Числа и идентичность. Глава 27

1. В прошлой главе я дал краткий обзор исторического развития этики солидарности внутри европейской и американской традиции. Те из моих читателей, которых интересуют истоки этики солидарности у еврейских пророков, в греко-римском стоицизме и в раннем христианстве могут обратиться к моей книге Свиток и сапог, где в ходе матричного анализа конкретных текстов внутри социограммы я прихожу к выводу о том, что эта этика связана прежде всего с этономикой СЕВ, а также с энергономной DAB и альтерономной CAD контекстными группами смысловых парадигм идентичности.

2. В этой главе мы начнем матричный анализ позиции Джона Брауна и прежде всего его осмысления своего проекта освобождения рабов. Затем нам предстоит сравнить эту позицию с точкой зрения защитников рабовладения, начиная от основателя южного сепаратизма американского политика Джона Калхуна в 1830х и 1840х годах, до увязывающей идеологию рабовладения с ростом массового спроса на хлопок и рыночной глобализацией лежневой теории общества сенатора Хаммонда во второй половине 1850х годов. Мы закончим этот раздел книги анализом критики лежневой теории в речах Авраама Линкольна и разбором позиции главнокомандующего армией южной Конфедерации генерала Роберта Ли. Частично (и гораздо более подробно) я уже рассматривал эти темы во втором томе книги Время смыслов, в основном посвященном истории США накануне гражданской войны между Севером и Югом (1861-1865), где впрочем я не касался точки зрения Джона Брауна и не давал детального обсуждения позиции Ли.

3. После этого перерыва мы, как я и обещал, вернемся к детальному матричному разбору текстов, связанных с историей России начала 20 века и прежде всего повести Вересаева Два конца. Те из моих читателей, которых интересует главным образом осмысление истории России, смогут обнаружить интересные параллели (и конечно  многочисленные различия ) между американским и российским вариантами седьмого экзистенциального общественного кризиса (в Европе он был начат Французской революцией конца 18 века и закончился Второй мировой войной), связанного с распространением рынка и массовой грамотности, с демократизацией политики и ломкой старых сословных порядков.Разбор французского и немецкого вариантов этого кризиса я планирую дать в третьем и четвертом томах книги Время смыслов.

4. Но в отличие от книги Время смыслов, где я решаю преимущественно исторические задачи, Числа и идентичность должна по замыслу автора дать больше философских обобщений конкретного исторического материала. Прежде всего это относится к проблеме типологии развития смысловой идентичности и соотношения экстенсивных и интенсивных аспектов внутри этого развития.

5. В начале этой книги я указывал, что часто встречающаяся в природе логарифмическая (равноугольная)спираль, сохраняющая свою форму на всех витках, может служить символом идентичности, как способности культурных и социальных сущностей сохранять свою структуру и свойства внутри процесса исторических изменений.

6. Иными словами идентичность существует в той мере, в какой этим сущностям удается удержать и укрепить внутренние связи как моменты пребывающего в них единства и интегрировать возникающие различия как динамические аспекты этих связей в их конкретном многообразии.

7. Но является ли сама эта идентичность просто перечнем свойств отдельных элементов (то есть присущих им сходств и различий ) или же она представляет собой некое исходное пребывающее целое, которое лежит в основе элементов и независимо от них?

8. В первом случае речь идет об экстенсивном пути развития идентичности (сведение реальности к совокупности данностей), во втором об интенсивном (интеграция данностей в реальность, как глубинное единство).

9. Необходимость присутствия такого всеединства на глубинных уровнях реальности обуславливается количеством связей и соответствий, которые существуют внутри различных частей мирового целого, как внутри тех, о которых можно сказать, что они обладают собственной целостностью (например планеты и звезды) и своего рода индивидуальной или групповой идентичностью, так и между ними. В той мере в какой эти соответствия и взаимодействия обнаруживает определенный порядок, регулярность и структуру мы можем говорить о целостной системе (например солнечная система или различные системы человеческого организма).

10. Вне зависимости от того, является ли эта системность результатом способности вещества к самоорганизации или ее присутствие обнаруживает наличие разумного замысла мы не можем отрицать сам факт присутствия системности (наряду с противоположной ей хаотичностью) на разных уровнях мирового целого.

