Борис Львович Васильев Из книги Встречи

Борис  Львович  Васильев (1924-2013)

     С  известным  советским  писателем    Борисом  Васильевым  я  познакомился    в  мае   1950  года  на  Уралмашзаводе.   Мы  с  ним  работали  конструкторами   на  третьем  этаже  заводоуправления.   Я  -  в  одном  конце  здания  в  бюро  по  проектированию  трубопрокатного  стана,  он -  в  другом  конце  здания,  в  ОКБ – 3  (особом  конструкторском  бюро )
     Я  окончил   Свердловский  машиностроительный  техникум  в  1947  году   и  устроился  работать  в  конструкторский  отдел  Уралмашзавода.   Еще  учась  в  техникуме,  с  1946  года   начал  посещать   драмкружок   Дворца  Культуры.  Играл  Вильгельма  Телля   в  одноименной  трагедии  Шиллера,  заслуженного  артиста   в  пьесе   «Опасное  знакомство»  Рины  Зеленой,  роль  Николая  Антоновича  в  инсценировке  романа   Вениамина  Каверина  «Два  капитана».   Однажды  на  каком – то  празднике   в  техникуме  исполнял  роль  Лермонтова    в   пьесе   «Невольник  чести»   Якова   Апушкина.  Поэтому  в  техникуме  я  стал  известен,  как  артист.
     Теперь  коротко  расскажу  о  Борисе  Львовиче  Васильеве.  Родился  он  21  мая  1924  года  в  городе  Смоленске.   В  1941  году  ему  исполнилось  17  лет   и  он  пошел  воевать  с  фашистами.  Попал  в  окружение,  позднее,  после  выхода  из  окружения,  был  ранен,   и  ему  предложили  пойти  учиться  в  Академию  броне – танковых  войск.   Он  согласился.   В  1948  году   после  окончания  Академии,  Борис  Васильев  был  направлен  на  Уралмашзавод   инженером – испытателем  танков.
     В  свободное  от  работы  время  Борис  Васильев вместе  с  сотрудниками увлекался  туризмом,  а  также  спектаклями,  которые  готовили  и  разыгрывали   перед  зрителями  других  отделов  заводоуправления.  В  те  годы  телевизоров  еще  не  было,  в  кинотеатре  «Темп»  показывали  один  и  тот  же  фильм  довольно  часто в  течение  года.  Во  Дворец  Культуры  иногда  приезжали  артисты – гастролеры,  но  очень  редко.  Поэтому  молодежь  Уралмашзавода  развлекала  себя  сама,  готовя  спектакли  по  пьесам  известных  драматургов.
     Однажды   Борис  Васильев,  как  режиссер,  поставил   пьесу  «Мещане»  А.М.Горького,  в  которой  играл  роль  Петра.  Спустя  некоторое  время  загорелся  желанием  поставить  веселую  шутку  Антона  Чехова  «Юбилей».   Распределили  роли  и  только  роль  Шипучина – директора  банка  никто  не  брал  из-за  большого  текста,  который  надо  было  запомнить.
    В  ОКБ,  где  работал  Васильев,  сотрудница  Капиталина  Перцовская,  видя  его  затруднение  при  отыскивании   человека  на  роль  Шипучина,  сказала,  что  в  конструкторском  отделе  Уралмаша  работает  Миша  Петров,  который  много  лет  посещает  драматический  кружок  Дворца  Культуры.
     -  Давайте  его  пригласим,  -  добавила  она.
     -  Что  ж,  пригласите,  -  согласился  Васильев.
     Однажды,  после  обеденного  перерыва,  в  наше  бюро  пришла   Капиталина  Перцовская,  с  которой  я  учился  в  техникуме,  но  в  разных  группах.  Поздоровалась  со  мной  и  сказала:
     -  Миша,  я  помню,  как  ты  хорошо  играл  роль  Лермонтова  в  техникуме,  поэтому  пришла  пригласить  тебя  на  роль  директора  банка  из  пьесы  Чехова   «Юбилей».  Наш  сотрудник  Борис  Васильев   не  может  подыскать   человека  на  эту  роль,  может,  поможешь  нам  в  этом  деле?
     -  Ладно,  приду  познакомиться  с  текстом  пьесы.
     -  Сегодня  можешь  после  работы  подойти?
     -  Могу.  Какой  номер  комнаты?
     Капиталина  Яковлевна  назвала  мне  номер,  пояснив,  что  комната  их  находится  почти  в  конце  заводоуправления,  перед  лифтом.
     В  конце  смены  я  направился  по  коридору  в  конец  здания,  к  ОКБ- 3,  немного  не  доходя  до  места,  ко  мне  навстречу  вышли  из  комнаты  Капиталина  Яковлевна  и  молодой  человек  немного  выше  меня  ростом,  пошире  в  плечах  и   с  военной  выправкой.  Он  улыбнулся,  протянул  для  пожатия  руку  и  назвал  себя.  Я  сказал  свое  имя.
     -  Вот,  Миша,  текст  вашей  роли,  -  сказал  Борис,  протягивая  мне  лист  бумаги,  на  которой  чернилами   были  переписаны   слова  моего  героя  Шипучина   и  окончания   реплик  для  других  участников  спектакля.
     Я  бегло  прочитал  весь  текст  и,  убедившись,  что  с  этой  ролью  справлюсь,  произнес:
     -  Я  берусь  сыграть  эту  роль,  только  вопрос:  сколько  времени  вы  отпускаете  мне  на  запоминания  текста?
