру доходности по субъектам товарной корзины, демонстрировать работу доходного баланса при изменении соотношений источников дохода. Использование данного модуля позволяет принять моментальное решение о значимости и эффективности текущей сделки и величину приемлемого сжатия показателей, для усиления конкурентоспособности предложения. Этот модуль является краеугольным в схеме принятия решения, так как дает исчерпывающую информацию по величине и динамике доходной базы на этапе планирования сделки. В перечень аналитических показателей помимо стандартных элементов расчета (прямые затраты, доход, прибыль) должны быть включены все косвенные показатели влияющие на величину реальной прибыли, а также кризисные коэффициенты, указывающие на наличие рисковых позиций. Многие величины могут быть рассчитаны исключительно эмпирическим путем, так как выявить устойчивые зависимости в условиях постиндустриального рынка невозможно. К примеру, если продукт регулярно возникает в списке расходов на сервис, то прямой доход по такому продукту должен быть уменьшен на величину распределенных затрат в отчетном периоде, который может выражаться коэффициентом меньше единицы. Сам коэффициент можно рассчитать, как отношение общего дохода за период к величине затрат на сервисное обслуживание продукта за тот же период.
Ну и в четвертую очередь, модуль, который я называю функциональной иерархией. Данный модуль позволяет оценить сделку по ее значимости в структуре доходной базы, что дает возможность оценить последствия и возможные связанные с ней риски для компании. Данный модуль ограничивается так называемым кризисным горизонтом, когда оценка соотношений прямых экономических показателей и последствий, взятых на себя финансовых обязательств, должны увязываться с репутационными рисками, вытекающими из сделки. Наличие возможности проанализировать значимость сделки в контексте не только бюджетных показателей, но и возможных потерях от ухудшения деловой репутации, дает возможность избежать или сократить, число сделок, которые дают оттянутый негативный эффект.
Все выше перечисленное выглядит довольно усложненной системой управления предприятием, но как показывает практика, увеличение числа аналитических показателей ведет к повышению эффективности и стабильности бизнеса, за счет сокращения неуправляемых параметров и точной картины бюджетных показателей. Другими словами, вы сможете наконец-то увидеть, сколько, в реальности зарабатывает ваш бизнес. Могу с уверенностью утверждать, что многие из вас до сих пор этого не знают.
     В условиях турбулентности экономической среды построение системы индикативных показателей и возможности их быстрого анализа дает возможность значительно увеличить мобильность принятия решений, а также в значительной степени снижает риск попадания в деструктивные сделки. В реальности среда насыщенна информационными элементами, которые позволяют значительно увеличить качество бизнес процессов. Отслеживайте ключевые события, научитесь проецировать их последствия на вашу ситуацию, с целью создания более точных прогнозов развития рынка, чтобы вовремя вносить изменения. И помните, что среда в действительности чаще действует против вас, правда при этом заранее подает сигналы. Иногда удивительно наблюдать, как поток постоянной негативной информации с ведущих площадок мировой экономики вдруг перестает воздействовать на участников процесса. Возникает надлом логики, когда, казалось бы, все должно быть плохо, а в реальности возникает рост пусть и не во всех секторах экономики. Вот, чтобы не пропустить этот рост и надо развивать сетецентрические системы управления. Возможно, повторюсь, но я до сих пор бесконечно удивляюсь, что рынок Hi-Fi  продуктов все еще существует.

     Существующий комплекс крайне сложных структурных дисбалансов в экономике, невысокий уровень компетенции управляющих элит, нарастающий клубок противоречий между финансовым и реальным рынками, создают цунами такой разрушительной силы, что надежд на выживание практически не остается. Но очень надеюсь, что эта книга совсем не «записки из мертвого дома».


Рецензии