Снова о выгорании мед работников
25 мая
Управление медицинским персоналом
Узнайте, что именно подразумевается под профессиональным выгоранием и как главной медицинской сестре уберечь от него себя и подчиненных. Ведь для деятельности медицинских работников характерно высокий уровень стресса, что со временем их истощает. Есть все основания относить медицинские профессии к наиболее психически напряженных. Работа в медицинской отрасли предусматривает и постоянное общение с людьми, и значительную степень ответственности в уходе за больными, проведении процедур, работе с лекарственными, дезинфицирующими средствами. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) трактует синдром профессионального выгорания ( от англ. «Burnout») как состояние физического, эмоционального или мотивационного истощение, характеризующееся нарушением производительности работы и усталостью, повышенной склонностью к соматическим заболеваниям, а также употреблением алкоголя или других психоактивных веществ с целью получить временное облегчение, что имеет тенденцию к развитию физиологической зависимости и во многих случаях суицидального поведения. Однако в этой трактовке отсутствуют выразительные специфические признаки выгорания, отличающие его от других подобных феноменов.
Подходы к пониманию понятия профессионального выгорания
Наиболее уязвимыми по профессиональному выгоранию есть работники, постоянно непосредственно общаются с людьми. Иногда синдром выгорания считают одним из проявлений так называемой «маскированной депрессии» ( «депрессия истощения», «хандра», «дистимия», «расстройства адаптации», «дистресс» и т.п.). Понимание выгорания как расстройства психики с присущими ему признаками, которые отличают его среди подобных нарушений, позволяет более корректно исследовать его, разрабатывать и использовать способы и средства сохранения и укрепления психического и соматического здоровья. Социально психологический подход рассматривает выгорание как нарушение психики, не выходит за пределы психической нормы, и изучает межличностно-коммуникативные, социальные и организационные факторы феномена профессионального выгорания. Сторонники клинического подхода считают выгорания синдромом психического расстройства, который вызывает личностные свойства субъекта, прежде всего особенности его реагирования на стресс. Согласно этому подходу выгорания является патологическим синдромом, соответствующим образом квалифицированным в Международном классификаторе болезней (МКБ-10). Независимо от того, имеет ли ход профессионального выгорания патологический или непатологического характер в конкретном случае, российские, украинские и белорусские ученые обычно обозначают единым термином - « синдром выгорания» .
Факторы профессионального выгорания медицинских работников
Кроме собственно работы медицинских работников с пациентами, высокого уровня ответственности за свои действия, необходимости всегда быть высокопроизводительным, интенсивно повышать профессионализм и проходить постоянные проверки на профпригодность, факторами синдрома выгорания в средних и младших медицинских работников могут быть неправильная организация работы в учреждении и несоответствие профессии личностным характеристикам человека. Поэтому чаще всего выделяют две группы факторов профессионального выгорания: организационные , или внешние , связанные с организацией работы работника, условиями его профессиональной деятельности особенностями профессиональной деятельности; личностные , или внутренние - это индивидуальные характеристики работника. загрузите: Медицинская карта стационарного больного: важные нюансы заполнения формы № 003 / у Документация стоматологического кабинета Организационные (внешние) факторы К основным факторам выгорания, обусловленных некорректной организацией работы в учреждении и особенностями профессиональной деятельности медицинских работников, относятся следующие: ненадлежащее обеспечение условий