завод сибтекстильмаш

Мы с Зоей отгрузили контейнер и отправились в Новосибирск. Первое время
жили у Аси  на ул. Станиславского, 18 кв. Ася прописала Таню в  обшежитии.Нас с начала не прописали в
квартиру Рыжковых, т.к. квартира принадлежала «Сибтекстильмашу» и зам.
директора завода нам отказал в прописке. Тогда Ася пошла к своему зам.
директора завода НВА, и тот договорился с зам. директора
«Сибтекстильмаша». Нам дали разрешение на прописку. Без прописки на
работу не принимали. Оформился я быстро. Попросил главного архитектора
Н.Б. Тесленко, чтобы он разрешил поработать мне мастером, узнать людей,
специфику работы на заводе. Директор тоже согласился на этот вариант.
Через два месяца меня поставили нач. цеха № 15. А старого нач. цеха № 15
Чулкова В.Ф отправили в отпуск. После отпуска ему дали должность
старшего мастера. Его отстранили от работы, т.к. он на работе пил здорово.
Что удивительно, на заводе работало в то время 15 000 человек. И меня из
Караганды ждали полтора месяца. Будто найти в своем коллективе не было
возможности. А это потому, что должность эта была убойной, трудной.
Выполнить задание, план любой ценой надо. А не хватка материалов,
транспорта, людей никого не интересует. Дай, сделай и точка. А вот в наши
дни, сегодня. В предвыборной кампании любого уровня депутатов горсовета,
облсовета, губернатора, мэра города участвуют, желают быть избранными по
10-15 человек на одно место, стул. А почему? Да потому, что там можно
ничего не делать, а деньги получать и славу, да еще депутатская
неприкосновенностьь прельщает. У нач. цеха зарплата составляла 190-200
рублей, премиальные были, но редко. А у депутатов, конечно, значительно
больше, а ответственности никакой – сиди и ковыряй в носу, как говорил
наш директор завода т. Дворсков К.П.
Цех мой занимался ремонтно-строительными работами на заводе
«Сибтекстильмаш», на заводе «Сибсельмаш», там у нас было пять цехов. На
металлургическом заводе был один цех. Мы занимались ремонтом
машиностроительного техникума, профтехучилища, свинсовхоза, иногда и
базы отдыха в Кудряшовском бору.
Сам цех имел несколько кабинетов, столярку в подвале, кладовые в подвале
и больше ничего. Численность рабочих и ИТР в цехе была в пределах 150-
170 человек. Еще нанимали «дикие» бригады для работ по покраске, побелке
корпусов (цехов). Иногда нанимали и на кровельные работы.
Завод строился, а действующие цеха надо было ремонтировать, делать в них
новые фундаменты для нового оборудования и тд. У меня было 5-6 мастеров,
нормировщик, секретарь, кладовщики, энергетик, механик, табельщики.
Работы все выполняли вовремя, за этим следил куратор – главный
архитектор, он же нам и давал задание на месяц, а потом спрашивал и
финансировал.
Летом 1973 года к моему цеху № 15 был прикреплен еще один цех № 23. Это
тарный цех, который был на площадке завода «Сибсельмаш». Там был
корпус деревянный. Была и пилорама. Тару делали решетчатую для гильз,
парковую тоже для гильз на долгое хранение. Пилорама пилила пиловочник
на брус и доски. Из этого материала делали упаковку для ткацких автоматов.
Работы велись на улице под навесом. В любой мороз, а план дай. При
соединении цехов мне дали двух заместителей. Один занимался тарным
производством, другой – строительными работами. Занимались они, конечно,
как надо, но ответственность за все дела лежала на мне. Еще одно
производство было в нашем объединенном цехе – это товары народного
потребления. Изготовляли складные кресла, табуретки и прочее из
алюминиевой трубы. Вот я и мотался с одного завода на другой. Кроме того,
на завод приходила возвратная тара и упаковка к ткацким станкам. Все и это
производилось (ремонтировалось) на открытых площадках, где есть кран и
железная дорога.
Летом 1973 года мне было дано задание отремонтировать бытовки для
столовой № 15, а эти бытовки заняли строители. Мы их предупреждали,
чтобы они убрались, а они ни в какую. И вот я утром с мастерами пошел туда
и начал выставлять раму, чтобы туда проникнуть, вывалилось стекло, и
углом поранило мне икру ноги очень сильно. В травматологическом
отделении мне зашили рану, но больничный я не взял (нач. цеха – болеть
нельзя). Пробыл дома 3-4 дня, взял отпуск. Мне дали путевку на базу отдыха
«Кудряши», и я там целый месяц жил, ходить не мог. Нога вся посинела, но
потом зажила. Семья моя там же жила. Юра пришел уже из армии.
В июле 1973 года мне дали квартиру на ул. Невельского, 65 . Вот так, в
сорок пять лет получил первую свою квартиру! Настоящую, со всеми
удобствами, двухкомнатную, на втором этаже!. Немного о кадрах. Зам. нач.
цеха по тарному производству был Андреев Петр Иванович. Это
малограмотный мужик, выдвиженец на должность нач. цеха № 23, т.к. он
был привезен еще из г. Тулы. Практик не плохой, но когда его поставили
моим замом, стал отлынивать от работы, подсиживать меня, не всегда
выполнял задания. Шишки валились на меня, а государственный план надо
было дать любой ценой. Зам. нач. цеха по ремонтно-строительному делу был
Астафьев Петр Владимирович. Он имел среднетехническое образование
(вечернее). Работал не плохо, но без толчков со стороны и указаний не всегда
справлялся с поставленными задачами. У него был план, но план был не
государственного масштаба.