11. Поэтому возможно предположить что накопление системности с одной стороны и хаотичности с другой это две стороны одного и того же процесса знакообразования и знакоразрушения (семиосиса) внутри природных и общественных явлений. Там где знаковость присутствует в сравнительно развитом виде мы можем говорить об идентичности.

12. Этот процесс накопления знаковости и ее перехода в идентичность можно обнаружить и в самой нашей матрице идентичности (которая там где она применяется для исследования общественных явлений носит название социограммы).

13. Например если дать различным контекстным полям матрицы определенные порядковые номера (как мы это сделали в пятой и следующих главах книги) можно заметить переход от исходной единичности (центральное контекстное поле смысловых взаимодействий I)к двойственности сходства и отличия в контекстном поле общих принципов А (2)к появлению связной множественности и соотнесенного разнообразия в контекстном поле конкретных жизненных форм В (3)и далее к возникновению симметрического соотношения и поляризации/противопоставления параллельных парностей в контекстном поле личности С (4)с присущими ей противоречиями и выборами и наконец к оформлению сочетания гармонической закономерности (например числа Фибоначчи математически тесно связанные с пятиугольной звездой)и бесцельной аггрегатной хаотичности внутри контекстного поля мира/рынка D (5).

14. Можно предположить, что присутствие закономерности с одной стороны и хаотичности с другой определяется характером и степенью вовлеченности исходного всеединства в то или иное специфическое контекстное взаимодействие. Там где это взаимодействие соответствует структурности всеединства мы наблюдаем развитие и накопление системности (интенсивный путь развития идентичности), а там где взаимодействие отходит от структурности всеединства происходит постепенное накопление внутренних противоречий и односторонности и в конечном счете хаотичности (экстенсивный путь развития идентичности).

15. Наличие всеединства как необходимую предпосылку связности и взаимодействия внутри разнородных сущностей и между ними можно проиллюстрировать на конкретном примере окружности и касательной, которые пересекаются в одной точке. Если представить себе эту точку в виде бесконечно малого отрезка, то возникает вопрос о том, каковы свойства этого отрезка: является ли он круговым или прямолинейным, ведь свойства круга и линии в известном смысле противоположны. По правилам логики он не может быть и тем и другим одновременно. В таком случае можно предположить, что он либо а) не является ни тем ни другим и представляет собой некое чистое ничто (математический 0), либо в) правила логики на этом уровне не отражают реальность и отрезок действительно является и тем и другим одновременно, то есть представляет собой момент всеединства (1).

16. На квантовом уровне все эти проблемы просматриваются вполне конкретно в виде парадоксов квантовой механики. И я уже указывал на сходство между матрицей идентичности (центральное и восемь боковых контекстных полей) строением атома (протон в центральном ядре и восемь мест для электронов на внешней орбите, их действительное количество там определяет свойства химических элементов в таблице Менделеева) и структурой Солнечной системы (например 108 диаметров солнца как расстояние между солнцем и землей и 108 диаметров луны как расстояние между землей и луной).

17. Кстати говоря возможно, что десять числовых величин внутри цифры 108 соответствуют десяти измерениям физической вселенной, которые многие современные физики считают определяющими для структуры вселенной. Вообще такое количество соответствий предполагает что интенсивный путь развития идентичности вовсе не является исключением. С другой стороны хаотичность и катастрофичность также представляют собой неотъемлемую часть мировой динамики, не только природной, но и социальной.

18. А можно ли определить какие парадигмы и конфигурации идентичности являются более интенсивными, а какие менее? Очевидно, что ответ на такой вопрос будет в определенной степни зависеть от характера данной специфической ситуации и связанных с ним потребностей в той или иной парадигме. Однако судя по всему парадигмы идентичности не только определяются потребностями и ситуацией, но и сами активно влияют и даже формируют эти потребности и ситуации.

19. Возможно наш анализ конкретных исторических ситуаций и связанных с ними парадигм идентичности позволит читателям самим определить соотношение интенсивности и экстенсивности внутри тех или иных парадигм.Ну а теперь вернемся к Джону Брауну и его взглядам.

