Тень сомнения

ТЕНЬ СОМНЕНИЯ

«Политика должна стать цивилизованной формой человеческой общности, служащей достижению «общего блага» и «счастливой жизни» - фраза из учения Аристотеля заставила Бонда на минутку оторваться от чтения и погрузиться в раздумья. «Какие хорошие слова о древнем ремесле людей и как они расходятся с современностью», - подумал он …
Звонок в дверь отвлёк Бонда от волны размышлений, которым он любил предаваться редкими вечерами, дарившими ему свободу от бесконечных забот на любимой работе. На экране монитора наружной видеокамеры он узнал вечернего гостя – это был его старый приятель Стен, полюбивший философские беседы с чаепитием в компании Бонда. По роду своей службы Стен часто бывал в длительных командировках, поэтому видеться им приходилось редко, однако, этого было вполне достаточно, чтоб хранить добрую память о друге. Бонд обрадовался его визиту – значит предстоящий вечер будет содержательным.
- Здравствуй, Джеймс, - Стен с порога протянул руку Бонду, - вижу не стареешь старина, рад за твои успехи.
- Здравствуй, Стен! Спасибо, что не забываешь заглядывать ко мне хоть иногда. Проходи, я как раз собирался приготовить чай – будет повод поболтать. А у тебя, я смотрю, уже виски серебром стали покрываться, но выглядишь ты молодцом. Это, наверное, благодаря заботам твоей красавицы супруги, - пожав руку, Бонд в ответ похлопал друга по плечу.
- Что ты, Джеймс, я каждый день благодарю Бога за его великий подарок. Правда, не знаю, чем я заслужил у него столь великодушное расположение.
Приподнятое настроение располагало к дружеской беседе и приятному чаепитию. Бонд всегда покупал только хорошие чаи и, хотя Стен тоже любил чай, но Бонду удавалось подбирать более ароматные сорта чая, которыми он любил угощать своих друзей. Это, пусть незначительное обстоятельство, но, всё-таки, служило дополнительным поводом Стену для визита к Бонду. Относительно небольшая квартира Бонда была уютно обставлена: кухня сообщена с гостевой комнатой, и кто хотел мог пополнить свою чашечку чая не, удаляясь от увлекательной беседы, что только добавляло комфорта гостеприимству в доме. Возможно, для семьи с детьми такое расположение комнат явилось бы не самым удачным выбором, но Бонд не торопился обзаводиться семьей и созданный им уют в своей квартире его вполне устраивал. Вскоре закипел чайник и право выбора сорта чая было предоставлено гостю по установленным правилам хозяина дома.
- Да, Стен, я не могу перестать удивляться, - сказал Бонд, вдохнув аромат предложенного чая, - как тебе удаётся находить в нужную минуту самый подходящий аромат.
- Спасибо за комплимент, Джеймс, однако, моё увлечение чаями началось именно с твоего предложения отведать новый приобретённый тобою сорт. С тех пор я открыл в себе любителя напитка, которому ранее не придавал серьёзного значения. Ну, что ж – по твоей технологии знаменитого мага чая, - засмеялся Стен, подготавливая заварочный чайник.
- Хорошо, Стен, давай по технологии мага, - улыбнулся Бонд, - расскажи, как у тебя на службе.
- Да, порядок, Бонд, вот закончилась очередная командировка в Россию в составе группы бизнесменов. Как ты знаешь, я неоднократно бывал в этой стране, - Стен сделал паузу в разговоре, затем продолжил, - мне кажется мы неправильно воспринимаем людей этой страны. Только изучать их жизнь, нравы, обычаи недостаточно для понимания менталитета этих людей. Нам следует несколько изменить к ним своё отношение, потому что нам есть чему у них поучиться. Понимаешь о чём я говорю … Нам надо сменить свою позицию – не стоять напротив них, а встать рядом с ними и даже смотреть на мир их глазами, в ту же сторону и так же, как это делают они. Я уверен, ты понимаешь меня, ибо это поможет нам сблизиться с ними, облегчит их понимание …
- … и поможет стать русскими, - продолжил его мысль Бонд.
