Ломоносов - преемник Великого Петра

                Ломоносов Михаил Васильевич (1711/1765) — русский ученый-энциклопедист, поэт, общественный деятель, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Получив всестороннее образование (в том числе и в зарубежных учебных заведениях), Ломоносов вел разнообразную исследовательскую деятельность в Российской академии наук. Именно благодаря Ломоносову была создана химическая лаборатория, введены в систему образования новые дисциплины, открыты новые отрасли наук.  Основоположник материалистической философии в России. Литературная деятельность Ломоносова тесно соприкасалась с научной.

               Ломоносов родился 8(19) ноября 1711 г. в д. Денисовка (ныне с. Ломоносово) в семье помора. Поступив в Славяно-греко-латинскую академию в Москве (1731), был затем направлен в Академию наук в Петербург (1736), а потом за границу, в Марбургский университет. Женится на Елизавете Цильх в Марбурге по реформатскому обряду 26 мая 1740 года. В 1741 Ломоносов вернулся в Россию.  В России он никому не рассказывал о своей женитьбе и почти 2 года не вспоминал о своей жене и дочери, пока Елизавета не нашла его через российское посольство. Узнав о запросе от жены, Ломоносов не стал отрицать факта свадьбы и способствовал её переезду в Петербург. 25 ноября 1741 года вступила на престол императрица Елизавета и он решается подать прошение на высочайшее имя о произведении его в академики. С 1742 он адъюнкт академии с жалованьем аж в 360 рублей и почетными государевыми премиями

                В апреле 1743 года Ломоносов за дерзкое поведение при академических распрях (между «русской» и «немецкой» партиями) был заключён под стражу на 8 месяцев. Только 12 января 1744 года Сенат, заслушав доклад Следственной комиссии, постановил: «Оного адъюнкта Ломоносова для его довольного обучения от наказания освободить, а во объявленных им продерзостях у профессоров просить прощения» и жалованье ему в течение года выдавать «половинное». Несмотря на это Ломоносов с 1745 года профессор и академик Петербургской АН. Спустя еще несколько лет  Елизавета присвоит ему дворянское звание «с выдачей 9 тысяч десятин земли и более 200 душ крепостных».

                Ломоносов сближается с любимцем Елизаветы И. И. Шуваловым, что создаёт ему массу завистников, во главе которых стоит И. Д. Шумахер. Но пользуясь поддержкой своего покровителя и друга он успешно осуществляет массу своих проектов. С 1745 года Ломоносов выступает как общественный деятель: он затрагивает вопросы образования и распространения просвещения в России, хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке, о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук. На вопрос: «куда с учеными людьми?» Ломоносов отвечает, что они нужны «для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистые веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом».

                Под влиянием Ломоносова совершается в 1755 году открытие Московского университета, для которого он составляет первоначальный проект, основываясь на «учреждениях, узаконениях, обрядах и обыкновениях» иностранных университетов. В 1756 году Ломоносов отстаивает права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете. 13 февраля 1757 года 46-летний профессор Ломоносов получает чин коллежского советника. По табели о рангах он становился чиновником VI класса. Новым местом его службы стала канцелярия Академии, он ведал научными и учебными департаментами.

              С восшествием на престол Екатерины II (1762) положение Ломоносова поколебалось. Новая государыня смотрела на Шувалова и Воронцова как на лиц, причинивших ей много неприятностей. Ломоносов был в числе их сторонников и пользовался их благорасположением. В  мае 1763 года, Екатерина II подписала указ об отставке академика, но затем отменила его. Все-таки деятельность Ломоносова понравилась государыне; 20 декабря 1763 года она произвела его в статские советники с жалованьем в 1875 рублей в год.

              Творчество М.В. Ломоносова исключительно разносторонне, его труды охватывали широкий круг наук.  Свои открытия он отстаивал, непрерывно борясь со спекулятивными воззрениями, господствовавшими в науке того времени. Особенно велики его заслуги в развитии физики и химии.  В работе «О слоях земных» (1763) Ломоносов выдвинул догадку об эволюции растительного и животного мира, указывая на необходимость изучения причин изменения природы. Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества. Положив в основу объяснения явлений природы изменение материи, состоящей из мельчайших частиц — «элементов» (атомов), объединенных в «корпускулы» (молекулы), Ломоносов не мыслил материю в отрыве от движения. Эта идея выражена им в законе сохранения вещества и движения, который он сформулировал в письме к Эйлеру в 1748 (Сохранения энергии закон).

