Обратный марш

  Я не задаю малознакомым людям лишних вопросов. Того же требую и от других, хотя «требую» здесь крайне условно. Это просто некий момент общения. Здесь – то же самое. Просто интересно, что сегодня прозвучит, и будет ли фильм. В этом кафе уже знают, что будет сегодня, и «лишняя» публика сюда в этот день не заходит. 
  В принципе, здесь не такое уж и большое пространство, так что всё нормально, двадцать три человека – не недобор, но и свободные места есть, немного. Ну, бывает же, что человеку само по себе интересно что-нибудь такое – фильмы, музыка, тут же на самом деле ничего такого уже не происходит, четыре года подряд «Обратный марш» привлекает разве что внимание любителей специфической музыки и такого же специфического видео. Музыка немножко фоном, она на самом деле не такая громкая, просто она играет фоном. Можно послушать, можно поговорить. Есть второй зал, внизу – там просто кафе. На самом деле никто никому не мешает, а этот зал и был сделан даже без учёта таких компаний вот как раз для того, чтобы можно было провести время, и никто никому не мешает. Денис, хозяин кафе, потому сам же и предложил в своё время этот зал для вот таких компаний. Почему нет? Это тоже заработок, платят ведь не только за еду и напитки, но и за аренду аппарата. Я, кстати, в прошлом году сам пользовался, где-то примерно в те же дни. Просто списался с Тони – мой знакомый, он просто пишется у нас, мы общаемся на темы всяких таких штуковин электронных, «объектов», эффекторов. К тому же он толковый радиотехник, и ему даже за починку аппаратуры давали бесплатные часы для записи или репетиций. Хотя на «Обратном марше» я никогда не играл. Просто пару раз привозил свои «коробочки», и мы с Тони и компанией джемовали. Нормально. Всё же по-доброму, а другие, кто приходит, просто слушают нас, если что – можно пообщаться на темы инструментов, у кого интересы совпадают.
  Вообще, если брать ту историю «Обратного марша», которая известна мне, скандалов было всего два, и оба – на ранних стадиях и на улице. Сейчас уже сложилось такое отношение, что проще не замечать: двадцать три чудака на весь город, просто вычисляют маршрут общих шествий и идут из пункта «Б» этих шествий до кафе Дениса. Зал на втором этаже, аппаратура, музыка немножко фоном, видео тоже немножко фоном, если, скажем, вам интересно смотреть на движение деталей моторов или «парады металлоконструкций» (к примеру, сегодня фильм про автожиры). Одеты, конечно, довольно своеобразно, но в наше время многие рассматривают подобное, как просто желание выделаться. И всё.
  Нет, конечно, возмущений не стало сильно меньше по поводу таких акций, как «Обратный марш». Просто они уже как-то больше на уровне ворчания на молодёжь, которой только танцы до упаду, только песни до рассвета, а наследие предков побоку, как и прочее «понятийное». А делать из этого событие желающих нет на самом деле. Просто некоторые не понимают, да. Но сейчас уже в «духовной» среде общей модой стало игнорировать тех, кто подчёркнуто действует против их системы ценностей. Дескать, хотят в бездуховность – их проблема, их же дети, если они будут, их накажут. А не будет – известно, за кем останется будущее. Такие вот разговоры.
  На самом деле это всё было так, как было, то есть нормальные отношения на уровне того, что может быть у родителей (у кого есть дети), стремящихся дать своим детям образование и привить уважение к работе, которую они делают. И это не так важно для «Обратного марша», как явления. Просто проход до кафе.
