Диалог о Деулинском перемирии

Выйдя из издательства, Х.Г. Инсаров догнал задумчиво идущего по улице М.Л. Песковского.

- Разрешите немного пройтись с Вами, господин Песковский? О чем размышляете? – поинтересовался Инсаров.

- Собираюсь писать о Суворове Александре Васильевиче. Невольно вспомнил о Деулинском перемирии 1618 года.

- Деулинское перемирие? Предания старины глубокой? Что есть интересное для Вас в этом историческом событии, господин Песковский?

- Пытаюсь размышлять с позиций формальной логики. – Песковский был явно настроен на философский лад.

- Историки не очень-то детализируют этот исторический факт. Почему у Вас появился к нему интерес? – допытывался Инсаров.

- Я размышлял следующим образом, - ответил Песковский. - После нашествия Батыя исторические судьбы русских княжеств были разными.

Земли Южной и Западной Руси вошли в состав Великого княжества Литовского, которое превратилось в одно из сильнейших государств Восточной Европы.

Северо-Восточная Русь оказалась в вассальном подчинении Золотой Орде.

В период власти Золотой Орды над княжествами Северо-Восточной Руси существование Великого княжества Литовского создавало для некоторой части населения определенную возможность выбора. Переехать, переселиться  было не так-то просто, но все же для каких-то особо энергичных людей  - возможно.  Тем более, что существовала историческая, культурная, религиозная общность.

Имеются примеры переезда из Великого княжества Литовского в Русь Московскую.

В общем, существовало некоторое взаимодополнение.

Начинались в Великом княжестве Литовском религиозные  гонения – увеличивалась привлекательность Руси Московской.

Выявлялась привлекательность магдебургского права, начавшего действовать в некоторых городах Великого княжества Литовского, - возрастала притягательность западного направления.

Войны, попытки захвата территорий также имели место.

Для Великого Княжества Литовского – весьма могущественной военной державы – была свойственна определенная политическая гибкость.

Возрастает угроза со стороны Тевтонского ордена?

В 1385 году создается династическая уния с Польшей.

Началась Ливонская война (1558-1583)?

Укрепляется союз с Польшей, в 1569 году создается Речь Посполитая – своего рода равноправный союз Польши и Великого княжества Литовского.

В период "Бескрулья" (в 1572-1577 годах) было сделано предложение Ивану Грозному  занять освободившийся трон – возглавить Речь Посполитую - самому или одному из его сыновей. Иван Грозный отказался, выдвинув неприемлемые условия, связанные в основном с различиями в вероисповедании. Некоторые историки высказывают мнение, что был упущен уникальный шанс династического объединения Руси, Литвы и Польши в единое государство. Высказывается также мнение, что многим в Литве и Польше импонировало сближение с Россией для совместной защиты от экспансии Крымского ханства и Османской империи.

Считается, что кандидатура Ивана Грозного пользовалась определенной популярностью в среде мелкого шляхетства, которое было заинтересовано в нем как правителе, способном покончить с засильем крупной аристократии.

Так или иначе, активность вокруг проекта поставить во главе Речи Посполитой русского царя свидетельствовала об отсутствии антагонизма между западными землями и Россией.

Попытки объединить в какой-то форме Русь, Литву и Польшу в единое государство продолжались. Один из мотивов такой активности был очевиден: минимизировать взаимное вооруженное противоборство.

В Смутное время, то есть в период от смерти Ивана IV Васильевича Грозного (1584) до воцарения на русском  престоле Михаила Фёдоровича Романова (1613), после свержения в июле 1610 года царя В. И. Шуйского, в России было создано правительство, названное "Семибоярщина" ("седьмочисленные бояре"). В его состав вошли  члены Боярской думы, оказавшиеся к этому времени в Москве: князь Ф. И. Мстиславский, князь И. М. Воротынский, князь А. В. Трубецкой, князь А. В. Голицын, князь Б. М. Лыков, И. Н. Романов, Ф. И. Шереметев. Одним из первых решений "Семибоярщины" было постановление не избирать царём представителей русских родов. 17(27) августа 1610 года "Семибоярщина" заключила со стоявшими под Москвой силами Речи Посполитой договор, признававший русским царём сына польского короля Сигизмунда III Владислава. Ограждая свои привилегии, аристократическое правительство добилось включения статей, ограничивавших права Владислава (необходимость принятия им православия ещё в Смоленске, обязательство жениться только на русской, ограничение количества приближённых лиц из Польши и т. п.).