20. Во время его допроса 18 октября 1859 г. в виргинской тюрьме Браун подчеркивал, что планировал освободить как можно больше рабов и делал это в соответствии со сформулированным в Новом Завете Золотым правилом. Какую именно из формулировок Золотого правила он имел в виду? Речь идет о словах Иисуса из Нагорной проповеди, обращенных к народу и ученикам: "Итак во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними ибо в этом закон и пророки" (Мф 7:12). В своей речи на суде Браун заметил, что если бы речь шла о вызволении каких нибудь белых пленников его поступок удостоился бы всеобщего одобрения.

21. Иными словами он указал своим противникам на то, что расистские предрассудки мешали им видеть фундаментальное сходство ситуаций, дающее возможность применить определенный Золотым правилом принцип эквивалентности, равноценности "своих" (контекстное поле G 8 на правом конце центральной горизонтальной коммуникативной оси GE матричного квадрата) и "чужих" (контекстное поле Е 6 на левом конце той же коммуникативной оси).

22. Ниже я привожу соответствующие отрывки из Протокола допроса (1) и речи Брауна на суде (2).

Один из присутствующих (bystander): "Считаете ли вы это религиозным движением? Браун: по моему мнению это самая большая услуга, которую можно оказать Богу.Один из присутствующих: считаете ли вы себя орудием в руках Провидения? Браун: Да, я так считаю. Один из присутствующих: На каком принципе вы основываете свои действия? Браун: На Золотом правиле. Мне жаль порабощенных бедняков, у которых нет никого,кто бы помог им: вот почему я здесь, а не изза личной враждебности и не ради мести. Это мое сочувствие к угнетенным и обиженным, которые в глазах Бога также хороши и ценны, как и вы." (1)

23. А вот три первых ключевых абзаца из его заключительной речи на суде:

Если суду будет угодно я должен сказать несколько слов.Во первых я отрицаю все, кроме того, что я признал с самого начала, то есть намерения с моей стороны освободить рабов. Я намеревался сделать это чисто также как прошлой зимой в Миссури, когда я взял рабов без единого выстрела с обеих сторон, перевел их через страну и наконец оставил их в Канаде. Это все что я намеревался сделать. Я никогда не намеревался совершить убийство или измену или разрушить чью нибудь собственность или возбудить рабов к мятежу или организовать восстание."

Здесь необходимо прерваться ради небольшого обьяснения. Любое массовое освобождение рабов (а Браун несомненно предполагал такое освобождение) реалистически говоря предполагает элемент восстания так как оно должно было неминуемо встретить вооруженное сопротивление рабовладельцев. Браун конечно понимал это и несомненно намеревался вооружить рабов, его отряд имел для этого на хранении сотни ружей и пик. Вместе с тем захватив один из крупнейших арсеналов армии США люди Брауна не сделали никаких попыток открыть его и раздать окрестным рабам десятки тысяч хранившихся там ружей и тем самым начать массовое восстание. Браун действительно старался по возможности избежать потерь среди гражданского белого населения, отдав своим людям приказ применять оружие только в случае, если они встретят сопротивление (несколько человек было убито таким образом, в их числе мэр городка Харперс Ферри). Ну а теперь продолжим цитату.

У меня есть и другое возражение, а именно что присудить мне такое наказание несправедливо (Браун был присужден к смертной казни ЛБ). Если бы я вмешался в дело таким образом, каким я признал и как, я признаю, было вполне установлено на суде (я восхищаюсь честностью и искренностью большей части свидетелей по этому делу)и сделал бы это ради богатых, могущественных, умных, так называемых великих или же ради их друзей или же ради отца, матери, брата, сестры или детей и претерпел бы то и пожертвовал бы тем, что я испытал во время этого вмешательства (Браун получил несколько сабельных и штыковых ран ЛБ)то все это считалось бы правильным и признавалось бы, что я заслуживал вознаграждения, а не наказания.

