Эвклидовы потомки
Мой однокашник, однокурсник и сослуживец, кандидат технических наук и член-корреспондент одного из академических новоделов Колька Ширеев написал на меня донос нашему начальнику, обвинив меня в том, что при обсуждении технических решений, внедряемых в наши конструкции, я проявляю бесконечный "по-французски волюнтаризм, а по-русски самодурство".
С этими обвинениями мы разобрались достаточно быстро, откупорив бутылку "Столичной" и через полчаса восстановили наши дружеские отношения. Третьим был наш начальник.
После второй бутылки мы сосредоточились на эпитете "бесконечное", превратив наше общение в научный диспут.
Кроме субстанции "Бесконечность" мы последовательно рассмотрели такие понятия как "Нигде", "Сознание", "Душа", "Время" и многие другие философские проблемы.
Я рассказал обществу о своей маме, прибывшей сто лет назад , в девятнадцатом году, из глухого провинциального городка в революционную Москву, учиться в Сельскохозяйственной академии имени Тимирязева. В тот год ей не удалось поступить в академию и мама устроилась курьером в городской комитет Российской коммунистической партии большевиков (РКПб). Так тогда называлась нынешняя КПРФ.
А через неделю, когда мама выехала на задание, анархисты взорвали здание горкома. Погибли многие сотрудники, в том числе и первый секретарь горкома Владимир Загорский.
И я спросил слушателей, где был бы я, если бы мою маму не спасла случайность? За дискуссионным столом воцарилась тишина, а потом раздались приглушенные всхлипывания. Это плакал Николай. Он не знал как ответить на этот вопрос и ему стало очень жалко меня - своего закадычного друга.
Мы последовательно рассмотрели места нашего пребывания до рождения и предположительно, куда денемся после отбытия срока. Начальник сказал: " в никуда", на что мы с Николаем обоснованно возразили, что не понимаем физического состояния этой субстанции.
А, действительно, что это такое "нигде" и "никуда"? Рассказывают, что один наш российский журналист из современных эмигрантов, устав от западного образа жизни, оставил своим друзьям записку: "Ухожу из жизни. Заодно и посмотрю, что Там." Не без юмора был человек, но так до сих пор и не сообщил нам, что он Там увидел .
А субстанция "Бесконечность"? Она сродни понятиям "Время" и уже упомянутым "Нигде " и "Никуда". Проще всего представить бесконечность по ее модели - прямой линии без ее отрезков и концов.
Но когда в своих размышлениях добираешься до этих самых концов они куда-то ускользают от логики. И продолжать дальнейшие размышления нежелательно, потому что может "поехать крыша".
Проблема Бесконечности волновала многих философов древности в Индии, Греции и в средневековой Европе. Интересует она и нынешних, современных философов.
Ближе всего к этому понятию подошли сухие и бесстрастные математики. Они обозначили бесконечность значком и стали ее использовать, как инструмент для проведения своих исчислений.
Использование этого понятия не только в интегральном исчислении, но и в теориях чисел, геометрии, проникновении в бесконечно малые величины, погружении в науку о математических рядах и множествах подтверждает, что такая сущность может где-то рядом с нами и вокруг нас реально существовать.
Но нам надо в этом убедиться, как говорят, "зримо", а наши теологи и философы так и не в состоянии этого сделать, как в древности, так и в наше время.
И мы попробовали убедиться в этом самостоятельно в попытке решить хоть какой-нибудь простейший интеграл сохранившийся в нашей памяти со студенческих времен.
Но формулы, которые каждый из нас написал, состоящие из конгломерата цифр, букв и знаков, мы не смогли объяснить не только друг другу , но и самим себе.
Начальник, подрабатывающий преподаванием арифметики в начальных классах средней школы убедительно обосновал это низким уровнем преподавания высшей математики в институтском курсе, и нас это объяснение вполне удовлетворило.
В осмыслении этого понятия нас все-таки всегда, больше чем математическое изображение, привлекала его пространственная физическая сущность.
А может быть, все дело в том, что Бесконечность это и есть безбрежный океан мыслящей материи, который существовал всегда и будет существовать вечно, наподобие жидкого мозгового вещества на планете Солярис у Станислава Лема.
Может быть это и есть то, что мы называем Богом. Она, эта мыслящая субстанция, существует сама по себе всюду и всегда, но все мироздание со всеми его черными дырами, большими взрывами и прочими явлениями - это просто продукты ее нормальной жизнедеятельности.
И тогда становятся объяснимыми наши ощущения предполагающие возможность жизни после смерти, существование Души, возникновение Сознания, поражающие способности истинных экстрасенсов, загадочные явления природы и процессы, происходящие во Вселенной.
Николай делал попытки что-то добавить к моему выступлению, но я счел их не существенными.
А далее я сделал вывод, что все религии, христианская, мусульманская и прочие, ощущая присутствие этой мыслящей субстанции, привели ее сущность к привычному для человека образу его подобия, наделенного божественными возможностями.