  Тони ещё участвует в похожих тусовках на каждое восьмое июля и последнее воскресенье ноября, но это не «Обратный марш», это «Абразивный круг», частично с теми,  ком я говорил, они пересекаются, я имею в виду «Движение 23» и «Абразивный круг». Многие даже считают, что это одни и те же люди. Что это не так, никого не волнует из тех, кто наводит критику. У меня есть знакомые в «Абразивном круге», они собирают «кикстартерные» всякие железки и прочий такой самопал, который позволяет проводить очень тонкую работу со звуком, и именно этим они и славятся. Ну, если вы не имеете привычки просто оставлять где-нибудь Моцарта. В этом  случае вы туда вряд ли пойдёте. По сравнению с теми «фонами», которые звучат на вечерах «Обратного марша» – это уж точно «ужас-ужас-ужас», то есть реально «абразивная» музыка, порой очень жёсткая, с резкими перепадами по частотам, мягко говоря, атональная. У Дениса эти тусовки не проходят, для них используются репетиционные базы на отшибе, там только свои, около половины приходящих привозят свои инструменты и джемят там. На таких тусовках и раньше по большей части свои приходили.
  Кофе, круассан, сыр – сегодня можно, до дома я нормально доберусь. У Дениса цены не сильно страшные, если учесть, что он (сейчас это почти норма) очень придирчив к поставщикам. За то он и ценим. Не только теми, кто приходит на специфические акции, замечу. В наше время, кстати, такие кафе, как у Дениса – не самый распространённый вариант. Есть «просто кафе», общепит по сути своей. Есть антикафе или тайм-кафе, во многих из них «просто человека» не так часто можно встретить, хотя такого прямо фейс-контроля никогда там не было. Есть специфические точки, которые торгуют теми же бургерами или ещё чем-нибудь, это в чистом виде общепит, конечно, но здесь тоже часто сбирается сильно специфическая публика – фейс-контроля, повторюсь, там нет, но просто известно, что здесь собираются по большей части определённые люди. В центре, например, я знаю блинную, в которую женщине в платье, которое короче «четверти голени от колена» или в штанах лучше не заходить. Обслуге всё равно, они обслужат и с уважением отнесутся, только плати. А вот публика одним своим коллективным взглядом заставит вас быстренько проглотить блин, почти на лету запить его чаем, скажем, и ретироваться – кстати, «у Семёныча» на вынос не торгуют, это принципиальная позиция. И та же публика из блинной, которую держит Семёныч никогда не пойдёт в тайм-кафе, в которых собираются люди вроде нас с Тони. Сами. Принципиально.
  Вообще сейчас это не «модно» (слово немного неправильное) – распространено такое: быть принципиальным в круге общения. В своё время, когда была эта питерская история с одним «триста шестым», многие стали жёстче «фильтровать» круг общения, причём, Дмитрий, тот человек, из-за которого пресловутого «триста шестого» даже без той самой статьи уголовного кодекса очень скоро довели до того, что он переехал на другой конец Питера и удалил старые страницы в соцсетях, высказывался против «фильтрации» в таком духе. Впрочем, когда пошёл «девятый вал», его уже было сложно остановить, и последствия безобразия наблюдаются до сих пор, хотя, конечно, сейчас всё уже не так, как в тот момент. Но принципиальность в вопросах общения – имеет место быть. С обеих сторон уже давно условных «баррикад», равно как там и там хватает противников такой позиции. Но процесс, как я уже говорил, набрал силу – и механизм оказался запущен. Кого и покалечило. Я знаю много примеров как с «моей» стороны, так и моих же оппонентов (не люблю я этого «наши»), которые пострадали отнюдь не «душевно», а вполне себе физически, когда всё это началось.
  А вообще, если говорить о «миротворцах», то у меня есть друг – но он не «миротворец» как раз, а у него есть коллега по работе, они работают с малообеспеченными гражданами, стариками и прочими, кому нужна помощь. Эта коллега как раз и есть «миротворец», если вы что-нибудь слышали о поэтессе Алёне Весёлкиной, то это она и есть. Она и в частной жизни пытается навести контакты с людьми «с другой стороны», она и в перформансах участвовала, как был случай, она с другом своим оставила на входе в зал, где проходил перформанс, в котором участвовал мой друг, его Артёмом зовут… В общем, там она оставила книгу Джеральда Гауса «Как важно заниматься своим делом». И вот эта Алёна Весёлкина именно, что поддерживает движение, которое уже давно называют «миротворцами» или «монстрами общения» – они стремятся при удобном случае заговорить с каким-нибудь «отказником». Смысл? Людям не нравится то, что «отказники» любое общение с посторонними жёстко пресекают. До рукоприкладства дело не доходит, но на уровне цивилизованного общения даётся понять, что разговор был затеян напрасно.
