Рецензия на лекцию Быкова о Горьком
Горький, однако именно в пьесе "На дне", больше отличается от своих героев, чем в многих других своих произведениях. Вероятно, это потому, что данное произведение одно из лучших у этого писателя. Быков, указывая на это, не подчёркивает мастерство Горького в этом отношении. Таково уж изобилие тем у Дмитрия Львовича, что многое упускается.
Но надо отдать должное Быкову, что он не заставляет никого лезть ни на дно ни, в описание дна. Описание описания дна--это как бы пятое измерение для мира Горького. Что-что притягивающее нас к героям Горького. И Быков справился с этим притягиванием. Как именно?
Он акцентировал внимание слушателей на вопросе о Правде, а этот вопрос очень насущный для общества. Выяснилось, что человеку нужна Правда активной борьбы, а не правда примирения. И следует сказать, что это тоже не совсем соответствует Второму Завету.
Мы можем видеть, что все три описанных писателя не жили по Новому Завету. Для Андреева--блаженны плачущие, яко тии страдают. Для Горького--блаженны плачущие, яко тии борются. Для Мережковского--блаженны разумные, яко тех есть Царство Небесное. Как видим, Горький ближе всех трёх к Евангелию. Это действительно стихийный христианин.
Какова стихия "На дне"? Стихия голоса Правды, несомненно. Быков очень точно сказал, что на дне--бывшие люди. Но ведь будущее всё равно всегда есть--даже в прошлом. Так что в них сохранился опыт пути к лучшему. И вот стихия этого общества--приобщение к Разноголосию Правды, как Разноголосию Языков Святого Духа. Слушайте Быкова--и Вы пройдёте сквозь огонь русской литературы.
Свидетельство о публикации №217053100938