     -  Мы  думаем  собраться  послезавтра,  то  есть  в  выходной  день  на  первую  репетицию.  Соберемся  в  квартире  Маргариты   Никоновой.
     Борис  продиктовал  мне  адрес,  который  я  поместил  в  свою  записную  книжку.
     В  воскресенье  собрались   в  квартире   Маргариты  Никоновой  на  третьем  этаже  пятиэтажного  дома  по  улице   Красных  партизан.  Распределили  роли.  Я,  как  сказано  было  выше,  должен  играть  роль  Шипучина  Андрея  Андреевича,  директора  банка.  Роль  Хирина  Кузьмы  Николаевича,  бухгалтера  банка,  старика  должен  был  зрителям  изобразить  Борис  Васильев.  Жену  Шипучина   Татьяну  Алексеевну  должна  была  сыграть  Маргарита  Никонова  -  конструктор  экскаваторного  бюро,  роль  Мерчуткиной   Настасьи  Федоровны,  старухи  в  салопе,  наш  самодеятельный  режиссер  Борис  Васильев  поручил  Марии  Калашниковой,  конструктору  кранового  бюро.
     Суть  пьесы  в  следующем:  банк  отмечает  свой  юбилей,  то  есть  пятнадцатилетие  своей  деятельности.  По  просьбе  директора  банка  Шипучина,  бухгалтер  банка   Хирин  готовит  ему  отчет  о  их  работе,  но  ему   все  время  мешают.  Явившаяся  из  гостей   Татьяна  Алексеевна,  жена  Шипучина,  начинает  рассказывать  мужу  свои  приключения,  этим  самым  мешает  работать  Хирину,  который  сердито  кашляет.  Видя  это,  Шипучин  советует  жене  ехать  домой  и  не   мешать  Хирину.
     -   Ничего,  ничего,  пусть  и  он  послушает.  Это  очень  интересно.  Я  сейчас  кончу.  На  станцию  за  мной  выехал  Сережа.
     За  дверью  шум   и  в  комнату  врывается  старуха  в  салопе   Мерчуткина   Настасья  Федоровна,  жена  губернского  секретаря   и  начинает  высказывать  свои  горести   Шипучину,  упрашивая  помочь  ее  мужу.   Шипучин  пытается  втолковать  просительнице  то,  что  она  попала  не  в  то  ведомство  и  пускай  идет  туда,  где  трудился  ее  муж.  Мерчуткина  не  уходит  и  продолжает  талдычить  свое,  прося,  чтобы  ей  заплатили  за   простой  мужа  по  болезни.
     Этот  гам  от  голосов  двух  дам  выводит  Хирина  из  себя  и  он,  вскинув  счеты  над  головой,  начинает  бегать  за  женщинами   с  криками:
     -  Вон  отсюда!   Искалечу!   Исковеркаю!  Преступление  совершу!
     Женщины  убегают  от  него  с  криками  и  с  визгом.
    В  этот  бедлам  входит  депутация  из  пяти  человек,  члены  банка,  начинают  зачитывать  поздравительный  адрес,  но,  догадавшись,  что  явились  не  ко  времени,  смущенно  смолкают  и  уходят  со  словами:
     -  В  таком  случае  мы  после…Мы  лучше  после…
   (  Этот  спектакль  я  пересказал  в  сокращенном  виде.  У  Чехова  в  книге   эта  шутка  в  одном  действии  заняла  14  страниц ).
     Наша  первая  репетиция  закончилась  воплями   Марии  Калашниковой  в  образе  Мерчуткиной  и  визгом   Маргариты  Никоновой,  игравшей  роль  супруги  Шипучина.   Когда  же  мы  из  окон  посмотрели  вниз,  то  увидели  толпу  зевак,  смотревших  в  нашу  сторону.  Это  были  наши,  пока  еще  не  зрители,  но  слушатели.
     Репетиции  продолжались  весь  месяц  май  не  только  в  квартире  Никоновой,  но   и  в  доме  № 4  по  ул.  Ильича,  где  жил  Борис  со  своей  женой  Зорей  Васильевной.
     Премьера  спектакля   «Юбилей»  состоялась  в   начале  июня 1950 года в  один  из  выходных  дней  на  праздничном  вечере  конструкторов.  Играли  на  первом  этаже  Дворца  Культуры,  где  имелась  небольшая  сцена  с  занавесом   и  перед  сценой  -  250  стульев  -  места  для  зрителей.
     Каждый  из  участников  спектакля  подбирал  костюм  сам  из   своего  скудного  гардероба.  Хорошо  запомнился  костюм   Хирина,  то  есть  Бориса  Васильева:  черные  стяженные  штаны,  на  ногах  большие  серые  пимы,  на  плечи  накинут  поношенный  пиджак.  Усов  у  Бориса  Васильева  в  те  годы  не  было,   и  он  нарисовал  их  себе  сам  жженой  пробкой.  На  глазах  очки  с  железной  оправой.  И  большие  конторские  счеты,  на  которых  он  поминутно  перебрасывал  костяшки.
     Спектакль  прошел  с  большим  успехом.  Иван  Дмитриевич  Вахонин,  руководитель  нашего  драматического  кружка,  подозвал  меня  и,  указывая  на  Бориса  Васильева,  произнес:
     -  Из  этого  молодого  человека  может  получиться  хороший  актер.
     Как  увидим  дальше  -  Борис  актером  не  стал,  но  вырос  в  большого  советского  писателя  Бориса  Васильева.
