Были-небыли. Глава 19

                19

       - Говорила я тебе,ничего хорошего из этого замужества не будет,вот теперь и расхлёбывай,вот теперь пусть и уматывает куда подале,вдовушка чёртова!Нет,где это видано,чтобы из девок прямо во вдовы попасть,это какой стервой надо быть,какой сукой неблагодарной!Мы её,как порядочную,с пелёнок,можно сказать,поили-кормили,на ноги поставили,вон даже жениха нашли,чем не жених,жених как жених,ничем не хуже других!А она?Скотина неблагодарная,видеть её не могу,выбирай,я или она!Чего молчишь,отвечай!
       "Да я бы выбрал" - тоскливо подумал Владимир Красно Солнышко,но благоразумно промолчал - и так уже Апраксия кучу посуды серебряной да золотой поплющила обо что попало,да два зеркала успела разбить,что ещё хуже - не к добру...
       - Что за родня у тебя - всего две племяшки несчастных,а тягости от них поболе,чем от половцев! - продолжала гневаться Апраксия,а Владимир незаметно перевёл дух - раз перешла на родню,значит пошло на спад. - Те хоть набегут и убегут куда-то,а эти... - И махнула безнадёжно рукой. - Одна корова толстая,жрёт поболе твоих бояр...Вот ты скажи,где этот Соловей Будимирович долбаный шляется,не знаешь?Так я знаю - сбежал от крали необъятной,удрал,даже мамашу свою позабыл!А маманя евонная всё по дворцу ходит,всё что-то вынюхивает да выискивает,тьфу!Ночью проснусь,выйду из спаленки - так она или молится,или по палатам всё шастает,всё что-то зыркает,тьфу!А эта,вторая твоя племяшка?Про эту я вообще лучше промолчу."Я лучше с вами,дядюшка,поживу", - передразнила писклявым голосом. - Блудница!Не успела ни разу ноги пред мужиком раскинуть,а уже замашки гулящей девки,с дядюшкой она,видите ли,пожить захотела!Я ей поживу - дрын меж ног засуну и пущай так раскорякой и живёт,хошь с дядюшкой,хошь с дедушкой!Тьфу. - Наконец-то выдохлась Апраксия,а Владимир вкрадчиво произнёс:
       - Это совсем не то,о чём ты подумала,ты её превратно поняла.Она ведь хотела сказать - с вами,дядюшка и тётушка.Что ты хочешь - девочка ещё,растерялась,вот и погорячилась малехо...Бог с ним,с Ибрагимкой,мы ей другого женишка подыщем,попокладистее...
       - Говорил мне папа,что от Руси одни проблемы,но чтоб такие... - снова безнадёжно махнула рукой и устало присела на лавку.Глянул Владимир на согбенную спину жены - и пожалел:
       - Хочешь я сегодня ночью к тебе заскочу,как ранее?Помнишь,как у нас всё любо было по-первах,ты как?
       То не Апраксия - то цунами офигенное вздыбилось с лавки,замерло на миг и обрушилось на Владимира:
       - Да как ты смеешь меня,Апраксию Даниловну,королевскую дочь,со своими девками равнять?Я те что - шалава подзаборная?Тварь гулящая?А ну пошёл вон,пшёл вон отсюдова,чтоб духу твоего поганого здесь не было,иди,гуляй,милуйся с кем хошь,хошь с племяшками своими,хошь с шалавами блудными! - И запустила во Владимира первым,что под руку попало,а попал ларец с острыми-преострыми углами...
       "Эх,депрессия,хворь поганая,ты пошто меня хлестанула раною?" - идёт,бежит князь от Апраксии подалее,вытирая на ходу кровь,из виска хлещущую."Знать бы,где упасть,подстелил соломкою - но всю жизнь бегу я по льду по тонкому:полымья иль нет - на бегу не видно.Мне не за себя,мне за Русь обидно..."
       - Велик князь,тут какой-то купчишка ломится,грит,известие у него наиважнейшее!
       - Проси, - махнул рукой Владимир,вытер окровавленную руку о скатёрку и брезгливо глянул. - Кровищи то,кровищи!
       - Велик князь...
       - Ты кто? - прервал нетерпеливо Владимир невзрачного мужичишку.
       - Я то? - растерялся тот. - Я Давыд Попов.
       - Какое у тебя дело такое наиважнейшее?Не видишь, - показал руку в крови, - я тут кровь княжью проливаю,о Руси всё печусь,ни дня,так сказать,без кровопролития,мда...Так что там у тебя?
       - Велик князь,я из города Леденца.Тамошний царь задержал одного купчишку,в тюрьму посадил и товар весь отобрал,так что...
       - И что мне с того? - снова перебил его Владимир. - Ежели я из-за каждого шаромыжника печалиться буду - мне не на троне сидеть,а в монастырской келье безвылазно!
       - Так купчишка то тот Соловей Будимирович,а как я слышал... - и замолк.
       - Соловей Будимирович? - переспросил князь,призадумался и машинально дотронулся до окровавленного виска."Мда,права была Апраксия - от этих племяшек...точнее,от этой племяшки,от Забавы,одни печали."
