Дорога к дому. Повесть. 13, 14

13.
                ГЛАВА 13
   Тётя жила недалеко, на соседней улице. Полина Ильинична шла по дороге, знакомой до мелочей, топтаной-перетоптанной ею в детстве. Некоторые бытовые вещи служили на два двора. Полине с братом приходилось бегать то за мясорубкой, то за большой деревянной ванной-лоханью. В этой ванне мама  стирала бельё для квартирантов. В первые годы после войны в городе было много военных: и армейских, и морских. Были даже танкисты. Полина Ильинична даже внутренне напряглась, вспомнив, как она, маленькая, со страхом убегала, заслышав рокот страшных, сильных машин. Они неслись быстро, с грохотом по мостовой, где находился детский сад, куда ходила она с братиком. Недалеко от садика располагался военный гарнизон. Когда страшные машины двигались по дороге, Полине они казались ужасными слепыми чудовищами, которые могут наехать на неё с братиком.

   Чтобы прокормить маленьких детей, мама была вынуждена пускать квартирантов. Жили они в маленькой комнате. Обычно по два  молодых лейтенанта. Мама им готовила обеды из их пайка и частью из своих продуктов и стирала бельё. Бельё было белое, бязевое или фланелевое, его было много. Мама сначала замачивала бельё, потом вываривала его в большом баке-выварке на печке. До сих пор Полина Ильинична помнит щелочной горячий запах варёного мужского белья. Потом мама простирывала бельё в деревянной  лохани на гофрированной стиральной доске. Руки у мамы от тёмного хозяйственного мыла, горячей воды с растворённой щёлочью были красными и опухшими. Такими же они были и зимой, когда мама развешивала для просушки бельё во дворе на тридцатиградусном морозе.
    С квартирантами детям было интересно. Они играли с ними, угощали галетным печеньем, иногда консервированным американским колбасным фаршем. Читали детям интересные книжки, и сами читали взрослые книги, кое-кто даже учился в школе рабочей молодёжи.
     В одного из них подросшая Полина влюбилась. Это была тайная любовь.  Когда молодой морской лейтенант пригласил девятиклассницу Полину на вальс во время школьного вечера в Клубе моряков, юная Полина зарделась от радости. Кавалер обнял её за талию и закружил в вальсе. Полина любила танцевать. Её партнёр танцевал превосходно. Кружась в ритме чудесной музыки, Полина трепетала от счастья и благодарности. Эту благодарность за несколько минут вальса, за счастье Полина Ильинична пронесла через всю свою жизнь. Мимолётному счастью не суждено было продлиться: Полина была ещё слишком юна, а у молодого лейтенанта уже была девушка. Да и вскоре он уехал, как уехали и все военные. Город  вдруг опустел и загрустил.       





















14.                ГЛАВА 14
   Полина Ильинична медленно приближалась к тётиному дому, который стоял рядом со школой, средней школой № 1 имени А. П. Чехова. На фасаде школы установлена мемориальная доска, на которой отмечено, что в городе Николаевске  проездом на остров Сахалин был А.П. Чехов. Остров Сахалин отделяет от азиатского материка Невельской пролив, соединяющий Татарский пролив с Амурским лиманом. Так что пост Николаевск был последним населённым пунктом на материке, откуда великий русский писатель отправился на Сахалин со своей великой миссией - перепись населения.
    А пост Николаевск был основан в 1850-ом году русским исследователем Дальнего Востока адмиралом  Геннадием Ивановичем Невельским. Полина Ильинична не раз видела красивый памятник основателю города. Г.И. Невельской изображён во весь рост, и стоит он на берегу Амура лицом к великой реке, её лиману и дальше на восток. Позже, с1926 –го года пост Николаевск стал именоваться портовым городом Николаевском – на – Амуре.

    Полине Ильиничне было лестно и приятно, что в средних и старших классах она училась в школе имени А.П.Чехова, лучшей школе города. Здесь её приняли в пионеры. Полина была активной пионеркой. На левом рукаве  форменного платья она носила два красных шеврона, что означало: она член совета дружины. А став комсомолкой, Полина была избрана в состав комитета комсомола школы. Отвечала за работу учебного сектора, как и раньше, будучи членом совета дружины. 0рганизовывала работу со слабоуспевающими учениками, сама с ними занималась. Проводила работу с нерадивыми.
    Полина Ильинична почувствовала и стыд, и укор, когда вспоминала, как она, юная комсомолка, вместе с членами актива, родительским комитетом, учителями отчитывала, взывала к ответственности и совести несчастных неуспевающих. Полина Ильинична помнила, как они, пионеры и комсомольцы, выпускали стенгазеты, собирали макулатуру, металлолом, помогали пожилым людям пилить, складывать в поленницы дрова , носить уголь, воду.


Рецензии