После   спектакля  наши  пути  разошлись,  и  встретились  мы  вновь  только  в  1984  году,  когда  нашему  литературному  объединению  должно  было  исполниться  50  лет.  Наивно  полагая,  что  писателем  в  наше  время  можно  стать  только  после  учебы  в  литературном  объединении,  послал  письмо  Борису  Васильеву  по  адресу:   Москва,  125319,  Часовая  5-б, кв.40.  Васильеву  Б.Л.:
«Здравствуйте,  Борис  Львович.
     Как-то  в  предисловии  к  Вашей  книге  я  прочитал,  что  Вы  работали  в  конце  сороковых  годов  на  Уралмашзаводе.
     А  если  так,  то  мы  с  Вами,  кажется,  встречались.  Я  в  те  годы  трудился  конструктором,  а  в  свободные  от  работы  часы  занимался  в  кружке  художественной  самодеятельности  и  имел  счастье  играть  с  Вами  в  одноактной  пьесе  А,П,Чехова  «Юбилей».
     Репетировали  мы,  помнится,  в  квартире  у  Никоновых.  Репетировали  с  азартом  и  своими  громкими  криками  привлекали  внимание  людей  на  улице.
     Я  выступал  в  роли  директора  банка  Шипучина,  Вы  исполняли  роль  бухгалтера   Хирина.
     Потом,  когда  мы  сыграли  перед  публикой,  наш  руководитель  драмколлектива   Ив.  Вахонин  сказал  мне,  кивнув  на  Вас.
     -  Талантлив!
     Как  он  оказался  прозорлив!
     Борис  Львович,  сейчас  я  занимаюсь в  литобъединении  при  многотиражке  «За  тяжелое  машиностроение».  В  этом  году нам  исполняется  50  лет,  поэтому  мы  собираем  все  сведения  о  нашем  коллективе.
     Борис  Львович,  когда  вы  работали  на  Уралмаше,  не  посещали  ли  литкружок?  Если  бывали  в  нем  вспомните,  пожалуйста,  людей  приходящих  на  занятия,  как  протекала  работа,  где  публиковались  и  т.д.
     Желаю  Вам   здоровья  и  творческих  успехов.
     С  уважением,  М. Петров,  инженер  Уралмашзавода.
     30  января   1984  года».

     Через  месяц  пришел  ответ.  Вот  что  написал  мне   Борис  Васильев:
«Дорогой  мой  Шипучин!
     И  мне,  и  Зоре ( если  Вы  помните  мою  жену )  было  в  высшей  степени  приятно  получить  Ваше  письмо.  Конечно  же,  Михаил  Михайлович,  мы  прекрасно  помним  эти  репетиции,  которые  проходили  и  у  нас  с  Зорей  по  улице  Ильича, 4.  Маша  играла   Мерчуткину,  а  Рита – супругу.  Я  не  ошибаюсь?
     Где  же  сейчас  та  молодежь  конца  сороковых,  которая  работала  в  ОКБ  у  Горлицкого.  Коли  увидите  кого – кланяйтесь  от  нас.
     Бюро  пропаганды  киноискусства   настойчиво  завет  меня  в  Свердловск.  Правда,  и  дел  много,  и  путь  неблизкий,  но  ведь  и  дел  не  станет  меньше,  и  путь  не  станет  короче,  и  поехать  хочется.  Так  что  очень  может  быть,  что  мы  с  Зорей  решимся  и  в  марте – апреле  приедем  в  город,  где  мы  когда-то  начинали  работать.  И  уж  тогда  непременно  приедем  на  Уралмаш.
     А  вот  в  литобъединении  я  никогда  не  был.  Увы.
С  уважением,
     Ваш  Б.Васильев (Хирин).  6.02.84»

     Борис  Васильев  выполнил  свое  обещание  приехать  в  город,  где  он  начинал  трудовую  деятельность. Обещал  приехать  весной,  но  приехал  поздней  осенью.  Вот  моя  выписка  из  дневника:
     «28  ноября   1984  года,  среда.   Сегодня  в  новом  Дворце  культуры   в  17  час.30 мин.  состоялась  встреча  с  писателем  Борисом  Васильевым.  Предполагалось  встречу  провести  в  кинозале,  но  при  заполнении  зала  публикой (было  много  школьников  старших  классов),  сразу  стало  ясно,  что  помещение  мало  и  организаторы  предложили  перейти  в  большой  зал.
     Борис  Васильев  под  аплодисменты  публики  вышел  на  сцену.  Он  высок  ростом,  широкоплеч.  На  нем  темно-серый  костюм,  светло-серый  свитер.  Коричневые  полуботинки.  Слегка  вьющиеся  темные  волосы   с  проседью,  седоватые  усы.  На  глазах – очки.
     Вначале  Борис  Львович  коротко  рассказал  о  себе  и  о  том,  что  с  1948  по  1954  годы  работал  на  Уралмаше.  Еще  сказал,  сто  здесь  у  него  много  друзей:
     -  Мы  здесь! – донеслось  из  зала,  и  с  первого  ряда  поднялась  группа  конструкторов.
     Снова  аплодисменты.  Васильев  поднял  руку,  приветствуя  старых  товарищей.
     Потом  Васильев  стал  отвечать  на  записки.  Выступал  около  двух  часов.  Ответил  на   42  записки.  Выступление  его  было  интересным.  Главная  тема,  какая  прозвучала  в  этот  вечер – это  творчество  и  нравственность,  за  которую  борется  писатель  в  своих  книгах. Вот  эти  вопросы  и  ответы:
     1. Как  относитесь  к  собирательству  книг?
