Работа или Служение
Бесспорно, «религии были положены в основу многих государственных устройств мира: Православие - в основу российской государственности, иудаизм - в основу устройства Израиля, ислам - в основу Ирана, Саудовской Аравии и других исламских стран, буддизм - в основу устройств стран Юго-Восточной Азии. Все эти религии породили соответствующий им тип культур». Только не нужно забывать, что в процессе устройства мира по религиозному принципу за последнее тысячелетие было пролито море крови и убиты миллионы людей – во имя Христа, Аллаха и т.д. И до сих пор процесс кровопускания и массового уничтожения «иноверцев» продолжается в Сирии и других странах. Что же дали мировые религии человечеству?
Любая религия – огромная часть человеческой культуры. При отсутствии или зачаточном состоянии науки, все мировые религии наставляли неграмотных и полудиких прихожан на путь истинный, терпеливо внушая некий свод правил человеческого поведения: не убий, не укради, возлюби ближнего и так далее.
Религии учили человека подавлять в себе чисто животные начала, относя их к смертным грехам, как, например, в христианстве: обжорство, половая распущенность и т.д. Религии создали институт брака и семьи, предложив вместо беспорядочных совокуплений целую систему священных обрядов, сопровождающих человека и удерживающих его в рамках приличий и норм человеческого поведения в течение всей жизни и до самой смерти.
Разумеется, человек так устроен, что ему проще верить в Бога и сотворение мира. Гораздо труднее изучать химию, физику, биологию, генетику, палеонтологию, астрономию и множество других естественных наук, которые позволяют смотреть на вселенную и человека через призму знаний, не пользуясь догматами той или иной веры, соблюдая, однако, те нормы и правила, которые с древнейших времён разработаны и записаны в священных книгах.
И отрицать пользу религии в качестве начального курса очеловечивания, равносильно отрицанию пользы арифметики или алфавита в процессе обучения человеческого детёныша. Любая религия – один из институтов человеческого образования, представляющий в качестве идеального образа и, соответственно, образца для подражания – своего Бога.
Но зададим себе вопросы:
- можно ли верить государственному чиновнику, если он – хотя бы «единожды солгал»?
- можно ли верить лживым средствам массовой информации?
- можно ли верить «оборотням в погонах» (погонах полицейских, прокурорских и всех прочих)?
- можно ли верить всем тем, кто перепутал понятия «работа» и «служение»?
Мой друг как-то сказал примерно следующее:
- Когда я служил тренером по бодибилдингу (от англ. body — тело и building — строительство), то всем, входящим в спортзал, было понятно: кто здесь тренер и главный «телостроитель». Я обходился без футболки с надписью или соответствующего «бейджика»: достаточно было посмотреть на мою фигуру. Почему же, когда я вхожу в православный Храм, то только церковные одежды указывают на того, кто занимается «строительством души»? Чаще всего я вижу упитанного мужчину, у которого крест на шее не висит, а лежит горизонтально на объёмном животе. И от этого на ум почему-то приходят мысли о явном обжорстве – одном из смертных грехов, о многочисленных постах, которые этот «святой отец» вряд ли соблюдает. Я не вижу одухотворённого лица и мудрых глаз, в которых хочется утонуть, и я не слышу слов, проникающих в душу.
Вместо священнослужителя, от которого должно исходить свечение высокой духовности, я вижу работника в церковной спецодежде, который только что приехал на своём почти новеньком «мерсе» на очередную смену: «работу работать», а не служить. И мне легко представить его после этой восьмичасовой смены, в мирской одежде, за обильным столом шикарного ресторана в соседнем городе. Возможно, в обществе девушек с «пониженным уровнем социальной ответственности», или, что ещё хуже, томных юношей со следами вечернего макияжа на лицах. И мне понятно, что этот, несомненно, грешный человек занимается «монетизацией» веры, а не исцелением душ заблудшей паствы. Он принял сан, чтобы зарабатывать деньги, исполняя обряды крещения, венчания и отпевания. Как же я, верующий, могу верить такому «тренеру человеческих душ», облачённому в рясу?
Я уже говорил о несомненной пользе любой религии в общем деле очеловечивания человека. Именно религия – один из важнейших институтов общества, где в душу ещё несмышлёного ребёнка, подростка или юноши могут быть заложены фундаментальные основы нравственности.