  Доходит, увы, не до всех, некоторые «борцы с этикой отказа» не прекращают вас доставать до того, пока вы либо не начнёте бегать т них, либо им не «прилетит» – на моей памяти было штук семь случаев, когда человек попадал под суд за то, что влепил по харе «миротворцу». Я даже слышал, как-то в Питере, по-моему, какого-то парня посадили за то, что он столкнул чересчур прилипчивую мадам на пути в метро, и бедняжка отправилась писать отчёты в небесной канцелярии. Не знаю, может, и врут. Сейчас намного чаще «миротворцы» вроде Весёлкиной стараются действовать другими методами, порой проявляя некоторую изобретательность, и чаще всего это бывает один-два раза с одним и тем же «отказником»: можно огрести за «сталкинг». Опять же, всё это сейчас происходит реже и реже, а в Интернете куда проще создать территории для общения, куда посторонние не попадут. Так комфортнее. И большинство «духовных» после отказа в общении оставляют вас в покое, кто-то спокойно, а кто-то в резкой форме, занеся ваше имя в аналог ставшего в наше время «городской легендой» (или вроде того) «списка непримиримых», в который внесены имена тех, кто предельно жёстко пресекает общение с людьми из «духовного» лагеря. Я, к слову, в существование такого списка не верю. Достаточно просто прекратить общение и показать «знаки принадлежности», чтобы получить с другой стороны очень жёсткое отчуждение, когда от тебя демонстративно отсаживаются в транспорте, когда на улице после первого взгляда от тебя не то, чтобы шарахаются – просто отходят в сторону. Не ты – от тебя. Сейчас очень часто так случается. Парой-тройкой лет раньше ситуация была несколько иной: я так не делал никогда, но у меня есть знакомые, которые могли выйти из автобуса, если рядом с ними садился кто-то из «оппонентов». Не из страха огрести «за шмот», нет, именно эти люди не раз очень жёстко отвечали на малейший намёк на требование «пояснить». Но такие «демарши», как это описывали мои заочные оппоненты, имели место быть. Сейчас это в разы реже.
  Сейчас, по большому счёту, наступила почти идиллия – да, есть те, кто по-прежнему ведёт борьбу с обеих сторон баррикад, но их очень мало. Многие поступают проще. Ты сам можешь однажды стать жертвой принципа. Да, так декларировалось кем-то из моих лично оппонентов. Не то, что мне это сказали, полемики со мной за всё время полемик, о которых я говорил, было очень немного. Просто я не люблю вот это «наши». Мои. Может быть, ещё чьи-то, но у него это может быть по другим каким-то причинам. Я не знаю, по каким, не копаюсь в чужих мозгах и вообще уважаю чужие частные территории, такого же уважения требую к моей. И чаще всего всё очень просто – городские акции планируются так, чтобы не было пересечения, а если оно всё же будет, как с тем же «Обратным маршем» – просто будет «перестрелка глазами», когда оппоненты будут поглядывать на «другую сторону баррикад» с некоторым неудовольствием. И всё, разошлись и проводят оставшуюся часть акции в своих тусах.
  …Ага, вот и наш звукорежиссёр, Олег. Он с самого начала на «обратных маршах» – знает, что такое lowercase, умеет смикшировать модульные синтезаторы, чтобы ни один элемент не «тонул», работает как в студии, так и на выездах. Он же организует у нас в городе наши синт-митинга, уже четыре года, как это дело крутится. Вне политики и «духовностей» (но тут «духовных» почти нет, а если они сюда всё же приходят, то общаются с «оппонентами» исключительно на технические и звукорежиссёрские темы – я знаю парочку звукорежей «с той стороны баррикад», приходят из профессионального любопытства). Сейчас допиваю кофе и расчехляю сетап.
