Ураган, ландыши и храм Святителя Льва

Сегодня радостный день у диакона. Сегодня впервые после зимы есть возможность пройти пешком на службу. Дорога на 80% лежит через Тропаревский парк или, как там его называют официально, не знаю.
Есть у меня знакомый игумен, проходивший какое-то время нелегкое служение неподалеку, вспоминая то сложное время, говорил, что тогда единственной его радостью было пройтись домой точно таким лесом. Как прекрасно это время еще не лето, но уже не весна, зелень еще молоденькая, только пробившаяся на деревьях и земле. Когда начинаешь так радоваться природе, знай, что приходит старость. Пару дней назад я очень удивился сведениям об урагане с многочисленными разрушениями и жертвами. Все мои родственники, находившиеся в Москве, к счастью не только не пострадали от него, но и  просто его не заметили. Так что я даже засомневался в его наличии, пока мне не перекрыло дорогу, которой я сейчас часто хожу, сломанная береза. Не так много было жертв урагана, но несколько поваленных деревьев все же нашлось. А где-то  погибли люди, и даже довольно нелепо. Но не хочется об этом думать, когда, выйдя из квартиры, окунаешься в лесную тишину, а по краям тропинки, по которой ты идешь, белеют маленькие горошинки распускающихся ландышей, и рядом гармонично синеют неведомые мне цветы.
Помню в 90-х, выйдя из дома, я постоянно раскланивался направо и налево, с людьми вроде мне вовсе незнакомыми, везде попадались либо прихожане, либо люди, видевшие меня на службе. Потом такие сложности в моей жизни исчезли. И вот, когда я выходил из леса, уже рядом с храмом святителя Льва, со мною поздоровалась женщина, которую я совершенно не знаю и мне это напомнило давно ушедшее время. И напомнило о том, что священнослужители всегда находятся как на подиуме. У меня какое-то заболевание носоглотки и части во рту отвратительная мокрота или просто гной, и поэтому мне часто приходится сплевывать. Думаю, женщине это не понравилась, хотя она не подала виду. Вспомнилось, как совсем недавно сразу после Пасхи на Светлой Неделе, я также пошел лесом из Казанского храма. И мне не терпелось, дело было сразу после поста, что-нибудь съесть и я купил банку пива, которое оказалось дурным и что-то из еды. И подумал, ну сейчас наверняка кто-то встретить и точно, тут же встретил. Что она подумала, увидев диакона, прихлебывающего пиво на улице, не знаю. Но уж точно больше она этого не увидит.
Храм святителя Льва уникален не только по своему посвящению, но и по своей архитектуре. Академик Пирузян, видимо, следуя движению своей души, решил воздвигнуть рядом со своей лаборатории  храм я  в честь своего святого. Пригласил на эту работу архитектора Когана, строившего Палеонтологический музей рядом с моим домом. Опытный архитектор вероятнее всего мало ходил по нашим православным храма. И взял за образец, устройство греческого или византийского храма. Храм маленький, алтарь маленький, но зачем греку большой алтарь, когда у него престол на горнем месте. Но когда дело дошло наконец до наших российских батюшек, которые привыкли к престолу в центре алтаря и любят, к тому же всю утварь хранить в шкафах в алтаре. Алтарь показался нашим батюшкам маленьким, и они отнесли иконостас подальше назад. Но, что делать с лестницей, по которой певчие поднимаются на клирос. Она оказалась в южной части алтаря, а среди певчих главную ударную силу составляют женщины, но никто в мире не может сравниться по изобретательности с русским батюшкой. Лестницу просто отгородили перегородкой, а вход сделали через южные врата алтаря. Некоторые женщины певчие, впервые попавшие в храм, стояли в недоумении: "Как же им попасть на клирос?" Оказывается, в духе лучших образца конспирации и секретности надо смело распахивать южные врата и подниматься по лестнице. Жертвенник пришлось разместить справа, так что служить в таком храме весьма непривычно. А уж как тесно  словами не скажешь. И прихожан очень мало. В народе до сих пор ходят слухи, что храм этот армянский. Я сам слышал такой комментарий, проезжая мимо в автобусе. Прихожан на службе мало и половину знаешь в лицо. Это удивительное ощущение, когда ты слышишь крик младенца и понимаешь, что это Тимофей, чадо семейной пары, которая года два перед его рождением регулярно ходила в Казанский храм и храм святителя Льва. Служба кончилась, и я вновь бреду, тем же чудным лесом домой.


Рецензии