Внутренний мир

   В чем смысл боли?

   Боль — предупреждение о том, что чего-то недостает телу. А душе?

   В чем смысл боли? — В молодости о смысле душевной боли я не задумывалась. Как и для многих людей, боль была для меня досадной помехой, которую я старалась не замечать, а если это не удавалось, то любыми средствами устранить. С годами я поняла, что у боли есть причина. И стала учиться находить ее, чтобы, "ошибившись раз, не ошибиться снова". Но однажды я увидела, что у боли есть не только свое "почему", но и свое "для чего". Я увидела смысл боли. И этот смысл не только в предостережении, предупреждении о том, что что-то в своей жизни я делаю не так. Благодаря боли я увидела то, чего в моей жизни недостает, по чему тоскует, чего жаждет моя душа. И я решила, что не стану заглушать боль до тех пор, пока не найду то, без чего моя дальнейшая жизнь не будет иметь смысла.

   Это случилось тогда, однажды, когда смысл боли открылся мне.

   Я потеряла того, кого очень любила. И боль утраты пробудила во мне не только муки раскаяния за все, что я недодала, недопоняла, недолюбила. Не только отчаяние от бессилия что-либо изменить в прошлом. Но и жажду моей души — жажду любить. И желание сделать что-нибудь, чтобы ее утолить.

   Но я никогда раньше не думала, что боль и жажда души связаны друг с другом!

   Что такое жажда?

   Жажда, это  желание пить, выражающее потребность в том, без чего человек жить не может. А почему человек не способен жить без воды?  Потому что его тело в основном и есть вода.

   Да, вода служит объединяющим, оживляющим началом. Недаром ее считают материальным аналогом Жизненной Энергии (праны, ци), благодаря которой наше тело является живым.

   Высказывание Антуана де Сент-Экзюпери: "Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете".

   "Вода бывает необходима и сердцу", — сказал Антуан де Сент-Экзюпери. Душа человека тоже испытывает жажду — жажду Любви, Мудрости, Света, Священного, жажду Бога. Именно эта жажда отличает человека от животных. И чтобы утолить жажду, душе необходимо пить из Источника Смысла ее существования, являющегося тем самым объединяющим началом, благодаря которому человек становится Человеком.

   Жажда души является отличительной чертой человека. Но нельзя  сказать, что все люди испытывают подобную жажду и стремятся ее утолить.

   Многие люди не замечают жажду, которую испытывает их душа, ведь и вода необходима всем без исключения людям, но далеко не все хотят ее пить.

   Старение тела сопровождается его "усыханием" — уменьшением содержания в нем воды. Старение души — это утрата человеком способности мечтать и действовать с верой в возможность свою мечту воплотить. Философ Хорхе Анхель Ливрага писал: "Человек стареет не тогда, когда съеживаются клетки его эпителия, человек стареет тогда, когда съеживаются его мечты, когда съеживаются его надежды". Но душа активно сопротивляется преждевременному старению пытаясь достучаться до человека с помощью боли от которой человек стремится как можно быстрее избавиться...

   Немногие пытаются понять смысл душевной боли. В основном с ней поступают так же, как и с болью телесной. Только за помощью к врачам обращаются реже и чаще "лечат" себя сами, используя богатый арсенал "болеутоляющих" и заполняющих внутреннюю пустоту "лекарств". Кто-то прибегает к "помощи" наркотиков и алкоголя, кто-то ищет острых ощущений, кто-то очень много ест, кто-то без разбора глотает книги или часами просиживает у телевизора. Но беда в том, что все эти "лекарства" не только неэффективны, но и опасны.
   Потому что, как и в случае обезболивающих препаратов, приносят лишь временное облегчение. А потом боль и тоска души вспыхивают с новой силой, и для того чтобы их подавить, человек ищет все более и более мощные средства. И со временем упорные попытки заставить замолчать свою душу достигают цели. Боль затихает, и голос души становится все тише, пока не исчезает совсем...  Такой  человек не умирает, но и Живым  его назвать уже нельзя.

   Не стоит заглушать боль души. В ней наше спасение. Она гарантия того, что мы живые, что способны осознать жажду души и искать Источник.

   Испытывая сильную душевную боль, я твердо решила не заглушать ее, не отвлекать себя пустым чтением и разговорами, не ждать в печальном бездействии, пока ее излечит неумолимое время. Я решила принять боль, прочесть и постараться понять послание, которое через боль старалась донести до меня душа. И мне с беспощадной ясностью открылась глубина моего несовершенства — лени, черствости, эгоизма, самомнения. Но я нашла в себе силы вырваться из тисков самобичевания и понять, чего мне недостает, чтобы не быть такой, какой я себя увидела. Благодаря боли я осознала, чего хочу: научиться любить, сострадать, стать доброй и узнать, кто же я есть на самом деле. Я увидела, что все это — проявления подлинной Жажды моей души, я поняла, что для того, чтобы стать тем, кем решила, я должна совершать очень конкретные шаги.
 
   Я стала искать, что может стать моим "стаканом воды" с утра, чем я напою душу в течение дня и перед сном. Я вспомнила слова Экзюпери: "Если хочешь научиться любить, научись молиться, ибо молитва безответна". И я стала учиться благодарить — солнце, природу, людей, Того, Кто дал мне эту жизнь. Я стала учиться слушать голос совести и следовать ему. Я стала учиться читать и размышлять, ища в своей душе отклик на мудрые мысли. Я стала учиться видеть во всем, что происходит со мной, благословение Судьбы, помогающей мне идти намеченным путем. Я стала учиться владеть собой, чтобы внутренние бури не сломали пока еще очень хрупкий и уязвимый росток любви и сострадания, проклюнувшийся в моей душе. Я стала учиться поливать этот росток изо дня в день, приучая себя замечать чужую боль и откликаться на нее.
   
   Заново изучать себя, свои мысли, поступки, менять свой внутренний мир, мне
помогли книги восточных мудрецов и античных философов, работы замечательных психологов современности. В написанном материале я отразила совершенствование своего мира.


Рецензии
Еще раз вечера доброго Вам!

Да, возможно, в чем-то Вы правы, и боль души является тем стимулом, что подвигает нас идти вперед, по пути морального и нравственного развития.
Хотя, наверное, в каких-то случаях, эта же боль может становится и своеобразным якорем, способным утянуть человека в темные, мрачные глубины. Ведь не все и не всегда способны принимать эту боль как должное, да и теперь порой оказывается очень непросто.
А вот насчет "усыхания" души, согласен на все сто процентов. Стоит только появиться в душе человека мельчайшей червоточинке, малейшего сомнения в том, что еще есть смысл мечтать, к чему-то стремиться, и всё - душа начинает увядать, заставляя порой вполне еще молодого человека превращаться в старика.

С самыми добрыми пожеланиями,

Сергей Макаров Юс   12.12.2021 21:43     Заявить о нарушении
Доброго вечера, Сергей!
Безусловно Вы правы, "немногие пытаются понять смысл душевной боли" и пытаются
избавиться от неё по своему, иногда тяжело или даже трагически , но я пыталась донести мысль о том, чтобы выбраться из создавшейся ситуации, надо включать и
душу и сердце и разум.
С уважением и добрыми пожеланиями, Татьяна.

Татьяна Радичкина   13.12.2021 20:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.