Фанаты

Кто такие?
Сей  вопрос - наша  сиюминутная  сверхзадача  разобраться в этом  злободневном понятии нашей  повседневности.
Но сначала об этимологии  слова-понятия.
Как и  большинство  нерусских слов,  оно  латинского происхождения – от неблагозвучного  - (fanaticus) "исступленный".  А  фанат – суть  сокращение  от «фанатикус», вроде   пары  «заместитель и зам».
В «мудром» русском языке существует такая традиция – если  первоначальное словообразование  потихоньку выходит  из  употребления, то новообразование становится единственным  основным понятием, при этом весьма часто теряется  его  первоначальный смысл.
Так  новое – фанат  уже вроде бы и не фанатик и, тем более, не «иступленный», а нечто, вроде бы  не вполне заурядное и даже как-то возвышающе приподнятое ……..
        Вот чем хорош латинский язык?
Тем, что он «мертвый», а потому и постоянный. На нем  fanatic всегда fanaticus, и не иначе!
А у нас, у россиян, -  это целая тема для философского эссе…..
Вообще-то в русском языке у  - Фанатика – имелось два основных значения:
1. Человек, необычайно приверженный,  преданный, какому-нибудь своему делу (фанатик в науке или  искусстве).
2. Человек исступленной религиозности, отличающийся крайней нетерпимостью к другим верам, изувер ("опьяневшие от экстаза фанатики" - А. Куприн. «Молох»).
У современного нового  - Фаната – совсем другие и более многочисленные расклады.
Фанаты  размножились…….
Номы не станем расплываться  мыслью по древу, а остановимся на  трех основных группах фанатов.  К примеру, у нас в последнее время  появились футбольные фанаты. Это, так сказать очередное  подражательное заимствование  западного бизнес-шоу, в которое эта самая  популярная мировая игра  уже давно превратилась. 
       Конечно, это вроде бы футбольные болельщики. Но это я так думаю, старый престарый болельщик  с 50-х годов ещё советского футбола.
А вот что говорят современные фанаты……..
Читаем  выдержки из  фанатских сайтов:
1. Ни один уважающий себя клуб не может обходиться без поддержки болельщиков, и уж тем более, немыслимо существование футбольной команды без неистовой поддержки фан-сектора, в котором собираются истинные поклонники команды, готовые последовать за своими любимцами хоть на край света.
2 .Не стоит путать фаната с обыкновенным болельщиком. Обыкновенный "болел", приходя на стадион, обычно, тихо сидит и наслаждается перипетиями борьбы. Да он может не пропускать ни одного матча своей команды, он может волей случая оказаться на выездной игре своей команды. Но он не является фанатом.
3.Фанатизм - это последний уровень влюбленности в футбол и любимую команду. Фанатизм - это неформальное движение со своими правилами и порядком. Фанат не может просто сидеть на трибуне, тихо и спокойно, грызя ногти и выкуривая одну за одной сигареты.
4.Фанат не может прийти на стадион, одевшись как какой-нибудь "вася". Он должен быть облачен в цвета своего клуба: розу (шарф) и футболку (если не фирменную, то подходящую по цветам).
Фанат обязан присутствовать в своем секторе, где собираются его единомышленники, и "шизеть", как можно круче. В зависимости от обстоятельств "шиза" может начинаться или продолжаться вне стадиона.
           Весьма сногсшибательные, для нормального человека, не фаната,  «заявы»!
Я их специально пронумеровал, чтобы  детально разобраться.
Ну, по первому пункту……
Ложь всегда двулика, прикрываясь полуправдой!
Клуб действительно не сможет долго существовать без многочисленных болельщиков, поскольку это  основной  «заработок» клуба.
Но в этом плане  наши  фанаты  повсеместно представляют собой   незначительную по численности  группировку  клубных болельщиков. Скажем  самая многочисленная у нас группировка спартаковских фанатов не тянет и на 8 тысяч.
Вы скажите, как же так, мы смотрим трансляции и там видно только их?
Вы не будете в ладах   с самим собой пока не  зайдете  на   очередной  матч  «Спартака»  при почти пустых трибунах. Бывали случаи, когда  общее число  зрителей  составляло 5 тысяч человек, при том, что только абонементов  на сезон продано 8 тысяч.
        Это я к тому, чтобы как-то    количественно  отличить  увлечение от фанатизма.
При нормальном  «болении» за  футбол   собственно фанатов  на трибунах  не видно.
Про российский чемпионат я распространяться не стану, а вот  про английский, с которого  собственно и начались  фанаты  от футбола, вы сами можете составить представление, посмотрев  любой матч, даже аутсайдеров английской премьер лиги……
Сорока восьмитысячный стадион, где яблоку негде упасть от  зрителей любого возраста и пола, расцвечен  клубной атрибутикой  двух команд.  Шарфы или другие знаки этой атрибутики  почти на каждом.
Это я в ответ на фанатский прокол в экономике  под номером  4.
Один фанат  больше  одного шарфа не купит, поскольку  у него только одна шея, а вот  десятки тысяч любых  дядей  васей – это  второй важнейший  финансовый источник  существования клуба.
Так что фанатизм от футбола  приносит ему только убытки за счет  штрафов  от  хулиганского поведения  фанатов.
         Внешне фанатов от «дядей васей» отличить невозможно, а вот по поведению – запросто (по их же определению) :
- Обыкновенный "болел", приходя на стадион, обычно, тихо сидит и наслаждается перипетиями борьбы.
А «фану»  смотреть на  футбольное поле некогда. Надо следить за командами  «организатора», а то еще выкрикнешь не то, что нужно, и получишь по шее. Да и принесенный сокровенный файер надо как-то поджечь, не  запалив себе промежности.
И вообще  на переполненной трибуне фанату делать нечего: ни размахнуться бутылкой, ни бросить «камушек» в чужого вратаря. Поэтому на наших пустых стадионах  им предоставляются  обширные сектора, где и  порезвиться  есть гле, и  сидений свободных полно, которые можно оторвать  и использовать в качестве  боевых орудий  между собой и с полицией.
          Из написанного передо мной  явственно две альтернативные картинки:
Один «болел»  пришел всей семьей  с малолетнем сыном, поскольку  любит футбол как любитель, сам когда-то  гонявший мяч и желающий  передать страсть к этой игре сыну.