Стен помолчал немного, глядя на Бонда: вообще-то я не это хотел сказать, - продолжил он, - но …, но, по-моему, ты прав, - задумчиво произнёс он. - Чтоб работать в чужой стране, надо быть своим среди местных, но, чтоб работать успешно, надо стать родным этим людям и не по крови, но по духу.
- Чем это может обернуться, ты прекрасно знаешь. Это может обернуться перерождением, о последствиях которого мы не будем говорить сейчас, - сказал Бонд. – Однако, это не означает чего-то плохого. Перерождение, в результате которого меняется мировоззрение человека, в результате которого человек поднимается над самим собой и обретает способность понимания глубинных процессов, происходящих в обществе, причин именно такого мирового устройства не может иметь негативные последствия. В результате этого человек может обрести душу …
- … и Россия, пожалуй, единственное место на земле, где с человеком возможны такие перемены, - закончил Стен фразу Бонда, - остаётся уточнить – надо ли это всё человеку, каждый должен решить сам.
Тем временем заварился ароматный чай, и друзья сели за кухонный столик. Чай был действительно вкусный. Бонд предложил печенье к чаю, по желанию сахар, мёд, вобщем, чаепитие удалось …
- Скажи Бонд, - продолжил беседу Стен, - противостояние — это историческая неизбежность или это искусственно созданная человеком историческая действительность? Извини за назойливость, но мне бы хотелось получить твой ответ на поставленный вопрос.
- Противостояние, Стен, это результат человеческого невежества. В основу любого деяния или события всегда закладываются определённые цели, порой, известные только одному человеку. Достаточно обладать некоторой властью, чтоб втянуть в исполнение замысла посторонних людей. Вначале представить им другую идею, исполнение которой увязать с материальной, карьерной или какой-либо другой заинтересованностью этих людей и вот вы уже получили идейных сподвижников, готовых принять участие в осуществлении вашего замысла. Порой, даже властью обладать не обязательно, достаточно суметь заинтересовать кого-либо и эти люди уже рады вам подчиняться ради достижения заинтересовавших их потенциальных возможностей. В данном случае обладание некоторой властью или материальными средствами помогает легче убедить людей в реальности задуманных достижений.
- Ты хочешь сказать, что у противостояния есть свой режиссёр, а мы все актёры в его театре …  Что все эти героические противоборства не более, чем кем-то хорошо задуманный и осуществляемый план, об истинных целях которого мы даже не догадываемся?
Бонд молча кивнул головой, глядя на Стена: конечно, неприятно осознавать себя марионеткой в чьих-то руках, но мы не можем никуда деться от этого общества. Наша жизнь тесно связана с нашим обществом, и мы зависимы от него …
- Мы называем себя свободными, мы помогаем бороться за свободу и несём демократию в другие страны, мы наказываем террористов, и мы уверены, что мы вершим судьбу всего мира, оставаясь при этом жалкими марионетками в чьих-то всемогущих руках, - продолжил Стен. – Тебе не кажется, что это кощунство – водить за нос целый мир … Не удивлюсь, если наши правозащитники и террористы окажутся куклами одного хозяина. Можно, конечно, удивляться всемогуществу этого «некто», но согласись, Бонд, по коже бегут мурашки при осознании истины происходящих событий …
- Ну, не такой уж он всемогущий, но располагает, по-видимому, немалой властью. С другой стороны, ты видишь иной путь развития общества?
- Я могу видеть только мою будущую карьеру, да и то оттенки её до сих пор не просматриваются ясно, - Стен встал из-за кухонного столика и прошёлся по гостевой комнате. Минута общего молчания затянулась, но нарушать тишину никто не хотел. Просто не было слов, которые могли бы быть достойны нарушения тишины.
- Ты знаешь, Бонд, я ведь пришёл к тебе с одним вопросом, длительное время мучающим меня. Я пытался …, но ответа на него найти не смог, - Стен остановился посреди комнаты, глядя прямо на своего друга. – Прошу тебя, не считай это моей слабостью, но чаша желания познаний перевесила чашу беззаботной жизни и теперь мне нужен твой совет …
- Ты меня хорошо знаешь, Стен, я не пророк, однако, в помощи своему другу никогда не откажу. Давай разбираться вместе с твоим вопросом, надеюсь, он пробудит и у меня живой интерес.
