Старый парк

        База моей первой студенческой практики располагалась в ста километрах от Ленинграда. Она находилась в большом парке, где между деревьев стояли обычные армейские палатки. Наш курс привезли туда в июне в самый разгар цветения черемухи.

      Парк раскинулся на крутом правом берегу реки Оредеж. Уже через полчаса мы узнали, что это остатки бывшего имения поэта и декабриста Кондратия Рылеева. И располагалось оно в деревне Батово. Напротив Батово, на левом берегу реки, раскинулось большая деревня Даймище. В суете учебных и бытовых забот мы совсем не интересовались историей этих мест. Не до того было. Как и положено, нас сразу загрузили заданиями так, что времени больше ни на что не оставалось, Почти как в армии, чтоб студенты в свободное время дурью не маялись. Разве что об истории практики напоминала песенка со словами:

В старинный парк наш курс пришел
И вырос лагерь там под сенью старых лип.
Забит был нами первый кол
И водомерный пост торжественно открыт.

       Так уж получилось, что нашему курсу через год пришлось переносить базу практики на новое место. Оно располагалось на пару километров вверх по течению реки, на том же правом её берегу. Но вот забыть этот старый парк, его неповторимую ауру, мне не удалось. История этих мест весьма интересна. Уже много лет спустя я не поленился, снял с полки томик стихов Рылеева и заглянул в старинные хроники.

        Первые письменные упоминания Батово и Даймище (Дамище, Домище) можно найти в новгородских документах с 1500 г. Потом эти места надолго оккупировали шведы, назвав их Ингерманландией. На шведских картах Даймище называлось Домиста (Domista, Domisoi), а Батово – Потуа (Potua). После поражения шведов в Северной войне вся Ингерманландия опять перешла в пределы русских земель. Вернулись и старые названия русских деревень. Что касается Даймище, то по живучей легенде название деревни произошло от Петра I. Остановившись проездом в деревне, он сразу потребовал у хозяйки: «Дай мне щей». Якобы эта фраза царя и утвердилась в названии Даймище.

        Далее, царь дарит эту деревню своему сыну Алексею. Не известно, жил в ней царевич или нет. Однако Кондратий Рылеев в своих стихах (дума «Царевич Алексей Петрович в Рождествено»), пишет:

Страшно воет лес дремучий,
Ветер в ущелиях свистит,
И украдкой из-за тучи
Месяц в Оредеж глядит.

        Тут нужны пояснения. Большое село Рождествено находится в 2,5 км от Батова и чуть дальше, 6,5 км от Даймища на оживленном тракте Петербург – Псков. И леса в то время были вокруг действительно дремучие. Но вот откуда взялись ущелья – не понятно. Обрывы красноцветных девонских песчаников на правом берегу Оредежа не превышают пяти, максимум восьми метров. Скорее всего, ущелья, это поэтическое преувеличение, чистый вымысел.
 
       После царевича Алексея, как Даймище, так и Батово сменили много владельцев. Официальные биографы будущего декабриста утверждают, что Кондратий Рылеев родился 18 сентября 1795 г. в Батово и прожил там до поступления в кадетское училище. Дата рождения точная. А вот, что в Батово – вопрос. В это время Батово семье Рылеевых не принадлежало. Вероятно, дело в том, что при советской власти декабристы, образно говоря, приравнивались к рангу святых. И биографии их всячески редактировались и прилизывались. На самом деле семья Рылеевых, да и сам Кондратий Рылеев, были далеко не ангелы. Отец Федор Дмитриевич Рылеев, подполковник в отставке, был весьма ветреным человеком. Имел несколько побочных детей. С матерью декабриста Анастасией Матвеевной, урожденной Эссен, он фактически расстался и уехал в Киев. Имение Батово матери Рылеева подарил Петр Милютин только в январе 1800 г., в обход мужа. Сам Милютин был побочным сыном Федора Рылеева и сделал блестящую карьеру при дворе Павла I, став командиром гвардейского Измайловского полка. С Анастасией Матвеевной его связывали далеко не братские отношения.

        Все это никак не украшало биографию Кондратия Рылеева. Да и сам декабрист, по словам историка Игоря Буккера, был далеко не безупречен как человек. Якобы он запускал руку в карман Милютина и обирал его вдову. Поэтому, «…Если бы его не повесили за политику, то вполне могли посадить за экономику». Одни историки рисуют персонаж черной краской, другие исключительно белой.Честно говоря, мне было неприятно читать такое о герое декабрьского восстания. Даже если это правда, не стоит копаться в грязном белье погибшего на виселице. Он за все свои грехи уже заплатил сполна.

        Но вернемся к истории Батово. В 1854 г. оно было куплено семьей Набоковых. Кроме вновь купленной деревушки, семья уже имела имение в селе Рождествено. Глава семьи Дмитрий Николаевич Набоков занимал должность министра юстиции при Александре II. Его сын Владимир – один из лидеров партии кадетов.  Внук Владимир Владимирович – русский и американский писатель, поэт-переводчик. Автора шести романов на русском и английском языках, в том числе знаменитой «Лолиты». Переводов на английский «Слово о полку Игореве» и «Евгения Онегина».
В детстве у В. В. Набокова в имении Батово была комната с привидениями, кабинет, где появлялась тень декабриста. А главная аллея в парке называлась «Аллеей повешенного». Такой вот мрачный юмор. Набоковы продали Батово в 1913 г. В 17-ом эмигрировали за границу. Будущий писатель окончил Кембридж, а затем переехал в США.

       После революции имение Батово постигла участь многих дворянских гнезд. Сначала в усадьбе был устроен клуб. А чуть позже, в 1925 г. дом сгорел. Дождавшись переезда базы практики ЛГМИ, в парке колхозный архитектор соорудил бетонную стелу с гранитной доской. Надпись на доске гласит:

 «Здесь 18 сентября 1795 г. родился, провел детские годы и в последствии неоднократно бывал выдающийся поэт-декабрист
Кондратий Федорович Рылеев».

Понятно, почему сейчас парк выглядит заброшенным и жалком. Для приведения его в нормальное состояние нужны серьезные средства. Он требует постоянного ухода. Кроме того, парк расположен в стороне от автомобильной трассы, и туристы сюда редко заезжают. Лично мне в паке запомнилась такая достопримечательность: сросшиеся стволами вековые ель и береза, что редко встречается в природе. Красивые липовые аллеи. Но для привлечения туристов этого явно не достаточно.

Отрывок из эссе "Первая студенческая практика и немного истории в книге "И все оставлю на земле".
http://samlib.ru/editors/j/jurowskij_jurij_georgiewich/


Рецензии