Любить нельзя уважать
Однако полагается любить.
А ближнему-хоть что-то достаётся?
А дальнему?О чём тут говорить!
"Роман по переписке",Т.Залесская
По цитированию цитата: «Счастье – это когда тебя понимают» из фильма «Доживём до понедельника»,безусловно, занимает первое место.
Никита Сергеевич Михалков пошёл ещё дальше цитируемой фразы. Он ввёл в словооборот такое выражение «Я хочу быть не понятным, а понятым».
Уточняю, не понятым, а – понятым. С ударением на первом слоге.
И я понимаю тех, кому нравится фраза «Счастье-это когда тебя понимают».Правда, я бы остановил свой журналистский, даже публицистический взгляд совсем на другой очень мудрой мысли. Она почему –то, на мой взгляд, незаслуженно осталась в тени. Прошла мимо внимания кинозрителей. Я напомню её.
Когда учитель истории И.С.Мельников в самом начале учебного года вдруг приходит к директору средней школы просить отпуск, то между ними завязывается жаркий спор с взаимными обвинениями. Наконец, директор школы не выдерживает такого повышенного накала дискуссии и в запале говорит:
- Уважать тебя можно, но – любить…Любить нельзя!..
- И не люби! - той же монетой отплатил коллеге историк. - Дай отпуск!
Что же важнее:любить или уважать? Вот об этом и поговорим.
Любовь,особенно в виде идолопоклонения, не требует никаких вещественных доказательств,профессиональных заслуг, общественного и государственного призвания и признания, профессиональных и других различных достижений. Не обращает никакого внимания на самые лучшие из лучших личные,государственные и общественные человеческие качества.
Она – слепа и глуха. Особенно преуспевает в этом материнская любовь. И, к сожалению для возлюбленного или возлюбленной, часто бывает безответна.
Вспомните, с какой горечью и отчаянием пел герой-неудачник Н.Рыбникова из советского художественного фильма «Весна на Заречной улице»: «Зачем, зачем на белом свете есть безответная любовь?..» Кстати, и герой фильма «Доживём до понедельника», Шестопалов, которого я процитировал в самом начале, тоже страдает от безответной любви. И даже выдвигает теорию «постоянной влюблённости». Тем не менее под счастьем всё-таки подразумевает не любовь,не влюблённость, а... понимание. Такой вот парадокс.А любовь и понимание - не родные сёстры.
А понимание среди людей, в обществе, наконец, в самом человеке невозможно без понимания средства общения и коммуникации, которым является язык, без понимания средства обмена информацией как среди людей, так и между обществом и природой. Таким образом, на первый план выходит информация, средства массовой информации, которые и формируют общественное мнение, сознание, информационный мир, который нас постоянно окружает и «промывает мозги». Навязывает типовые мировые правила, типовые стандарты, нужные типовые образцы общественного и индивидуального поведения. В конечном итоге все они сводятся к потребительству, к потреблению, или, как пишет одна форумчанка на сайте Проза.ру – к «потреблятству». Именно против такой заформализованной «типовой жизни» и выступает советский художественный фильм Э.Рязанова «Ирония судьбы, или с Лёгким паром».И что же он предлагает взамен? Вы угадали, старое испытанное и надёжное средство – любовь.Любовь как форма протеста.
Таким образом, налицо в реальной жизни и в искусстве исторический конфликт, противостояние двух непримиримых противоборствующих, враждующих сил. С одной стороны, это – любовь. С другой стороны, это – деньги. Каков исход данной мировой схватки, поединка, дуэли известен, предопределён уже заранее. Из творчества В.В.Маяковского. Вспомните его известное напоминание и даже предостережение: «Лодка любви разбилась о быт».В народном языке та же простая и банальная прописная истина звучит грубее:"Любовь приходит и уходит,а кушать хочется всегда".
Когда мы с пиитетом или восторгом говорим о любви, то при этом никогда не должны забывать и о том, что её верными и постоянными спутниками являются коварство и ненависть. Это две стороны одной медали. Две крайности. Два зла, и какое из них меньшее, вопрос остаётся открытым. Ясно только одно, что это путь в никуда и в ниоткуда.
Ну, не люб человек: мужчина или женщина, и всё! Точка! При чём очень жирная точка! Ничего уж тут не поделаешь! Ничего не попишешь! Уж такая тут безвыходная ситуёвина. И никакая логика не в силах помочь! Никакие деньги! Никакая власть! Даже родительская. Сердцу, как говорится в подобных случаях, не прикажешь никаким приказом любить. Не прикажешь подчиняться. Оно в силах понимать только слова и отношения по дружбе, а не по службе.