- Почему всё так, Джеймс, что бы мы ни делали, каких бы мер не предпринимали в изменении мира – ничего не меняется. Может ты видишь хотя бы маленький лучик света в конце тоннеля, в котором, как мне кажется, мы застряли навсегда … Не важно как, но человек воевал сам с собою всегда; не важно чем, но человек всегда использовал оружие и единственное, что он делает с завидным упорством, так это совершенствует вооружения. Мы все читали историю: наши отцы, деды, прадеды читали историю, и наши дети читают ту же самую историю и новые поколения будут также читать, но я уверен, ничего не изменится … Неужели мы, современные люди, настолько неразвиты, что не можем ничему научиться … Порой, мне бывает стыдно за наших политических лидеров, за наше общество вцелом. 
Бонд также встал из-за кухонного столика, прошёл в комнату и встал напротив друга.              – Может быть, мы не тех выбираем учителей? Конечно, мы сами, возможно, плохие ученики, но, как ты говоришь, ничего не меняется столетиями, так может быть разделить нашу вину с учителями? Как думаешь, Стен?
- Я думаю, надо пересмотреть программы обучения во всех учебных заведениях: в школах, в высших и специальных учебных заведениях. Дать обществу новые приоритеты, показать иной путь развития. Добро и зло должны иметь чёткие разграничения, чтоб люди могли ясно видеть кто есть, кто и могли сделать правильный выбор своего жизненного пути.
- Что такое хорошо, что такое плохо, - произнёс Бонд, пряча свою улыбку, чтоб не показаться несерьёзным человеком в глазах друга.
- При чём здесь Маяковский? Я не считаю его великим учителем, философом …
- Да, вспомнился …, не обращай внимания … Имеется в мире хороший учитель, Стен, и все его знают, но, почему-то, не учатся у него, а он всегда рядом. Даже сейчас он с нами.
Удивление и вопрос выразились во взгляде Стена, но Бонда он решил не перебивать и продолжал слушать, боясь пропустить хоть одно слово своего друга.
- Нам есть у кого учиться, нам есть с кого брать пример, - прохаживаясь по комнате, Бонд замолчал в задумчивости, словно сомневаясь в необходимости продолжения начатой речи. – Нам есть у кого учиться, нам есть с кого брать пример, - повторил он, - это Господь Бог. Бонд бросил взгляд на своего друга, тень сомнения мелькнула в его глазах. Внимательный, словно скотч, липкий взор его следил за каждым движением Бонда. Бонд уловил в нём сомнение в адекватности своего психического состояния. Можно, конечно, заострить внимание на этом и развеять сомнения Стена, в том, что я здоров и полностью отдаю отчёт своим словам. Завяжется непродолжительный разговор, который может увести на другую тему, а главную мысль так и не удастся довести. С другой стороны, заострение внимания на теме психического здоровья и адекватности своих мыслей может укрепить Стена в его сомнениях и тогда от высказывания главной мысли придётся отказаться, ибо она будет звучать глупо. В любом случае делиться своими сокровенными мыслями с кем бы то ни было опасно, так как непорядочный человек может с лёгкостью в иной ситуации воспользоваться ими с выгодой для себя. Секундная пауза прервала речь Бонда, однако, надо продолжать, несмотря ни на что.
- Да, да, дорогой Стен, это Господь Бог. Мы стремимся учить, давать пример, показывать ошибки, указывать на недостатки, зачитываем знаменитые фразы известных философов, мыслителей и так далее. Иными словами, мы постоянно поучаем, - продолжил Бонд. Мы поучаем других, подвластных нам, кто-то более властный поучает нас и этот процесс нескончаем. Мы даже не замечаем, что мы творим, нам кажется, что мы живём праведной жизнью, насаждая всем и всегда своё мнение, своё видение мироустройства.