Это уже потом, в зрелом возрасте, человек может сделать выбор: остаться верующим до конца своих дней или пойти по тяжкому пути «многих знаний и многих скорбей» и стать атеистом, бережно сохраняя нравственный фундамент, заложенный в лоне той или иной религии. И с благодарностью вспоминая имена святых отцов, заложивших краеугольные камни в этот фундамент, подобно тому, как мы храним в памяти имя первой учительницы, научившей нас читать, писать и считать.
Как же я, атеист, могу хладнокровно наблюдать за циничным превращением православия в особый вид бизнеса? Как можно допускать «монетизацию» веры? Как я могу спокойно смотреть на православного священника, который не служит, а работает, заняв «доходное место» после окончания семинарии? Кто же из нас больший безбожник: он или я?
От кого больше вреда для процессов «человекостроения» и возрождения России? От подобного «работника» религиозного культа, а назвать его «служителем» – язык не поворачивается, или от меня – отнюдь не воинствующего атеиста, безоговорочно признающего важность любой не запрещённой Законом религии в деле нравственного воспитания человека?
Вопросы, конечно, риторические, и ответа на них я не получу, поскольку Церковь для меня – чужая территория. Да и будь я православным верующим, вряд ли нынешнее руководство РПЦ снизошло бы до ответа какой-то «заблудшей овце», осмелившейся на критику «отцов-командиров» от православия.
А ведь вопросов у меня ещё очень много…
Как, например, допускается совместимость православия с русским национализмом?
В моём атеистическом умишке вообще не укладывается гордое заявление: «Я – рядовой член Русской Православной Церкви и русский националист».
Понимает ли руководство РПЦ смертельную опасность любого национализма, включая русский, в такой стране, как Россия?
Но это – тема для отдельного разговора.
В Интернете появилось недавно «Открытое письмо Познеру, атеисту», автором которого является публицист и «рядовой член Русской Православной Церкви» Егор Холмогоров.
Владимир Познер мне глубоко не симпатичен, но пройти мимо столь опасного документа я просто не смог. Приведу одну цитату. Автор «Открытого письма» пишет: «Была бы определенная логика в том, чтобы вернувшие себе Россию православные вовсе запретили атеизм как преступное мировоззрение и политическую практику, равнозначную, допустим, нацизму».
Поскольку я – убеждённый атеист, то эти слова относятся и ко мне: это я – «носитель преступного мировоззрения», это меня нужно бы приравнять к нацисту и запретить.
С моей точки зрения атеиста, любой Храм – неприкосновенная территория, где действуют свои особенные законы, которые обязан уважать гость этого Храма. Образно говоря, нужно воспринимать церковь, мечеть или синагогу, как территорию посольства или консульства другого государства. И вести себя прилично. Или вовсе не посещать эту чужую территорию, что я, к примеру, и делаю.
Конечно, я совершенно не согласен с утверждением Егора Холмогорова: «Россия так пропитана верой и пронизана Богом, что здесь отрицать Его существование и в самом деле глупо и преступно - прежде всего, перед своим собственным разумом».
Не согласен, но доказывать с пеной у рта обратное мне не позволяет именно марксистско-атеистическое мировоззрение. В отличие от Егора, я считаю, что современная Россия пропитана духом стяжательства, коррупции и воровства. Капитализм пробудил в нашем человеке дремлющую обезьяну.
И мне, «преступнику-атеисту», очень жаль, что институт православия в России пока слишком слаб, чтобы противостоять страшному процессу расчеловечивания русского человека. И мне жаль, что подобные «холмогоровы» своими агрессивными заявлениями отвращают несчастных сограждан от православия. Страшно даже представить, что власть в нашей стране попадёт в руки таких «религиозных воинов» РПЦ, а мы, атеисты, попадём в разряд преступников.
Любой фанатизм отвратителен. И атеистический, и религиозный.
Свидетельство о публикации №217053100608
Русский национализм - не менее серьёзная и наболевшая проблема. По определению, это любовь человека к своей стране, нации, истории, культуре, языку и стремление защищать их от разрушения, которому они подвергаются каждодневно. Здесь требуются продуманные, взвешенные и конструктивные действия. Проблема существует, и надо искать оптимальные пути её решения.
Галина Чудинова 31.05.2017 15:04 Заявить о нарушении
Вот такие получаются результаты. Подумай над этим.
Василий Тихоновец 01.06.2017 09:16 Заявить о нарушении