Современная свадебная атрибутика адыгов

Вереница автомобилей представительского класса, украшенных флагами, во главе с белым или черным Мерседесом…Задорные звуки гармошки, доносящиеся из одной из сопровождающих машин, вперемешку с призывными сигналами автомобилей кортежа…. Порой безрассудное лихачество молодых людей, желающих любой ценой догнать на дороге главный автомобиль с виновницей торжества - невестой, облаченной в национальное свадебное платье…
Так выглядит свадебный кортеж у современных адыгов. Мало чем он напоминает старинный свадебный поезд из пары арб, покрытых красной тканью,  груженных горой подарков и сопровождаемых смелыми всадниками с ружьями, стреляющими на ходу по пути в дом жениха. Правда, последнее всё чаще и чаще встречается и на современных свадьбах, как и задорные гармонисты, исполняющие старинные обрядовые свадебные песни. Но не только это сохранилось через века. Неизменной в адыгском свадебном джэгу была и остается свадебная атрибутика.
Какие изделия свадебной атрибутики изготовляют сегодня мастера народных художественных промыслов в Адыгее? Для чего она служила на адыгских свадьбах и сохранила ли она свое функциональное значение до сих пор? Из чего изготовляют современные мастера народных художественных промыслов свадебную атрибутику, и где её можно заказать или приобрести? На все эти вопросы есть ответы у современной мастерицы, изготовляющей своими руками свадебные атрибуты, Беллы Гунай.

«Для современного свадебного тождества в Адыгее сегодня изготавливаются свадебные флаги из ткани с вышитыми родовыми знаками: тамгой рода жениха и тамгой рода невесты. В последнее время это стараются возродить. Раньше было единое полотно, на котором изображали сразу тамги двух родов. Впрочем, делали флаги двух родов и по отдельности. Среди современной свадебной атрибутики, например, массивный фигурный жезл вожака танцев (удж бэщ), дирижёрская палочка для хатияко (дэ бэщ), ореховое дерево и ореховая шапка на копье (пчыпа1о), знамя из фундука (дэ нып). В старину еще делали ореховую рубашку (дэ джанэ), ореховые путы (дэ лъахъэ) и ореховую плеть (дэ ш1опщ). Как дань современности мастера предлагают так же свадебную атрибутику для украшения автомобилей, например, свадебные номера, которые так же часто используются для украшения детских колясок. Сегодня мной делается особый свадебный атрибут для победительницы свадебного джэгу из фундука или из бусинок. Так же как приз в конкурсе за лучший танец на свадьбе изготавливается национальная женская шапка. Она сувенирная и тоже считается свадебным атрибутом. Хотелось бы отметить еще один особенный атрибут – деревянные котурны (пхъэцуакъэ), которые использовались в свадебном джэгу. Раньше это была княжеская парадная женская обувь. Когда на свадьбе девушку приглашали танцевать, она в них передвигалась немного вперед и спускалась с них. После танца она снова возвращалась в свадебный круг. Котурны подчеркивали стройность и высокий рост девушки. Этот атрибут был ценным».

Выбор материала, из которого делалась свадебная атрибутика у адыгов, был не случайный. В старину предпочтение отдавали орехам фундука и грецким орехам. А, как известно, ореховые деревья у адыгов считались счастливыми растениями, их сажали подальше от дома, их части использовались в лечебной практике. Как рассказывает Белла Гунай: «В старину ореховое дерево имело культовое значение и символизировало плодородие и богатство. Адыги осыпали невесту у порога дома жениха раньше сухариками, а с конца XIX- начала XX в. и до сих пор невесту осыпают орешками, конфетами и мелкими монетами».

Свадебная атрибутика, сделанная будь то из ткани, фундука или бусинок, не только украшает современные свадебные торжества адыгов, но и помогает воссоздавать старинные свадебные обряды. Так, в самый знаменательный день «нысэщэджэгу» при вводе молодой в дом жениха совершались осыпание и обряд «1урыц1элъ» (обмазывание губ невесты смесью меда и топленого масла); а атрибуты из орехов используют до сих пор как призы для победительниц конкурса танцев и скачек. «Сегодня функциональное значение свадебных атрибутов сохраняется, и они используются активно как призы и награды. Но, так или иначе, вся атрибутика украшает свадебное торжество, поэтому играет демонстративно-декоративную роль. Раньше в день свадьбы на крыше дома жениха вывешивали два красных флага из ткани с вышитой тамгой рода жениха. Вывешивали и третий флаг с зеленой каймой, если собирались устроить конные скачки. Устанавливали на крыше того же дома ореховое знамя, как знак свадебного джэгу» - отмечает мастерица Белла Гунай.

Сегодня возвращение к истокам современных адыгов способствует развитию народных художественных промыслов и продвижению изделий мастеров на бытовом уровне в повседневной жизни. Это касается и изготовления адыгской свадебной атрибутики. Но современные мастера стараются не только сохранять старинные технологии, которым строго следуют, но и учитывают пожелания молодых и новомодные тренды. Как рассказывает Белла Гунай, «в наши дни свадьбы стараются делать в одном стиле и цветовой гамме. Поэтому мы, мастера, делаем свадебную атрибутику не только из фундука, но из бусинок и, например, фатина соответствующих цветов. Что касается флагов, то их сегодня делают из разных тканей с ручной либо машинной вышивкой, что влияет на стоимость изделия».

Столь красивую и самобытную свадебную атрибутику в наше время можно легко и доступно заказать у известных мастеров по всей Адыгее. Например, в мастерской Беллы Гунай (пгт.Энем), салоне-мастерской «Данэф» Фатимы Деды и свадебном салоне Рузаны Хуако (пгт. Яблоновский), сувенирном бутике-ателье «НАН» и национальном свадебном салоне «Дышъэ идагъ» (г. Майкоп) и др. И такие важные атрибуты для самого знаменательного события в жизни следует продумывать заранее и заказывать заблаговременно.

И пусть в прекрасный свадебный день едет вереница респектабельных автомобилей, а не арба, покрытая красной тканью… Пусть красивая невеста едет в белом или черном Мерседесе, пролистывая новенький iPhone, а не в подводе с подарками с золотым шитьем… Пусть не все свадебные обряды еще возродились… Но зато национальная свадебная атрибутика, изготовленная по старинным технологиям, но с учетом новомодных трендов, идентифицирует нас, адыгов, и демонстрирует самобытные и очень красивые особенности адыгского свадебного джэгу или «адыгэ нысэщэджэгу». Главное то, что национальные свадебные атрибуты предвещают молодым семейное счастье и благополучие.

Автор: Фатима Теучеж
Фото: Беллы Гунай

Статья опубликована в журнале "Лаго-Наки" №5, 2017 г.


Рецензии