- Думаю, Бонд, ты не совсем прав, - взял слово Стен, - мы изучаем философию великих, учимся у них и учим наши поколения, чтобы мир становился лучше. Почему мы это делаем? Потому, что видим несправедливость устройства мира. Надеюсь, ты согласен со мной, что мир несовершенен, и мы в этом мире также несовершенны, но мы стремимся измениться сами и стремимся изменить будущее человечества. Разве это плохо, разве благородный порыв всего человечества не заслуживает уважения?
Бонд прошёлся по комнате, повернулся к своему другу и сказал: ты прав, Стен, совершенно прав. Извини, что я заставил тебя поволноваться. Конечно, благородный порыв всего человечества заслуживает уважения. Порой, даже приятно осознавать, что труды наших великих учёных не пропадают даром, что мы смогли сберечь их достижения и передать поколениям, чтоб они также росли и развивались. Приятно, что в их успехах есть частичка и нашего труда.
Стен не нашёл, что ответить Бонду, он подошёл к кухонному столику и сделал себе чай.   – Продолжай, Джеймс, не уходи от темы – ты ведь не это хотел сказать, - продолжил он.
- Спасибо, что ты заметил, - Бонд скрыл улыбку – он был рад, что его мысль заинтересовала Стена. Значит его слова не пропадут даром.
- Согласись, дорогой Стен, что более великого учителя, чем Господь Бог не существует во всём мире. Да, он создал нас такими … А, какими он создал нас? Мы не задумываемся над этим вопросом. Мы считаем, что это так было всегда, что человек развивался в веках и вот мы находимся на каком-то уровне своего развития … «На каком-то» потому, что мы сами не можем определить на каком же. Велик ли наш уровень, велики ли наши достижения, достойны ли уважения наши отношения друг к другу, к другим народам? Почему мы считаем, что мир несовершенен и делаем из этого вывод, что мы, как частички данного мира, также несовершенны? Мы находим в своих убеждениях покой – нам не надо ни к чему стремиться, ибо мы несовершенны по причине несовершенства мира. Что ж – мы хорошо устроились и, исходя из наших же убеждений, к нам не за что предъявлять претензии, так как в этом всеобъемлющем несовершенстве виноват кто-то, но только не мы. А разве кто-нибудь из наших мыслителей современности задумывался почему мир не совершенен или это только наше самомнение.
- Ты хочешь взглянуть на устройство мира с позиций стороннего наблюдателя, но как ты можешь это сделать, оставаясь в наших рядах и являясь одним из нас. Многие философы пытались это сделать, но их современники или последователи находили в их учениях противоречия. Они создавали свои учения, которые в последующем были также подвергнуты критике. Этот процесс не закончится никогда именно потому, что мир несовершенен и найти в нём какую-либо отправную точку невозможно. Данный вывод подтверждают сами великие мыслители, подвергая критике учения других учёных. Мне кажется современная философия находится в состоянии застоя, ибо всё, что можно уже подвергнуто критике, создана масса новых учений, частично или полностью оспариваемых последующими философами. На протяжении многих веков длятся эти споры, но никто так и не нашёл первозданный камушек философии, который можно было бы принять за отправную точку, за начало всего сущего, из которого развился этот необъятный мир.
-Да, Стен, ты прав – споры длятся веками, но какой-либо ясности так и не нашли. Ведь ясностью можно считать то, что будет всем очевидно, то с чем все будут согласны. Именно все, а не большинство, - Бонду на минуту показалось, что ему так и не удастся донести до понимания Стена главную мысль. Появилось мимолётное желание свести разговор к другой теме, более приятной, чтоб избежать разногласий с другом и сохранить приятельские отношения … С другой стороны, жалостью дружбу не сохранишь, если уж завязались противоречия, так надо вскрыть их как можно раньше. Настоящий друг сможет понять и простить, даже если мои слова покажутся ему обидными …
Бонд подошёл к кухонному столику, присел на свой стул, взял чашку, но тут же отставил её – показалось, что чай сможет растворить создавшуюся философскую атмосферу и тогда столь важная беседа превратится в обыкновенные посиделки. Да и особого желания пить чай не было … Стен, пригубив из чашки, посматривал на Бонда ясными глазами, Бонду даже показалось, что он торжествует какую-то победу над ним.
