Полёт на качелях Современника

8 и 9 мая в театре «Пикадилли» лондонские зрители смогли посмотреть спектакль московского театра «Современник» - «Двое на качелях» в постановке главного режиссера Галины Волчек. В главных ролях были задействованы популярнейшие российские актеры – Кирилл Сафонов и Чулпан Хаматова. Оба спектакля прошли при полных аншлагах и с большим успехом.
Хорошо известно, что именно спектакль «Двое на качелях» стал в 1962 году для тогда еще молодого режиссера Галины Волчек дебютным. 55 лет назад в той постановке играли гениальные актеры Татьяна Лаврова и Михаил Казаков. И неслучайно этот спектакль теперь называют легендой.
На сцене на протяжении всего действа – двое. Он и она. Их диалоги и действия похожи на качели. Он – Джерри Райан - в прошлом успешный богатый адвокат из штата Небраска, у которого было всё – роскошный дом, прекрасная любящая и образованная жена, престижная работа в конторе собственного тестя с заработком в 15 тысяч в год. А теперь он оказался на грани развода, вынужден переехать в Нью-Йорк, где все начинает с ноля в крохотной комнатушке на 8 долларов в неделю. Она – Гитель Моска – танцовщица без особого таланта, меняющая мужчин с такой скоростью, что даже не успела сфотографировать собственного мужа, к тому же с массой материальных проблем и страдающая незаживающей язвой желудка.
Своего героя драматург Уильям Гибсон описал в 1958 году так: «В нем чувствуется скрытая грусть, а под ней – еще глубже запрятанное озлобление». А героиню соответственно:  «Её движения порывисты и напряженно суетливы, как у птицы на земле». А Гитель хочет летать! А ведь именно качели и создают иллюзию полета. После знакомства с героиней и Джерри начинает себя чувствовать «как жаворонок на заре» и также устремляется в полёт!
Кирилл Сафонов в своих предыдущих ролях сыграл немало красивых, успешных и циничных мужчин, которые разбивают женские сердца. В начале спектакля он тоже ведет себя как опытный охотник. Он прямо признается Гитель, что ищет некое «слабое существо слабого пола» и называет ее прирожденной жертвой. Он считает, что она прожигает жизнь и поэтому без особых потерь может потратить часть ее и на него. А взамен он не обещает ничего, кроме огорчений, ведь он сегодня – здесь, а завтра его нет.
А героиня Чулпан Хаматовой неимоверно добра, пытается всем помочь, хотя и несколько простовата. Она абсолютно не понимает его высокоинтеллектуальные шутки, не разбирается в географии, а юриспруденция для нее – вообще темный лес, как и многое из того, о чем говорит Джерри. Поэтому он стесняется взять ее на светский прием, и общается только с ней наедине. При этом дарит ей недорогие подарки:  к примеру, мыло марки Шанель № 5. Кстати об этой марке. Широко известен ответ Мэрилин Монро на вопрос: «Что вы надеваете на ночь?» — «Шанель» №;5. Именно эта цитата и наталкивает зрителя на определённую аналогию   между отношениями главных героев и судьбой легендарной голливудской актрисы.
Кроме двух главных героев на сцене пьеса наполнена другими персонажами. С ними говорят по телефону, упоминают в разговорах, они оказывают влияние на ход событий. Это и подруга Гетель – Софи, и ее собственные многочисленные любовники и друзья. В свою очередь для Джерри это - приятель Оскар,  работодатель – адвокат Фрэнк Таубмен, тесть Люциан, а самое главное – его жена Тесс. Ведь она до сих пор «держит рукой его сердце», ее глазами он видит прекрасные мосты Нью-Йорка, и именно к ней он с радостью возвращается, чтобы начать новую жизнь уже без помощи влиятельного отца. Он любит ее по-настоящему, простив и себе и ей измены. Качели остановились – и ему пора с них сойти и вернуться в свою налаженную жизнь.
Гитель Моска же остается в последней сцене одна – в своей опустевшей комнате, в черном траурном платье, вцепившись в белый молчащий телефон. Она как будто не верит, что ей взамен доброты и любви снова в руку положили камень. Но для нее все равно после слова «любить» сладчайшим словом на свете остается слово «помогать». И она вовсе не тупица и не рваный половик, как он ее называл, она - тот самый Дар с Небес, который «создает Бог на несколько тысяч дураков, как будто сжалившись над ними».  Чулпан Хаматова так остро и пронзительно сыграла эту сцену, что у многих зрителей на глазах блестели слезы. Становится понятным, почему Чулпан посвятила эту роль председателю Правления благотворительного фонда «Подари жизнь» Галине Чаликовой, которая в 2011 году умерла от онкологического заболевания…
Несколько минут зал сиди как будто в оцепенении, а затем взрывается шквалом аплодисментов и криками «Браво!». У Чулпан Хаматовой лицо мокрое от слез, но очень счастливое. А Кирилл Сафонов настолько выложился в этой роли, что когда он поворачивается спиной к залу, чтобы уйти – все зрители замечают, что у него мокрая рубашка на спине. Довольна действом и игрой актеров и режиссер спектакля Галина Волчек – в кружении своих друзей и коллег в левой ложе театра она улыбается и благодарно принимает поздравления и овации зрителей. Похоже, что она как будто снова вернулась в свою юность, и этот нестареющий спектакль будет долго оставаться в репертуаре «Современника».
Татьяна Константинова


Рецензии