203-ей больше нет

                http://www.proza.ru/2010/01/01/754    

        Тогда, в конце сорок пятого, не сразу мне стало известно, ч то наш «именной» является автором какого-то «Горе от ума» (раньше, якобы, название было – для мальчишки - ещё более странным!: «Горе уму»). Позже, когда мне и самому пришлось осиливать это самое «Горе», содержание его тоже не впечатляло: уроков и книг разных на нас наваливалось с каждым днём всё больше. Тем не менее, постепенно в пределы моего, нашего понимания – но, не затеняя мальчишеских интересов! – уже исподволь в нас входил чуть тяжеловатый ямб грибоедовских стихов, а позже мы восприняли и его вальс, так смущающий юношеские чувства. И только потом, потом, когда вослед тыняновскому «Кюхле» настигла меня «Смерть Вазир-Мухтара», меня по-настоящему потрясло «Горе от ума» - тем более. в постановке Товстоногова. Я, наконец-то, понял, о чём и для кого более ста лет тому великим писателем написано великое произведение: о нас оно написано, о нашем времени и для меня лично!…
       Мы, ученики школы имени А.С.Грибоедова всегда гордились тем, что учились в ней и помнили своих учителей. Учиться в ней считалось не просто престижным – от школы веяло каким-то благородством, искренностью, и каждый её выпуск почти  целиком поступал в лучшие вузы Ленинграда. Не так уж много выдающихся людей училось в ней - на слуху имена только Виктора Корчного (он – выпускник на два года раньше меня) и Иосифа Бродского (этот вообще проучился в школе пару лет, не закончил её), - но судьбы не только тех, кто закончил вместе с нами. но и выпусков на год раньше и позже нас   были нам всегда интересны.   
       Сегодня нашей 203-ей имени А.С.Грибоедова школы не существует. По обе стороны от бывшей лютеранской кирхи св. Анны (бывшего же кинотеатра «Спартак») уже несколько лет в зданиях бывших нашей и 189-ой школ почему-то размещена - и успешно функционирует! - элитная «сто-какая-то» гимнизия «с углублённым изучением»…
       Что за странная игра с номерами школ, и какая разница – элитная, неэлитная? Ведь ты обворован, выпускник 203-ей! Из твоего прошлого, из твоей судьбы, жизни кто-то тихонько вытащил не просто что-то очень важное, а нечто, определявшее долгое время жизнь и память многих: историю поколений и судеб наших прекрасных преподавателей! Пусть никого из них - педагогов, учителей, преподавателей - давно нет никого на свете, но поколения помнящих всегда на свои встречи собирались в нашей школе, в нашем доме. О них – и о нас! - даже книги написаны (мои заметки не первые): в 2004-ом вышла книжка, посвящённая столетию школы (автор Архангельский), и оно широко отмечалось в концертном зале «Октябрьский».
       Теперь нет нашего дома: встречаемся в кафушках, недавно был – нелепый «макдональдс» в Старой Деревне. И было нам, собравшимся на встречу выпускникам 203-ей имени Александра Сергеевича Грибоедова школы, горько! Действительно, горько…      


Рецензии
На два дня я растянул чтение Ваших воспоминаний. Впечатлений осталось очень много. Самое сильное - это не только Ваши воспоминания, из самых заветных уголков памяти возвратились многие рассказы, услышанные от своих близких и их друзей. Читал Вас, а в голове звучали многие, многие голоса, перед глазами - любимые лица. Вы пишете о своих родных, а я узнаю в них своих. Вы сохранили в этих историях нечто самое главное: помимо правды факта смогли передать в нетронутом виде правду восприятия, причем своего, детского, подросткового, сумели не дать им покрыться слоем опыта, знания, общего мнения. Очень ценно, что сохранилась та эмоциональная окраска, которая была тогда. Даже не скрываете, что пишете, но оглядываясь с изумлением, помните отсутствие эмоций. Помните, насколько после блокады они затерлись. Строчка о женщине, выбросившей из тамбура на улицу ненужный сверток-трупик пронзает не только фактом, но и отстраненно спокойным взглядом ребенка на это. И еще страшнее наше понимание причин этой отстраненности.
Все-таки Знание того, что последует позже, очень мешает, когда пишут произведения о событиях прошлого. Если для нас всех конец тридцатых - это предвоенное время, то жившие тогда так его не называли. А когда молодые просят кого-то поделиться воспоминаниями, зачастую вспоминающий автоматически начинает рассказывать не "как было", а "как надо", даже вполне искренне это делая, не задумываясь втирая в рассказ нанесенное прочитанным, вдолбленным. А Вам удалось. Каждая маленькая деталь воспоминаний буквально играет огоньками правды. А многие отзываются моимии воспоминаниями, воскрешают рассказы близких. Даже ироническое упоминание профессии каландровщика. Казалось бы. А мой дед работал на "Красном треугольнике", был там главным инженером, включая всю войну. Я был маленьким, он водил на завод, показывал. Я запомнил огромные каландры, запахи и еще линию производства теннисных мячиков. И "галоша" - она. В старой рекламе писали "отличныя галоши", женский род. Я запомнил, как встречали деда те, кто постарше. Наверняка работали вместе еще с тех пор.

Вы рассказали о стихах, где ученики сочиняли про Дедуся по мотиву лермонтовского "Воздушного корабля". Я вспомнил, как дед рассказывал мне, что точно так же на той же основе они в гимназии сочинили про своего учителя математики. Так что получилась преемственность давней традиции.

Конечно же, в Ваших записках живет наш Город. Он узнаваем, неповторим. Вы заставили увидеть его глазами моих родителей. Жаль, что я не прочел Вас до того, как написал "Пожар", мне было бы легче.

Очень Вам благодарен. Уверен, что буду заходить и читать, и вспоминать что-то или кого-то.

Сергей Левин 2   08.08.2017 20:33     Заявить о нарушении
Всё удивляюсь, как время от времени жизнь перевязывает узелки разных ниточек вокруг меня. Вот мои товарищи Лёха (тот, кто в "Один стакан") и Вовка Шилин. К касимовским стихам про Дедуся не имели никакого отношения, но он был их классным руководителем в Ленинграде. Или неожиданно появившаяся год тому назад дочь той Машеньки, что в "О Волге..." А ведь, действительно, интересная "тема с рассуждениями", которую неплохо бы и встряхнуть: чувствую, можно выстроить интересный рассказ...

Гордеев Роберт Алексеевич   13.08.2017 19:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.