труда; нереалистичные ожидания руководства и требования, поставленные работнику; нерегламентированная продолжительность рабочего времени; ресурсные ограничения, в частности низкая заработная плата; недостаточная вознаграждение за труд; несправедлива административная политика, в частности принуждение к исполнению обязанностей, не предусмотренных должности; отсутствие административной поддержки, признания, поощрений, одобрений; частые конфликты персонала в учреждении; непонятен смысл трудовой деятельности, в частности отсутствие необходимых должностных инструкций или их формальный характер; ролевая неопределенность и связанные с ней ролевые конфликты; низкий уровень гигиены труда; негативные стереотипы и установки (в частности гендерно-ролевые) и др. Личностные (внутренние) факторы Главным и самым мощным индивидуальным фактором выгорания считают отсутствие у человека призвание к своей профессиональной деятельности, в основном обусловлено отсутствием способностей к ней, а затем сопровождается ощущением неуспеваемости, разочарованием и тому подобное. К индивидуальных факторов выгорания также относятся: невозможность удовлетворить актуальные потребности, желания в профессиональной деятельности. Сюда можно отнести и недовольство собственным профессиональным ростом. Это порождает постоянный стресс. Способность противостоять ему в разных лиц не является одинаковой, что обусловлено, прежде всего, индивидуально-типологическими и другими личностными свойствами. От этой способности прямо пропорционально зависит скорость выгорания при одинаковых прочих условиях; неумение экономить резервы , устанавливать ограничения стрессам. Лица, которые самоотверженно заботятся о деле и о других, забывая о себе, больше рискуют выгореть, чем те, гармонично балансируют между общим и личным, между альтруизмом и здоровым эгоизмом; кризиса и стрессы в личной, семейной жизни ; трудоголизм , полная идентификация с профессией (работой), при которой внимание и время, потраченные на себя, трактуются как потакание собственным слабостям и эгоизм. Поэтому личной жизни либо нет, либо его недостаточно.
Фактор смешанного происхождения
Отдельным фактором, который может иметь как внутреннее, так и внешнее происхождение, является перегрузки . Оно может возникать из-за чрезмерной труд, становится непосильной, или из-за несоответствия склонностям, способностям, призванию работника. В обоих этих случаях перегрузки вызывает дистресс. При этом перегрузки из-за чрезмерной труд может быть вызвано как из-за давления извне, так и через самостоятельное принуждение работником себя в слишком интенсивной работы. Также перегрузки зависит от многих особенностей психики работника, его жизненной ситуации. Устранение этих факторов или уменьшение их действия предотвращает эмоциональном выгоранию, что является первой стадией профессионального выгорания. Диагностика профессионального выгорания Характерными для синдрома выгорания является эмоциональная опустошенность, усталость, усталость, неспособность к компромиссу, неспособность оказывать эмоциональную поддержку, налаживать партнерские отношения. Определяют три группы признаков, предшествующих профессиональном выгоранию. Такие состояния вызывают негативное отношение не только к окружающим, но и к работе в целом. Загрузите таблицу симптомов профессионального выгорания Истощение и профессиональное выгорание обычно происходит постепенно, шаг за шагом. Фазы профессионального выгорания: чрезмерная участие в деятельности (предупредительная фаза); физическое истощение (ощущение бессилия, бессонница); снижение уровня участия (по отношению к коллегам, окружающих, профессиональной деятельности); негативные эмоциональные состояния, реакции (депрессия, агрессия); деструктивное поведение (интеллектуальное перенапряжение, перепады мотивации, эмоционально-социальная нестабильность, психосоматические расстройства и снижение иммунитета, разочарование и негативные жизненные установки).
