сложные ситуации и советы на каждый день
18 мая
Хотя кодексы профессиональной этики не имеют юридической силы, почти каждая должностная инструкция для младшего и среднего персонала требует соблюдения принципов медицинской деонтологии. Чтобы уровень знаний работников об этих принципах был достойным, предлагаем провести с ними беседу об основных этических проблемах, которые возникают при осуществлении профессиональной деятельности, и обсудить, какие требования общения выдвигает профессиональная этика к медицинским работникам.
Основные этические проблемы медицинского обслуживания в учреждении здравоохранения Разглашение врачебной тайны Сохранение врачебной тайны - моральный и правовой обязанности медицинских работников, которым в установленном законодательством порядке были предоставлены сведения, составляющие врачебную тайну . Поведение медицинского работника в общении с пациентами и коллегами строится на базе его нравственных принципов, порядочности, уровня знаний, объема вверенной ему информации, умение экстраполировать чужие проблемы на свои жизненные ситуации. Но вместе с морально-этическим стороной вопроса в Украине существует законодательная база, строго регламентирует нормы и правила поведения медицинских работников, в том числе и медицинских сестер. Деонтологические ошибки при оказании первой доврачебной помощи Деонтологические ошибки могут стать не только причиной конфликтов между медицинским работником и родными больного, но и делом - причиной диагностических , тактических , технических ошибок . При неблагоприятном завершения лечения именно деонтологические ошибки нередко учитывают родные пациента, порождая жалобы и требования привлечь медработника, что совершил ошибку, к ответственности.
Отсутствие конструктивного диалога медработника с родными пациента Одной из проблем соблюдения медицинской этики ситуация, когда медицинский работник не учитывает (или даже специально игнорирует) пожелания и требования родных пациента. Сейчас люди обладают большим количеством информации о заболевании, которую они находят в интернете, печатных СМИ, книгах и т. Поэтому часто конфликтные ситуации возникают в связи с самостоятельным использованием больным и его родственниками различных «модных» средств и методов лечения, которые порой сами медики и рекламируют. При работе в учреждении здравоохранения должно быть исключительно профессиональный и строго научно-методический подход соответствии с законодательными требованиями. Недопустимыми являются рекомендации по непроверенных источников. Твердая воля при предоставлении родным конкретных требований облегчает лечебный процесс, потому что они не всегда понимают, что их поведение отражается на состоянии больного, а их бездействие может ему навредить. Отсутствие эмоционального контакта с пациентом Первое, что должен сделать медработник при появлении в поле его ответственности в учреждении здравоохранения нового пациента - установить с ним контакт . Проявления таких душевных качеств, как внимание, доброта, ласковость, безусловно способствуют улучшению отношений с пациентом. Эмоциональный контакт с пациентом повышает его доверие; облегчает выполнение процедуры или других методов вмешательства добавляет ему оптимизма, способствует избавлению комплексов; уменьшает чувство страха, количество проявлений неадекватных реакций, низких волевых качеств, негативизм, склонность к симуляции и диссимуляции; позволяет предотвратить редким и опасным психосоматическим реакциям, когда страх медицинских манипуляций может привести к срыву компенсаторных механизмов. ! ВАЖНО: Соблюдение медицинской этики по отношению к пациенту не имеет зависеть от возраста, пола, социального статуса.
Отказ пациента от необходимых манипуляций Каждый пациент должен быть обязанности ' обязательно проинформирован о мерах , которые будут проводиться с его участием (профилактические, оздоровительные и т.д.). Помощь пациенту того, что он сам заинтересован в этом и требует соблюдения врачебных предписаний, снимает много деонтологических труда. Отказ пациентов от профилактических, диагностических и лечебных процедур через социальные, религиозные, образовательные или иные факторы ставит медицинских сестер и врачей в неудобное положение. Стремясь защитить себя от возможных ошибочных с их точки зрения, агрессивных процедур, они выдвигают собственные, далеко не всегда правомерны и адекватны требования, не задумываясь о последствиях. Важно терпеливо и корректно объяснить, что обычно (и это признано во всем мире), незначительный процент медицинских манипуляций сопровождают осложнения, однако вред, который причиняет отказ от них, существенно больше риск возникновения побочных реакций. Этика медицинской сестры Для того чтобы пациенты всегда сохраняли хорошее настроение и были уверены, что они - в надежных руках, следует соблюдать несложные правила медицинской этики. Современная медицинская этика определяет принципы межличностных отношений по трем основным направлениям: медицинская сестра - пациент; медицинская сестра - родные пациента; медицинская сестра - другие медицинские работники. Рассмотрим правила этического поведения медицинской сестры в пределах каждого из этих направлений.
Взаимоотношения «медицинская сестра - пациент» При общении медицинской сестры с пациентами: недопустимо выделять «любимчиков». Необходимо уважать и заботиться о всех пациентов независимо от их национальности, социального статуса, уровня физического и интеллектуального развития; необходимо быть сдержанной и приветливой, равной в общении с пациентами. Недопустимы как фамильярность и панибратство, так и чрезмерная сухость и официальность; следует обращаться к пациентам на имя я (желательно заранее ознакомиться с именами пациентов) запрещено подвергать сомнению правильность лечения, применяется врачами, или говорить при пациенту о заболеваниях других пациентов; перед мучительной процедурой (инъекцией, наложением повязки, обработкой раны и т.д.) или осмотром необходимо доступно роз " разъяснить значение и необходимость проведения процедуры. При этом следует учитывать возраст, социальный статус и уровень осведомленности пациента о своем состоянии (так пациентом может быть и медицинский работник). Главное - снять психоэмоциональное напряжение и страх, для этого следует применять отвлечение шутка.
