Застрожная Александра Петровна. Война

На фото: Участник войны Ушаков Иван Ефимович (1913-1972 гг.)
Фото из архива Благодарненского РВК.

Застрожная Александра Петровна.
Начало войны. Оккупация.
Хутора Гремучий и Красный Ключ.

А. П. Застрожная (Миронова) вспоминала:
- 22 июня 1941 года. В селе Благодарном проходил смотр школьной художественной самодеятельности. Ученики всех школ района съехались для участия в заключительном концерте. В репертуаре лучшие песни и танцы, физкультурные номера, инсценировки. Неожиданно, представители райкома партии прервали танцевальный номер и объявили, что началась война. Это было около 11-ти часов утра. Как потом стало известно, к этому времени немцы уже пересекли границу, вражеские самолеты бомбили советскую территорию. Германия вероломно напала на Советский Союз. Пролилась первая кровь защитников социалистического Отечества, запылали города и села…

Началась мобилизация в Красную Армию. Было много добровольцев, коммунистов и комсомольцев. Подавали заявления женщины и девушки. На фронт ушли братья: Стефан, Иван, Михаил. Дмитрий служил срочную службу. Филипп Петрович был военным.

Воентехник 1-го ранга Миронов Филипп Петрович, 1911 года рождения, техник по вооружению авиаэскадрилий 175-го Штурмового авиационного полка Волховского фронта, в 1942 году был награжден орденом «Красной Звезды».

Большинство мужчин наших хуторов убыло в войска в составе различных команд по разнарядкам Орджоникидзевского краевого военкомата. Отец остался дома, он уже  был непризывного возраста.

В  1941 году я пошла в пятый класс. Школа была в Александрии, за пять километров. Пока было тепло, ученики ходили пешком, брали продукты, в основном, хлеб и бутыль с молоком. По дороге из школы останавливались, отдыхали, учили уроки. Из хутора до станции Мокрая Буйвола, прямо через поле была протоптана узкая дорожка, а дальше к Александрии по наезженной дороге. В холодное время года жили у родственников или на квартирах.

С тревогой ждали вестей с фронта. В конце 1941 года на хутора привезли граждан, эвакуированных из Ленинграда, беженцев-евреев. Их разместили в школах, бараках. Часть семей разместили по домам хуторян.

В конце июля 1942 года через хутора прошли отступающие советские воинские части. Отступали без боев к предгорьям Кавказа, за Терек. Солдаты измучены, уставшие. Среди них были мои братья Иван и Стефан. Иван побыл дома совсем мало и пошел догонять свою часть, Стефан остался в хуторе. Иван убеждал Стефана идти дальше, но тот не послушался.

Опасаясь за беженцев-евреев, их организованно отправили в село Благодарное. Несколько семей остались, их потом прятали, скрывали от немцев и местных полицаев.

В городе Буденновске военкомат собирал отступающих, отставших от своих частей красноармейцев, формировал их них команды. Брат Стефан согласился идти на войну. Степанида Александровна собрала продуктов. Вместе они поехали в Буденновск, но опоздали, никого не застали в военкомате, только бумаги ветер гонял по двору. Город бомбили немецкие самолеты.

Оккупация была короткой – пять месяцев, с августа 1942 года по январь 1943 года. Сражения обошли стороной наш район. Немецкая комендатура размещалась в селе Александрии. На хутора немцы лишний раз боялись приезжать. Боялись партизан. Сильно вооруженной командой изредка наведывались за продуктами. Никого не грабили, спрашивали: яйца, молоко, кур, сало, масло. К населению относились не так жестоко, как в начале войны, в сорок первом. Видимо, учитывали опыт Белоруссии, где население в массовом порядке уходило в леса и вступало в партизанские отряды.

На Ставрополье оккупанты вели политику сохранения колхозов. На полях шли полевые работы, пресекался грабеж и хищения колхозной собственности. Имущество, разобранное из колхоза в начале эвакуации, возвращалось в бригады и на фермы.

Немцы не вмешивались в жизнь хуторян. Вся власть в хуторах была в руках местных полицаев. Кое-кто из них, верно служил немцам. Известен факт, что они выдали семью, прятавшую евреев. В основном же, полицаи, боясь народного гнева и возмездия, всячески старались помочь, предупредить, оградить земляков от неприятностей.

Брат Стефан во время оккупации работал в колхозе бригадиром, поддерживал связь с партизанами, обеспечивал их продуктами.
 
В начале января 1943 года, накануне освобождения района, некоторые полицаи, боясь ответственности, ушли с немцами. Тех, у кого руки не были запятнаны кровью, мобилизовали в войска.

Ушел на фронт и Ушаков Стефан Ефимович. В этом же году он погиб в боях с фашистами.

Владимир Пузиков
г. Благодарный
1 июня 2017 г.


Рецензии