Профилактика профессионального выгорания медицинских работников
Едва ли не главной условием профилактики профессионального выгорания медицинских работников является предотвращение появления (а в случае их наличия - устранение) внешних и внутренних факторов этого синдрома. Ведь работники могут выгореть и не работая в напряженных условиях. Поэтому работу любой которого содержания , в частности с проблемными пациентами (тяжелобольными психически, соматически, с девиантным, делинквентным поведением) и требующую высокого напряжения и мгновенного точного реагирования без права на ошибку (потому что от действий медработника зависят человеческие жизни), можно и следует организовывать так, чтобы минимизировать профессиональное выгорание. Также главной медицинской сестре еще при подборе персонала следует обращать внимание на желание каждого претендента работать по этой специальности, наличие эмоциональной заинтересованности (креативности, стремление самореализоваться). Факторами противодействия синдрома выгорания: оптимально управляемое рабочую нагрузку, которое должно соответствовать физическим способностям человека и способствовать профессиональному развитию работника; высококачественное социальную среду, в котором имеются сотрудничество, взаимопомощь, положительные эмоции; оптимальный контроль с реальной поддержкой автономности специалистов; справедливы финансовые вознаграждения, социальное признание; общность ценностей личности и коллектива, учреждения; справедливость ко всем работникам независимо от занимаемых ими должностей, способствует уважению каждого работника к самому себе и к коллективу, учреждения в целом. К основным группам профилактических и лечебных мероприятий, которые может проводить главная медицинская сестра в коллективе с целью сохранения психоэмоционального здоровья медицинских работников, следует отнести гигиене производственных отношений и психогигиену. Загрузите методы борьбы с профессиональным выгоранием Гигиена производственных отношений должна предусматривать повышение профессиональной мотивации работников; установление баланса между затраченными усилиями и полученным вознаграждением; рациональную организацию рабочего времени; проведение мероприятий совместно с руководством для формирования взаимного доверия и положительной рабочей атмосферы в коллективе; создание условий для психоэмоциональной разрядки, снятия рабочего напряжения и поддержания психического и физического здоровья медицинского персонала.
Социальный (общественный) направление психогигиены имеет целью обеспечить социальные условия гармоничного психического развития личности, впитывают в себя все факторы, на которые способна влиять человек. Прежде всего главная медицинская сестра должен обращать внимание медицинских работников на положительное отношение к самим себе; оптимальное развитие, рост и самореализацию; личную автономию; реалистичное восприятие окружения; умение адекватно на него влиять при необходимости. Также возможно проводить беседы с целью улучшения понимания основных задач и мотивации работников, а также решения социальных проблем, если таковые возникли в коллективе. Возможно проводить и тренинги для повышения профессиональных навыков.
Ознаки професійного вигоряння
Ознака Опис
емоційна виснаженість відчуття спустошеності і втоми
деперсоналізація дегуманізація, що передбачає розвиток негативного, цинічного ставлення до пацієнтів, колег, друзів
редукція професійних досягнень сумніви у рівні своєї професійної майстерності, почуття некомпетентності
Таблиця 2
Симптоми професійного вигоряння медичних працівників
Групи симптомів Опис
Фізичні (психофізичні) цілковите або часткове безсоння (швидке засинання та відсутність сну рано вранці або нездатність заснути до пізньої ночі та нелегкий підйом);
відчуття постійної втоми (фізичного виснаження) — симптом хронічної втоми;
постійний загальмований, сонливий стан;
загальна астенізація (слабкість, зниження активності, енергійності, погіршення біохімічних та гормональних показників крові);
частий безпричинний головний біль, часті розлади функцій шлунково-кишкового тракту;
різке втрачання чи набирання ваги;
задишка або значне порушення дихання при фізичному чи емоційному навантаженні;
виразне зниження зовнішньої (погіршення зору, слуху, нюху, дотику) та внутрішньої сенсорної чутливості;
