Дорога к дому. Повесть. 3, 4

                ГЛАВА 3
   А вот и здание педучилища – одно из лучших в городе. Будучи девочкой, Полина Ильинична видела во дворе училища живых оленей, запряжённых в сани. В этом учебном заведении « Педагогическом училище народов  Севера» учились студенты малых народов Севера. Но вместе с ними учились и русские ребята. Здесь работала мама Полины. Девочка часто приходила сюда то в музыкальный класс заниматься на фортепиано, то в актовый зал, где студенты играли в своём театре. Полина любила бесшумно бродить по тихим коридорам училища во время занятий и прислушиваться к голосам преподавателей, доносящимся из аудиторий. А однажды…Полина запомнила этот день, 5марта 1953 года, когда умер Сталин. Мама взяла Полину с собой на работу. Занятия в этот день отменили. Все студенты и преподаватели в актовом зале молча и плача делали цветы из бумаги, прикрепляли их к хвойным веткам, сплетали в большие венки. Цветов и венков было сделано очень много. У каждого на груди был прикреплён значок: в середине обтянутая чёрной саржей пуговица, а вокруг неё присборенная  красная ленточка. Значки сделали сами студенты. Такой траурный значок они прикрепили и на грудь Полине. Потом все вышли на улицу и с венками, цветами, портретами Сталина колонной направились через весь город в парк, где стоял памятник вождю. Сюда же , к памятнику, отовсюду медленно шли цветочные колонны всех предприятий города. Под траурную музыку возлагали цветы к постаменту и плакали, плакала и Полина.


























               






                ГЛАВА 4
   Заполонённая воспоминаниями, Полина Ильинична не заметила, как свернула на свою улицу Сибирскую. Название-то  какое , встретишь его только здесь, на востоке страны, да в Сибири. Вдоль дороги небольшие, небогатые, в основном деревянные дома. А дорога…О, уже заасфальтированная, а раньше она была грунтовой, летом пыльной, осенью и весной –грязной. А зимой…О, зимой! Это была самая лучшая дорога в мире, потому что на ней можно было кататься на лыжах, на коньках и на санках- деревянных и с деревянными полозьями. Часто в них Полина с братом впрягали любимую собачку Жульку. Катались в вечернее время, когда были сделаны уроки, да и транспорта на дороге почти нет. А транспорт-то, в основном, гужевой. По этой дороге иногда рысцой, когда мороз, а чаще понуро лошадки тянули  телеги, а зимой сани с будками, на которых было написано»ХЛЕБ».Хлеб везли из хлебозавода, находившегося в конце улицы, в магазины города. Даже сейчас при одном только воспоминании об этом Полина Ильинична ощутила духмяный запах хлеба далёкого детства.
    Среди домов, безликих, похожих друг на друга, один домик отличался от остальных. Полине он казался избушкой из сказки. И жила там старушка, сгорбленная, худенькая, с палкой. Она покрикивала на кур, на ребятишек, забегавших во двор. Все звали её Ершихой.(Фамилия её Ершова). А для Полины, её мамы и брата она была баба Дуня. Полина не боялась её , потому что она видела её другой, когда потихоньку входила к ней в избушку.
     В дни, когда поминали папу, мама пекла блины, фаршировала их и просила:  «Полиночка, отнеси бабе Дуне, пусть помянет отца». Полина с радостью откликалась на просьбу. Благое дело. Да и можно было побывать в избушке бабы Дуни. В избушке было тихо, покойно, чистенько. В красном углу горела лампадка, освещавшая  глядевшие на Полину таинственные тогда образа. И эти образа, и свет красной лампадки, и особенный запах ( позже Полина узнала, что это запах ладана) приводили Полину в трепетное, неясное состояние, возвышающее, доброе и влекущее. Баба Дуня приветливо встретила Полину, по-доброму улыбалась. Принимая блинчики ( поминальное), она крестилась, говоря:» Царствие Небесное Илюшеньке». Полинин папа был для неё Илюшенькой, ведь знала она его ещё с детства, дружила с его родителями, то есть с бабушкой и дедушкой Полины. Мама Полины рассказывала ей, как в былые времена приглашали бабу Дуню лепить пельмени. А пельмени на Амуре  особенные: из красной рыбы . Лепили их много, впрок, зимой выносили на мороз, консервировали таким образом. А ели их с маслом и уксусом. А чай пили чёрный грузинский с кусочком сахару.
    Полина Ильинична грустно посмотрела на ветхую избушку, на двор, по пояс заросший травой. И с не покидавшей её грустью и чувством вины взглянула на дом, стоявший напротив через дорогу. На свой родной дом, где прожила семнадцать лет от рождения.


Рецензии