   -  Любить  книгу  надо  не  для  дома,  а  для  сердца.  Книги  скупают  мещане.  Я  с  детства  был  приучен  к  книге.  Описал  это  в  автобиографической  книге  «Летят  мои  кони».  У  нас  в  семье  было  трепетное  отношение  к  книге.  Я  учился  писательству  через  книги.  Переписывал  Чехова,  чтоб  научиться  фразе.  Писатель  не  профессия,  а  призвание.
     2.  Ваше  отношение  к  молодежи.
   -  Современная  молодежь  более  красивая,  чем  были  мы,  так  как  не  знала  недоедания.  Красива  телом  и  лицом,  а  вот  душой…не  знаю.  Молодежь – основная  рабочая  сила  страны.  Надо,  чтоб  молодежь  думала  не  только  о  личном  благополучии,  но  о  благополучии  страны.
     3.  Расскажите  свою  биографию.
  -   Ни  за  что!  Мне  уже  60  лет.
     4.   Ваш  самый  счастливый  день.
   -  Самый  счастливый  день – день  Победы  9  мая.  Мама  разбудила  меня  и   сообщила  эту  радостную  весть.  Я  в  это  время  учился  в  военной  академии.  Я  оделся  и  побежал  в  академию.  По  улице  с  грохотом  шел  грузовой  трамвай.  Вдруг  трамвай  остановился,  с  него  соскочила  женщина – вожатая,  подбежала  ко  мне  и  давай  меня  целовать.  Я  ведь  был  в  военном.
    У  входа  в  академию  стоял  старик  с  мальчиком.  В  руках  он  держал  чайник.  У  мальчика  в  руках – кружка.  Старик  налил  в  кружку  нечто  и  протянул  мне:  «Я  потерял  двух  сынов.  Помяни  их».  Я  помянул.
     Был  у  меня   в  этой  войне  и  самый  страшный  день.  Мы  форсировали  Днепр.  Переправиться  через   него  было  совершенно  невозможно.  Враг  расстреливал  наши  войска  беспощадно.
     Тогда  мы  с  группой  солдат  стали  отходить  к  югу,  подальше  от  места  бойни.  Попалась  большая  воронка  от  бомбы.  Мы  укрылись  в  ней.  Когда  стемнело,  а  темень  была  ужасная,  мы  вошли  в  воду  и  поплыли.  И  тут  я  на  что-то  наткнулся,  плывущее  по  воде.  Еще  и  еще.  Трупы!  В  ужасе  догадался  я.  Я  так  перепугался,  что  утопил  винтовку.  Трупы  плыли  по  ширине  всей  реки.  Я  натыкался  на  них,  отплывал,  опять  натыкался  и  уж,  обессилив  от  усталости  и  ужаса,  наконец,  грудью  пробороздил  по  осоке  на  другом  берегу.
     5.  Повесть   «Завтра  была  война»  биографична?
    - Биографична,  как  и  для  всех  писателей,  пишущих  о  войне.
6. Такими  ли  вы  видели  своих  героинь  из  повести  «А  зори  здесь  тихие»,  как  в  фильме?
- Нет!  У  меня  одна  красивая,  это  Женя  Комелькова,  а  здесь…Я  много  спорил  с  режиссером,  но  тот  ответил,  что  у  кино  свои  законы – зритель  любит  красивых.
7.  Я  пишу  для  молодых.  Люблю  максималистов.  Что  молодых  солдат  заставило  ложиться  под  танки?  Требовательность  к   себе.
8.  Самая  большая  беда – гражданская  война,  самая  жестокая  война.  Ты  убиваешь  брата.
9.  Общественный  долг  и  личное  счастье?
-     В  нормальном  человеке  это  всегда  должно  сочетаться.
10. Как  возник  замысел  повести   «Не  стреляйте  белых  лебедей»?   Был  ли  прототип  главного  героя?
   -  Лет  двадцать  назад   я  любил  бродить  по  России,  Белоруссии,  Прибалтике,  Карелии.  Люди  севера  молчаливы,  трудолюбивы,  застенчивы.  Люди  без  локтей.  Не  способны  никого  оттолкнуть.  Захотелось  о  них  написать.  Стал  обдумывать  сюжет.  Ходил  и  думал,  думал.  И  на  Валдае,  собирая  голубику,  вдруг  наткнулся  на  лист  с  надписью:  «Товарищ,  стой!  Не  собирай  всю  голубику,  оставь  тетеревам!»  Вот  об  этом  человеке  я  решил  написать.
11. Какое  самое  удачное  ваше  произведение?
  -   Не  знаю.  Возможно   «А  зори  здесь  тихие»,  «Завтра  была  война».  Это,  так  сказать  бестселлеры,  так  как  киношники  их  рвут  на  части.  Две  последние   повести  о  фронтовиках  в  наши  дни   «Суд  да  дело»,  о  инвалиде,  который  застрелил  18-летего  парня.  Нельзя  безнаказанно  издеваться  над  человеком.
12. Вы  сказали,  что  пишете  пером.  Это  верно,  что  не  признаете  шарик,  а  только  стальное  перо?
-Да,  пером.  Лучше  чувствуешь  текст.  Потом  уж  перепечатываю  на  машинке.
13. Над  чем  сейчас  работаете?
  =    Над  романом  «Дом,  который  построил  дед»,  в  котором  будет  рассказано  от  гражданской  войны  до  наших  дней.
14. Пробовали  писать  стихи?
- Писал,  как  все,  в  детстве.
15. Что  значит  быть  человеком?
