Эй, кто-нибудь!

«Эй, кто-нибудь!»

В минувшее воскресенье в Самаркандском областном русском театре драмы состоялась премьера спектакля «Эй, кто-нибудь!» по пьесе оскароносного Уильяма Сарояна.

Написанная в августе 1941 года пьеса не потеряла своей остроты и сейчас. На примере главных героев Сароян показывает, насколько уязвима душа-одиночка перед системой и условностями, навязанными социумом. Если безымянного мечтателя-бродягу ограничивает решетка провинциальной тюрьмы, то кухарка Эмили связана стереотипами общества. Тем не менее, возведенный барьер рушится под натиском доброты девушки и благородства парня, их чистые сердца начинают узнавать друг друга и вместе пытаются найти лекарство от тоски и серой безысходности, царящей вокруг.

Пьеса Сарояна в постановке А. Ниязова смотрится несколько авангардно. Удачное сочетание музыкально-хореографических ремарок (балетмейстер Ю. Буторина) с трансформацией декораций (художник-постановщик А. Гурьянова) усиливает этот эффект. Воплотить авторскую «схему жизненного переживания» (по М. Волошину) помогла и старательная игра молодых актеров – Эльдара Гафарова и Натальи Селяниной, которым впервые были доверены главные роли. Хотя, конечно, обоим пока не хватает внутреннего драматизма, но местами эмоциям героев вполне верилось.

 По словам режиссера, это первый спектакль из трилогии, которую он задумал поставить для молодежи. Отсюда элементы мюзикла, не только прибавившие динамичности постановке, но и решившие художественные и сценические задачи.

Отступая немного от темы, отмечу, что в настоящее время театр в Самарканде, как и культура в целом, переживает кризис. Это было заметно по слабой наполняемости зала, по неготовности публики воспринимать глубокие и серьезные вещи (люди по-прежнему приходят на взрослые спектакли с маленькими детьми). Еще заметно и по тому, что впервые за последние 10 лет перед открытием занавеса на сцене появился сам режиссер постановки, который обычно выходит после.
 
«Я опасался, что зритель не поймет главной идеи спектакля, поэтому должен был его настроить», - признался позже А. Ниязов и, возможно, где-то был прав. Зритель ныне слабо реагирует на драмы, которых, как считает сам зритель, предостаточно в реальной жизни, по телевизору и даже в социальных сетях Интернета. Чаще всего люди приходят в храм муз с целью развлечься, показать себя и поддержать знакомых актеров, а хотелось бы, чтоб как встарь - для «очистительного обряда», то есть катарсиса, что, собственно, и отличает театр от стадиона или кабаре. В этом, думается, и заключается первоочередная задача для коллектива старинного русского театра в Самарканде на сегодня.

31 мая 2017 г.


Рецензии