Эдгар Дега. Хлопковая контора

           Эдгар Дега.Хлопковая контора. 1873.Холст, масло. 73х92 см.Музей изящных искусств, По.
            Осенью 1872 года Эдгар Дега со своим братом Рене направляется в Америку, чтобы уладить расстроившиеся дела в хлопковой конторе, принадлежавшей брату матери Эдгара, Рене и Ашиля — Мишелю Мюссону.

         Любопытен факт, что Эдгар Дега был единственным из среды художников-импрессионистов и, шире, среди французских художников его поколения, посетивших США.
         
  Сюжет, выбранный им для своего полотна, - деловая контора - до этого тщательно обходили стороной все художники. Точные портреты персонажей великолепно вписаны Дега в атмосферу деловой обстановки, и в целом картина представляет собой живую зарисовку повседневной жизни, перекликаясь скорее с романами Эмиля Золя, чем с большинством работ современных Дега живописцев.

         Новый Орлеан был в то время четвертым по величине городом Соединенных Штатов, а как морской порт соперничал с главным портом страны, Нью-Йорком. Основой процветания города была торговля хлопком. Дега писал своему другу: "Один хлопок. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка". На переднем плане картины сидит дядя Дега, Мишель Мюссон, брокер хлопковой биржи; брат художника, Рене де Га, изображен читающим газету, а другой его брат, Ахилл де Га, прислонился к перегородке на заднем плане слева.

            Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан, и Дега гордился их успехами. Сюда, в контору дяди, они просто заглянули ненадолго и потому бездельничают, в то время как все остальные заняты работой. Хотя работа производит впечатление спонтанности, ее композиция была продумана так же тщательно, как и на всех полотнах Дега. Например, одетые в черное фигуры расставлены  так, что ярко выделяются на заднем плане и словно выступают из картины.

 Присевший на край стола Уильям Белл (зять Мишеля Мюссона) повернулся, чтобы показать покупателю пригоршню хлопка.
 
 Сидящий на высоком стуле Джеймс Престидж - один из деловых партнеров Мишеля Мюссона. Он внимательно смотрит на цифры в записной книжке покупателя, которую тот держит в руках.
 

 Дядя Дега изучает образец хлопка. Когда картина появилась на второй выставке импрессионистов, обозреватель писал, что эта фигура "великолепно передает движение и изображенный человек кажется полностью поглощенный своим делом".
 Справа изображен Джон Ливоде, кассир. Он склонился над гроссбухом и полностью захвачен своим занятием.

            Картина была написана в надежде на то, что она будет куплена одним из английских производителей текстиля. Дега показал работу на второй выставке импрессионистов в 1876 году. Но к тому времени кризис, начавшийся в Европе и США в 1873-м, расстроил дела многих бизнесменов, и с этой надеждой пришлось попрощаться. Однако, удача всё же улыбнулась Дега: в 1878 году вновь открывшийся музей города По (расположенный на юге Франции, близ склонов Пиренейских гор) приобретает это полотно.

       Также отметим, что это — первая покупка музеем картины Дега, как и вообще первая покупка в музей работы художника-импрессиониста. Сумма достаточно скромная: 2000 франков. Но, во-первых — незадолго перед тем умер отец Дега, оставив в наследство только долги. Как на старшего из братьев, на Эдгара легло бремя ответственности, и он уже распродал собранную отцом коллекцию полотен старых мастеров, и принуждён был подумывать о заработке своей профессией живописца.

               За внешними событиями будничной офисной жизни скрыта человеческая драма: Мишель Мюссон обанкротился в год экономического краха. На картине фигура Мюссона расположена на переднем плане; он немного рассеянно изучает на ощупь образцы хлопка-сырца, в тот момент, когда брат Эдгара, Рене де Га раскрыл газету «The Daily Picayune», чтобы прочесть в ней новость о банкротстве конторы дяди (Рене вступил в долю в хлопковый бизнес дяди после окончания гражданской войны в США, когда торговля была на подъёме; а разорение Мюссона нанесло удар по благосостоянию всей семьи де Га).
            Другой брат, Ашиль, стоит в расслабленной позе слева, бесстрастно наблюдая за конторской суетой, а посетители и партнёры Мюссона заняты своими делами.


Рецензии