   -   Быть   честным  человеком,  честно  относится  к  друзьям,  к  семье,  к  законам,  не  ловчить.   Должен  быть  наделен  собственным  достоинством.  «Коли  родился  мужчиной  -  будь  им,  а  если  женщиной – тем  более», говорила  моя  бабушка.
16. В  чем  смысл  жизни?
- Все  великие  люди  бьются  над  этим  вопросом  и  пока  не  нашли  ответа.
17. Очень  трудно  расставаться  со  своими  героями,  потом  постепенно  такое  состояние  проходит  и  книга  уже  не  твоя.
Пишешь,  когда  книга  в  тебе  созреет  и  уже  не  можешь  не  написать.  Самое  страшное  состояние  перед  белым  листом -  психологический  барьер.  Сейчас  из  ничего  создается  книга.  И  как  я  начну,  так  и  вы  начнете  читать.  Вы  в  этом  отношении  мои  соавторы.  Все  зависит  от  первой  интонации.
18. Наша  страна  самая  читающая  и  читает  не  только  своих  авторов,  но  авторов  всего  мира.  Такие  же  читатели  в  Германии.  Остальные  читают  только  себя:  Америка,  Франция.
19. Что  послужило  написанию  повести  «А  зори  здесь  тихие…»?
Сюжет  придуман  автором.  Я  сочинитель.  «Летят  мои  кони»  единственная  не  сочиненная  книга.
Похожая  история  была  в  Карелии.  Немцы  хотели  взорвать  железную  дорогу.  Разъезд  охраняли  старики  и  раненые  бойцы.  Одного  послали  за  помощью,  остальные  полегли   в  перестрелке.  Железная  дорога  была  спасена.
20. Не  могла  читать  роман.  Скучный.
Это  роман  о  своих  дедах.  Я  должен  был  его  написать,  как  дань  уважения   к  своим  предкам.  Я  тяготею  к  малым  формам.  100  листов  на  машинке.
21. Ваши  любимые  экранизации?
- В  театре,  на  Таганке   «А  зори  здесь  тихие…»,  в  театре  имени  Ленсовета   режиссер  Игорь  Владимиров  поставил  спектакль  по  повести  «Вы  чье, старичье?»  и  сам  сыграл  одну  из  главных  ролей.  Он  на  сцене  рассказал  мою  повесть  по = другому  для  сегодняшней  молодежи.  На  экранизации  хороши  «Зори»,  «Не  стреляйте  белых  лебедей» - хотя  и  не  понравилось  прочтение  моей  повести  режиссером  «Офицеры»,  не  повесть,  а  сценарий.  Это  память  об  отце,  там  в  герое,  некоторые  черты  отца.
22. Кого  вы  считаете  своим  учителем?
   =  Читаю  постоянно  Диккенса,  из  русских  ближе  Достоевский.
  23.     Откуда  взяли  сюжет  рассказа  «Великолепная  шестерка»?
- Ко  мне  приехал  Саша,  знакомый  из   угрозыска,  и  рассказал  страшную  историю,  как  пионеры  угнали  лошадь  и  прибили  ее  гвоздями  за  нижнюю  губу.
     Мы  перестали  учить  состраданию.
24. Зачем  вы  простили  убийц  лебедей?
  -    Егор  должен  простить  убийц.  Если  не  простит – его  не  будет.  Все  редакторы  уговаривали  не  прощать.  Его  убили  не  рецидивисты,  а  в  пьяном  угаре.
25.  Николай  Плужников   в  школе  был  моим  другом – погиб  на  фронте.  Его  образ,  выведенный  в  книге – мой  венок  на  его  могилу.
26.  Ваше  отношение  к  песням  Высоцкого?
  -    Прекрасный  поэт,  актер, человек.  Самая  большая  потеря  была  для  меня.  Его  провожала  в  последний  путь  вся  страна.  Он  был  по - настоящему  Народный  артист,  хотя  не  имел  никакого  звания.
27. Помогите  понять  «Войну  и  мир».
- Всех  больших  писателей  трудно  читать. Это  большой  труд.
28. Любите  ли  вы  народную  песню?
- Люблю  хорошие  народные  песни,  в  хорошем  исполнении.
29. Отношение  к  фантастике?
- Если  интересно,  буду  читать.  Дело  в  качестве.
30. Были  случаи,  когда  у  вас  проходил  интерес  к  своим  сочинениям?
- Бывает.  Одновременно  пишу  несколько  книг.  Одна  надоедает.  Если  придет  желание  продолжать  писать – хорошо,  если  нет – так  и  не  надо  писать.
31. Любимая  тема?
- Пишу  о  нравственности.  Чувствую  свою  ответственность  за  нравственность.
32. Фильм  «Офицеры»  очень  люблю.  Писали  с  ныне  покойным,  Михаилом  Раппопортом.  Написал  о  своем  отце.
33. Как  вы  работаете?
  -     Работаю  с  девяти  до  двух.  За  это  время  настолько  отдаюсь,  что   больше  не  могу  писать.  Если  все  же  что-то  напишу  вечером,  то  утром  при  чтении  нахожу  это  негодным  и  выбрасываю.
34. Реву,  где  убивают  моих  героев.  «Над  вымыслом  слезами  обольюсь».   Пушкин.  Смешно?
35. Как  напечатали  «А  зори  здесь  тихие…»?
      Послал  в  конверте  в  «Юность».  Утром  звонок,  я  босиком  подошел  к  телефону,  звонили  из  редакции:.
-  Вы  никому  не  предлагали  вашу  повесть?
-  Никому.
-  Ни  одному  журналу?
-  Нет.
-  Будем  печатать.