Бонд встал, прошёлся по комнате.                - Скажи, Стен, а ты действительно считаешь, что мир несовершенен? - спросил он, повернувшись к Стену.
- Но это же очевидно, - ответил он, - ты же сам прекрасно всё знаешь. Человечество ведёт войны сколько оно существует. В истории имеются даже великие завоеватели, императоры, исторические походы которых изучаются всегда. А если назвать вещи своими именами, то мы увидим в этих великих завоевателях и императорах обыкновенных бандитов, оставивших после себя жирный кровавый след. А какие цели побуждали их на великие, с точки зрения истории, подвиги – властолюбие, завладение богатствами других народов, жажда славы. При этом все низменные наклонности данных великих либо тщательно забываются историей, либо представляются в виде человеческих достоинств. Терроризм, захлестнувший современный мир, есть следствие сих исторических инсинуаций, возводящих бандитов и грабителей в ранг великих завоевателей. Ты можешь заметить, Бонд, что все современные террористы преследуют те же цели – богатство, слава, власть, а пути достижения всего этого их совершенно не волнуют.
Жёсткий ответ, заметил про себя Бонд, молодец Стен, никакой жалости. Так и надо …
- Это всё имеет место в современном мире, - сказал Бонд, - ты прав, Стен. Но какое место во всём этом занимает человек, какова его роль?
- Не понимаю тебя, - ответил Стен, - человек есть непосредственный участник всех этих событий.
- Вот видишь, Стен, - вздохнул Бонд, - ты выводишь человека за рамки ответственности за всё происходящее. То есть виноваты, конечно, конкретные люди, но это исторический факт и с этим следует смириться. Очевидно, на такие действия их побудила историческая необходимость на момент тех событий, также не следует отбрасывать личные качества тех правителей и завоевателей, оставивших след в истории. Это ход истории и по-другому быть не могло. Так получается по-твоему?
- Конечно, история могла быть иной, но мы изучаем, то, что имеем. Я соглашусь с тобой, Бонд, что не всегда великие завоеватели являли собой порядочных личностей. Однако, в своих действиях они руководствовались заботой о своём государстве, ну и интересы личной власти также имели место. Охватив взглядом историю, мы увидим, что так было всегда. Это ли не является подтверждением несовершенства мира и человека?
- Человек всегда, во всех своих делах – в больших и малых – всегда обращался за помощью к Богу, всегда просил его о помощи, несмотря на справедливость задуманных им деяний. Самый отъявленный бандит, идя на убийство, просит помощи у Бога. Подвергшийся нападению, также обращается к Богу, просит помощи и защиты от напавшего на него разбойника. Почему такое случается? Здесь невольно приходит мысль о несовершенстве мира и порочности человека. Что кто-то когда-то недополучил родительской ласки, кто-то кого-то недостаточно научил добру, кто-то кому-то недостаточно дал знаний о добре и зле, о человеческой благодетели и так далее. Но почему человеку кто-то чего-то должен давать? Если мы взглянем на процесс воспитания молодёжи, то мы увидим, что в процессе обучения мы почти не оставляем свободы для мыслительной деятельности ученикам, студентам … Мы им просто диктуем модель их поведения и образ их мышления, которые, по нашему глубокому убеждению, приведут общество в светлое будущее.
Стен покрутил в руках свою чашку, хотел что-то сказать, но не произнёс ничего, видимо у него зародилось понимание мысли Бонда, и он остановился на внезапно открывшемся понимании его взглядов.