Этот суд, как я полагаю, признает справедливость закона Божьего.Я видел здесь как целуют книгу, которая, как я думаю, является Библией или по крайней мере Новым Заветом.Эта книга учит меня тому, что все, что я рассчитываю получить от других людей, я должен совершить по отношению к ним. Она также учит меня "помнить о тех, кто в узах, как если бы был узником вместе с ними".Я намеревался действовать согласно эти указаниям. Я еще слишком молод (ирония: Брауну было 59 лет ЛБ)чтобы понять, что Бог смотрит на лица.Я верю в то, что вмешаться, как я это сделал-как я всегда добровольно признавал, что я сделал-в пользу Его презираемых бедняков, было не несправедливо,а правильно.И теперь, если считается необходимым, чтобы я отдал свою жизнь ради целей справедливости и смешал мою кровь с кровью моих детей (двое из трех сыновей Брауна, участвовавших в атаке на Харперс Ферри были убиты и умерли на руках отца ЛБ)и с кровью миллионов людей в этой рабской стране, чьи права игнорируются подлыми, жестокими и несправедливыми законами, да будет так!"

24. Попробуем теперь разобраться в смысле этого выступления Джона Брауна с помощью матричного анализа (включая сюда его числовой вариант). Здесь задействован целый ряд смысловых парадигм идентичности. Джон Браун (нижнее правое, а от наблюдателя левое контекстное поле автономной личности С 4) обьясняет, что сделал это по сочувствию к "цветному" населению (среднее левое, а от наблюдателя правое контекстное поле "чужих" Е 6), которое порабощено (то есть лишено прав и превращено в расходный рабочий ресурс, что соответствует нижнему левому контекстному полю мира/рынка D 5). Таким образом перед нами харитономика CED, та же парадигма идентичности, которая используется в евангельской притче о самарянине (см. мою книгу Свиток и сапог). Сочувствие Брауна и его готовность пожертвовать жизнью ради освобождения рабов в данном случае отображается ассоциативной полугоризонтальной диагональю СЕ.

25. Утверждая центральность Золотого правила Джон Браун тем самым подчеркивает не центральную вертикальную ось FH субъекта F (7) и объекта Н (9)власти, которая является биссектрисой эпиномной/эгономной CED властной треугольной пирамиды, а центральную горизонтальную ось коммуникативного общения между своими G 8 и чужими E 6 (коммуникативная горизонталь в свою очередь является биссектрисой основной парадигмы горизонтального нравственного общения этономики СЕВ). Тем самым он представляет Бога не как эпиномно-эгономного или даже исономного (FEHG) правителя, для которого ценность людей исчерпывается их полезностью, как пешек в его замыслах и который поэтому смотрит на лица, а как центрального средоточия мирового всеединства (в матрице отображаемого центральным контекстным полем смысловых взаимодействий I имеющим числовое значение единицы)для которого каждая часть мира играет важную роль в функционировании целого и который поэтому готов уделить свое внимание тем, кто нуждается в этом в первую очередь, то есть страдающим и угнетенным.

26. Сравнивая отношение к нему как к опасному террористу, тогда когда он сделал попытку освобождения рабов с отношением к нему как к герою избавителю в случае, если бы он сделал то же самое для освобождения захваченных преступниками белых пленников Браун тем самым утверждает фундаментальную эквивалентность сферы "своих" G (8)с ее этикой лояльности и сферы чужих Е (6) с ее этикой солидарности.

27. В социограмме (или иначе говоря в матрице идентичности) сфера своих отображается в первую очередь оригономикой (от латинского слова origo происхождение)B ( 3 )I (1)C (4). Контекстное поле своих G 8 является серединой основания оригономного треугольника то есть имманентной линии ВС и его числовое значение (8) равняется сумме чисел нумерационной формы оригономной парадигмы 3+1+4=8. Интересно, что нумерационное значение этой парадигмы совпадает с числовым значением пи, то есть соотношения длины замкнутой окружности и ее диаметра.

28. Сфера чужих Е 6 в социограмме отображается в первую очередь мерономикой (ср. принцип "мера за меру", "какой мерой мерите, такой отмерено будет вам")А 2 I (1)D (5), где контекстное поле чужих Е является серединой основания мерономного треугольника, то есть правой боковой трансцендентной (номотетической) вертикали AD, однако в отличие от оригономики числовое значение Е 6 не равняется сумме цифр мерономной нумерационной формы 2+1+5. Вместо этого сумма цифр мерономной нумерационной формы (8) совпадает с суммой цифр оригономной нумерационной формы (8), тем самым обозначая эквивалентность сферы "своих" и сферы "чужих" в контексте всеединства, которое представлено здесь центральной единичностью контекстного поля смысловых взаимодействий I (1).