   Борис  Полевой  сделал  только  три  замечания,  которые  я  исправил  и  предложил  другое  название,  а  именно:  «А  зори  здесь  тихие…»
36. «Кажется  со  мной  пойдут  в  разведку»  Представлен  этот  завод.
37. Как  относитесь  к  моде?
     Бедствие,  особенно  для  мужчин.
38. Ваши  любимые  советские  писатели?
- Люблю  Василя  Быкова – он  духовно  близок. В.Распутина,  А.Ахматову.
39. Кто  был  вашим  учителем  в  жизни?
       Для  подражания  был  отец.  Жил  на  даче.  Построил  себе  маленький  домик,  копался  в  земле.  С  авоськой  стоял  в  метро,  в  трамвае,  никогда  не  садился – а  если  войдет  женщина?
40. Что  для  вас  значит  любовь,  счастье?
-  Люблю  женщин, - слабость  моя.  Люблю  состояние  влюбленности.  В  такое  время  я  не  устою,  хочется  работать,  жить.
41. Ваша  жизнь,  хобби?
-   Живу  под  Москвой,  в  Солнечногорске,  в  домике.  Люблю  бродить,  люблю  смотреть  хоккей,  моя  любимая  команда  «Спартак».  Люблю  копаться  в  земле,  пересаживать  дубы  с  места  на  место.
42. О  человеческом  достоинстве.
      Мы  где-то  растрачиваем  человеческое  достоинство.  Мне  рассказал  один  случай  милиционер:  приезжала  канадская  команда  к  школьникам  Москвы.  В  воскресенье  было  много  ребятишек.  Встречали  гостей  бурно.  Обычно  хоккеисты  бросают  публике  цветы,  цветов  не  было,  стали  бросать  жевательные  резинки.  Тогда  у  нас  еще  их  не  продавали.  Началась  свалка,  двух  мальчиков  задавили  насмерть.
     Мы  не  воспитали  достоинства  в  наших  детях.  У  нас  разрыв  со  старой  культурой.  Всякая  революция  несет  что-то  новое,  но  и  сохраняет  хорошее  старое.  Мы  до  сих  пор  до  той  культуры  не  доросли.  Это  общая  задача.  Все  должны  стать  интеллигентными.
     (  Я  автор  этих  записей,  приношу  извинения   перед  читателям  в  том,  что  на  некоторые  вопросы  не  ответил.  Например,  вопрос  под  номером  36.  Дело  в  том,  что  все  я  записывал,  сидя  в  зале  и  слушая  выступление  Бориса  Львовича  Васильева,  мог  что-то  пропустить.)



        Когда  выступление  Бориса  Васильева  закончилось,  на  сцену  стали  подниматься  почитательницы  с  цветами.  Поднялась  с  букетом  цветов  и  Валентина  Афанасьевна  Сажина. ( член  литературного  объединения  Уралмаша).
     -  Слушая  ваше  выступление,  - сказало  она, - я  написала  экспромт:
     Отогреет  сердце  эта  встреча,
     Ведь  Васильев  Борис  все  же  наш.
     Пусть  припомнится  радостный  вечер
     И  могучий,  родной  Уралмаш.

     Любят  Вас  земляки,  скажем:  смело.
     Ваши  книги  приемлем  до  слез.
     Зал  заполнен  в  Д.К.  до  предела,
     Несмотря  на  уральский  мороз.

     Книги  ваши  читаем  и  спорим,
     К  вам  сердца  уваженья  полны
     Пусть  же  тихими  будут  лишь  зори,
     На  планете  не  будет  войны!

    Еще  с  букетом  цветов  подошла  к  Борису  Васильеву  технолог  В.Мелях  и  исключительно  проникновенно сказала о  сопричастности  с  автором,  о  том,  что  она  никак  не  может  начать  читать  второй  раз  «А  зори  здесь  тихие..»,  так  как  не  позволяют  слезы.

     Когда  Борис  Васильев  уходил  за  кулисы,  он  поманил  своих  друзей,  сидевших  на  первом  ряду.  Так  как  я  был  далеко,  то  не  понял:  почему  наши  не  пошли  следом,  а,  когда  я  подошел  минуты  через  две,  то  нашел  всю  группу   в  большом  смущении.  Они  не  знали,  где  искать   Васильева.  Я  сходил  за  сцену,  прошел  к  западному  крылу  здания,  но  не  нашел  никаких  следов.
     Нашла  его  Тоня  Борисова   минут  через  пятнадцать  в  ресторане,  пройдя  через  буфет.  Там  послала  ему  записку,  и  он  пригласил  всех.
     Мы  прошли  через  буфет,  через  кухню,   под  удивленные  взгляды  официанток  и  попали  в  нижний  этаж  ресторана,  где  сидели  нарядные  посетители,  и  играла  музыка.
     Наша  разношерстная  делегация  из  девяти  человек,  наверно  казалась среди  отдыхающих,  пришельцами  из  другого  мира.
     Мы  поднялись  по  лестнице  в  банкетный  зал  и  там  нашли   Бориса  Васильева  и  Виталия  Пересторонина.  Виталий  Петрович  сказал,  что  отдает  нам  Васильева  на  15  минут
     Борис  Львович  радостно  стал  пожимать  всем  руки.  Протянул  мне  обе  руки.  Я,  протягивая  свою,  назвался:  Шипучин.
     -  Здравствуйте,  Михаил  Михайлович,  -  ответил  он.