- При этом, - говорил Бонд, - мы сами же утверждаем, что история развивается по спирали, то есть всё, что происходило ранее повторится вновь и будет повторяться всегда только с новым уровнем цинизма и технического оснащения всех деяний, совершаемых человеком. Если это так, то человечество есть животные, запрограммированные на вымирание в результате своей же активной и одновременно неразумной деятельности, ибо прогрессирующий цинизм человеческих отношений и развивающееся техническое совершенство неизбежно приведут человечество к мировой катастрофе. Спираль истории, завершающая свой очередной виток, приведёт снова человечество к пещерному образу жизни, если ему удастся вообще уцелеть, конечно. Спираль истории – это изобретение самого человека, не имеющее ничего общего с действительностью. Процесс развития скрутили в спираль для того, чтоб больший объём исторических событий можно было охватить одним взглядом, а кажущееся сходство новых событий с ранее происходившими свидетельствует о том, что человек никак не может подняться на следующую ступень своего развития. И ты представляешь себе: человек увидел в этом какую-то закономерность и решил, что он открыл какие-то законы истории, законы развития Вселенной и пытается сделать из своего открытия науку мирового значения, оставаясь при этом обществом пещерного образа жизни, где выживает сильнейший, где власть имущий пытается использовать своего подчинённого в личных интересах без зазрения совести, где главным мерилом правильного образа жизни считается материальное благосостояние.
Бонд перевёл дыхание, давая возможность Стену сказать своё слово, однако, последний предпочёл не перебивать Бонда и слушал, сопоставляя его мысли со своими убеждениями.   
- Мы обращаемся к Богу – правильно делаем, но мы обращаемся за помощью в исполнении своих желаний. Мы даже не анализируем происходящее, мы не стремимся наблюдать за природой причинных явлений всего, что происходит с нами и вокруг нас. Нет, мы, конечно, следим, наблюдаем, изучаем, принимаем меры, но вся наша деятельность направлена на сохранение и улучшение нашего комфортного пребывания в этом мире. А, что, если отвлечённо, без привязки к самим себе понаблюдать за природой, за всем происходящим в мире.
- Мы увидим, что в мире существует добро и зло, - сказал Стен, - в природе более сильные угнетают более слабых в борьбе за выживание. То же самое происходит и среди людей.
- Да, Стен, вот ты и оправдал историю с её кровавыми победителями-завоевателями, из-за которых сам же критиковал эту же историю за выдвижение сих личностей на олимп всемирной известности.
Упрощённое представление об устройстве мира нравится человеку, - подумал Бонд, - так как он может свободно рассуждать обо всём происходящем: приводить примеры, сравнивать с устройством своего общества; проводить параллели в отношениях животных в их группах и в отношениях людей в своём обществе. Человек даже строит философские учения на основе наблюдений за животным миром и, не задумываясь, применяет их к своему человеческому обществу. Упорство человека в сравнении себя с животными, в сравнении своего образа жизни с образом жизни животного мира не прошло бесследно. В мире появились и уже составляют значительную часть общества люди, в своём образе жизни мало чем отличающиеся от животных. И в этом несомненная заслуга философов всего мира и всех времён. Неспособность человечества увидеть своё место в мире породила появление религии, требующей от людей слепой покорности Всемирному Владыке и замаливания перед ним своих нескончаемых грехов с момента зачатия до убытия в мир иной. Истинного Бога религия умело подменила на демона, благословляющего падших пред ним и карающего непокорных.
- Я думаю, - взял слово Стен, - ты упускаешь из виду один существенный момент, Бонд. Ты упускаешь из виду, что человек не есть сущность сама по себе – человек есть сущность подконтрольная Создателю и запрограммированная им на определённый образ жизни на Земле. Именно по этой причине на протяжении столетий в образе жизни человека ничего не меняется. Во все времена учёные бьются над вопросом изменения образа жизни людей, во все времена учёные пересматривают образовательные программы с целью найти лучшую из них, выбрать какую-то отправную точку в воспитании молодёжи, чтоб последующие поколения становились лучше. В одном ты прав: Бог, действительно, есть великий учитель, он даже послал своего сына во спасение людей, но что сделали люди с ним ты хорошо знаешь. Из этого можно сделать вывод, что человек подконтролен и следует заложенным в нём программам его образа жизни на этой планете. Допускаю, что могут существовать другие планеты, где также развивается жизнь, но образ жизни населяющих их существ отличается от образа жизни землян. Я, конечно, не философ, но вполне допускаю, что вся вселенная есть большой эксперимент с разными сценариями жизненных процессов, протекающих на разных планетах. Нам достался такой сценарий, и мы никуда от него не уйдём, пока не отыграем свои роли до конца.