                Ломоносов был основоположником новой для своего времени науки — физической химии; ввел в химию способ количественного анализа в качестве систематического приема исследования и т. д. Ломоносов развил атомистические идеи, распространив их на круг химических явлений, заложил основы химической атомистики. Исключил флогистон из числа химических агентов. В период господства теории теплорода утверждал, что теплота обусловлена движением корпускул. В работе «Размышления о причине теплоты и холода» (1749) он отвергает понятие теплорода как особого вида теплотворной материи и показывает, что причину тепловых процессов следует искать в движении частиц материи. Это приводит Ломоносова к догадке о том, что многообразие явлений природы обусловлено разными формами движения материи. Основными свойствами материи, по Ломоносову, являются: протяженность, сила инерции, форма, непроницаемость и механическое движение.

                Ломоносов, первый российский ученый-естествоиспытатель мирового значения. Выдвинул учение о цвете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере.  Он исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Современники Ломоносова, за исключением немногих отдельных личностей, не понимали и не ценили его трудов по физике и химии. Граф М.Л. Воронцов, например, смотрел на электрическую машину как на «дерзкое испытание тайн природы»; В.А. Нащокин с иронией указывал, что Рихман машиной старался спасти людей от грома и молнии – и сам же был убит.               

          Велики заслуги Ломоносова в развитии геологического изучения России, в постановке горно-металлургического и фарфорового дела. Он описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов, опубликовал руководство по металлургии. Значительное внимание уделял развитию в России геологии и минералогии и лично произвел большое количество анализов горных пород. В июле-ноябре 1741 занимался составлением раздела в «Каталоге камней и окаменелостей Минералогического кабинета Кунсткамеры АН». Ломоносов также работал над доказательством органического происхождения почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря. Представил доказательства существования материка на Южном полюсе Земли. Работая в химической лаборатории, Ломоносов достиг значительных успехов в изготовлении прозрачных стекол и добился разрешения на постройку в окрестностях Ораниенбаума (совр. Ломоносов) в деревне Усть-Рудица специальной фабрики цветного стекла (1752).

                Возродил искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками мозаичные картины. Еще один дар Ломоносова – его гениальное чувство цвета и способность к рисованию эпических мозаичных картин. Убедительным подтверждением незаурядного художественного дарования Ломоносова является портрет Петра I, находящийся в одном из эрмитажных залов. И этот портрет и мозаика "Полтавская баталия", созданная  для внутреннего убранства Петропавловского собора, прославляющих деяния Петра I - шедевры Ломоносова, которые до сих пор не превзойдены!

               Художества мастера лицезрела сама Фелица. 7 июня 1764 года Екатерина II, узнав о болезни Ломоносова, посетила его на дому вместе с княгиней Дашковой и некоторыми из придворных. Не велев докладывать о своем приезде, императрица прямо прошла в его кабинет, где и застала Ломоносова сидящим у своего письменного стола в глубокой задумчивости. Дашкова оставила записки, в которых посвятила в подробности этого редчайшего визита, чем будущая императрица не будет удостаивать даже европейских монархов.

             „Я приехала с княгиней посетить вас, услышала о вашем нездоровье или, лучше сказать, о вашей грусти". Несколько минут уста Ломоносова окованы были молчанием. Наконец, он воскликнул: „Нет, Государыня! не я не здоров, не я грустен, больна и грустна душа моя!" — "Полечите ее", отвечала Екатерина, - полечите ее живым пером своим". Приветствуя меня с новым годом, вы сказали, что так же усердствуете ко мне, как и к дочери Петра Великаго. Что же, неужели вы намерены мне изменить?"—„Изменить Вам, матушка—Государыня? Нет, не перо, а сердце мое писало:
Твой труд для нас — обогащенье,
Мы чтим стеною подвиг твой,
Твой разум — наше просвещенье,
И неусыпность — наш покой!"
Слезы блеснули в очах Екатерины, и она возразила: „Верю, верю, Михайло Васильевич, а чтобы еще больше удостоверить меня, то завтра приезжайте ко мне откушать хлеба-соли, — щи у меня будут такия же горячия, какими потчивала вас ваша хозяйка".
   По воспоминаниям Дашковой в течение двух часов императрица смотрела «работы мозаичного художества, физические инструменты и некоторые физические и химические опыты».