29. Ключевое значение центрального контекстного поля смысловых взаимодействий I в середине матричного квадрата на пересечении властной вертикали FH (субъект/объект)и коммуникативной горизонтали GE, которое обнаруживается в речи Брауна хорошо выявляется числовым анализом, если связать это центральное поле с числовым значением единицы, и дает основание говорить об особой специфической и вместе с тем универсальной парадигме идентичности, которую мы назовем интеграномикой. Отображением интеграномики в матрице идентичности (социограмме) будет служить сам матричный квадрат ABCD.

30. Но если наше предположение о существовании интеграномики и связанной с ней особой центральной интеграномной субьектности I, отличающейся от вышеупомянутой субъектности F эпиномной и эгономной власти CED, верно, то это должно найти выражение в гармоничной соотнесенности между собой различных элементов этой универсальной парадигмы.

31. Числовой анализ позволяет нам подтвердить такое предположение целым рядом примеров, обнаруживающих, что различные линии матрицы в их интеграномном (то есть радиальном) прочтении действительно глубоко связаны между собой. Ниже я привожу несколько таких примеров.

32. Начнем с этономики В (3)Е (6) С (4)т. е. главной парадигмы горизонтального нравственного общения на основе эквивалентности "своих" G 8 и "чужих" E 6 в рамках определяющего эту эквивалентность Золотого правила, на которое ссылался Джон Браун  в своей речи(см. выше). Этономика образована двумя полугоризонтальными диагоналями: верхней рекогнитивной (признавательной) В (3)Е (6)и нижней ассоциативной Е (6) С (4). Сумма нумерационных форм этих диагоналей равняется 100=36+64. Если прибавить к этой сумме сумму числовых значений углов лежащей в основе этономного треугольника оригономной парадигмы B (3) I (1) C (4) то есть 8, то мы получаем вышеупомянутый фундаментальный числовой код матричного квадрата 108 (центральная единица плюс свободное пространство между центром и сторонами/углами квадрата, обозначенное цифрой 0 плюс 8 контекстных полей на углах и серединах сторон матричного квадрата).

33. Выше я уже упоминал связь этого числового кода 108 со структурой атома (тяжелый протон в центре и восемь мест для электронов на внешней орбите) и со структурой солнечной системы (в особенности соотношения между солнцем, землей и луной). Кроме того тот же числовой код определяет собой среднюю частотность человеческого дыхания (примерно 108 тысяч вдохов и 108 тысяч выдохов в сутки).

34. Теперь посмотрим на биссектрису этономного треугольника ВЕС, то есть центральную горизонтальную коммуникативную ось GE матричного квадрата, соединяющую контекстные поля "своих" G 8 и "чужих" на серединах боковых вертикалей квадрата. Именно об этой коммуникативной горизонтали и эквивалентности этих полей идет речь в Золотом правиле. Если прочесть эту коммуникативную ось в контексте интеграномики, то есть центрально/радиально то мы получим I(1)E (6) I (1) G (8) то есть числовой код знаменитого и часто встречающегося в классическом искусстве и в природе Золотого сечения 1,618.

35. Напомним о том, что Золотое сечение это такое соотношение в котором большая часть стороны прямоугольника относится к меньшей части той же стороны также как сама большая часть относится к целому (то есть ко всей стороне прямоугольника). Золотое сечение и связанные с ним числа Фибоначчи также играют большую роль в строении солнечной системы, определяя соотношение расстояний между различными планетами.

36. Интересно, что сумма числовых значений полученных при интеграномном (центрально-радиальном) прочтении коммуникативной оси отрезков I (1) E (6) и I (1) G (8) равняется числовому значению имманентной (идиографической) правой боковой вертикали матричного квадрата В (3) С (4): 34=16+18.

