Благовестие в Самарии
Рассеяние из-за гонений: 8:1-4
2: Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем
В древнем мире в этой части Средиземноморья остаться без погребения считалось величайшим несчастьем и бесчестием; похоронить мертвого даже с риском для жизни было героическим поступком, достойным уважения. Об этом свидетельствуют литературные источники того времени.
Савл одобрял убийство Стефана, описанное в конце предыдущей главы. Кроме того, он
3: … терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу
Из 1Тим.1 известно, что Павел до конца жизни не забывал о том, как он терзал церковь, и он искренно считал себя первым грешником. Ф.У.Борэм рассказывает о письме, которое написал старый пуританин Томас Гудвин своему сыну:
«Когда мне грозила опасность охладеть в моем проповедничестве, когда я чувствовал, что субботнее утро приближается, а сердце мое еще не наполнилось восхищением перед милосердием Божиим, или когда я готовился к раздаче причастия, знаешь, что я делал тогда? Тогда я перебирал все грехи моей прошлой жизни и приходил с разбитым и задумчивым сердцем, готовый проповедовать так, как проповедовал и в самом начале: за прощение грехов. Мне кажется, что всякий раз, когда я поднимался по ступеням кафедры, я останавливался у ее подножия, перебирая в памяти грехи моего прошлого. Мне кажется, что каждый раз, когда я подготавливал очередную проповедь, я обходил рабочий стол в моем кабинете, мысленно взирая на грехи моей юности и всей моей жизни до сегодняшнего дня; и очень часто в субботу утром, когда душа моя оставалась холодной и сухой, потому что я недостаточно много молился в течение недели, стоило мне пересмотреть мою прошлую жизнь, перед тем, как взойти на кафедру, мое жесткое сердце размягчалось и прежде чем я приступал к проповеди, сам я душой становился ближе к благовествованию».
4: Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово
Ключевым стихом книги является Дн.1:8: там описана основная задача христиан, движущая сила для исполнения этой задачи, а также этапы ее выполнения. Таких этапов было предусмотрено Иисусом три: проповедовать в Иерусалиме, потом в Иудее и Самарии, потом до края земли. Предыдущая часть книги описывает выполнение первой части поручения. Но мы нигде не встречаем описания совещания апостолов по выполнению второй части – о благовестии дальше в Иудее и Самарии. Апостолы либо не планировали этого вообще, либо откладывали это на отдаленное будущее. И тут случаются гонения, которые вынуждают христиан к выполнению этого поручения.
В Библии есть и другие истории о том, как прямое вмешательство Бога приводило к тому, что люди выполняли Его волю, которую Он открыл им ранее, но которую они до сих пор не выполняли.
• Так было, например, при разделении языков во время строительства вавилонской башни. Воля Божья была в том, чтобы люди плодились и наполняли всю землю, а они были сосредоточены в одном регионе. Это было не основной причиной разделения языков, но видим, что оно способствовало тому, что народы начали наполнять всю землю.
• Так было с Ионой, который не пошел сначала выполнять открытую ему волю Божью, но обстоятельства привели к тому, что он был вынужден согласиться на выполнение полученного поручения.
Так может случаться и у нас. Поэтому лучше выполнять известную нам волю Божью своевременно. Это относится к самым разным вопросам: к созданию семьи, к работе, к внутрисемейным вопросам и т.д.
Послание Иакова обращено, скорее всего, именно к этим рассеявшимся. Иаков был пресвитером Иерусалимской церкви, и как настоящий пастор, он переживал о своей пастве, внезапно снятой с насиженного места. Вдогонку им он послал письмо, в котором писал о том, как вести себя в сложившихся обстоятельствах. Если иметь это в виду, послание Иакова становится понятнее.
Как писал Тертуллиан, «кровь христиан стала семенем», из которого выросла церковь. Целью гонений было остановить рост нового движения, но эффект был достигнут противоположный. Так не раз происходило в истории церкви. М.Генри высказался об этом так: «Здесь снова предлагается разгадка Самсоновой загадки: из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое. Тем, что предназначалось для истребления Церкви, господствующее Провидение воспользовалось для ее укрепления».
Об этом пишет и Джон Стотт: «Поучительным и похожим примером из современности явилось событие, которое произошло в Китае в 1949 году, когда национальное правительство было свергнуто коммунистами. Шестьсот тридцать семь иностранных миссионеров, служивших в Китайской миссии, были вынуждены покинуть страну. Ситуация казалась катастрофической. Но в течение четырех лет 286 из них стали служить в юго–восточной Азии и Японии, в то время как местные христиане в Китае даже в условиях жесточайших преследований начали умножаться в числе. Теперь в этой стране верующих насчитывается в тридцать или сорок раз больше того, что было, когда миссионерам пришлось покинуть Китай (более точные цифры неизвестны)».