  Сегодня первый мой сет здесь и в этой компании не в режиме джема. Я и Гудрун – она ставит видео, я обеспечиваю саундтрек. «Roland CR-78» (я, наконец-то, поздравьте меня, научился эту штуку программировать) и «Koma Elektronik Field Kit» в качестве основных аппаратов, моя уже успевшая себя зарекомендовать связка из «Kastle» и «BitRanger», которые пропущены через небольшой микшер, а уже он подключается через «Boss RE-20» – естественно, это микшируется так, чтобы все мои эксперименты не были слишком громкими, здесь не «абразивная» туса. Да, мы с Гудрун решили, что будет немного хаотично, но это будет не грохот, а именно вот такие гулы и шорохи, которые будут сочетаться с драм-машиной, пропущенной через «РХ-1100», который я тут успел выкупить у персонажа, не знавшего, что с этой штукой делать.
  Я сегодня не один играю, конечно, это ясное дело, всё-таки я сюда чаще всего хожу так просто, иногда поиграть или поджемить с кем-то, кто не против. Вот, с тем же Тони, который… Ага, вот он, и Гудрун с ним пришла. Значит, будем сейчас делать пробы. Мы с Гудрун общались на эту тему, и в итоге родилась идея с фильмом про автожиры. Кстати будет отметить, Гудрун сама не против полетать на автожире, и у неё не очень большой, но всё же налёт на этих аппаратах, не так давно она летала на автожире с прыжковым взлётом – самой интересно стало. В «Движении 23» она – уникум в этом плане, больше там таких людей нет, по большей части они просто связаны с искусством. В «Абразивном круге» авиаторов человека три, и один из них, Винсент – инструктор Гудрун, к слову, он учит её летать на автожирах и самолётах.
  Вот так. А кто-то до сих пор твердит о «креаклах», придуманных не ими и просто взятых, как мишень для ругательств. А всё не так однозначно. Везде неоднозначно, «слева» и «справа», что всего интереснее. Динамика процессов, как говорят некоторые мои знакомые. Всё движется, где-то медленнее, где-то быстрее. Многие не хотят этого признавать – с обеих сторон баррикад, этого я мог бы и не говорить. Поэтому конфликты есть и, я думаю, ещё будут.
  Я сам не раз, конечно, был активным участником конфликтов, честно говоря, когда поддерживал друзей и единомышленников, однажды это стоило мне работы, не раз я вылетал из чьего-то круга общения, потому что поддержал «врага» (не моего, разумеется). Может быть, за это время и не было физического насилия «в моём секторе», но это же не значит, что «войны» не было. Опять же, пришлось устраиваться на новую работу, и это было сложно, меня выставили неуживчивым и склонным драться за каждую мелочь, не говоря уже об оплате труда. Выставлял вон из подъезда агитаторов – это разве что приводило к тому, что в мою дверь вскоре перестали звонить вообще, то есть буквально всех обходили, а мимо моей проходили, полностью игнорируя.