 А другой приходит  на трибуну как на работу. Это, скорее всего,  субъект, не  представляющий  себе, как подрезать мяч «щекой», но  быстро соображающий, чем врезать соседу по голове.
Чтобы не быть голословным, приведу ещё одну  цитату из  фанатских соображений  «по понятиям».
Необходимо быть готовым к драке! Надо всегда быть готовым постоять за честь фаната, своей группировки, своей любимой команды. Это должны понимать молодые и "левые" фанаты. Ведь если твои товарищи участвуют в "махаче", а ты прячешься в кустах, как ты сможешь смотреть в глаза товарищам, которые могут оказаться и проигравшей стороной.
          Вывод очевидный -  футбольный фанат  останется  фанатом и без футбола. Скажем  футбольная федерация  наказала  два московских клуба игрой без зрителей. Фанаты  обязательно встретятся  у входа на стадион, чтобы  сделать «махач»  - нечто похожее на  бестолковую  уличную драку  друг с другом, или с полицией.
В результате   этот  недоразвитый  полубандитский футбольный  фанатизм  отбил всякую охоту от посещения  футбола у  обывателя.
          А я помню времена, когда, как в сказке, фанатов не было, а болельщиков на воронежском стадионе «Труд»   -  под завязку почти в любом матче.
Прямо как сейчас в Англии,…….. играет «Факел» с саратовским «Соколом».
«Факел» опять вылетел  их высшей лиги, а «Сокол»  уже заведомо остается. И  эта игра уже ничего не решает. Но  народу  - под 30 тысяч, что можно сейчас собрать только на матчи сборной.
При этом на трибунах множество нормальных женщин!
Скажите, загнул сказочник!……Не,….. Не загнул.
Я сам  повстречался  на этом стадионе с одной такой болельщицей, со своей  будущей   женой. Конечно, сейчас появилось много новых мест, где  возможно познакомиться с красивой девушкой.  Но раньше был еще и  футбольный стадион…….       
         Но всё это  из прошлой жизни.
Сейчас футбольные фаны ненавидят   западную прессу, которая  уже отошла от  «желтой» полосы  популяризации  фанатских клубов.
Зато  наши «независимые» СМИ только входят во вкус фанатской поддержки:
В принципе, на сегодняшний день только СМИ России довольно объективно представляют жизнь футбольного фаната.
Тут у нас  типично  Крыловская ситуация:
За что же, не боясь греха, кукушка хвалит петуха?
За то, что  хвалит он кукушку.
          Наща  СМИ-кукушка  поддерживает фанатов, поскольку они ей поставляют  свежие «желто-чернушенские»  новости, делающие  рейтинг агентству на бытовухе, раз у него  на  большее  мозгов не  хватает. 
Меня всегда поражала  «незаурядная» способность  всех наших телеканалов  моментально слизывать все самое примитивное из  заурядных программ западных агентств. При этом они  дебильновато упорно  эксплуатируют  эти «находки» даже тогда, когда  на западе про них  уже давно забыли.
        Они знают, как раскрутить ложь, чтобы она  стала чудовищной, дабы в неё поверили.
И, знаете, фанаты, в то верят!
Видимо ложь – одно из средств  «охмурения» простаков в процессе  формирования фанатизма.  Меня умиляет в этом плане  ритуальное заклинание комментаторов  по всем каналам телевидения московского «Спартака» не иначе, как «народной команды».
Истоки этой присказки  уходят в дебри происхождения  советских клубов: «Динамо» - от НКВД,  «ЦСКА» или «СКА» - от армии, а «Спартака» - от промкооперации, общества  «Пищевик» и иже с ними, то есть  от «народа», в противовес «органам».
А раз народ в виде промкооперации породил  «Спартак», значит  вся страна  должна, по этой логике, за него болеть.
         Конечно,  всё это «чушь собачья», показывающая, что   ни  фанаты,  ни  футбольные обозреватели   никогда не  понимали духа российского болельщика, который заключается в болении за свою «родную» команду – будь то большое село, город или область.
За «Спартак» они тоже будут болеть, но только  если тот  будет представлять  Россию, и никак не иначе.
Иначе - это уже не болельщик, а фанат!
И вот эта фанатическая  конкретика  «народной команды» особенно гротескно проявилась в конце 90-х годов, когда  «Ф, К. Спартак»  первым  закупил «варягов» и  стал раз за разом  побеждать,  фактически ещё не профессиональные,  остальные клубы.
На поле у «народной команды» превалировали чернокожие ребята.
Аналогичную ситуацию с украинскими  «Динамо» и «Шахтером»  одесские юмористы окрестили «салом в шоколаде».
Я такое блюдо на вкус  никак не решаюсь попробовать.  А вот  фанаты в компании со СМИ не перестают им потчевать друг друга, прикрываясь мифом борьбы с расизмом на футбольном поле. Весь расизм тут  проистекает из фанатских же секторов  в форме  среднего пальца руки или  брошенного банана, а реальное  засилие «варягов» в нашем футболе подсекло не одно поколение  молодых  талантливых российских футболистов.
В результате, где теперь тот уровень  нашей сборной, который был в бывшем СССР?
          Но это так, лирическое отступление, однако показывающее очевидный вред фанатизма.
Сущность фаната – односторонней  примитив восприятия  действительности и вообще  -  мышления. Однако, ведь весь  мир  держится не только на футболе!
Как у нас дела  с другими фанатами?
К примеру, с более  «древними», чем футбольные, с  фанами   музыкальными?
Большая  их древность подразумевает  и большее разнообразие форм этого фанатизма.
Музыкальный фанат, также как и футбольный,  не критичен  к кумиру и всех инакомыслящих постигает такая же  агрессия с его стороны.
         Но обычно он  более разносторонен, поскольку  кумиром может быть и музыкант, и композитор, и целый оркестр.
Музыкальные фанатики разделяются на группы по определённому жанру музыки: рок, реп, диско и так далее.  Более того,  они четко дифференцированы по половому признаку, чего нельзя сказать о  футбольных фанатах.
Мужчина фанат традиционной ориентации обычно использует свою привязанность к кумиру как способ самосовершенствования, для него кумир – образец нравственных, творческих и других качеств.