Взаимоотношения «медицинская сестра - родные пациента» Построение этических отношений с членами семьи пациента или другими родственниками, которые их заменяют, или опекунами, является едва ли не важнейшим звеном профессионального общения медицинской сестры. Для того, чтобы это общение было успешным, необходимо: сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность; объяснять лицам, которые заботятся о пациенте, правильность выполнения процедур и манипуляций, ограничения (в случае карантина и т.д.), доброжелательно и терпеливо; общаться только в пределах своей компетенции (нельзя диагностировать заболевание самостоятельно) отвечать на вопросы спокойно, неторопливо, обучать правильному уходу за пациентом; не обсуждать с родными проблемную ситуацию в присутствии пациента. Взаимоотношения «медицинская сестра - другие медицинские работники» При общении медицинской сестры с врачами , следует: избегать грубости, неуважительного отношения в обращении - это недопустимо; не комментировать предписания врача или выражать сомнения в их правильности в присутствии других работников; сообщать любую дополнительную информацию, которая может помочь при установлении диагноза; информировать врача о внезапных изменениях в состоянии пациента; при появлении сомнений в процессе выполнения врачебного назначения тактически обсудить все нюансы при отсутствии больного. В случае, когда медработник не может найти общего языка с пациентом (личная неприязнь, негативные отношения в прошлом и т.п.), следует рассмотреть возможность закрепления за конкретным пациентом другого медицинского работника. Как правило, этого достаточно, чтобы избавиться конфликтной ситуации, в пользу и пациенту, и медицинскому работнику.
При общении медицинских сестер одинакового уровня функциональных обязанности " связей: недопустимы грубость и неуважительное отношение к коллегам; замечания должны высказываться тактично и при отсутствии больного и коллег; опытные медсестры должны делиться с молодыми своим опытом, тактично корректировать их неправильные действия; в сложных ситуациях медицинские сестры должны помогать друг другу и быть готовыми заменять друг друга. При взаимодействии с подчиненным медперсоналом следует: сохранять взаимоуважение; тактично, ненавязчиво контролировать действия младшего медперсонала; не допускать грубости, фамильярности, тщеславия; не делать замечания в присутствии коллег, пациентов, их родных. Как произвести хорошее впечатление при общении и добиться доверия в общении с пациентами? 1. Спросите имя собеседника, если вы видитесь впервые, и обращайтесь по имени течение беседы. 2. Задав вопрос, обязательно дождитесь ответа, не торопите пациента, дайте ему время вспомнить, если это для него важно (особенно это касается пожилых пациентов). 3. Выкладывайте свои мысли просто и понятно, не злоупотребляйте научными терминами, расскажите о самом важном и исключительно то, что в пределах вашей компетенции. 4. Уважайте собеседника, а не раздражайтесь, не допускайте проявления уничижительных выражений лица и жестов. 5. Не перебивайте и поощряйте собеседника задавать вопросы, отвечая на них. 6. Демонстрируйте интерес к мысли собеседника, не отстраняет его категорическими высказываниями или жестами, будьте терпеливы и толерантными.
Свидетельство о публикации №217053100787
...Была знакома с бывшей акушеркой, Верой Федоровной, ей два года назад исполнялось 100 лет; так вот, она, будучи в здравом уме и светлой памяти, своим красивым литературным голосом рассказывала, что она, будучи молоденькой медсестричкой, на работу всегда должна была приходить в идеально накрахмаленном белоснежном халате, и туфли должны были быть обязательно хоть и на невысоком, но каблучке; ну и, осанка, настроение (несмотря на обстоятельства личного плана), подтянутость и тому подобное...А матрацы для рожениц уже тогда были из какого-то материала, так, что принимали форму тела, типа ортопедических в лучшем плане (правда, в те времена это была территория европейского подчинения); и, хоть ходила она с палочкой - но полотенца у неё на кухне были идеально накрахмалены и выбелены, до хруста (привычка молодости)...
Она рассказывала, что их учили так: медработник должен излучать жизнерадостность, позитив, аккуратность, светиться добротой и уверенностью, чтобы больной, только глядя на него, мобилизовался и подтягивался, не расслаблялся; такой настрой помогает в лечении.
Помнится также и о том, что руки надо было мыть очень долго и тщательно, до локтя, специальной щёточкой...
Когда я спросила у неё, как она думает, в чём же секрет её долголетия, она, слегка призадумавшись, ответила: "Ларисушка, я очень люблю жизнь. Надо прислушиваться к себе - и обязательно лечиться, оперироваться, если есть в этом необходимость (она перенесла несколько операций в жизни, и с двумя сыновьями ухаживала 11 лет за мужем-колясочником, в 83 года была операция на глазах...).
И ещё - я с молодости очень много ходила пешком, очень много..."
А мне подумалось, ещё один секрет её многолетия - огромный потенциал доброты, милосердия, величия благородства души и какое-то смиренное всепонимание; за несколько лет нашего знакомства ни разу не видела её раздражённой, жалующейся или осуждающей кого-то - всех она оправдывала, старалась разумно объяснить их даже неблаговидные поступки...
Вот какой жизненный пример пришёл на память при чтении Вашей статьи.
С признательностью -
Оситян Лариса 01.06.2017 05:00 Заявить о нарушении