Обращение самарян: 8:5-13
5: Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа
Лука завершил рассказ об одном дьяконе-благовестнике – Стефане, и перешел к другому дьякону, который тоже занялся благовестием – к Филиппу (скорее всего, это не был апостол Филипп, так как в этой главе отмечено, что апостолы оставались в Иерусалиме).
Филипп хорошо послужил и приготовил себе высшую степень и великое дерзновение в вере (1Тим.3:13). Кстати, в послании Тимофею Павел именно об этом и пишет: не о будущей небесной награде, а о переходе на земле от одного рода служения к другому. Выше в том послании речь идет как раз о дьяконах, и Лука приводит два примера того, как дьяконы переходили к «высшей степени».
6-8: Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись. И была радость великая в том городе
Результат благовестия Филиппа был однозначно положительным. Люди принимали его весть. Нам сегодня трудно понять, сколько смелости потребовалось Филиппу, чтобы начать проповедовать Евангелие самаритянам. Вражда между иудеями и самаритянами длилась тысячу лет. Джон Стотт приводит следующую хронологию конфликта:
• Она началась с раскола монархии в десятом веке до Р.X., когда десять племен предали царство израильтян, сделав Самарию своей столицей, и только два племени остались верными Иерусалиму.
• Ситуация ухудшилась, когда в 722 г. до Р.X. Ассирия захватила Самарию, и тысячи ее жителей были депортированы, а страну заселили чужеземцы.
• В шестом веке до Р.X., когда евреи вернулись на свои земли, они отказались принять помощь самаритян при восстановлении храма.
• Самарийский раскол ужесточился в четвертом веке до Р.X., когда самаритяне построили храм-соперник на горе Геризим и отреклись от Писаний Ветхого Завета, признавая только Пятикнижие Моисея.
Иудеи презирали самаритян, считая их полукровками, еретиками и раскольниками. В Евангелии от Иоанна об этом сказано так: «Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Ин.4:9). А в Евангелии от Луки специально отмечено хорошее отношение к ним Иисуса: Лук.9:52-56; 10:30-37; 17:11-19, см. также Ин.4. Это важно помнить, так как рассказ в Дн.8 записан тоже Лукой. Он посчитал важным подробно сообщить об этом этапе росте церкви.
Филипп оказался в сложной ситуации. С одной стороны, он рисковал тем, что верующие из Иерусалима могли не поддержать его в желании благовествовать самарянам, с другой стороны, он, скорее всего, помнил о программе повсеместного свидетельства, которая была намечена Иисусом в Дн.1:8 и обоснована Стефаном в Дн.7. Эта программа включала Самарию.
Бывает, что мы оказываемся в ситуации, когда нам некого спросить о совете и нужно принимать решение, связанное со значительными последствиями. Если мы на основании Писания ясно понимаем волю Божью, то стоит проявлять инициативу и принимать решение, которое может оказаться непопулярным. Филипп так и поступил.
9-11: Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями
Симон волхв часто упоминается в раннехристианской литературе как главный враг Церкви и один из вождей гностической ереси. Гностицизм учил, что человек достигает спасения не благодаря искупительной смерти Христа, а посредством тайного знания о Боге. В Новой Женевской Библии приводятся такие свидетельства из 2-го века об этом человеке:
• Иустин Мученик (умер ок. 165 г. по Р.Х.), сам самарянин, сообщает, что почти все самаряне считали Симона богом (самаряне называли его "великой силой", ст. 10).
• Ириней Лионский (умер ок. 180 г. по Р.Х.) в своем труде "Против ересей" указывает, что Симон был одним из родоначальников гностических ересей.
Лука пишет, что Симон тоже уверовал:
13: Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся
Однако как из описания его уверования, так и из последующих событий видно, что, скорее всего, интерес его был сугубо корыстным. Об этом дальше.
Апостолы подтверждают обращение самарян: 8:14-25
Филипп очень быстро перешагнул через культурные и религиозные барьеры, это могло вызвать недовольство консервативно настроенных членов иерусалимской церкви. Поэтому потребовалась «инспекция» со стороны церковного руководства. Апостолам надо было на месте ознакомиться с ситуацией и ясно высказаться по этому поводу.
14: Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна
Прибытие Петра и Иоанна было очень своевременным. Если бы они с этим затянули, могла возникнуть лишняя напряженность, а рядовые члены церкви могли наломать лишних дров.
Изучая Библию, я люблю обращать внимание на изменения, которые происходили с людьми. Обычно в нашем сознании библейские герои – это статичные персонажи с определенным набором качеств, но эти качества у них ведь с течением времени изменялись, от некоторых своих свойств они отказывались, а некоторые приобретали. Иоанн в этом отношении один из самых ярких примеров.
Вспомним его прозвище: «сын громов». Т.е. изначально он вовсе не был таким мягким и любвеобильным, каким его представляет себе большинство верующих. Когда Иисус проходил через самарянские селения и захотел остановиться в одном из них, Ему отказали. Иоанн тут же попросил у Иисуса разрешения свести на эту деревню огонь с неба, как это делал Илия (Лук.9:51-56).