Женщина-фанат чаще всего воспринимает кумира-мужчину как идеального избранника. Для неё мужчина-кумир несёт определённый набор качеств,  в том числе и  сексуальных, которые она хотела бы видеть у любимого  мужчины.
           Заметьте, я имею  опять же в виду не  любителей музыкального искусства, а «музфанатов». В этом своем качестве он мало в чем отличается от  примитивного «махача» футбольного фаната, готового драть горло,  да и морду,  по любому поводу и без такового. На улице таких  «слухачей»  легко отличить по  затычкам в ушах микрофончиками    и  раскачивающейся походке в ритме музыки.
Или  по монотонном «бум…..бум…..бум…..бум» без всякой мелодии,  несущейся из его машины на всю улицу.
Фанат в полном кайфе, почти таком, как если бы нанюхался ацетона.
         Если некий «музфанат»  после этих сравнений  усмехнется, то это  будет только означать его  нормальную фанатическую упертость в свою «бесспорную правоту».
А на самом деле ему стоит уже обратиться  к психиатру-наркологу, пока не поздно.
В  психической  нейрофизиологии известны факты  изменения жизненного альфа-ритма в подобных случаях.
Во время всех рок-концертов регистрируется  навязывание альфа-ритма, при этом ЭЭГ (электроэнцефалограмма головного мозга) неотличима от гипнотической. При резонансовом эффекте на низкие частоты этого «бум…бума» происходит существенное изменение ФС (физиологической системы) человека.
В  оптимальном состоянии  ФС связана с преобладанием активности среднечастотной генерацией над низкочастотной.  На рок-концертах  происходит обратное, что ведет к преобладанию эмоциональной активации над неэмоциональной активацией, т.е. к определенной степени  наркоэйфории.
У слушателей возникают общие для всего зала или стадиона эмоции, индивидуальность растворяется, растормаживаются стадные инстинкты.
Резко повышается внушаемость по отношению к исполнителю — идолу, кумиру. Через какое-то время человек уже не может жить без наушников и рок-тусовки.
        Если это  кому то кажется  приемлемо  невинным  развлечением, то я не стану его разубеждать. Но посмотрев  великолепную по качеству хронику  третьего рейха с маршем  геометрически выверенных колонн, с монотонным  «бум…бум….бум….бум» тысяч  солдатских сапог, от которых содрогается вся площадь,  под ритмичный выкрик «Зиг, хайль!.....Зиг, хайль!» - уже  не удивляешься наркотическому беснованию  толпы зрителей, женская часть которой вообще в полном экстазе!
          Вот такие «пироги»! Они могут и не всем нравиться!
 Но не надо никаких протестов, я всё это про то, что  такой  тип фаната  никак  не смахивает на  меломана. А подобная «музыкально-наркотическая» обработка  податливых психотипов  известна с незапамятных времен поголовного шаманства в человеческой  цивилизации.
       Но это всё же крайности.
Ив плане  экстрима  музыкальный фанатизм здорово уступает футбольному.
Независимо от типа, в музыкальном фанатизме сказывается таки  потребность в музыкальности личности, то есть некая  дополнительная толика интеллекта, напрочь отсутствующая у футбольного  фаната.
Группа  музыкальных фанатов  единомышленников никогда не пойдет стенка на стенку  из-за  разницы в понимании разными «металлистами»  непереводимых на нормальный язык английских  наименований  рок-металла.: Death metal,  Speed metal, Thrash metal, Heavy metal и  прочими.
           Мне кажется, что  фанаты –  нечто  ненормальное  от генома любой нации, раз их  всегда  меньшинство. Правда это, хотя и пассионарное (по Льву Гумилеву)  меньшинство, но оно не из той секции, где находятся  гении, поскольку агрессивная  упертость в одном никак не может быть признаком гениальности.  Ведь есть же  присказка, что  талантливый человек талантлив во всем.
           Вот как раз эта  бесталанность  фанатизма  наиболее ярко просвечивает в другом, точно уже  самом древнем -  религиозном фанатизме.
Что нам говорят справочники о религиозном фанатизме?
Религиозный фанатизм — это крайняя степень увлечения религиозной деятельностью с созданием из неё культа, поклонением и растворением в группе единомышленников. Религиозный фанатизм обычно основан на святости жертвы во имя Бога. Его психологическая основа — вера.
С этой формулировкой, совершенно очевидно трезвой, с точки зрения атеиста,  вроде бы не вполне согласна наша  православная церковь.
И только потому, что среди её святых  множество  фанатических личностей. Не называя их по именам, а    по степени  фанатизма – это святые,  отшельники, столпники, верижники и прочие юродивые.
         Но наше эссе не про церковь, а про её фанатов…..
К которым прямо относится  лозунг – требование Генри Брукса  Адаме: «Не проглатывай веры больше, чем можешь переварить».
В этой простой заповеди и заключаются все истоки  религиозного фанатизма.
Хотя, по правде,  это как  пожелание пьянице - пить в меру.
       Ну, да ладно, перейдем к конкретике….
Меня в первую  очередь  интересовала   возможность  четкого  разделения  «истинной» веры, как её  понимают священнослужители  любой церкви, от  церковного фанатизма.
И сразу скажу, мои попытки уловить тонкую  нить перехода от одного к другому  окончились безрезультатно.
       Судите сами…….
Всем  известен революционный большевистский лозунг, выдвинутый  В.Лениным: «Кто не с нами, тот против нас». 
А первоисточнику этого фанатского зарока  уже около 2000 лет……
Это  перефразированная часть речи Христа к своим ученикам   из Евангелия от Матфея: «Кто не со Мною, тот против Меня».
Стилистически очевидно, что  замена  «нас» на  «меня»  звучит  в плане абсолюта много мягче. Только вот я почти не могу найти  существенных  различий в психиатрических  понятиях фанатизма от церковных религиозных понятий.
        Смотрите сами…..
Давайте сравним Психиатрические  понятия фанатизма (под номерами 1) и Церковные религиозные понятия (под №2).
1. Религиозный фанатизм — это крайняя степень увлечения религиозной деятельностью с созданием из нее культа, поклонением и растворением в группе единомышленников.
2. Ни одна церковь не  сможет отрицать, что она есть носитель определенного единственного закрытого культа  с поклонением и растворением  в группе единомышленников.
