Крысы

На днях прочла роман "Чума" Альбера Камю. Если помните, в начале повествования рассказывается о крысах, которые начали умирать. Сначала это были единичные случаи, потом - массовые смерти. Тысячи крыс ежедневно находили умершими на улицах города. Но никто не пытался узнать причину этих смертей. Мёртвых крыс выбрасывали. Об этом писали в газетах. И все. А потом стали болеть люди. Заболевали и умирали. Никто по началу не понял в чем дело. Пока один из врачей не сказал, что это чума. Он ее узнал потому, что уже встречался с чумой в другой стране - симптомы те же. Провели первые исследования. Точно! Это очень похоже на чуму. И клиника и анализы, правда не совсем типичная, но все же....Только власти города не спешили реагировать на эпидемию. Сначала говорили, что "надо уточнить", а уж потом.... Ну и так далее. (не буду все пересказывать). Прочитав первую главу подумала: - А как бы все происходило сейчас? Вот стали умирать крысы, валялись бы трупики на улицах. Стали бы бить тревогу? Вызнали бы причину крысиной смерти еще до того, как люди заболели?  Думаю, что нет. А потом, когда заболевать начали люди, через какое время закрыли бы город?

В конце девяностых годов (примерно 1997-1998 точнее не скажу) в нашем районе появилось большое количество крыс. Они встречались на улицах, возле подвалов, в подъездах. Я была тогда студенткой. Училась я в другом городе. В мае у нас была практика по педиатрии. Что бы во время приезжать в больницу, мне приходилось добираться до города на первом автобусе. Выходила из дома в 5:30. И каждое утро видела одну и ту же картину - на скамейке возле моего подъезда сидит большая крыса и умывается. Посмотрит на меня и продолжает умываться. Не на асфальте, а на скамье, вот что больше всего меня удивляло. Важная такая.

Однажды летним утром мой муж пошел на работу, а я его провожала стоя в коридоре (у меня были каникулы и я была дома). Открыл дверь в подъезд и тут же ее захлопнул. "Что такое?" - спрашиваю. Отвечает: - "Крыса! Сидит возле наших дверей". (А надо вам сказать, что живем мы на восьмом этаже. И появление крыс на этой высоте редкое явление.) Открываем еще раз дверь - крыса сидит на коврике и на нас смотрит. Муж топнул ногой и крыса убежала в сторону мусоропровода. Муж - на работу, а я к телефону. Звоню в ЦСЭН. Это сейчас Роспотребнадзор, а тогда было ЦентрСанЭпидНадзор (еще раньше СЭС). Звоню и прошу номер дератизаторов. Перезваниваю по данному номеру. Дальше между мной и женщиной из ЦСЭН (обозначу ее Ж) состоялся такой диалог

Я: - Я живу в многоквартирном доме на 8 этаже. Сегодня утром крыса пыталась проникнуть в мою квартиру. Примите меры.

Ж: - Стоимость вызова дератизатора на дом такая-то (цифры не помню уже), стоимость обработки помещения столько-то на кв метр.

Я: - А ничего, что дом многоквартирный?

Ж: - И что? Вызываете, значит надо платить.

Я начинаю закипать помаленьку: - Это многоквартирный дом! Не частный, нет. Это не моя собственность. Если крысы поднимаются до восьмого этажа, значит заражение подвала очень большое! И вы! обязаны! принять! меры!

И тут я слышу в трубку на заднем плане другой голос: - Адрес записывай, дура. Адрес!

Ж: - Говорите адрес.

Дней через пять начался мор крыс. Утром дворники выбрасывали крысиные трупики, которые появились за ночь. Но крысы утром, днем, и вечером тоже вылезали из подвалов. Они выползали, не обращая внимания на прохожих, ползли к лужам, пили воду и тут же помирали.

И никого не заинтересовало, почему крысы дохнут. Дохнут, значит потравили. И все. Ну дворники то, наверно, были в курсе. А вот остальным это было не интересно.

Через недельку-другую крыс не стало. А еще через пару лет пришли мыши. Но это уже другая история....


Рецензии