И именно в эту область этого же Иоанна сейчас посылают для того, чтобы он разобрался на месте в вопросе их обращения! И рассказывает об этом тот же Лука.
Я не знаю, вызвался Иоанн сам или его «командировали» (написано, что его «послали», т.е. текст об инициативе с его стороны не говорит). Но думаю, в Писании не зря отмечено это совпадение географических признаков и действующих лиц. Иоанн отправился на своеобразную «пересдачу экзамена».
Такие пересдачи бывают и у нас. В послании Евреям это называется «запинающий грех»: когда человек снова и снова спотыкается на одном и том же месте. Казалось бы, мог бы Бог водить нас другими путями, в обход определенных искушений, но Он допускает, чтобы мы проходили одной и той же дорогой много раз, ожидая, когда мы станем достаточно зрелыми для того, чтобы перестать повторять какой-то грех или оплошность.
Хотел бы избежать встречи с неприятным тебе человеком – а встречаешь его снова и снова. Хотел бы не видеть каких-то картинок, а они оказываются в поле твоего доступа снова и снова. И так далее. Одна пересдача за другой.
Когда же мы наконец усваиваем материал, приобретаем необходимые навыки, успешно сдаем экзамен, а повторяющаяся практика подтверждает, что этот грех перестал для нас быть запинающим, обычно через время мы обнаруживаем, что теперь запинки просходят в другом месте. А может, они происходили и раньше, только мы не обращали на них внимания. Ничего не поделаешь, процесс учебы продолжается. Переходим на фильтр с более мелкой ячейкой.
15-17: которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго
Самаряне:
• Уверовали
• Были крещены
• Апостолы помолились о них и возложили на них руки, после чего они приняли Духа Святого
Из новозаветных посланий становится ясно, что при покаянии и рождении свыше человек принимает и Святого Духа, после чего следует водное крещение. Т.е. практика Самарии – это исключение. В чем же смысл этого исключения? Здесь можно много рассуждать, я выражу только одну мысль, которую сейчас считаю здесь ключевой.
Такой порядок событий должен был укрепить единство церкви, в которую теперь входили и евреи, и самаряне. Первая церковь находилась в одной из узловых точек своего развития: решалось, произойдет ли раскол или церковь будет единой, включая как евреев, так и самарян.
В дальнейшем этот вопрос поднимется еще раз, когда к вере начнут приходить язычники. Сошествие Духа Святого на самарян после возложения рук апостолами призвано было, с одной стороны, показать апостолам, что самаряне веруют в Иисуса точно так же, как они, и получают Того же Духа Святого, что и они, а с другой стороны, показать самарянам, что они зависят от братского общения и поддержки со стороны христиан из евреев, в частности, из Иерусалима.
18-19: Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго
Здесь продолжается прерванный ранее рассказ о Симоне. Среди волхвов первого века была распространена практика продажи и покупки магических заклинаний и формул. Симон был самым влиятельным волхвом во всем этом регионе. Когда здесь появились христиане, которые делали чудеса и исцеления, он стал рассматривать их как конкурентов. Улучив момент, он подошел к ним с просьбой купить способность раздавать Святого Духа.
Конечно же, его привлекала и связанная с этим возможность совершать исцеления и чудеса. После возложения рук Петром и Иоанном на самарян Симону показалось, что он разгадал их секрет, и он приступил к реализации своего бизнес-плана.
Скорее всего, возрожденным Симон не был. Во-первых, об этом свидетельствуют мотивы его обращения, во-вторых, следующие слова Петра:
20-23: Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды
Петр говорит, что сердце Симона неправо перед Богом, а сам Симон исполнен горькой желчи и находится в узах неправды.
Неожиданным образом эти слова можно применить и к нам. У христиан тоже бывает искушение «дар Божий получить за что-то». И особенно этому подвержены зрелые христиане. Погибельно считать, что дар Божьего спасения и благоволения мы получаем за свое жертвенное служение, за верность, за длительный «стаж» христианской жизни, за зрелость и глубокое знание Библии и т.п.
О спасении по благодати надо проповедовать не только необращенным людям, но и зрелым христианам. Мы получаем спасение только по благодати. И мы продолжаем спасаться только по благодати. Как только мы заменим жертву Христа чем-то другим, мы сразу попадем в очень опасное положение, о чем сказал Петр.
Мак-Дональд рассматривает эти слова еще вот в каком ключе: «Именно имя этого человека, Симона, дало нам современное слово "симония" – бизнес на святом, использование святого в корыстных целях. Это понятие охватывает продажу индульгенций и других предполагаемых духовных преимуществ и все формы коммерциализации в духовной сфере».
30.05.2017
Свидетельство о публикации №217053000932