          Большой вклад внес и географию, связанную с практическим освоением русских земель.  В марте 1758 приступив к «смотрению» за Географическим департаментом АН, занимался организацией составления «Атласа Российского». Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири. Исследуя морские льды, дал их первую классификацию («Рассуждение о происхождении ледяных гор в северных морях», 1760). Ломоносов неоднократно подчеркивал политическую и хозяйственную важность для России освоения Северного морского пути. В 1763 закончил «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного прохода Сибирским океаном в Восточную Индию», в котором высказал уверенность, что «России могущество будет прирастать Сибирью».

          От  Ломоносова идет материалистическая традиция русской философии. Будучи сторонником деизма, материалистически рассматривал явления природы. В гносеологии стоял на материалистических позициях. Считая источником познания воздействие внешнего мира на органы чувств, он выступал против теории врожденных идей, утверждал объективность существования как первичных, так и вторичных качеств.

         В понимании общественных явлений Ломоносов разделял просветительскую точку зрения, считая, что улучшить жизнь общества можно лишь посредством просвещения и совершенствования нравов. Поэтические и исторические работы Ломоносова  пронизаны патриотизмом. Автор трудов по русской истории, критиковал норманнскую теорию. В октябре 1749 - марте 1750 он участвовал в обсуждении диссертации Г.Ф. Миллера «Происхождение имени и народа российского». В «Замечаниях» на диссертацию и в «Посвящении» (1749) к «Истории Российской» В.Н. Татищева доказывал самобытность происхождения русской культуры и государственности. В работе «Древняя Российская история» (изд. 1766) он опровергал фальсификацию иностранными историками самобытного характера русского истории, критиковал норманскую теорию происхождения русского государства.

               Он внес также вклад в руссскую филологию, заложив основы современного русского литературного языка. Создатель фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка, один из основоположников силлабо-тонического стихосложения. Крупнейший русский поэт-просветитель 18 века, создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. Автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир.

               Главным героем большинства ломоносовских од и панегириков был царь ПЕТР ВЕЛИКИЙ. В рамках оды, носившей официальный характер, Ломоносову было трудно воссоздать полнокровный образ любимого героя, и Ломоносов прославляет личность и деятельность Петра в "надписях", в публицистическом жанре "похвального слова", в неоконченной героической поэме "Петр Великий". Достаточно ярко определены личные качества и заслуги Петра перед отечеством в "Надписи 1 к статуе Петра Великого". Неутомимый труженик, "строитель, плаватель, в морях герой", находившийся в народной гуще ("между бесчисленным народа множеством"), "приемлющий ту же пищу", что и его солдаты, всегда "в поте, пыли, в дыму, в пламени" - таков Петр у Ломоносова. Прославляя Петра и петровскую Россию, Ломоносов выражал Веру в ее будущее, а именно, в главенство человеческого разума и прогресс: "что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать".
 
               По инициативе Михаила Васильевича Ломоносова основан Московский университет (1755). А.С. Пушкин так сказал о нем: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Являясь основателем Московского университета, великий русский подвижник подготовил плеяду ученых, способствовавших развитию естествознания и философии в России.  Член Академии художеств (1763). Предпринятая Ломоносовым попытка организации Санкт-Петербургского университета при его жизни не увенчалась успехом.

                --------------

               Огромная научная и организационная деятельность, постоянная борьба и тяжелая болезнь истощили силы ученого, и 15 апреля (4 апреля по старому стилю) 1765, в 5 часов вечера, простившись с женой и дочерьми, Ломоносов скончался на 54-м году жизни.  На смертном одре великий ученый жалел об одном: „что не мог совершить всего того, что предпринял для пользы отечества, для приращения наук и для славы Академии". Большим утешением для умиравшаго служила уверенность, что потомство оценит его: „Я не тужу о смерти, пожил, потерпел, и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют". Это были последния слова, написанныя Михайлом Васильевичем на клочке бумажки, когда смерть стояла уже у изголовья. Умер он, как истинный христианин: „за два дня до своей кончины", пишет современный академик, „он приобщался и испустил дух во время совершения над ним обряда соборования, после прощанья, в полном разуме, как с своею женою и дочерью, так и с прочими присутствовавшими".