підвищена схильність до інфекційних захворювань;
прискорення розвитку порушень психічного та соматичного здоров’я тощо
Емоційні песимізм, цинізм, байдужість, нудьга, пасивність, почуття провини;
підвищена дратівливість на роботі та вдома, часті нервові «зриви» (вибухи невмотивованого гніву чи відмова від спілкування, «заглиблення у себе»);
превалювання без зовнішніх причин почуттів провини, невпевненості, образи, підозри, сорому тощо;
почуття марності роботи, власної неуспішності, зниження ентузіазму, байдужість до результатів;
почуття нагромадження роботи, яку все складніше виконувати;
неусвідомлене занепокоєння, підвищена тривожність;
почуття гіпервідповідальності та постійного страху неможливості впоратися із завданнями, самозвинувачення;
погіршення сприйнятливості та міри реагування на зміни зовнішнього середовища (відсутність цікавості та страху);
песимістичне ставлення щодо своїх життєвих перспектив («Все одно нічого не вийде»);
втрата почуття гумору або поява чорного гумору;
значні утруднення у концентрації уваги тощо
Поведінкові помітна зміна робочого режиму дня (ранній прихід на роботу і пізній вихід додому чи навпаки; часті запізнення);
відмова керівника приймати рішення, формулюючи різні пояснення для себе та інших;
більша, ніж зазвичай, старанність у роботі при менших досягненнях чи навпаки посилення відрази до роботи, виходу на роботу, зустрічей з хворими; заклопотаність власними потребами;
невиконання важливих, пріоритетних завдань і «гальмування» на дрібницях, витрата більшої частини робочого часу на погано усвідомлені чи неусвідомлені автоматичні й елементарні дії;
втрата творчих підходів до вирішення проблем;
привласнення майна закладу;
постійне бажання відпочити, байдужість до їжі;
збільшення вживання кофеїну, тютюну, алкоголю, інших психотропних речовин;
втрата інтересу до колишніх захоплень, хобі, нових теорій, ідей у роботі;
втрата потреби у розвагах і відновленні здоров’я тощо
Соціальні
(соціально-психологічні) дистанціювання від співробітників, усамітнення, підвищення неадекватної критичності;
низька соціальна активність, обмеження соціальних контактів тільки вимушеними;
позиція «жертви»
Методи гармонізації психофізичного стану медичних працівників
Гармонізація психофізичного стану запобігає розвитку синдрому професійного вигоряння. Умовно всі методи гармонізації психофізичного стану людини можна розподілити за типами впливу на фізіологічні (вплив на тіло); емоційно-вольові (вплив на емоційний стан) та ціннісно-смислові (вплив на думки, світогляд).
Фізіологічні методи
До фізіологічних методів відносять:
• підтримування якості сну — дотримання режиму сну, провітрювання приміщення перед сном;
• раціональне харчування (зокрема вживання у достатній кількості магнію, вітаміну Е);
• достатнє фізичне навантаження — виконання ранкових фізичних вправ, заняття спортом, танцями;
• фітотерапія (зокрема, заспокоюють напої з м’яти, настоянка з кореню валеріани, підвищує життєвий тонус настоянка елеутерококу, женьшеню, родіоли рожевої);
• масаж (класичний, біологічно активних точок); ходіння босоніж по землі чи по розсипаним камінчикам;
• кольоротерапія (зокрема, заспокоюють зелений, синій кольори, підбадьорюють — червоний, жовтий);
• ароматерапія (збуджують нервову систему і підбадьорюють запахи апельсина, бергамоту; заспокоюють запахи лаванди, анісу, шавлії);
• терапія мінералами;
• виконання дихальних вправ (зокрема, заспокоює дихання з подовженим видихом; мобілізує дихання зі збільшеним вдихом);
• водні процедури (зокрема, знімає втому контрастний душ) тощо.
Емоційно-вольові методи
До емоційно-вольових методів належать:
• сміх (позитивно впливає на імунну систему, активізуючи Т-лімфоцити крові, продукування гормонів радості);
• музикотерапія (найліпше сприяє гармонізації стану класична музика);
• спілкування із сім’єю, друзями;
• заняття улюбленими справами, хобі;
• проведення вільного часу на природі, з тваринами тощо.
Ціннісно-смислові методи
Важливо навчитися звертати увагу на позитивні моменти життя та вміти бути вдячними за них. Запитання «за що?» варто перетворювати на позитивне «для чого?». Якщо так підходити до усіх життєвих ситуацій, вони перестають здаватися проблемами і стають засобами навчання.
Свидетельство о публикации №217053100652