1. Мотивации религиозного фанатического поведения способствует обстановка групповой тайны, магические ритуалы, часто понимаемые как простые и однозначные ответы на сложные вопросы.
2. В  любой религии  абсолютная истина есть неведомый бог, а также магические тайны и  специфические атрибуты, позволяющие  «добыть веру» в божественный абсолют у массы простых и доверчивых людей.
1. Наличие мессии или обладателя особой силы (дара).
2. В любой религии есть  свой мессия и масса  «чудотворных» святых, кои  зачислены в этот ранг, только если смогли  показать при жизни некие фокусы – «чудеса».
1. Тоталитарная (догматическая, абсолютистская) философия и  тоталитарная система управления,  требование подчинения уставу общины.
2. По этому поводу вообще возразить  ничего, поскольку более тоталитарной и закрытой системы, чем православная церковь в России, не имеется.
1. Мистическое манипулирование «случайностей» и «сверхъестественных» событий.
2. Без «чудотворных» икон и другой более мелкой  магической атрибутики  церкви нет.
1. Установление невыполнимых стандартов поведения, что способствует созданию атмосферы вины и стыда. Независимо от того, какие усилия прикладывает человек, он всегда терпит неудачу, чувствует себя плохим.
2. Требование церкви покаяться во всех мыслимых и немыслимых грехах, начиная с самого своего рождения  и до смерти, преследует верующего  под страхом  адских  вечных мук. И «навечно» простить «плохого»  человека может только  Бог, т.е. по сути - Никто!
1. Культ исповеди, предписывающий признаваться в любой мысли, чувстве или действии, которые можно заподозрить в несоответствии групповым правилам.
2. Культ исповеди в церкви существует, хотя он в принципе бесполезен, в безысходности  «прощения» за неведомые грехи.
1. Вера в абсолютную научную и нравственную истинность групповой догмы, что не оставляет места для каких бы то ни было вопросов или альтернативных точек зрения.
2. В любой церкви имеется масса  «научных» медресе, семинарий и даже академий, разрабатывающих «теоретические» догматы  религии, притягивающих «за уши» исторические артефакты к  библейским  легендам.
1. Внутригрупповой язык. Использование фраз и слов-клише с целью ограничить мышление членов группы абсолютными, черно-белыми формулами, понятными только для посвященных и устраняющими самостоятельное критическое мышление.
2. Скажем, что   мафиозная «феня» в православной  церкви присутствует. Большая часть богослужения православной церкви ведется на уже непонятном  русскому человеку  старославянском- древнерусском  языке.
1. Доктрина выше личности. Навязывание верований группы в противовес опыту, сознанию и целостности личности.
2. Никакой личности церковь не признает, кроме той, которая «безлика», т.е.  той, что  и  есть -  «раб божий». Всякое кредо против – суть  Гордыня – основной  смертный грех человека.
1. Вера в то, что члены группы имеют право на существование, а всяческие критики, диссиденты и «неверные» -не имеют.
2. Церковная вера в то, что  одна - ИХ вера правильная, а все остальные  - путь в никуда, на самом деле  основа  фанатического терроризма.
Итак, что получается?
У меня, как у футбольного болельщика, почему-то  всегда собирается группа  из 11  игроков. Можно было бы собрать  ещё и запасных, но  думается и этого достаточно.
          Это  наши 11 фанатских ударов по воротам  любой церковной команды (католической, православной. протестантской, мусульманской…..).  И ни одна из них не отразит ни одного.
Тем более последнего – про веру.
Религиозный фанатизм является, по мнению экспертов, одним из важнейших побуждений  террористов-смертников. А «теоретическая» основа этого фанатизма -  религия в её церковной «упаковке».
         В связи с этим  не грех вернуться  к Генри  Адаме:
«Не проглатывай веры больше, чем можешь переварить».
Иначе станешь фанатом!
Жаль, что в  православных духовных семинариях плохо изучают  светскую философию, которая помогла бы «батюшкам»  различать верующего человека от фаната, если, конечно, им это  требуется по роду профессиональной деятельности.
Каждому  священнослужителю, не согласному со мной, могу возразить, что почти любой  святой  этой церкви – суть  религиозный фанат, фанатически преданный  не Богу (поскольку бог у каждого свой), а церковным канонам (писаных людьми), без каких-либо альтернатив.
Так что  церковный святой ничем не отличается от прочих фанатов.
Вот, к примеру, художественное произведение с  образом  кого бы вы думали?
Лично я принял его за  святого отшельника,  противящегося дьявольским наваждениям в полумраке скита, но художник изобразил …………… фаната-сектанта!
Вот такая «складуха - раскладуха» между  религией и религиозным фанатизмом и его фанатами.
       Теперь несколько слов  об общей философии и психологии экстремизма у разных фанатов.
Но мы не станем ворошить  тяжелые тома  психологов на эту тему. Мы пойдем своим путем.
Путем простецкой  бытовой философии.
         Выше  были  представлены   три группы фанатов: футбольных, музыкальных и религиозных. Под фанатизмом наука понимает групповую психологию: отдельно взятая личность ни с того ни с сего фанатом стать не может.
 Робинзон Крузо  на своём острове  мог  только сойти с ума от одиночества, а превратиться в  фаната  лишь при взаимодействии с другими  Пятницами, если их, конечно, будет больше одного. Эта психология основывается на эффекте  подражания и зависимости.
Кто-то или что-то, используя духовную манипуляцию, воздействуя на подсознание человека, добивается того, что собственное «Я»  фаната  резко гипертрофируется. Субъект полностью освобождается от критического мышления, сливается с толпой себе подобных, слепо верящих в какую-то,  обычно  догматическую, и примитивно простую идею.
Кроме нее фанатик не воспринимает не только негативные, но и позитивные стороны жизни.
Определенная информация закладывается в подсознание человека, поэтому переубедить его в чем-то становится практически невозможно.
        Но это общие  положения.
Нас  интересует психология  и логика  появления экстремального фаната.
И не просто экстремального, а фаната-смертника,  самого  опасного  современного  оружия террора. Здесь на мой взгляд, есть принципиальная  разница  в психологическом кредо фаната (по определению Вольтера), который «отстаивая ту ортодоксию, хранителем которой он себя считает, готов казнить и убивать», при том ничем не рискуя, от отдающего  свою жизнь, убивая  других. Одно дело безнаказанно  убивать  других, совсем другое – убивая других (неверных мне) жертвовать своей жизнью.