Мастеров было много: Коршаков, Чулков, Максимов, Тарасов, Воробьев,
Шакурина. Из машиностроительного техникума прибыло несколько
специалистов: Логинов, Смоляков. Пока был у меня один цех, я
справлялся с работой хорошо. Как только соединили два производства, меня
стало не хватать. Здоровье сразу ухудшилось. Вечером приходил домой
поздно, обессиленный, больной. Печень начала болеть, сердце тоже давало
сбой и тд. Я был на грани бросить все и уволиться. Но мои родные
сдерживали меня, т.к. надо было получить квартиру. После нескольких
посещений поликлиники, врачи мне сказали, что надо решать и подумать о
здоровье. Я написал заявление директору завода о том, чтобы меня
освободили от занимаемой должности по состоянию здоровья. Через два или
три месяца подобрали человека на мое место, и меня освободили и перевели
мастером на самый крупный участок – изготовление тары для ткацких
станков и ремонт тары, а это 50% всего плана в денежном выражении. Теперь
работы  были сосредоточены на площадке завода «Сибтекстильмаш». Было
построено здание пилорамы, где производили распил леса, заготовку деталей
и делали упаковку для ткацких станков. Такая упаковка представляла из себя
следующее: длина 5 метров, ширина 1.8 метров, высота 1.8 метров. На
изготовление такой упаковки уходило пиломатериала 4-5 кубометров. Чтобы
изготовить 100 таких упаковок, требовалось распилить на пилораме 500-600
м3 круглого леса. У нас программа была 500 комплектов. Пилорама
распиливала 2 500-3 000 м3 кругляка. Лес к нам шел составами, рабочие
пилорамы зарабатывали мало, приходилось вывертываться, приписывать. Я
доприписывался до того, что по документам леса у нас уже нет, а на складе
2 000-3 000 м3 еще лежит. Если бы была ревизия независимая, то меня могли
бы привлечь к ответственности, это первое. Второе, пилорама работала в две
смены, а я один и на первой, и на второй смене, и еще изготовление новой
тары, и еще ремонт возвратной тары, который производили на железной
дороге, на улице. Везде надо успеть, всем надо написать наряды, смотреть за
тех. безопасностью. Один случай был, во вторую смену противовесом
пробило голову рамщику Тамбовцеву. Хорошо, что он был в это время
трезвый. Так и то, меня наказали штрафом - лишили премии и высчитали из
зарплаты, не помню сколько.
План рос, помощников у меня не было, работать было тяжело. Дали мне
одного парня. Обучил его, Запева Бориса.
Директор завода посещал иногда наш участок, я к нему обратился, что очень
большая нагрузка на меня одного. Он мне ответил, что цехом руководил,
справлялся, вот и тут справишься, ты уже опять здоровый. А это было не
совсем так – здоровья уже не хватало. И я подал заявление и уволился.
Партком долго меня не снимал с учета, но я доказал, что мненадо уйти. И я ушел
с завода.
На заводе к нам нач. цехов относились с уважением: в отпуск идешь – дают к
отпускным еще один оклад, путевка в любой санаторий, летом на базу
отдыха «Кудряши» давали путевку на три месяца – живи с семьей и тебя на
работу, и с работы привезут на автобусе. В столовой для нач. цехов и отделов
в диетзале кормили очень хорошо. Специально был нанят повар из
ресторана. Он знал, кто что любит, и всегда готовил прекрасно. Утром можно
было у него молока или кваса,попить зависело от состояния человека. По итогам
года мы получали тринадцатую зарплату. Это была хорошая поддержка. Мы
шли и покупали на эти деньги или костюм, или пальто и тд.
В это время на нашем заводе работала моя супруга в отделе метролога, работа ей
очень нравилась, коллектив хороший. За мамой пришла на завод и моя дочьТаня, тоже
в этот отдел. Она в это время училась в машиностроительном техникуме (на
вечернем). Юра после армии пришел тоже к нам в электротехническую
лабораторию, затем он работал в транспортном цехе, в гараже электриком,
аккумуляторщиком. На наш завод пришел и супруг Тани Володя Ермолович
в оборонный цех мастером, ст. мастером. После ликвидации оборонки,
перешел в шефмонтаж на ткацкие станки, ездил по фабрикам устанавливать,
отлаживать станки. В общем, целая династия работала на заводе. Да, забыл,
внук наш Антон, тоже поработал на заводе, в охране, но это уже была
перестройка, был последний человек, который работал на нашем заводе. Все
упало. Все прекратилось выпускаться. Завод растащили, раскупили.
Работают два-три корпуса, да и то помаленьку.
Пока завод существовал и процветал, целый микрорайон  был построен
«Западный» со всей инфраструктурой: школы (2), детсады (4), баня, магазин
кафе. Построен прекрасный Дворец культуры на 300 мест. Задействован
профилакторий «Заря» на 150 мест. Мы многие годы там отдыхали вместе с
Зоей, подлечивали свои болезни. Плата за профилакторий была мизерная –
15 руб. за 21 день, а иногда давали бесплатно. В профилактории были ванны,
массаж, физиолечение и прочее. Нам это было удобно: рядом с домом и не
надо заботиться о приготовлении пищи. А главное – давали лечение.
Спорткомплекс с бассейном тоже вступил в строй. Я, в первые месяцы его
открытия, ходил туда купаться. Внуки наши там научились плавать. Наш
поселок благоустроен, много посажено деревьев, кустарников. Сейчас
высаживают цветники, делают клумбы.
В зимний период на базу отдыха «Кудряши» выезжали в выходные дни по
цехам. Там лыжная база наша, катались на лыжах, и так гуляли в бору.
Отдохнуть, обогреться, просохнуть было где.


Рецензии