И тогда существование веры в Бога становится не "опиумом для народа", а попыткой в той, или иной форме, хоть как-то приблизиться к этой мыслящей субстанции, управляющей всем мирозданием, в том числе и нашими жизнями.
Члены дискуссионного клуба выслушали мои доводы молча, а Николай помрачнел лицом и сказал, что пережитки волюнтаризма во мне все еще живы, но они излечимы и это вселяет надежду!
А начальник молчал: очевидно не был в теме.
Все мы родились еще в советское время и исходили из материалистического учения Маркса-Энгельса-Ленина - Сталина на мирообразование.
И сейчас, исходя из этого, мы пытались обнаружить истину в материалистическом восприятии действительности, но она все время продолжала ускользать от нашего внимания. Наверное не хватало третьей бутылки. Но время было уже позднее, магазины были закрыты, а ближайший магазин "шаговой доступности" находился за тридевять земель.
Начальник сказал , что даже Эвклид и Аристотель не смогли объяснить сущность бесконечности, а "Столичной" в их времена еще не было и мы , умиротворенные этой информацией, перешли к другой тематике.
Взять, например, понятия "Сознание " и "Душа". Исследователи этих понятий допускают, что "Сознание" и ""Душа" - синонимы, но мы-то понимаем, что это не совсем корректно.
Николай заявил, что Сознание, у нас появляется в момент начала нашего самоощущения и зависит от условий бытия, в которых ты родился.
В начале нашего развития бытие определяет наше сознание, а уже потом, когда ты взрослеешь твое сознание начинает определять твое бытие.
Ты можешь стать террористом или бомжем, тогда у тебя будет соответствующее бытие, а, может быть, ты станешь крупным топ-менеджером, коррупционером или просто приличным человеком, и тогда у тебя будет совсем другое бытие.
В целом мы согласились с трактовкой Николая и в своих рассуждениях пошли дальше, пытаясь понять разницу между Сознанием и Душой.
Мы пришли к общему заключению, что Сознание рассудочно, логично и бесстрастно. А Душа, которая неизвестно, кем и когда в нас вселяется, эмоциональна, сострадательна и безрассудна.
Говорят, что плод в материнском чреве уже с удовольствием воспринимает классическую музыку и это уже предопределяет его дальнейшее нравственное развитие.
Недаром ведь говорят: " Он душевный человек" или наоборот -
"Бездушный". Что это: воспитание, условия бытия или нечто другое, необъяснимое? Кто и когда вселяет в нас Душу?
Ученые люди не раз пытались исследовать, есть ли жизнь после жизни. Американский психолог и врач Раймонд Моуди даже написал книгу с аналогичным названием. А другой ученый провел взвешивание тел до и после их смерти и обнаружил в пяти опытах из шести уменьшение их веса.
На этом его эксперименты и прекратились, неизвестно почему. А может быть некоторое Нечто, не считает нужным, чтобы Человек сам решил эту задачку?
Говорят , что совсем недавно ученые изобрели искусственную матку, воссоздав все биологические условия, присущие естественной и необходимые для выращивания в ней плода.
Интересно, а кто и когда будет вселять в этот плод Сознание и Душу?
И даже если такая технология будет освоена, нам, рожденным старым способом будет жаль их, искусственников, и мы будем сострадать им, пока они, бездушные, нас же и не уничтожат.
И мы, потрясенные нашим возможным будущим приостановили сегодняшнее заседание нашего дискуссионного клуба и решили вернуться к нашим повседневным житейским и служебным обязанностям.
Мы не смогли решить все проблемы и остановились только на их постановочной стадии, договорившись продолжить дискуссию в следующий раз.
Мы поспешили к нашим непредсказуемым женам - хранительницам домашнего очага, которые почему-то с крайним, бесконечным негативизмом относились к нашим философским диспутам. Мы с полным основанием считали такую точку зрения настоящим волюнтаризмом, если, конечно, выражаться по-французски!
Расставаясь, начальник как-то участливо посмотрел на нас и спросил, знаем ли мы, где у нас на кухнях хранятся сковорода и скалка?
От неожиданности вопроса, никак не связанного с темой, мы спросили его, а знает ли он сам, где хранятся эти предметы на его кухне? На это он ответил, что он-то уж конечно знает и неоднократно убеждался в их наличии.
Пожелав друг другу спокойной ночи, мы расстались. Ведь завтра снова на работу!
Свидетельство о публикации №217060101001
Сковородкой бивала, а ещё - чем попало!
Душа в пятки его уходила, бывало,
Если в полночь домой приходить выпадало!
Как Вам, Борис Фёдорович, такая концепция?
Читала с удовольствием, образы героев картинно выстраивались в сознании, душа ликовала от предоставившейся возможности постебаться.
Спасибо, Боренька! Творческого тебе вдохновения!
С теплом и любовью
Надежда Первушина 07.06.2017 16:07 Заявить о нарушении