Здесь требуется наивысшая степень фанатизма!
         Вся история  цивилизации  говорит о том, что  первых экстрималов  всегда было в изобилии. Дикари-фанатики первыми начали приносить в жертву людей. Затем целые цивилизации продолжили  это делать в государственном масштабе  -  дикие с точки зрения христианства мая, инки и ацтеки. И сама «цивилизованная» католическая церковь во главе с папой  римским активно  упорствовала в своем  ортодоксальном фанатизме, сотнями сжигая еретиков – неверующих в примитивные даже по тем временам церковные догматы.
С проявлением фанатизма можно столкнуться практически во всех религиях. Можно  сказать,  что фанатизм - это тень религии.
Оттого мне  кажется, что из трех выше представленных групп фанатов  смертники  «воспитываются», в основном,  в группе религиозного фанатизма.
Однако, для того чтобы убедится  в  логичности этого постулата, давайте построим  наглядную схемку, на манер той, которой пользуются в своих рассуждениях следователи от юриспруденции.
Простенькая на взгляд, но позволяющая разобраться в парадоксах  фанатизма  ни чуть не хуже  сложных психологических тестов, которыми оперирует  психология.
В нашем случае это три ипостаси этого интереса: футбол, религия и музыка (располагаются внизу схемы).
Три стрелки трендов  показывают наиболее вероятностно возможные трансформации этих «увлечений» в плане «фанатизации».
При разнообразии  личных генетических  характеристик   индивидуума в каждой из этих  секций появляется множество разновидностей и промежуточных форм.
Но нас интересуют только черно-белые тона, поскольку  экстрим не терпит полутонов.
 И в дело отбора фанатов из всей  массы  интеллекта нации вступает  элемент  консолидации по признаку единообразия  (единомыслия). 
Так масса болельщиков футбола группируется по  признаку футбольного клуба. Скажем, все футбольные  болельщики Москвы  делятся на  4 группы высшей лиги, «болеющих» за «ЦСКА», «Динамо», «Спартак» и «Локомотив».
Но это  ещё не фанаты.
Фанатизм согласно своему определению подразумевает экстримализацию поведения  личности, т.е.  некую  степень  пассионарности.
По Льву Гумилеву - это типичный уровень субпассионариев, которые в отличие от пассионариев (гениев, порождающих великие идеи человечества и осуществляющие  их  даже ценой своей жизни) способны преданно  выполнять только чьи-то чужие  идеи и  установки, в которые поверили,  при том, иногда, тоже ценой своей жизни.
К фанатам футбола или  музфанатам такая степень субпассионарности относится в меньшей мере, но к религиозным  фанатом, - в полной.
Согласно своим убеждениям они группируются в  сообщества  верующих, которые я на схеме  обозвал сектами, а их участников сектантами.
Это никакая не  ошибка, если кто подумал.
Для меня, убежденного атеиста, нет никакого дела до  великодержавного самомнения православной церкви, считающей себя  «истинной церковью», а все другие – заблудшими. С моей точки зрения, если  человек убежденный  баптист, мормон или  протестант, то он никак не хуже и не лучше самого папы римского или патриарха всея Руси. Он просто сектант, член секты.
А «секта» - это вовсе не  ругань: по латыни secta — школа, учение, от sequor — следую. Так что из мудрой латыни все следующие за  одним единственным, беспрекословным и никак не неизменяемым  убеждением - есть  фанаты.
          Далее по схеме фанаты – сектанты в зависимости от  направленности их единственной идеологии могут  в своих действиях использовать  насильственные или не насильственные  методы.   Ненасильственные методы  характерны для  музыкальных фанатов.
Часть из низ просто спокойно «балдеет» от  знакомого  произведения, другая  окаянно  прыгает на тусовках, третьи по пятам преследуют кумира, но всё это  без  особого  членовредительства.
Поэтому  музыкальный фанат  не становится экстремистом, наносящим вред  другому человеку. Он чаще всего  наказывает самого себя.
         Футбольный фанат  для  своей экстремализации пользуется только  оскорбительно – силовыми методами. Его  обидные для соперников речевки, плакаты и площадная ругань часто перерастают в драку – «махач».
И это как ритуал!
Так  появляется  футбольный фан – экстримал.
Но  его экстрим  распространяется обычно  в сфере футбола и из  футбольного фаната, напрямую,  не формируется фанат-смертник, стремящийся  ценой своей жизни  уничтожить  противную фанатскую группировку.
Во- первых, потому, что  с её исчезновением  теряется весь смысл  футбольного фанатизма. Ведь футбол - это игра  двух соперничающих клубов, а не тренировка   двух составов одного клуба.
А во-вторых, футбольный фанат, как и  музыкальный, любит специфические прелести  жизни, в своем понимании, и уход из жизни лишает этого привычного удовольствия. Но, тем не менее, он первый в очереди на  всяческие общественные провокации, в том числе и  политические.
          Что касается  религиозных фанатов, то тут дело обстоит иначе.
 Это единственная из трех группа фанатов, которая может  породить  фаната смертника, жертвующего своей  жизнью ради убийства ни в чем неповинных  и  незнакомых ему людей.
В этом плане в  СМИ  распространено мнение, что  для подготовки  смертника достаточно  выбрать соответствующий психотип личности и, немного с ним поработать в  закрытых лагерях, и всё готово…..
На самом деле всё не так просто.  Для подготовки  религиозного экстремиста необходим  этап специальных ненасильственных  действий, который  в случае с  исламом  состоит в  развитии фанатической  преданности  даже не Аллаху, а заповедям Корана (то есть  «священно-смертным» чинам-толкователям).
Хотя, по  большому счету, в этом плане любая другая церковь ничем от  мусульман не отличается. В христианстве этап несиловой подготовки, завершающийся  появлением  нового святого, весьма характерен.  В результате  соответствующего  «воспитательного» процесса любой святой - это тихий, мирный, покладистый и блаженный человек, но абсолютно фанатично преданный  религиозной догме, единственной и непогрешимой.
        Вы скажите, вот и хорошо, мир ему и благодать!
Но смотрите, что может это совершенство творить во имя  догмата  веры.