И всё лишь по одной причине. Сердце привыкло только верить. Доверять. Оно живёт в полном взаимопонимании и согласии с тремя сёстрами: верой, надеждой и любовью.
Сердце живёт само по себе, вопреки «здравому смыслу». Как и кошка, которая гуляет сама по себе. В этом его счастье и несчастье одновременно. В этом также его достоинство и недостаток. Хорошо это или плохо - сердце не интересует и не волнует. Обо всём этом хорошо рассказано и показано в голливудском фильме «Война Роз».Режиссёр –постановщик и исполнитель роли адвоката одновременно Дени Девито.
Сердце, чувство, эмоции не в ладу с умом, разумом, рассудком. Не случайно русским классиком сказано на все времена «Горе от ума». Горе от ума лишённого, то есть от влюблённого. Они разговаривают на разных языках и даже не стремятся искать точки соприкосновения, найти общий язык. Сердце не видит и не понимает разницы между тем, что такое хорошо и что такое плохо, что зло, что добро. Сердце свято верит в бога и уповает на его милость и справедливость, а разум отрицает присутствие бога и его существование.
Сердце и разум как две стороны одной медали.
Истинная жизнь-жизнь сердца и ума.
В пьесе М.Горького «Егор Булычёв и другие» есть очень примечательный и символический герой на все времена, который использовал, использует и будет всегда жёстко и цинично эксплуатировать главную слабость и недостаток сердца – детскую доверчивость, святую наивность и простоту, о которой в народе говорится, что такая святая простота хуже воровства. Многозначительной и говорящей является даже сама фамилия этого героя – Увеков. От увечья, которое калечит умы и сердца людей. Делает их духовными инвалидами, калеками, увечными. Символично и имя этого героя – Гаврила.
Вот вся суть этого героя, которая особенно ярко выражается в диалоге с главным героем пьесы – Егором Булычевым. В отличие от других героев пьесы, страдающих политической близорукостью и недальновидностью, он прозорливо замечает и отчётливо видит его страшную и сокрушительную опасность для общественных отношений, вообще для самого существования общества, самой жизни, будущего. И первым бьёт тревогу по данному поводу.
Булычёв. Так. Ну, а теперь скажи правду…ты кем себя считаешь – дураком или жуликом?
Трубач/вздохнув/.Вот и вы не верите, как все.
Булычёв.Тебя как звать, лекарь?
Трубач. Гаврила Увеков…
Булычёв. Гаврило?/Смеётся/.Ох, чёрт…Неужто – Гаврило?
Трубач. Имя очень простое…никто не смеётся!
Булычёв. Так – ты кто же: глупый или плут?
Трубач. Да нет, я не дурак…
Булычёв. Стало быть –жулик?
Трубач. Да и не жулик…Сами знаете: без обмана – не проживёшь.
Булычёв. Вот это – верно! Это, брат, нехорошо, а – верно!
Шура. Разве не стыдно обманывать?
Трубач. А почему стыдно, если верят.
Булычёв. И это – правильно! Понимаешь, Шура? Это правильно! А поп Павлин эдак не скажет ! Он – не смеет!
Обман питается верой, а вера питается обманом. Они – сёстры-близнецы. Обманывают, потому что верят,а верят, потому что обманывают. И это как заколдованный чёртов круг, который можно и нужно разорвать только извне. И здесь не суть важно, о каком обмане и вере идёт речь.
Или это религиозный обман на церковном уровне власти. Или это политический обман на государственном уровне власти. Или это насквозь лживые средства массовой информации на уровне правительственной власти. Или это «возвышающий обман» искусства на театральном или киношном уровне власти. Или это родительский обман на семейном уровне власти…
Обман есть обман.Дурман есть дурман. И этим всё сказано.
Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад. И все власти во все времена охотно этим пользуются. Ложь стала политическим инструментом, средством власти.
И разве можно уважать тех, кто обманывает независимо от того, сознательно или бессознательно он это делает. Искренне заблуждается сам и вводит в заблуждение других, тем самым вольно или невольно увеличивая порочный круг заблуждающихся и блуждающих в кромешной тьме, в ночном мраке. Попадающих под власть тьмы мракобесия, религии, обмана,дурмана, лжи… Конечно, уважать таких нельзя, а любить можно.
Без знаний, без просвещения, без науки, без искусства, без света нет уважения.
Ученье – свет, а неученье - тьма.
Без веры, без доверия, без религии, без тьмы, без любви нет рабства.
Правда-бог свободного человека. Ложь – религия хозяев и рабов.
Так что выбор за каждым из нас:уважать или любить?И всего делов-то-лишь правильно поставить всего-навсего одну запятую.
Любить нельзя уважать.
Совет вам да любовь.
Свидетельство о публикации №217053000921