Рассказ об однокласснике Галиме Валееве

                Талант – это вера в себя, в свою силу
                Рассказ
                Обладать только умом и талантом слишком    
                мало. Надо иметь  еще энергию,   реальный      
                интерес, чистоту мысли и чувство долга.      
                Даниил Иванович Хармс ( Ювачев)
                Пролог
В каждом человеке  заключается ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком. Эти слова  немецкого политика, Августа Бебеля  очень точно подходят  одному  моему знакомому,  который, к   великому  сожаленью,   не смог, а может,  не захотел  сам  направить  свои   способности  в нужное русло, поэтому судьба его сложилась не совсем так, как должна была бы сложиться, по моим понятиям. 
                |               
Почему- то мне кажется, он  был рожден для  свершения великого  дела;   у него даже имя   ГАЛИМ   в переводе  с тюркского языка означает  – ученый.  В школьные годы  в нашей деревне  я  про  него  впервые узнала, когда училась в четвертом классе. До этого начальное образование  он получил в своем  маленьком селе, которое от нашего  центра  находилось  в трех километрах.  В те годы, когда мы росли,  все семьи были многодетные, самое меньшее  состояло из пяти  человек.  Очень, ну очень редко  встречались  семьи,    имеющие по трое  детей.
У нас в школе были параллельные  классы, начиная  с четвертого. Мы,   местные учащиеся,  относились к классу «Б» и изучали до восьмого класса  родной башкирский язык.  А приезжие дети относились к «А» классам  и не изучали  родной  язык.  В качестве иностранного языка  вся школа изучала немецкий.   Хотя среди приезжих  детей были ученики  по национальности  башкиры,  их не заставляли  изучать третий язык.
Этот мальчик   сразу обратил на себя внимание остальных  учащихся тем, что   в основном говорил на русском языке,  и везде и всюду  в руках носил книгу. Если была перемена, он умудрялся и на перемене  читать. За школой у нас стояли  деревянные  лари, куда сбрасывали макулатуру.  Там можно было найти и художественную литературу, которая была  списана  за ненадобностью, и ждала своей очереди  быть  вывезенной  за пределы школы.  Галим  находил пенек и усаживался прямо на него, и углублялся в чтение. Я иногда   обращала  внимание на его  выражение  лица:  оно улыбалось, если  попадались смешные места, и  становилось  слишком серьезным, если  говорилось там о серьезных вещах. Про него   взрослые  рассказывали, что  часто можно было наблюдать  такую  картину, когда проезжали то село, где он проживал.  Лежит возле его дома  куча распиленных дров, читающий мальчик  сидит на чурбаке, а рядом с ним лежит колун. 
Когда учителей не хватало, нас иногда объединяли, и два класса  занимались  вместе. Тогда еще  я заметила, что  он очень умный мальчик. Отвечал на уроках  четко,  правильно.  Одно обстоятельство  смущало  в его облике. Если быть  точной, он  относился к разряду людей  неряшливых.  Вот это отталкивало от него, несмотря на его начитанность и эрудицию.  Он был высокого  роста, сутуловатый. Если говорить про его походку, то он вышагивал крупными  шагами,  широко расставив ноги. Костюм  всегда был мятый, не глаженый, пионерский галстук  тоже изжеванный, свисал  веревкой. Ботинки  огромного размера,  уже тогда больше сорока  были. А вот прическа тоже желала  быть  лучше. Волосы всегда торчали в разные стороны, они еще курчавились, и  каждый раз в пуху. Словно спать приходилось ему в курятнике вместе с курами. За всю  его  жизнь, я думаю, что волосы  у него   не знали, что такое расческа.  Нет, вру, хотя один раз сама лично наблюдала, как он аккуратно расчесывал свои непослушные вихры.