     Говорить  было  трудно – грохотал  оркестр!  Мы  перешли  в  фойе  и  плотно  прикрыли  дверь. Сразу  окружили  Бориса  и  начали  вперебой  вспоминать  молодость.  Он  рассказал,  что  они  с  Зорей  усыновили  двух  мальчиков,  детей  их  друзей,  погибших  в  автомобильной  катастрофе.
     Достали  старые  любительские  фотографии.  Спросили:  не  холодно  ли  ему,  так  как  на  дворе  температура  минус  28  градусов.
     -  Не  холодно,  -  ответил  он,  -  я  ведь  приехал  без  шапки.
     Все  ахнули!
     -  На  аэродроме  Зоря,  когда  провожала  меня,  вспомнила,  что  не  положила  мне  шапку.  В  Москве  была  температура  плюс  два  градуса.
     -  Как  же  без  шапки-то?!
     -  Ничего.  Меня  ведь  возят.  В  машине  тепло.
     -  Как  тебе  Уралмаш?
     -  Уралмаш  вырос.  Я  попросил,  чтоб  меня   подвезли  к  дому  по  Ильича, 4.  Вышел  из  машины,  посмотрел  на  наши  окна.  Попросил,  чтоб  свозили  к  танковой  дороге.  Стали  отказываться,  но  я  упросил.  Так  что  побывал  и  там.
     Капиталина  Перцовская  достала  из  сумки   книжку  «А  зори  здесь  тихие»  и  попросила  у  меня  ручку.  Я  дал  ей.  Она  подала  Борису  книгу  с  ручкой  и  попросила  автограф.
     -  Неудобно,  -  сказал  он,  -  книга  не  моя.  Не  я  тебе  ее  преподнес.  Я  ведь  для  всех  привез  чемодан  книг.
     Все  же  присел  на  диван  и  написал  что-то  на  книжке.
     Мы  еще  не  успели,  кажется,  наговориться,  как  подошел  В.П.Пересторонин   и  сказал:
     -  Пора.
     Стали  прощаться.  Борис  перецеловал  всех  женщин,  а  нам,  мужчинам,  крепко  пожал  руки  своей  огромной  и  теплой  рукой.
     Потом  все  вышли  в  зал,  спустились  вниз  и  тут  расстались.  Мы  потянулись  обратно  через  буфет,  а  Васильев  с  Пересторониным  направились  к  выходу  на  улицу.
     На  встрече  с  Борисом  Васильевым  были  Галина  и  Николай  Торбины,  Капиталина  Перцовская,  Валентина  Юсим,  Юрий  Музеймнек,  Борис  Кобелев,  Антонина  Борисова,  Александра  Бричкина ( Беленькова ).
     30  ноября   1948  года,  пятница.  Сегодня  подошла  ко  мне  на  работе   Антонина  Борисова  и  передала  подарок  Бориса  Васильева – книгу  «А  зори  здесь  тихие…»  с  автографом:  «Дорогому  Мих.  Михочу  Петрову,  дорогому  Шипучину  с  огромной  искренней  благодарностью  за  память.  Спасибо  Мишенька,  за  то  письмо!
     Твой  Б.Васильев,  29. 11.84 г.
     Накануне  70-летия  Бориса  Львовича  Васильева  журналистка  уралмашевской  газеты  «Ритм»   Маргарита  Ергина  19.05.94 г. опубликовала  очерк  о  нем  под  заголовком:  «Летят  его  кони…»
     «Кони…Почему  кони?  Потому  что  они  символизируют  жизнь,  ее  быстротечность.  Не  случайно  Владимир  Высоцкий  пел:  «…чуть  помедленнее  кони»,  а  удивительный  писатель  Борис  Васильев  свою  автобиографическую  повесть  назвал  «Летят  мои  кони»  Я  же  немного  перефразировала  строку.  И  посвящаю  ее  уралмашевцу  Борису  Львовичу  Васильеву.  Да,  уралмашевцу,  ведь  широко  известный  сегодня  писатель,  несколько  послевоенных  лет  работал  на  нашем  заводе.  Он  имел  самое  прямое  отношение  к  созданию  отечественных  танков…
     В  своей  книге  Васильев  пишет:  «В   1949  году  я  работал  на  Урале  инженером – испытателем,  был  весьма  активным  комсомольцем,  играл  Петра  в  «Мещанах»,  вел  концерты, - словом,  изо  всех  сил  уничтожал  время,  которого  так  не  хватает  сейчас. И  однажды  был  востребован  в  заводской  комитет  комсомола.
     -  Товарищи,  я  пригласил  вас,  чтобы  сообщить  приятнейшее  известие:  к  нам  едут  писатели, - сказал  секретарь.
     Я  оказался  в  составе  «группы  приема»,  и  работа  закипела.  Помню,  что  к  нам  направлялись  три  прозаика  ( одним  из  них  был  Бирюков,  автор  нашумевшей  тогда  «Чайки» ).  Члены  «группы  приема»  немедленно  прочитали  все,  что  успели  создать  прибывающие  гости…»
     Эта  встреча  для  него  стала  вскоре  как  бы  импульсом  к  писательскому  творчеству.  И  она  случилась  на  Уралмаше.
     С  помощью  уралмашевца   известного  конструктора  Юрия  Альфредовича  Муйземнека,  лично  знавшего  Бориса  Васильева я  разыскала  и  встретилась  с  друзьями  юности  писателя.