Приведу лишь один  пример блаженного экстремизма – убийства человека со святой верой в глазах.  Это  известная история  казни инакомыслящего  «неверного». 
Чешский реформатор священник Ян Гус в начале 15-го века  был сожжен  на костре за свои  еретические убеждения, в основе которых было требование  лишить церковь богатства и вообще собственности, поскольку служение богу должно быть бескорыстным.
Для меня суть этой инквизиции – верх христианского  словоблудного фарисейства, на словах утверждающего именно  эту свою ипостась,  а на деле – уничтожающего первого, кто попытается лишить церковь корысти  в служении богу.
Но  сейчас я про сам процесс казни. И меня  в нем интересует не столько  мужественная стойкость проповедника перед неизбежным мучительным концом жизни, когда он обратился к толпе с последним  пророческим посланием, что его дело не умрет и на его место придет реформатор (Мартин Лютер), сказав: «Я-то — Гусь, а за мной придёт Лебедь!». Сколько отношение толпы к самому процессу церковного  смертоубийства……
Гуса  привязали к столбу  на площади и обложили  хворостом. Но погода была   ненастная и костер  плохо разгорался.   
И тут приговорённый  заметил, что  ветхая старушка – божий одуванчик, подкладывает  сухого хвороста в его костер. Огонь вспыхнул  и  Гус только успел воскликнуть: O sancta simplicitas!
- О, святая простота!
Кто-то в этом видит только умиление перед верой простонародья. Но я знаю, что как раз эта   простецкая святая вера в примитивные догматы  веры, лежит в основе  религиозного фанатизма. И именно такой человек  может стать объектом дальнейшего  силового воспитания в  бескомпромиссной   смертельной войне  со всеми «неверными».
В этом плане террорист – смертник,  ещё раз и более уверенно, представляется  мне как субпассионарий в интерпретации Льва Гумилева.   Здесь необходимо нам отвлечься, чтобы  пояснить  суть этого термина.
Сейчас  Лев Гумилев стал очень популярен в своей  философии  генезиса этноса. Сразу появилась масса её толкователей, в том числе и  в детализации понятий пассионарий и субпассионарий.
Если по первому понятию - Пассионарии (люди энергоизбыточного типа) — обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды»
 - особых возражений нет.
То по второму   -  субпассионарии,   часто  представляются  полной противоположностью  первых, то есть безнергетичными, безвольными, опустившимися и вообще какими-то  бомжами.
Это глубокое заблуждение.
Если бы  дело обстояло именно так. То у нас в России не было бы никаких  проблем с криминалом.   Однако, в этом случае,  и не было бы вообще этноса!
…….Как-то так….
Поэтому, мне думается, если бы Гумилев хотел обозначить полную противоположность пассионарному типу, он назвал  бы  соответствующий тип личности как  «контрпассионарий».
Однако он  обозвал  близкий к пассионарному, но принципиально от него отличающийся тип – как «субпассионарий».
Здесь используется приставка «Суб» -  от латинского  «sub -  под»-  первая составная часть сложных слов, обозначающая: расположенный внизу, под чем-либо  или около чего-либо,  или  меньший по тому или иному параметру, чем то, что обозначено основой слова, напр.: субгигант, субконтинент.
Надеюсь, разница понятна!
По Гумилеву пассионарий – это  гигант, двигающий континенты, это  гениальный полководец,  великий  ученый, композитор, поэт  и  т.п.., отдающий  всю свою  огромную энергетику  и жизнь без остатка  во благо  своего этноса и всего человечества.
Таких людей в истории человечества  считанные единицы: Александр Македонский. Галилей, Джордано Бруно, Бетховен, Пушкин…..
           Зато  субпассионариев  в истории любого этноса просто «пруд пруди». Это и  «великие тираны» и такие же «великие революционеры», и  выдающиеся политики, талантливые пираты, воры в законе, мошенники и жулики ……
Принципиальное отличие их от пассионариев– это  отсутствие бескорыстия в их  действиях, которые направлены  или  к собственной выгоде, или  на интересы  клана, мафии, группы, в ущерб  этносу и человечеству в целом.
         В эту обширную «черную» группу субпассионариев  следует отнести и  террористов смертников. Ведь  не все они  идут на смерть по принуждению. Большая часть  отдает свою жизнь осознанно в эйфории  религиозного фанатизма.
Ничего подобного в других фанатских образованиях быть не может и только потому, что  религиозный фанатизм основан на догмате религиозной веры, по уровню ортодоксальности не имеющем себе равных.
Психологически  догмат веры всегда предполагает готовность к заражению, внушению и подражанию. Вера легко образует массу верующих. И, наоборот, в массе легко распространяется и укрепляется вера, часто достигая уровня неудержимого аффекта  религиозного экстаза. 
         А состояние экстаза сопровождается утратой контроля над своими действиями, а иногда и зрительными и слуховыми галлюцинациями, которые  характерны для  большинства древних традиционных культов.
Но не только древних.
Вся история церкви показывает, что  массовая  религиозная истерия  для неё характерна.
Чем, если не  массовым террористическим актом,  можно назвать Варфоломеевскую ночь, во время которой французы-католики перебили 10 тысяч  таких же французов, но гугенотов?
Во имя Бога, христиане ходили в "крестовые походы", убивали представителей иных религий и гибли сами. Во имя Бога, полыхали костры инквизиции.
На идее шахида, воина ислама, отдающего свою жизнь во имя Аллаха, базируется мусульманская религия в плане конкуренции за паству с другими концессиями.
В этом плане стать мусульманином проще не придумаешь. Принес принародно шахиду- клятву: «Нет бога кроме Аллаха и Мухаммед – пророк его» - и готово! Главное условие принятия ислама выполнено. Новобранец готов вступить в битву за своего Аллаха с неверными.
     Фанатизм и религия тесно связаны между собой. Справедливо писал Э. Дюркгейм: "Когда более или менее сильное возбуждение разделяется группой людей, оно неизбежно принимает религиозный характер". Основной функцией религии  он считал не столько объяснение мира, сколько возбуждение эмоций  экзальтации, связанных с фанатизмом побуждения к действию.
Фанатизм смертников  начинается там, где у человека появляется желание гнать, казнить, убивать несогласных.