В райцентре  в старших  классах  пришлось  учиться в одном классе. Вот здесь приходилось сталкиваться  поближе с ним. На  устных  предметах  Галим  был палочкой – выручалочкой, особенно  на уроках физики и истории.   Физику преподавал мужчина  с лысиной на макушке,  очень умный, читал лекции без конспекта, и целый урок  ходил по всему классу, объясняя теорию. Если  мальчишки начинали шалить и громче  переговариваться, он останавливался, произносил неизменную фразу: «Ну,  братцы – кролики, смех  смехом, но это все серьезно». И снова продолжал   рассказывать  про свои законы физики. Но  зато на следующем уроке  мальчишки  трусили, ожидая быть опрошенными. Вот тогда- то на помощь призывали Галима. Он начинал задавать каверзные  вопросы учителю, а тому палец в рот не клади, или как говорят еще,   хлебом не корми, а дай только  рассказывать да рассказывать  на любимую тему. И это могло продолжаться целый урок. Пока учитель рассказывал, Галим умудрялся еще новые вопросы подкидывать ему. Иногда вместо монолога получался диалог. На уроке истории   наша преподобная Тамара  Константиновна,   если садилась на своего любимого конька,  могла также   пол - урока  обогащать нас новыми фактами  исторического  материала.
 У Галима были крохотные  шахматы, и прямо на уроке  мальчишки  играли.  Мне, кажется, преподаватели замечали, а только  намеренно   не   обращали  на  них  внимания.  Может, таким образом,   решали вопрос с дисциплиной. Ведь занятые игрой   старшеклассники, сидели тихо, и не доставляли хлопот  своим поведением  учителям.
Моим любимым магазином  был книжный.   Надобно сказать, что этот мальчик тоже был завсегдатаем   этого небольшого  заведения.   Иногда мы даже   сталкивались  с ним там,  но разговаривать  не решались оба. Только в школе я могла поинтересоваться его выбором книг. Иногда он давал мне читать  купленные книги.  В то время я безумно интересовалась  сказочной страной Индией. Любила  смотреть фильмы. Меня интересовало абсолютно все:   культура  этой страны, обычаи, обряды. И   он тоже  увлекался  историей разных стран. Однажды я взяла почитать книгу, если память мне не изменяет, называлась та книга  -«В  ветвях  баньяна». Я еще любила ходить в районную библиотеку. Там  был выбор очень большой,  по сравнению с нашей сельской библиотекой. Тогда- то  и познакомилась с творчеством бенгальского поэта - Рабиндраната Тагора, Шубхаша  Мукерджи, и др.
Я стихи начала писать в классе шестом. Печататься начала только в девятом классе. Этот мальчик  тоже увлекался сочинительством, только он писал в прозе, в жанре фантастики. Я уже не помню, как это стало известно мне. Однако получилось так, что  узнала, что он пишет фантастический рассказ, и попросила его  дать почитать. И он ответил, что  даст, когда завершит его. Но я была слишком любопытной  и нетерпеливой по натуре девчонкой. Поэтому, когда  настала перемена,  нашла его портфель, открыла его и вытащила ту заветную тетрадь. Спрятала  свою находку  под фартуком, и позвала девчонок в туалет, чтоб никто  не помешал нам. Начало  рассказа помню отлично. Действие происходило в самолете. Куда- то пассажиры летели. И тут у одной  женщины начались схватки,  и описывал рождение ребенка. Больше ничего не помню. Да и было – то  написано не больше двух страниц. Со звонком пошли на урок. Галим  обнаружил свою  пропажу,  и сразу  догадался,   чьих рук это проделки.  Он чуть не поколотил  меня. Этоеще мягко сказано.  Он начал требовать  свою тетрадь, а я отказывалась и отвечала,   что не брала. Хотела втихаря,   потом положить на место. Тут он не на шутку разозлился, поднял парту над головой,  и собирался ею запустить в меня;  не дожидаясь того,   чтобы парта опустилась на мою бедную голову,  опрометью  бросилась из класса.  Пришлось  возвратить тетрадку разъяренному хозяину.  Даже не стоит сомневаться, вам читатели,  что  остальную часть рассказа не посчастливилось прочитать. Я то ли сама  не стала рисковать,   и не  просила. А  может и просила, только он не дал  читать.  Это и неважно. Важно то,  почему он не стал  дальше развиваться. Из него мог бы получиться  замечательный  писатель - фантаст. Насколько я могу судить,  было изложено  там все очень интересно.
Возвращаясь в далекие школьные годы, хочу рассказать про один  нелепый случай, который сотворила с этим мальчиком. Не знаю, почему пришла в голову такая идея, не могу объяснить даже сейчас.
Девчонкам  я рассказала о том,   что собиралась  подшутить  над ним. Я решила написать ему письмо от имени девчонки, которая училась на класс ниже нас, и она была  из другой деревни. Письмо было составлено мною, но понятно, что почерк пришлось изменить, чтоб сразу не догадался он. Я писала о том, что та девчонка предлагает ему дружбу. И в ближайшую субботу якобы приезжает ко  мне в гости, для того, чтобы встретиться с ним и пообщаться. 