     Юрий  Альфредович  рассказывал,  что  впервые  встретился  с  Борисом  Васильевым  в  нашем  102-м  цехе  на  сборке  машины,  а  точнее – объекта  № 105 (  как  тогда  в  целях  конспирации  говорили).  Машина  собиралась  « со  скрипом».  Обстановка  была  напряженная   и  нервная.  Поджимали  сроки.  Наблюдал  за  сборкой  военный  майор.  А  подручным  у  него  был  молодой  лейтенант,  с  которым  майор  был  весьма  строг,  гонял  с  одного  конца  цеха  на  другой.  А  дисциплина  в  армии,  как  известно,  была  железной.  Приказы  выполнялись  беспрекословно.  Потом  выяснилось,  что  это  был  первый  рабочий  день  на  Уралмаше  выпускника  военной  академии  бронетанковых  войск  Бориса  Васильева.  И …майор  его  «ставил  на  место»  почти  по  Кашпировскому.
     Молодые  люди  познакомились.  А  вскоре  в  третий  отдел  Уралмаша  ( там  проектировались  танки )  пришла  работать  жена  Бориса  Васильева  Зоря,  выпускница  этой  же  академии.  В  третьем  отделе  работали  тогда  Шура  Бричкина  ( сегодня  Александра  Яковлевна   Беленькова ),  Николай  Торбин,  Тоня  Борисова,  со  временем  ставшая  конструктором,  Лутфуллина  Антонина  Андреевна ).  Сложилась  дружная  компания,  не  теряющая  связи  друг  с  другом  до  сих   пор.  Вместе  с  Шурой  Бричкиной  Борис  Васильев  занимался  в  свободные  часы   в  заводском  драматическом  коллективе,  мечтал  сыграть  Отелло.  Каждое  воскресенье  молодежь  выезжала  на  природу,  а  зимой  устраивала   «капустники»,  литературные  вечера  в  общежитии,  где  жил  Муйземнек  по  адресу,  многих  вводивших  в  заблуждение,  Свердловск-12,  Мадрид-4.
     Или  на  квартире  у  Васильевых  на  улице  Ильича,  в  доме  №  7.  Александра  Яковлевна  Беленькова (Бричкина)  рассказывает:
«Удивительная  это  была  квартира:  длинная  комната,  по  обе  стороны  стеллажи  с  книгами.  И…больше  ничего.  А  мы  сидим  на  полу – обсуждаем  мировые  проблемы,  песни  поем,  читаем  стихи…
     Борис   Львович  не  забыл  друзей  молодости.  Когда  в  1984  году,  уже  известным  писателем,  он  приезжал  в  Свердловск,  всем  вручил  по  экземпляру  своей  знаменитой  повести  о  войне  «А  зори  здесь  тихие…»  с  дарственными  надписями.  Вот  одна:  «Шурочке  Бричкиной,  которую  никогда  не  забывал,  чему  свидетельством  эта  повесть»  ( в  повести  одна  из  героинь  названа  Лизой  Бричкиной ).
     А  вот  еще:  «Тонечке  Борисовой  от  старого  и,  поверь,  верного  друга  прекрасной,  голодной,  холодной  юности  нашей.
Борис   Васильев».
     Антонина   Андреева  Лутфуллина  принесла  в  редакцию  свой  семейный  альбом.  На  некоторых  снимках  в  кругу  уралмашевцев  Борис  и  Зоря  Васильевы.
     А  Юрий  Альфредович  Муйземнек  сказал,  что  по  дороге  в  редакцию  зашел  в  книжный  магазин,  что  в  здании  «Мадрида»,  и  купил  там  великолепно  изданное  восьмитомное  собрание  сочинений  Бориса  Васильева.  Кстати,  Борис  Васильев  и  Зоря  жили  в  первый  год  их  работы  на  Уралмаше  именно  в  этом  доме,  в  общежитие  «Мадрид»,  в  комнате  № 2.  Вот  такое  интересное  совпадение  получилось.
     Думаю,  что  сейчас  самое  время  перечислить   главное  из  написанного  Б.Васильевым:  «А  зори  здесь  тихие»,  «Неопалимая  купина»,  «Иванов  катер»,  «Не  стреляйте  белых  лебедей»,  «Завтра  была  война»,  «В  списках  не  значился»,  «Вы  чье,  старичье»,   «Суд  да  дело»,  «Летят  мои  кони»,  «Начало»  и  так  далее.  Повести,  романы,  рассказы.  По  некоторым  сняты  фильмы,  поставлены  спектакли.  Кстати,  к  «50-летию  Победы  в  Москве  театр  имени  Станиславского  поставил  пьесу  «Начало»,  в  которой  остро  писатель  высказался  на  тему,  почему  мы  не  были  подготовлены  к  войне.  Как  сообщило  на  днях  центральное  телевидение,  спектакль  готовился  к  постановке  рядом  театров  еще  раньше – к  30-летию  Победы,  но…не  увидел  света.  А  сейчас  идет  с  большим  успехом,  со  слезами  на  глазах.
     Впрочем,  у  Бориса  Васильева  нет  произведений,  которые  бы  не  брали  за  сердце,  не  волновали  до  слез.  Может  быть,  потому  что,  как  пишет  сам  писатель  о  себе:  «Любая  книга  имеет  двух  авторов – писателя  и  читателя.  Я  отношусь  к  своему  читателю  как  к  соавтору.  И  стараюсь  соответствовать  ему,  стараюсь  жить  так,  чтобы  чувствовать  время,  жить  не  вчерашним  днем,  не  вчерашними  заслугами,  а  теми  событиями  и  заботами,  которые  возникают  сегодня.  Я  всегда  стремлюсь  быть  искренним»    И  еще:
     «..Что  бы  я  ни  написал,  меня  всегда  волнует  вопрос  человеческой   нравственности»:

     


Рецензии