               Похоронен в Санкт-Петербурге в Некрополе на кладбище Александро-Невской Лавры. Погребение его было великолепное: на нем присутствовали петербургский архиерей с высшим столичным духовенством, сенаторы, вельможи, не говоря уже об учениках и почитателях умершего. На могиле его канцлер граф Воронцов поставил чудный памятник из белаго каррарскаго мрамора. Надпись на памятнике, указывающую заслуги, составил его друг Штелин на русском и латинском языках.


* * *

                Сын беломорского крестьянина-рыбака, 20-летним «болваном» кое-как попавший в учебное заведение, М.В. Ломоносов стал великим ученым. До недавнего времени в биографии Ломоносова, этого русского самородка, практически не было белых пятен. Но уже сегодня выдвигается гипотеза о его настоящем - царском происхождении: Михайло Ломоносов был сыном Петра I.  Царя-преобразователя И Ломоносова сближает  кровно-разумное родство: та же неистовая, романтическая любознательность, жажда объять мыслью все науки и искусства, действенный патриотизм. Ну, что ж, по делам оно так, а вот остальное, увы, придется доказать. Дело за экспертами. А  право потомков судить лишь по делам его.

               Первый русский учёный-естествоиспытатель, энциклопедист, химик и физик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт...  Многие его открытия по химии, физике и астрономии на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых, но часто оставались не замеченными европейской наукой, о многих его трудах и опытах стало известно только через сто лет после его смерти.  К сожалению, до 1830-х годов Ломоносова ценили исключительно как поэта. И гениальный один из немногих дал настоящую и достойную  оценку российскому титану.  По словам А. С. Пушкина, Ломоносов, "соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник". гений Ломоносова опередил свой век!
      
       

________________________

Фото(из интернета):Ломоносов демонстрирует Екатерине II мозаику собственного изготовления.
Репродукция полотна А.Д. Кившенко. 1895 г.


   


Рецензии
Был ли Михаил Ломоносов незаконнорожденным сыном Петра определить очень трудно, ибо прямых доказательств этому нет. Но можно с уверенностью констатировать, что в начале своего творческого пути примером для подражания Ломоносов выбрал Петра. Он восхвалял его в своих одах, объявив "богом России" ("Он бог, он бог твой был, Россия"). Ломоносов создает образ идеального правителя, пекущегося о распространении просвещения, об успехах наук, об улучшении экономического положения и о духовном росте подданных. Ломоносова привлекали государственный патриотизм, героизм, энергичность, а также демократизм Петра. Поэт желал продолжения распространения реформ Петра,настойчиво внушая и терпеливо разъясняя российским самодержцам необходимость продолжить начатые Петром преобразования. Являясь сторонником петровского пути развития, Ломоносов идеализировал личность Петра, но он ни разу не сказал о том, какими тяготами пали петровские реформы на плечи народа.

Лекторий   02.06.2017 10:26     Заявить о нарушении
Даже астрологи поработали в этом направлении, определив, что если у Петра I был сильнее выражен 11-ый дом - дом реформ и далеко идущих планов, то у Ломоносова наиболее сильный 9-ый дом - дом научной карьеры, высшего образования, преподавания и изучения чужих культур.
И, кстати, о ком бы Ломоносов ни писал, по какому бы поводу он ни сочинял оду, он всегда вводил в произведение петровскую тему. Можно сказать, что Петр I - собственно единственный настоящий герой в творчестве Ломоносова. Ломоносов не просто преклонялся перед гением Петра I, но, раскрывая смысл и значение деятельности Петра, он сам себе уяснял сущность исторического процесса вообще и исторические судьбы России, в частности. Проникновение в смысл Петровской эпохи позволяло ему одновременно строить прогнозы относительно будущего России.

Страницы Русской Истории   02.06.2017 11:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.