  Меня лично, я такое помню хорошо, однажды «назначили» членом некоей «Партии идиотов» – не имея в виду слабоумие, конечно же, если вы знаете, кого в античной Греции изначально называли «идиотами», то вы понимаете,  что имелось в виду. «Идиотес» – это те, кто не проявляет общественную активность, занимаясь исключительно вопросами своей частной жизни, отсеивая всех, кто призывает включиться в общественную жизнь. Я ни в какой партии не состоял, что не раз объяснял своим оппонентам на ранних стадиях, всегда подчёркивая, что в общественных движениях не участвую принципиально, и если меня обозвали «аполитичным», то я сам себе «аполит», раз уж так обозначили (хотя я не верю в реальную аполитичность, если вы не Робинзон Крузо). Сейчас эта точка зрения уже не высказывается, меня больше числят, как «креакла», который отвергает традиционные ценности, ставя превыше всего интересы искусства. Дурь, но вот так вышло…
  Неплохо, всё хорошо приходится, моя техника работает, и, вроде, фильм Гудрун хорошо собрала и подобрала к моим опытам с инструментами. Мы обсуждали это до сегодняшнего дня, пробовали разные варианты. Итак, я сегодня здесь, впервые играю полноценно на «Обратном марше». Новый опыт – это всегда интересно. Люди хорошие, я их давно знаю, наши убеждения очень во многом совпадают, на вопросы по мероприятию отвечают честно, их позиция предусматривает известную открытость, когда это не частная жизнь. С кем-то они не будут говорить, да. Но всё-таки, есть те, кто действует жёстче и сейчас, это я уже говорил.
  Просто сейчас таких стало меньше, но всегда остаются те, для кого революция не завершилась, и постепенное успокоение для них – это уже контрреволюционный процесс. Я просто знаю таких и знаю, что они будут всегда. Возможно, кто-то уже сейчас запускает процесс ликвидации родовых связей, заменяя имя, данное в роду и свидетельствующее о принадлежности к роду, на код, который сугубо индивидуален. Это всё – процессы вроде попыток сделать реальным языком общения пазиграфию Тирояна, если вы понимаете реальность общения на таком языке. Если не понимаете – на этом языке невозможно общаться в речевом формате, он чисто письменный и крайне беден на слова. Но есть такая вещь, как мечта. Безумная. И кто-то всеми силами эту самую мечту осуществляет.
  Но здесь и сейчас – мечта, но я не знаю, насколько «безумная». Наверное, всё-таки это – не о «Движении 23», здесь люди вполне себе рациональные, по большому счёту, и даже «Обратный марш» был вполне безобиден сам по себе. Это была просто интеллигентная попытка сказать, что они не на модной волне (хотя многие из той самой «волны» сейчас постоянно говорят, что именно «Движение 23» – это модники). Как кто-то определил в ответ, по-моему, на «Движение АБВ» – «Вежливый Отказ». Распространённый вариант.
  Вообще, если так вот, кто-то говорил в своё время, нет никаких движений. Конечно, формально как раз они уже давно есть и открыто декларируются, но была в ходу такая фраза: «Нет никаких движений». Очень многие так и говорили: «По собственному праву». То есть взял сам, решил что-то делать поперёк общего уклада – и сделал. Сам для себя, без других людей. Это не отменяло движений, которые всё же возникали, как то же «Движение 23» или «Абразивный круг». Но как раз такие тусы – это не одно большое движение.  Часто это вообще несерьёзно. Как та же самая группа «Stars & Stripes», которая прославилась своими выходами с американской символикой или в «вырвиглазного» цвета одежде, причём, за пределами танцевальных тусовок или проходов в такой одежде по городу – ничего такого жуткого. Просто такой своеобразный подкольчик, вполне безобидный, если речь не идёт о персонажах, которые могут уйти в беспробудный запой, увидев оторванную пуговицу. А такие – музейная редкость.
  Другое дело, как воспринимает подобных персонажей «та сторона баррикад», и вот там как раз безобидным проказам придавался статус революционных действий – и, наверное, тем самым, как ни парадоксально, революционная сущность всех этих «движей» и была «материализована». Хотя ещё вопрос, насколько это вообще революционно было, часто это тот же самый консерватизм, пусть и иного порядка, чем тот, который декларируется в блинной у Семёныча постоянными гостями. Или Алёной Весёлкиной. Я в каком-то отношении тоже «консерватор», если исходить из этого расклада. Другое дело, что это исходит ещё и из «собственного права». Что нас друг от друга и отличает в данном случае. В данном конкретном случае.
  Впрочем, как раз сейчас это совершенно неважно. Мы начинаем…


Рецензии