Тарусские страницы золотой обрез

К 125-й годовщине со дня рождения Константина Паустовского
...
При словах «Тарусские страницы» люди моего поколения начинают опасливо коситься на окружающих.Ибо сочетание это искалечило судьбы очень многих советских людей. И авторов знаменитого одноименного сборника, и его читателей.
Тем, кому ничего не говорят эти крамольные слова, расскажу их историю. В 1961 году, живший тогда на родине, в Тарусе, живой классик Константин Паустовский собрал вокруг себя талантливых писателей.Таких, рядом с кем самому Паустовскому напечататься не грех. Никому неизвестные тогда Булат Окуджава, Владимир Максимов, Наум Коржавин и еще добрая дюжина сочинителей. Подобрался лучший в русской литературе той поры состав авторов, чьи стихи и прозу Константин Георгиевич и издал в калужской  типографии под общей обложкой «Тарусские страницы». С позволения, всего лишь, второго секретаря обкома партии.
Что поднялось! Разгром случился на уровне Президиума ЦК КПСС. В писательских организациях по всей стране прошли собрания инженеров человеческих душ со знаменитыми заклинаниями : «Мы «Тарусских страниц» не читали, но кто позволил возводить хулу на наш советский строй?»
Книгу изъяли оттуда, куда она успела попасть, и пустили под нож. В «живых» случайно осталось несколько десятков экземпляров, ныне составляющих бесценную библиографическую редкость. На авторов «Тарусских страниц» обрушили партийное проклятье , и их имена на многие годы попали под запрет.Сам Паустовский вынужден был уехать с малой родины. Булат и иные ушли в бардовскую песню, некоторые так и не смогли подняться, а Наум Коржавин уехал в Америку.
Ныне общепризнано, что «Тарусские страницы» стали вершиной русской литературы второй половины ХХ века. Это – камертон, по который настраивали голоса писатели России. Астафьев, Распутин,Солженицин, Куняев и вся совестливая творческая интеллигенция сверяла свои поступки и мысли по «Тарусским страницам».
Сборник стал вехой на пути русской мысли.
И закономерно, что через пятьдесят лет в той же Тарусе под одной обложкой собраны стихи и проза русских писателей сегодняшнего дня. Было бы непонятно, если бы «Тарусские страницы, ХХ! Век» не явились миру.
И вот альманах у меня в руках. Мне повезло в том, что я знаю историю создания этой книжки. Позволю себе не называть имен отцов-матерей - альманаха.В Тарусе, Калуге и Москве они хорошо известны. И если я начну перечислять фамилии редактора, редакционного совета, составителей, то это не доставит им известности, но соли на рану добавит. Ибо книжка эта издавалась с еще большими трудностями, чем сборник Паустовского. Пятьдесят лет назад сам классик был паровозом, способным стронуть с места состав вне расписания. Нынче такого имени в Тарусе нет. И совсем не потому, что якобы нет талантов. А потому, что теперь в России просто не дают подняться писателю уровня Константина Георгиевича. Политика государства сводится к тому, чтобы культурное зеркало разбить на осколки, и всякий великан в них распадется на лилипутов.
Поэтому изначально у новых «Тарусских страниц» высоких покровителей не оказалось. Да хуже! Влиятельные люди лишь мешали, советуя не браться за рискованное дело.
Но в России всё стОящее воплощается всегда не благодаря, а вопреки обстоятельствам. Худо-бедно – дело двигалось. Постепенно отсеялись случайные произведения, костяк альманаха выкрисстализовался,и стало очевидно, что и новые «Страницы» превращаются в событие общерусского масштаба.
Около двух лет ушло на преодоление. В последние дни создатели работали почти аврально, стараясь успеть к открытию 14-го съезда Союза писателей России. Рассчитывая на то, что коллеги оценят.
Съезд на явление «Тарусских страниц » не отозвался никак. Возможно, потому, что в сборник не попал никто из литературных снобов. Но, скорее всего потому, что альманах издан мимо Союза писателей, без высочайшего одобрения.
Случилось то, что должно было случиться. Едва родившись, альманах «Тарусские страницы. ХХ! Век» уже разделяет судьбу своего предшественника. Отторжение у власти, остракизм в творческом союзе, нежелание признавать новые имена, умышленное замалчивание - все это никуда не делось.
Я не знаю – станет ли новый альманах такой же вехой, как и первый. Время покажет.
Но веха поставлена. И уже видно, что люди завистливые, бесталанные, обратили на нее внимание.
Остается надеяться, что сборник заметит и вся книжная Россия. Здесь – настоящее пиршества духа для ищущего читателя. Назвать хотя бы одно имя? Извольте. Альманах «Тарусские страницы» открывается подборкой стихов автора первых «Страниц», признанного в мире русского поэта Коржавина. Он связывает собой две эпохи, и его согласие напечататься в книжке ХХ! Века есть несомненное подтверждение высокого уровня нового альманаха.
 Тут я скажу, придушив собственную скромность, что в альманах есть и мой вклад - рассказ "Пасынки ветра". Не думаю, что есть большая литературная награда, чем попасть в плеяду авторов "Тарусских страниц".


Рецензии