- Скажи мне, Стен, - Бонд подсел к столу, - ты задумывался или перечитывал несколько раз всё тобою сказанное. Ведь это не твои слова – ты их почерпнул из разных философских источников, из официальной точки зрения, существующей многие века и считающейся незыблемой аксиомой. А, Стен, ты меня слышишь? То есть Бог послал сына, видя, как грешат люди и что их грешный образ жизни не меняется на протяжении тысячелетий. Его сын пробыл на Земле всего несколько лет и ничего не сумел изменить в людях, которые, в итоге, убили его. Тебе – опытнейшему сыщику – неужели ничего не кажется сомнительным в цепочке описанных событий? Во-первых, если Бог хотел избавиться от своего сына, то он мог бы это сделать сам, не прибегая к помощи людей. Во-вторых, раз уж он взялся навести порядок среди людей, так почему при первой же неудаче оставил свой эксперимент. В-третьих, разве Богу не под силу изменить им же составленную программу человечества, не прибегая к жертвам, не мучая людей неправедным образом жизни. Далее, разве люди способны игнорировать волю своего Создателя, расправляясь с его посланником вопреки его воле. Дорогой, Стен, это ещё не полный перечень вопросов и нестыковок во всей этой информации, что с неимоверным усердием передаётся из поколения в поколение. Не может быть такого, чтоб никто не видел и не понимал всего этого ранее, однако, история об этом умалчивает, … почему-то …
Бонд замолчал. Появилось сомнение в полезности всего разговора на эту тему. Уж, лучше бы я перевёл разговор на тему моего психического здоровья, - подумал он, - там, по крайней мере, разговор был бы веселей.
- Ты хочешь сказать, Бонд, что тысячелетия всё человечество пребывает в неведении на предмет истинности описываемых событий, и кто-то умело дурачит население всей планеты в своих корыстных интересах. Разве мы не можем установить истину, разве история не заинтересована в правильном толковании происходящих событий на земле. Кроме этого, в твоих заключениях тоже имеются противоречия. Тебе хорошо известны случаи, когда мощи святых оказывают целебное действие на людей, то есть, имеются не только виртуальные эффекты, но также материальные вещи, которые можно увидеть и к которым можно прикоснуться. Допускаю, что не в полной мере, но это является доказательством действительности описываемых событий.
- История – это набор фактов на протяжении какого-то отрезка времени, Стен. Фактов, записанных людьми с их восприятием и осведомлённостью на тот момент. Далее, на содержание описываемых событий накладывает отпечаток взгляд на исторический момент руководителей – участников тех событий. Следом за ними на описание ранее происходивших событий накладывает уже свой отпечаток взгляд на исторический момент следующих руководителей и так далее. Однако, Стен, чтобы с людьми не происходило Бог всегда с ними и люди, порой, сетуют, что он не помог им в исполнении их желаний.
Бонд замолчал – что-либо говорить не хотелось. На эту тему уже столько сказано и написано многими, что уже оскомину набило. Сколько можно продолжать одно и тоже …
- И какая роль нашего Учителя в наставлении людей на путь истинный? – начал разговор Стен, - Создаётся впечатление, что Бог уклоняется от этого …
- От «этого» от чего Стен? Не хочешь ли ты сказать, что у Бога имеются обязанности вести человека по жизни, создавать для него комфортные условия существования на Земле, исполнять все его прихоти ради его удовольствия … Мне кажется наш разговор зашёл в тупик и дальнейшее его продолжение не имеет смысла. Извини, Стен, не хотел я тебе вечер испортить … Кстати, у меня же имеются отличные печенья, уверен ты таких ещё не пробовал …
- Спасибо, конечно, Джеймс, но тебе придётся ответить на мой вопрос. Пойми, Бонд, твоё мнение мне дорого, порой, я, как мальчишка, прислушиваюсь к нему … Прошу тебя: не уходи от ответа …
Бонд помедлил с ответом, словно обдумывая, стоит ли продолжать начатую беседу, а может укрепить в глазах друга тень сомнения в адекватности своего психического состояния, да и покончить с этим разговором … Однако, это будет не по-дружески, придётся отвечать …
