Поездка в Свердловск

     В 1945 году, вскоре после войны, мой отец  решил поехать в Свердловск, для поступления на литературный факультет Государственного университета им. А.М.Горького.
      На  фронте он  был контужен, ранен, перенес несколько операций, стал инвалидом (левая рука была перебита и собрана буквально по кусочкам).  Папа  хотел учиться, получить высшее образование. Радость победы витала в воздухе,  все думали о лучшем будущем. Но время было трудное: разруха, нехватка продовольствия. Активизировались воровские элементы, ночами дерзко орудовали банды головорезов, неспокойно было на железной дороге. Родители его отговаривали от этой поездки: «Володя, зачем тебе  в такую даль ехать, судьбу испытывать? В Саратове тоже университет есть, здесь учись»! Но когда тебе  21 год,  и жизнь вокруг начинается заново, разве изменишь своей мечте?  И вот он на вокзале. В маленьком деревянном чемоданчике – самое необходимое. Документы  и деньги зашиты в подкладке пиджака, а на теле – любимая тельняшка, которая так шла к голубым папиным глазам! Перед отъездом бабушка тихонько дала ему маленькую иконку святого Николая Чудотворца, чтоб никто не знал.
        Поезд прибывал в Саратов поздним   вечером.  На перроне познакомился с парнем-фронтовиком, который оказался попутчиком.    Поезд был забит пассажирами до отказа: душно, тесно. Тогда вагоны во время движения закрывались проводниками на ночь. Спать им не хотелось, в вагон заходить не стали, обосновались в тамбуре. Воздух свежей, да и время быстрее пролетит  за дружеской беседой.  Уже  глубокой ночью  они услышали мужские голоса и звук открывающейся двери.  Папа сидел на своем чемоданчике спиной к противоположному вагону, его товарищ оказался ближе к вошедшим. Мужские силуэты обозначились при свете  зажжённого фонарика. Главный был в военной форме, крепкого телосложения. Представился кратко: «Я начальник поезда,  ваши документы!» –  хрипловатым голосом потребовал он.
      Неприятное  беспокойство появилось в душе. Что-то неестественно-агрессивное было в их позах, пахнуло спиртным… У высокого офицера в галифе, стоящего справа от «начальника поезда», заметил пистолет. «Бандиты!» – мелькнуло в голове. «Что делать?» – бешено стучало в висках. Секунды, минута… Товарищ стал искать  за пазухой документы. Отступить некуда, даже на ноги встать не успеешь – застрелят!   Территория крайне мала,  оружия нет. Стук сердца стал  опережать стук вагонных колес. «Прыгнуть вниз – явная смерть! Господи!» – пронеслось в мыслях. В то же мгновение за спиной  раздался женский шёпот: – «Быстрей!» Чуть  толкнула в бок открывшаяся дверь. Не помня себя, папа рванулся в тёмное пространство. Дверь тут же закрылась на ключ.
    Он оказался в духоте  вагона. «Банда орудует в поезде, спрячьтесь здесь», – шепнула проводница,   толкнув  влево, где за перегородкой на полу располагались невидимые  люди.  Приземлившись, понял, что рядом  молодые девчонки, которые тут  же стали подтягивать ближе к себе нехитрые пожитки. Буквально через минуту дверь из тамбура с шумом отворилась. Знакомый хрипловатый голос закричал на весь вагон: «Где здесь морячок? Он  опасный вор,  надо поймать эту шкуру!»
     Папа втянул шею в пиджак, закрывая тельняшку, ниже опустил кепку, замер. Луч фонарика  несколько раз скользнул рядом, шаги стали удаляться. В этот момент одна из девочек испуганно обратилась к нему: «Дяденька, вы в мой карман лезете!». Какое счастье, что бандиты не услышали этих слов!  Вероятно, он случайно задел  рукой за её карман, и это могло стоить  жизни. Он извинился, отодвинулся, но до рассвета  не мог успокоиться, радуясь и удивляясь  чуду своего спасения.
   Значительно  позже вспомнил о заветной иконке во внутреннем кармане пиджака и горячо благодарил Николая Чудотворца, своего скорого помощника и спасителя. По его  молитвам к Господу отец остался жив. Своего попутчика папа больше не видел.
                С литературным институтом что-то не сложилось. А свои литературные способности он  «не зарыл в землю», окончив  филологический факультет Саратовского университета им. Н.Г.Чернышевского, посвятил себя журналистике.









               


Рецензии
В этот год я тоже находился с семьей на платформе Свердловского вокзала. Помню, все было как-то мрачно и люди притихшие. Пробежали двое с чемоданом. Свидетели рассказывали, пригрозили владельцу полоснуть бритвой по глазам, если будет сопротивляться. Для меня, впервые оказавшегося в городских условиях, был шок.
Но эта банда - дерзкая сверх всяких понятий. Проводники бессильны и в страхе.
Всех благ,

Александр Ведров   14.07.2017 11:53     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр, за прочтение и созвучие мнений. Успехов в творчестве!

Наталия Тремасова   07.08.2017 08:45   Заявить о нарушении