Опасаясь выступлений москвичей и не доверяя русским войскам, правительство "Семибоярщина" совершило акт национальной измены: в ночь на 21 сентября 1610 года тайно впустило в Москву войска Речи Посполитой.

С октября 1610 года вся реальная власть сосредоточилась в руках военных руководителей Речи Посполитой С. Жолкевского и А. Гонсевского.

Однако "Семибоярщина" номинально функционировала вплоть до освобождения Москвы Народным ополчением под руководством Минина и Пожарского.

Каждый игрок политической игры видит историческую панораму со своего конкретного места. Ориентируясь на заключенный с Семибоярщиной договор, Владислав, возможно, ощущал себя русским царем.

Однако, Народное ополчение под руководством Минина и Пожарского принудило к капитуляции  гарнизоны в Кремле и Китай городе  22-26 октября 1612 года.

В ноябре 1612 года руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя.

3емский собор 1613 года избрал на престол первого Романова - Михаила Фёдоровича. В его царствование (1613-45) и было заключено то самое Деулинское перемирие 1618 года (между Русским государством и Речью Посполитой), с которого начался наш разговор, господин Инсаров.

Чтобы получить передышку, русское правительство было вынуждено уступить Речи Посполитой смоленские (за исключением Вязьмы), черниговские, новгород-северские земли с 29 городами, в том числе, Смоленск. Королевич Владислав, ссылаясь на соглашение с боярами-изменниками в 1610 году и на то, что некоторые москвичи признали его царём в 1611 году, не отказывался от претензии на русский престол. После Деулинского перемирия был проведён размен пленными, в результате которого в Москву вернулся находившийся в плену отец царя Михаила Романова патриарх Филарет и другие.

- Что же заставляет Вас подвергать Деулинское перемирие 1618 года логическому анализу? - иронически улыбнулся Инсаров.

- Мне представляется не очень-то логичным, - ответил Песковский, - что Владислав, ссылаясь на соглашение с боярами-изменниками в 1610 году и на то, что некоторые москвичи признали его царём в 1611 году, полагая себя русским царем, способствовал уступке Россией в пользу Речи Посполитой весьма обширных территорий.

- Логически если подойти, - согласился Инсаров, - царь претендует на власть над всей территорией, а не над ее частью. И уж тем более не способствует передаче части территории своего государства другой державе.

Есть вопросы к логике.

Слишком много было эмоций, сложно было остановиться. Возможно, присутствовал эффект психологической инерции.

Но в какой-то момент стало общепонятно, кто является русским царем?

- Конечно, - ответил Песковский. - Последовала Русско-Польская война ("Смоленская война") 1632-1634 годов. По ее итогам был заключен Поляновский мир (1634).  По Поляновскому миру Речь Посполитая в основном закрепляла за собой захваченные в Смутное время земли. При этом Владислав отказался от притязаний на московский престол и признал, наконец, Михаила Романова законным царем. России были возвращены все документы, связанные с избранием Владислава русским царем в 1610 г. (крестоцеловальная запись бояр и др.). Поляновский мир зафиксировал западную границу России после Смутного времени.

Далее последовала Русско-Польская война 1654-1667 годов.  Эта война стала весьма длительной, она растянулась с перерывами на тринадцать лет. Ее завершил Андрусовский договор 1667 года. Условия Андрусовского перемирия подтверждены "Вечным миром" в 1686 году. В исторической литературе высказывается мнение, что после этой войны Речь Посполитая перестала представлять серьезную опасность для Москвы. На почве совместных действий против Османской империи, а затем и против Швеции происходит сближение России и Речи Посполитой.

- Мда, - неопределенно отреагировал Инсаров. И продолжил:

- События Смутного времени, противостояние России и Речи Посполитой оставили неприятный эмоциональный след в общественной психологии.

- Возможно более логичное поведение Владислава по отношению к правам на царский престол и к перечисленным в Деулинском перемирии территориям способствовало бы понижению уровня негативных эмоций, - высказался Песковский.

- Размышления бесконечные, - констатировал Инсаров. - Переключайтесь на биографический очерк о Суворове.

Писатели улыбнулись друг другу и направились каждый по своим делам.


30 мая 2017 года


Рецензии