Наступила суббота, а это у нас банный день.  Я сестренку на всякий случай предупредила обо  всем, и чтобы  та понаблюдала в окно, появится ли этот товарищ. Хотелось узнать, клюнет он на мою приманку или нет. Как только пришла из бани,  взглянув в окно, увидела, что он сидит на скамейке напротив соседей. Мне почему- то стало его жалко, что понапрасну обнадежила его.  Да и сам о чем мог   подумать?
Неужели он думал, что кому- то может быть  интересен  при всей его неряшливой внешности?
А может, это его нисколько не задевало? Ведь в глаза никто не осмеливался сказать  об этом?  Для него это могло быть нормой. Сколько раз я не заглядывала   в окно, он терпеливо сидел на скамейке  уже больше двух часов.  И, в конце концов, догадался подойти к нашим воротам и убедиться лично, стоит ли ждать еще или нет. У меня от досады на него, нервы заиграли.  И быстренько отправила сестричку на улицу и  объяснить ему, что меня дома нет, а  о той вымышленной девчонке ни слова. 
 В понедельник он подошел  ко мне, и пришлось  сказать  неправду о том,   что  девчонка передумала с ним заводить дружбу. А мои одноклассницы   стали надо мной  подтрунивать  и   говорить, что сама наверно, хотела с ним дружить. У них были мальчишки, с которыми    дружили и встречались. А я не думала еще  ни о ком, потому что серьезно решила получить высшее образование, и целью моей жизни было на первом месте  - учиться  и еще раз учиться, как завещал наш великий Ленин.  Если бы  он  был аккуратным  мальчиком, все возможно,  я   и приняла бы его дружбу. По интеллекту  он очень даже подходил ко мне.  Хотя, правду сказать,  я относилась к нему с большим снисхождением.  Но какие – то  чувства он  не мог вызывать  во мне.  Он был копией своей матушки. В лице ничего примечательного не было. Был он белолицый, небольшие глубоко посаженные глаза,  средние губы, правильной формы  удлиненный нос. И  редкие   веснушки проявлялись  весной у него  на лице.  У него часто было хорошее настроение, поэтому все  время улыбался.  Но когда он бывал,  серьезен, лучше к нему подходить.  От греха подальше.   
Когда наступил весенний призыв мальчишек в армию,  он меня тоже пригласил на свои проводы. А только я не пошла. Не помню уже почему.  Однако он до конца не прослужил, его вскоре комиссовали; по какой причине,  даже и не знаю. Несмотря на свой высокий рост, он был беспомощным  и вряд ли  мог выжить при дедовщине.  Хотя иногда проявлял агрессию,   драться не умел, поэтому заступаться за себя  не мог.
После школы он надолго выпал из моего поля зрения.  Как- то пригласили меня на вечер встречи с выпускниками в родную школу. И там после стольких лет увидела его. Он был все такой же, только возмужал.   Из нашего класса среди девчонок  мы   были  с подругой  вдвоем.  Столики  должны  были накрыть сами гости. К нам подошел Галим   и  попросил нас дождаться его, пообещав сбегать в  магазин  за вином.  Хотя принес и поставил вино на стол,   почему- то  сам не составил нам компанию, а ушел домой. И вот даже тогда не пришлось поговорить с ним.  Я хотела узнать, почему  у него так сложилась судьба, почему до сих пор не обзавелся семьей.  И главное, почему не продолжил свое образование. У него были все данные  для получения высшего образования.  Я сейчас,  задумываясь  о его жизни,  прихожу к мысли, что рядом не было того человека, кто мог бы посоветовать  и дать толчок  развитию его таланта. А ведь мог бы такую большую пользу принести  в области своей профессии, и оставить  хороший след о себе. Как я поняла, после школы  учился в СПТУ, а может и не учился, мне просто так кажется, а только знаю, что работает на стройке.  Говорили, что работает он разнорабочим.
И задумываясь о судьбе  ГАЛИМА,  не могу не согласиться с утверждением  писателя Даниила Хармса, что « обладать, только   умом  и талантом слишком  мало.   Надо иметь энергию, реальный интерес,  чистоту мысли и чувство долга».
Обладая умом и талантом,  не имел энергии, реального интереса и  чувства  долга.


Рецензии