4 профессии человека. Третья

Если первую профессию человек осваивает по острой необходимости, вторую – чтобы достаточо полно представлять себе свое место в мире и взаимоотошения с ним, то третью человек осваивает уже как свободная личность, без давления каких бы то ни было обстоятельств. Не знаю (а хотелось), правда, какому проценту людей она нужна, но знаю и тех, кому нафиг не нужна, и тех, для кого она составляет ядро сознательной жизни. Это – творческая профессия, которая человеку нравится как самоценность и работать в ее русле человек готов не только бесплатно, а еще и деньги за это платить!

Если первые две профессии обеспечивают нулевой социальный статус человека – не плохой и не хороший, то творческая профессия дает человеку позитивную социальную значимость: он – не «овощ», не пустое место во вселенском обмене веществ. Оценка его творчества может быть самой разнообразной: умное – глупое, полезное – вредное, нравственное – безнравственное и т.д., но в любом случае этот человек – человек!

Вообще-то творческая потребность имеет близкое родство с игрой, ибо и та, и другая требуют целенаправленной деятельности под контролем критерия качества: сделать лучше известного варианта, а то и лучше, чем у других мастеров-игроков. Понятно, что в обоих случаях тщеславие играет немалую роль. Лично я решил убить сразу десятерых зайцев и, чтобы не заморачиваться, превратил в игру КАЖДУЮ свою работу (и даже больше: каждый элемент каждой работы!). Можно себе представить, насколько после этого мне стало интересней жить!.. У меня не бывает нетворческой работы, ну, не считая, конечно, принудительной (но и в этом случае я умудряюсь максимально напакостить диктатору, от чего получаю огромное удовольствие, как в известной притче: вы делаете вид, что нам платите, – мы делаем вид, что работаем!)

Ну, понятно, если появляется возможность облачить творческую работу в тогу первой (для заработка) или второй (для самоорганизации), то грех этой возможностью не воспользоваться. Если я люблю музыку и достиг в ней каких-то рыночных результатов, то глупо не попытаться на ней и зарабатывать, убивая сразу двух зайцев: и заработок иметь, и удовольствие получать!

Лично я поступил еще системней: я не прочь получать доход за рыночную реализацию своей второй профессии – философско-организационной. Правда, реализация этой идеи на воде вилами писана, поскольку мой «Z-мир» написан для людей, близких мне по духу, то есть как бы для родственников. Ну и как в таком случае я могу продавать ИМ свой труд?! Даже наоборот, я несу большие убытки за распространение своей социокибернетической концепции. И даже несмотря на это, я с радостью занимаюсь своей наукой!

Впрочем, я умалчиваю об одной интересной стороне моей науки: она обладает колоссальной экономической эффективностью, ибо на порядок, а то и больше, увеличивает производительность ЛЮБОГО моего труда. Так что первым и очень платежеспособным как бы покупателем моей научной системы являюсь я сам! И теперь в ЛЮБЫХ условиях я способен обеспечить себе высокий уровень жизни. Вот тебе и хобби (это о моей науке)!

Но, конечно, всеми своими тремя главными профессиями я занимаюсь в их переплетении и почти всю жизнь, потеряв из-за запоздалого освоения второй-третьей всего лет десять. Понятно, самая необходимая – первая профессия, а самая приятная – третья. Но с повышением професионализма во второй, эта вторая заставляет пересматривать выбор и первой, и третьей, и, по сути, становится главной. Но в этом есть какое-то противоречие: самоцелью-то является третья профессия, а вторая – хоть и виртуозное, но средство. Но именно в этой, второй профессии находится (если он есть) главный хозяин жизни человека, определяющий ее смысл, – над-Я человека, которое и определяет последнюю в жизни и самую важную третью профессию.

С освоением жизни, с пониманием ее широты и разнообразия находятся более интересные варианты и для первой профессии, если такой не удалось сделать третью.


Рецензии