37. Что касается левой боковой вертикали AD, то если прочитать ее через призму этономики, то есть рассматривая середину стороны AD, контекстное поле чужих Е (6), являющееся вершиной этономного треугольника, как отдельную самостоятельную величину А (2) Е (6) D (5)то мы получим 265, то есть числитель пропорции, которую еще Архимед дал для вычисления размеров "рыбы" то есть такого пересечения двух окружностей при котором центр одной из них находится на орбите другой. 265/153=1,73 это отношение высоты "рыбы" к ее ширине, то есть к ее диаметру.Ну а как насчет знаменателя той же пропорции?

38. Центрально-радиальное интеграномное прочтение упоминавшейся выше мерономики AID парадигмы солидарности с "чужими" и справедливого (но не вполне) возмездия угнетателям по принципу "мера за меру" (минимум Золотого правила, его нижний предел) включает числитель АЕD (265)в виде основания мерономного треугольника и дает нам числовое значение очень близкое к знаменателю той же Архимедовой дроби (153), но не вполне совпадающее с ним I (1) D (5) A (2)=152=153-1. Таким образом мерономная парадигма идентичности не является полностью интегрированной.

39. Когда Джон Браун воевал в Канзасе его отряд расправлялся со сторонниками рабовладения по принципу "мера за меру". В наиболее широко известном случае после зверского избиения аболициониста сенатора Чарльза Самнера южным конгрессменом в отместку за его выступления против сторонников рабства и ряда убийств аболиционистов в Канзасе Джон Браун приказал казнить пятерых захваченных его людьми сторонников рабовладения.

40. Во время атаки на Харперс Ферри Джон Браун преодолевает этот революционный терроризм и берет за основу уже не минимальный принцип "мера за меру", а Золотое правило в его целостности, то есть он движется в сторону большей интеграции и интенсификации идентичности. Соответственно его замысел отображается в матрице(социограмме) уже не мерономикой AID, а более широкой парадигмой энергономикой DAB, играющей роль контекстной группы по отношению к более узкой (как результат контекстного расщепления) и менее интегрированной мерономике. На допросе и на суде он подчеркивает, что действует не из мотивов возмездия (мести), а в соответствии с принципами справедливости (верхнее левое, а от наблюдателя правое контекстное поле общих принципов А), когда освобождает рабов из контекстного поля мира/рынка D и выводит их к новой, свободной жизни (верхнее правое контекстное поле совершенных жизненных форм В). Таким образом процесс освобождения отображается восходящим движением вдоль основания энергономного треугольника DAB формативной диагонали DB.

41. Центрально-радиальное (интеграномное)восходящее прочтение этой проходящей через центр матрицы формативной диагонали I (1) D (5) B (3) дает нам точное значение знаменателя Архимедовой дроби. Вместе с тем формативная диагональ DB является основанием энергономного треугольника DAB, тогда как дающая точное значение числителя той же дроби 265 левая боковая трансцендентная вертикаль АED является другой стороной того же треугольника.

42. Иными словами числовое значение соотношения высоты и диаметра "рыбы", как символа идеального взаимоотношения "своего" и "иного" в виде общего сегмента пересекающихся определенным образом двух окружностей, обнаруживается здесь с высокой точностью. Это 1,73 или иначе говоря квадратный корень из трех. Напомню читателям что в заключительной главе Евангелия от Иоанна где воскресший (исцеление=I 1 D 5 B 3) Иисус является своим ученикам на Галилейском озере и спрашивает Петра о том, любит ли он его больше остальных (идеальное отношение то есть сегмент "рыбы"), автор сообщает нам о том, что в этот раз ученики поймали в сети ровно 153 рыбы. Как мы видим эта, казалось бы маловажная деталь, скрывает за собой глубинное значение опосредования межчеловеческих отношений внутри интеграномной реальности.

43. Нам нужно остановиться здесь, чтобы не перегружать эту и так длинную главу дополнительными примерами и деталями. К ним безусловно надо будет вернуться, но придется сделать это в следующих главах. А сейчас зададимся вопросом о том, что представляло собой южное рабство накануне Гражданской войны и какие негативные изменения в положении рабов определили для Брауна необходимость срочного насильственного вмешательства в эту ситуацию и тем самым приблизили конец системы южного рабовладения?


Рецензии