В своей  книге «Этногенез и биосфера Земли» Лев Гумилев называет  ряд факторов,  порождающих  разрушение  этноса. По его теории  острота проявления негативных факторов зависит от уровня пассионарности этноса и его возраста. Чем старее этнос и его составляющие компоненты, тем ниже его  экзальтация и способность к крайностям.
Поэтому по мере старения и ослабления христианской религии, в ней ослабевали и фанатичные начала.
Напротив,  более молодые религии, прежде всего  ислам, переживающий ныне период своего бурного развития, напоминают христианство времен крестовых походов. В нем фанатизм необычайно силен.
          В этом плане  вполне уместно сравнение Й. Хейзингом  европейского города XV века с  базаром  в любом исламском городе. Он считает, что  на современном исламском базаре и сейчас – XV-й фанатичный  век.
«Именно базары с их аффективностью,  самоиндуцирующейся истеричностью и алогичностью давно стали центрами религиозного фанатизма. В  их истеричной толпе у отдельного человека исчезает чувство личной ответственности за свои поступки, снижается уровень сознания и критичности по отношению к ситуации. Он готов на все, он фанатик. Здесь можно выкрикнуть не только религиозный, а любой подстрекательский лозунг - желающие пойти за ним найдутся».
  Если к этим словам прибавить современный «базар» интернета, то приходится констатировать, что религиозный фанатизм, замешанный на вековой нищете,  безграмотности и отсталости, подкрепленный средневековым фанатизмом духовенства, - опасная вещь...
Один из лозунгов моджахедов звучит весьма однозначно:  "Ни Запад, ни Восток, а канонический ислам!".
         Психология считает, что кандидаты в фанатики — люди внушаемого типа (по статистике женщин- -15 процентов, мужчин — 7%) психологически не признающие  полутонов, которые с легкостью поддаются разного рода  впечатляющим догмам, религиозным манипуляциям, гипнозу и т.п..
Членами религиозных фанатических групп становятся зависимые личности, неспособные брать на себя ответственность за свою жизнь и чувствующие себя уверенно лишь в группе, ведомой сильным лидером. Чем больше они теряют свою индивидуальность, тем сильнее нуждаются в идентификации с лидером и группой, чтобы получить наркотическое  ощущение всемогущества.
Аналитическое мышление подменяется магическим.
Прежние интересы и хобби исчезают, изменяются представления о чести и достоинстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Я точно знаю, что есть только одно лекарство от  напасти фанатизма, давным-давно известное человечеству…… Это   Ересь (древнегреческое ;;;;;;; — «выбор, направление, мнение»). То есть разнонаправленность  мышления.
Древне-мудрые  греки понимали под этим термином  «разномыслие», которое вообще лежит в основе  мышления нормального человека. 
Что совершенно противоположно христианскому  толкованию Ереси.
Для церкви  - это   сознательное отклонение от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению или его отрицанию, что должно быть наказуемо.
Оттого  свободомыслящих еретиков  пачками сжигали на кострах, а  «убого верующих» в заскорузлые догматы церковных фанатов, возводили в ранг «святых».
       Эта идеология  всеобща для любой церкви, но  четко проявляется в наиболее агрессивных  церковных догмах типа  Корана. Почти все  фанаты-смертники - это  мусульмане, верящие, что  убив себя  с группой «неверных», попадут прямиком в рай в качестве праведников. Характерно, что такой сверх экстремальный фанатизм имеет  социальный предел. Среди  многих сотен  таких «праведников», отдавших жизнь «ВО ИМЯ Аллаха»  нет ни одного шейха или  его ближнего родственника, зато почти все они из  нищей  прослойки арабского общества.
          Логика этого  парадокса  совершенно очевидна из описания  рая в Коране, которое во многом скопировано с библейского Эдема.
Ведь что  нужно человеку в  жаркой и сухой пустыни?
- Вода, остальное прилагается автоматически.
Поэтому  мусульманский рай,  также как и христианский, омывается четырьмя реками и всё вокруг благоухает.
Пророк Мухаммед (мир ему) описывал рай следующим образом: «рай создан из серебряных кирпичей и золотых кирпичей, на которых будет ароматный мускус. Там будет галька из жемчуга и яхонта» (Тирмизи, Джаннат 2, 2528).
Праведник будет одет в зелёный шёлк, атлас, парчу и золото и лежать на коврах с зелёными подушками в особых шатрах гигантской величины, сделанные из яхонта, жемчуга и других камней (Коран, 18:31; Тирмизи, Джаннат 23, 2565).
Прислуживать праведникам будут юноши в зелёных одеяниях с серебряными украшениями (Коран, 76:19-21; Коран, 56:17).
В раю, согласно исламскому учению, мужчины-праведники будут жить со своими жёнами и гуриями — черноокими полногрудыми девственницами.
Более того в раю можно  будет отведать  запретные  в этой жизни  «радости». Говорится, что обитатели рая будут пить райское вино, которое не будет пьянить (Коран, 56:19).
       В целом  философия материальных благ исламского рая  «напирает», в отличие от христианского рая,  на  бытовые удобства загробной жизни.
Там не  надо спасать свою душу, но можно жить дальше в свое удовольствие!
В этом плане  кое-какие мусульманские авторы  прописывают  весьма  «вразумительные»  сантехнические детали  этой  вечно блаженной и изобильной жизни.
В раю не будет естественных испражнений — все будет выходить из людей посредством особого пота, подобного мускусу, с поверхности кожи (Муслим, Джаннат 18, 3835; Абу Дауд, Суннат, 23, 4741).
И всё это  не весть уж какая  фантасмагория для парадоксов реальной жизни. Это то, что наяву имеют  исламские шейхи и на что может только «пялить глаза»  мусульманская беднота. Оттого  вера, что  на том свете  убогому фанату «обломиться всё по полной» настолько  житейски наглядно убедительна, что   стала догмой.
Эта догма  твердо вбита в сознание верующих, и ни о какой ереси тут  и речи не идет. Ересь всегда  уничтожалась, и впредь будет  уничтожаться, в меру сил,  церковным фанатизмом, поскольку  она - Ересь и  есть истинный  путь к  мысли и знанию, которых любая  церковь боится, как черт ладана.   
        Большинство мыслителей XX века считали, что в ходе развития научных знаний фанатизм в целом, и религиозный фанатизм в частности, естественным образом, без участия нечистой силы,  прекратят своё существование.