       - Так я слышал, - прервал молчание Давыд Попов, - что невестушка после него осталась,Забава Путятишна.Жаль девку,пропадёт ни за что...А я бы... - и снова замолк.
       Глянул на него князь и невольно поморщился - что за замухрышчатый мужичок!Но вспомнил Забаву - рядышком Марфу примерил..."А,два сапога пара,пущай!"
       - Что,в жёны хошь?
       - Ага! - радостно закивал головой купчишка. - Девка видная,объёмистая,мне как раз такая нужна - капусту квасить да хлеба замешивать!
       "Княжна - и капусту?"Но вспомнил волну океанскую по имени Апраксия - и вздохнул устало...
       ...- Яблоки на снегу,розовые на белом! - орёт,надрывается Василь Игнатьич,ненавидящим взглядом гостей на свадебке окидывая."Уж лучше бы я татарам пел по-татарски,уж лучше бы век жив-водицы не видать,чем эти чёртовы яблоки!", - что же мне с ними делать,я уже не могу!
       "Вот Солнце,вот небо,вот Бог на небе...Вот реки и нивы,полные хлеба...Леса и угодья,где звери и птицы;вся живность лесная счастливой родится:не зрится сомненье,не зрятся искусы,что голову жалят змеиным укусом.И мелк тот укус,но кусат постоянно,и ширится,ширится рваная рана;прокушены кости,до мозга добрались - и ядом ошмётки мозгов пропитались...
       Так просто жилося,так лепо всё было - я рос и мужал,набираючись силы.Казалось,весь мир уместится в ладони,и нет в этом мире ни горя,ни боли.Всё лепо и любо,всё Господа стадо:раз волк жрёт овцу - значит Богу так надо;раз коршун клюёт беззащитную птицу - отверзни свой взор и успей помолиться за промысел Божий,он знает,что делать,доверься ему безопасочно,смело...Но овцам и птицам чего-то не легче,когда из тебя жизнь кровянкою хлещет,когда в миг последний застыл перед взором кровавый оскал душегуба и вора!Украсть чужу жизнь - это божье веленье?Смиренно помри - а на небе отмщенье?Я здесь и сейчас,я не "завтра",не где-то и раз на Земле моя песенка спета,не ждите смиренья,не ждите покоры - отмщение здесь,душегубы и воры!А ежли суд божий потешный,не строгий - так на хрен мне бог,не надо мне бога!
       ...Но нет в мире бога,раз нет его в сердце...Всё ищешь покоя,но некуда деться от этих проклятых змеиных укусов...Настасья,Настасья...Всему покорюся,но только ответь мимолётным хоть взором - ты любишь меня или пришлого вора?
       Динь-динь-динь,дон-дон-дон,колокольчик звенит.Этот звон,этот звон правду мне говорит..."
       - Добрыня,чего как на похоронах?Свадьба всё-таки,выпей ещё,взвеселись!
       - Спасибо,велик князь,я пожалуй домой пойду,устал чего-то.
       Сидит Забава Путятишна в наряде невестином,голову кулачком подпёрла,речам жениха внимает,о своём думает...Скучно.
       - Вот ты представь,Забава,если мы замест двух коров,как у меня сейчас,десяток заведём?Это же мы пол-Киева молоком поить сможем,это кака копейка в карман к нам потечёт!
       "Стерпится - слюбится,слюбится - сможется всё позабыть,чем душа моя гложется.Эх,Соловей,непутёвый купечишка - вроде и мелкий ты был человечишко,но прикипела к тебе я нечаянно,душу ты вынул мою неприкаянну..."
       - Конечно,встаёт вопрос - а где деньги взять на десяток то коровок?Но ты,Забавушка,как-никак племяшка княжья,кхе-кхе...Неужто дядюшка племяннице любимой кость малую не подбросит,неужто родню в нищете прозябать заставит?Как ты считаешь,Забавушка?
       "Дядюшка,дядюшка,что ж вы подсунули - замест орла рыбу дохлую снулую?Это не муж,не хозяин,не пахарь,не еженощный хотя бы был трахарь - крот он слепой,шалапут непутёвый:всё что-то роет и всё бестолково."
       - А ещё,Забавушка,мечта у меня есть, - всё горячился и горячился Давыд Попов,изрядно подогретый дармовой выпивкой, - поросяток завести...Ты любишь поросят?А я люблю.В детстве,бывало,подойдёшь к поросёночку,погладишь по спи нке,поцелуешь в пятачок - и така на душе благодать,будто с братом похристосовался!Ты только представь, - откинулся на лавке,завёл руки за голову и мечтательно прищурил глазки, - цельные поля свиней и поросяток,и все что-то жрут,и все размножаются,и все наши...Сказка!
       "Как там Марфушка себя обозвала,"чёрна вдова"?...Не будь я Забава,ежели в первую брачную ночь не удавлю его,Бог мне в помочь!Главу к подушке прижму поплотней...Нету Давыдки - нет и свиней!Лучше уж в девках состарю свой век,чем провоняться навозом навек!"