 Однако современная эпоха показывает обратный результат.
Религиозного фана  вылечить трудней всего, поскольку у человека  всегда  была, есть и  будет  вера в лучшее «райское будущее». И видимо,  на этот  церковный крючок  фанатизма будут попадать  наиболее  простодушные и бедные люди, пока общество  не «дозреет» до уровня всеобщего социального  благополучия, при котором, далекие и неведомые райские кущи станут не столь очаровательными в своем изобилии.
         Но это дело  далекого будущего, а пока с религиозным фанатизмом  возможно бороться только знанием, поскольку  вера не  синоним знания, а его альтернатива.
Возможно верить или не верить, но  принцип веры  позволяет    ровно  ничего не знать о предмете веры. Церковная вера вообще не предмет науки, коей является, скажем,  история.
Все религии  писаны  людьми (таким же человеками, как и современный   религиозный фанат)  только  в мере интеллекта  2-3-х тысячелетней давности, на основании  пересказа ещё  более древних легенд.
Поэтому  верующему, пока он не стал фанатом, следует  еретически  пошевелить мозгами в плане  знания о предмете  собственной веры.
Ну, действительно парадоксально -  верить мыслящему человеку в нечто, чего  или нет, или ты о том ничего не знаешь?
           Но скорее всего,  мои  призывы к уму-разуму верующих бесполезны, поскольку  с церковной догмой фанатизма бороться, видимо, бессмысленно при отсутствии в головах  верующих нормальной  древнегреческой  Ереси. 
А вот с остальным фанатизмом еретическая действительность   справиться вполне может.
Правда в этом плане   футбольному фанату   тяжелее,  чем фану музыкальному.
Для  последнего, скажем,  появился Битлз – фонтанирую фонтаном  битлза. Появился  Майкл Джексон – он готов почитать за бога этого  деятеля шоу-бизнеса.
Поэтому ему легче  стать  почитателем  музыки вообще, скажем  классической, где преклонение перед Бетховеном или Прокофьевым вовсе  не мешает оценивать таланты  других композиторов.
           Если следовать этой логике, то  и фанат «Спартака» не безнадежен в своей упертости. Ему не требуется  для этого менять  клуб. Надо сделать минимальное усилие разномыслия над своей  единообразной «страстью» и стать  просто болельщиком команды.
Это позволит увидеть то, что сейчас ему не заметно.
Ну, какая это народная команда, о чем  постоянно трубят  футбольные СМИ?
Это настоящее  «сало в шоколаде», и по мнению главного тренера Карпина желательно, чтобы  у него в команде  всё было в шоколаде, а славянское сало совсем исчезло.
Взгляд со стороны  пошел бы на пользу не только бывшему фану, но и самой команде и всему российскому футболу.
          Вот, пожалуй, вкратце всё про фанатизм  фанатов.
И возвращаясь к началу этого эссе, думается…..
Вот чем для  меня  хороша  латынь?
-  В ней нет  никаких  двуликих алогизмов.
Если ты  fanaticus  -  то  бишь  исступленно зацикленный на одной единственной проблеме, то ты  fanat, и мне тебя жаль!
Жалко  как  пожизненного узника в камере-одиночке замка «Иф». Весь мир  многообразных страстей, увлечений и знаний  где-то далеко от тебя. 
Исступленный, никак не герой нашего времени или нашего рассказа.
Герой не может быть по определению  подражателем. Ведь недаром русская  народная мудрость говорит, что «лучше быть первым парнем на деревне, чем вторым в городе».
В этом логика нормального человека, принципиально не подверженного фанатизму.
Мне лично интересен  любой  неординарный субъект, но не сам по себе, а ЕГО ДЕЛО  - которое  не бизнес,  а  Творчество!
Я готов   в какой-то степени  перенимать это творчество……
Но я никогда  не стану  фанатично подражать  лидеру, скажем,  копируя его прыщи на лице!
Это моя «глобальная  формула»  рецепта от инфекции фанатизма, до которого почему-то не додумалась   психология.
Видимо, я не отношусь к тем 22%  психических  стереотипов, потенциально  способных  в стае гоняться за своими кумирами.
И поэтому меня искренне удивляет другое проявление массовых признаков психоза, теперь уже, политического фанатизма.
В этом плане меня  просто «восхищает» экстаз зрительской толпы, присутствующей на уже почти год  как идущих  шоу - торжествах по поводу 60-летия  царствования  английской королевы.
Да, молодец бабуля, просидела на виртуальном троне  столько лет, с некоторой, видимой  только  для  англичан, пользой, и не столь очевидной вредоносностью для   других  стран, особенно для России.  Тем не менее,  разношерстная толпа туристов, в числе которых множество российских фанатов этой, совсем не родной им прабабушки,  с ночи занимает  места, откуда можно будет лицезреть  королеву. С тем, чтобы потом  в восторге рассказывать, что воочию видел «живую королеву», и, следовательно, не зря прожил свою жизнь!
Хотя, что там вообще можно было рассмотреть  с расстояния 200 метров в  тысяче судов  плывущих по Темзе,  а в Букингемский дворец тебя  и на крыльцо не пустили?
Мог бы спросить у такого фана: «Тебе не  стыдно»?
Но  боюсь, до него не  дойдет.
        Конечно, всю эту массовую буффонадную экзальтацию  толпы можно списать на  обычный  шоу-бизнес в условиях либеральной демократии. Но политический фанатизм отличается от других форм  фанатизма тем, что он  их всех  «либерально» объединяет.
Только вот надо помнить то, о чем предупреждал Робеспьер -  «чудовище фанатизма неизбежно возвращаясь, камня на камне не оставляет от  пресловутой  либеральной демократии».
Чему мы  уже не раз  были свидетелями.
Но это так – ремарка в заключении.

      Ну, вот, пожалуй, теперь и точно всё!
Вроде бы написал нечто относительно вразумительное.
 Но всё же,  где грань между невинностью любителя-почитателя, насилием и экстремизмом субпассионарного  фанатизма?.......   
Этого никто не знает!….   
Но мне очевидно, что ФАНАТ - это не крутой. Это  не пассионарий - гумилевский одиночка,  гений, на котором держится весь мир, а член субпассионарного стада.
Это  зависимый, которым легко управлять.


Декабрь  2012


Рецензии