       - Только мы со свинками к дядюшке твоему не пойдём - муж он государственный,забот полон рот;да и с коровками он нам поможет...Неудобно как-то.Мы лучше к тётушке твоей обратимся за помощью - неужто она такой малостью племяшке не подсобит,ты как считаешь,Забавушка?
       - Да,милый,обязательрно, - и глянула оценочно на шею хлипкую,примеряясь.
       ...- Пустите меня!Да пустите меня,я всё скажу! - ворвался в гридню какой-то человечек.Глянула Забава и обмерла,счастью своему не поверив - сам Соловей Будимирович,сам суженый ейный,ряженый!
       - Велик князь,не вели казнить,вели слово молвить! - поклонился в пояс.
       - Соловка?Какими судьбами? - подивился князь. - Ты ведь вроде в арестантах должон быть,так нам сказывали? - И блеснул искоса на Давыда Попова,отчего тот почему-то сразу забыл про свинок.
       - Поклёп,великий князь,гнусный поклёп!Этот Давыдка Попов давно желчью от зависти исходит,всё неймёт его мой фарт!Только я,велик князь,не из-за Давыдки здеся - пущай,раз судьба так повернулась, - вздохнул огорчённо, - забират Забаву...Я из-за мамани своей,Амелфы Тимофеевны.Вы пошто её обидели?Пока,значит,я в женихах числился,с вами во дворце жила,а только в арестанты меня Давыдка Попов определил - так сразу её...
       - Соловушка! - вздыбилась во весь рост и во всю ширь Забава Путятишна я прямо через стол полезла к суженому. - Вернулся!
       Подбежала да с такой силою обхватила Соловья Будимировича,что чуть не стала чёрной вдовой по недоразумению.
       - Я знать вас не знаю,девушка,и ведать не ведаю, - прямо в охапке у Забавы умудрился отвернуть свой острый носик Соловей.
       - Как не знаешь, - растерялась Забава и выпустила Соловья из рук, - как не ведаешь?...Дядюшка,он меня бросил! - И грохнулась в обморок.
       Забегали тут все,засуетились:бабки-няньки водой на тело лежащее прыскают,а князь моргнул страже,те обступили Соловья Будимировича и давай внушение ему делать,в память приводить.Очнулась Забава Путятишна - а вот он,суженый ряженый,Соловей Будимирович,пред ней стоит и почти влюблёнными глазами на неё смотрит...Ещё пара оплеух от стражников сзади - и совсем влюблённым взор стал.
       - Я тебя так ждала, - прошептала и крепко схватила Соловья за ногу - чтобы,значит,уж наверняка не убёг...
       - Вот и ладненько, - хлопнул в ладоши князь и стража с сожалением отошла от Соловья Будимировича, - это мы,Соловка,репетицию делали,а свадебку завтра сыграем,готовься...Стража!Отвести жениха в одиночную камеру...тьфу - в отдельную палату и не выпускать даже по нужде!Нечего ему от самого главного,можно сказать,события в своей жизни отвлекаться...Пущай под себя ходит,кхе-кхе! - И стража,а за ней и все гости дружно подхватили княжий смех...
       А Добрыня Никитич медленно возвращался домой.Ноги зловредничали - всё куда-то заворачивали,петляли и кружили и никак не хотели вести домой...Он поднял задумчивый взор и понял,что стоит пред домом своей матушки,Ефимии Александровны.За бычьим пузырём окошка грустно пблескивала желтизна лучины."Не спит матушка".
       - Добрыня?Ты чего так поздно?
       - С пира княжьего иду,со свадьбы шутовской...Мама,а вы в Бога веруете?
       - Как не веровать,Добрынюшка,что ты!Все мы под Богом ходим,его благодатью греемся,его милостью живём,что ты!А чего ты задумался,с Настасьей,что-ли,поругался?Так ты прости её - у нас,у баб,на сносях завсегда характер портится:и то нам не то,и это нам не это.Ты потерпи,месяцок всего остался.
       - Да нет,дело не в Настасье...Вот живу я,мама...А для чего я живу?Для чего я,русский богатырь,живу?Чтобы врагов земли русской убивать?Так у них тоже родители,тоже жёны да детишки малые.Вроде и всё по правде делаю - а оно всё равно кривдой оборачивается...Смутно,мама...
       - Ты поговори мне,поговори,не в Настасье дело!Я то мать,я всё вижу,я всё знаю:у мужиков только две кручины бывают - или из-за бабы,или из-за чужой бабы!Говори правду - поругались?
       - Ничего вы не поняли,мама...
       - Настя, - это уже дома, - съезжу я,развеюсь,скучновато что-то в Киеве стало.
       - Добрынюшка,мне же... - и примолкла.
       - Ничего,маманя поможет.Сын родится - Андреем назовёшь,дочка...Сама придумаешь.А если я не вернусь...Выходь замуж за кого любо,только за Алёшку Поповича не выходи - сволочь он та ещё.Ладно,прощай. - Вскочил в седло - и был таков.
       Капнут слёзы,но живот...Ничего,всё образуется.Нова жизнь во мне растёт,ново Солнце лучезарится.




      


Рецензии