- Помнишь, в писании сказано, что Бог создал человека по образу и подобию своему, - сказал Бонд, - так вот, проанализируй эту мысль. «По образу и подобию своему» означает, что с такими же возможностями. То есть человек, по сути, обладает теми же способностями, что и сам Создатель. Человеку дан разум. Что ещё надо этому человеку? Человек может творить всё, что хочет – была бы на это его воля. Однако, в деятельности человека мы наблюдаем углубляющуюся неспособность пользоваться великим Божественным даром – разумом. Всё большее количество людей проявляют в своём поведении сходство с образом жизни животных. Может быть Бога в этом обвинить? Так он уже дал им всё, что нужно для нормальной человеческой, творческой жизни. В сложившейся ситуации виноваты сами люди. Мы вот говорим и повторяем мысли мудрецов всех времён, учимся у них, воспитываем молодёжь, но это всё чужие мысли. Свои, а не чужие мысли должны быть у каждого, а не только у отдельных личностей. Обратимся к Богу, как Великому Учителю, посмотрим на его методику преподавания законов Вселенной. Вначале он дал нам инструмент – способность к мышлению, а далее он нас ничему не поучает, он только даёт повод задуматься самим и сделать выводы самостоятельно. Неправильные выводы приведут к ошибкам, которые мы также обдумаем и, может быть, не один раз, пока не найдём правильный ответ, чтоб не повторять ошибок.
Также и в воспитании подрастающих поколений – мы должны давать им повод задуматься, делать самостоятельные выводы, анализировать их и находить ошибки. Ведь человеку даётся способность к мышлению, но не готовые ответы на все вопросы в жизни. И, по мере совершенствования мыслительного процесса, человек всё больше и больше будет открывать в себе удивительные способности. Человек откроет в себе способность развития личности, и он поднимется на следующий уровень своего развития. Его прежний уровень покажется ему примитивным и даже смешным.
- Но как же история? Не предлагаешь ли ты отказаться от изучения истории, литературы и заниматься только развитием творческих способностей каждого? Изучение истории необходимо, чтоб не повторять ошибок прошлого …
- Ты прав, Стен, изучение истории, литературы необходимо и этот процесс не кончается ни в одном учебном заведении. Только вот ошибок, почему-то меньше не становится. К историческим фактам мы относимся, как к событиям, повлиявшим на ход мировой истории, на уровень развития изучаемых стран, регионов и так далее. При этом моральный аспект исторических событий, моральное состояние его участников изучаются очень слабо или совсем не упоминаются в процессе обучения. Но ведь мы люди, мы не животные и нашим поступкам присуща моральная составляющая. Именно моральная составляющая заставляет людей осмысленно посмотреть на все исторические факты и оценить их с позиций человеческих. С позиций животных это будет совсем иное восприятие и иное отношение к событиям. Убирая моральную составляющую в изучении исторических фактов, мы лишаем молодёжь возможности осмысленного отношения к событиям, лишаем их возможности развития аналитических навыков, без которых сделать правильные выводы из исторических фактов просто невозможно. Иными словами, представляя историю в виде статистики, набора событий в их очерёдности, мы воспитываем в людях животное отношение к жизни. Любое событие, любой исторический факт без глубокого морального анализа, как самого события, так и его участников будет воспитывать материальное, потребительское отношение, что мы с прискорбием наблюдаем в жизни многих современных людей. Ведь мы имеем замечательный инструмент для осмысленного, аналитического отношения к своим поступкам и поступкам других людей. Почему мы им не пользуемся, потому что не приучены. Материальная составляющая нашего образа жизни стала основной, потеря человеческого образа нами неизбежна.
- Но ведь существует добро и зло, - перебил Бонда Стен, - и мы от этого никуда не денемся. Это означает, что и животное, и человеческое отношение к жизни будут существовать всегда независимо от количества морали в наших суждениях. Рано или поздно добро всё равно победит зло и человек станет человеком. Это будет его прогресс и выход на новый уровень развития. Мы уверены в этом и это есть программа развития человечества на земле.
- «Программа развития человечества» – о чём идёт речь, дорогой Стен? Человек не запрограммирован ни на добро, ни на зло – человек запрограммирован на совершенство. Вообще-то, так называемое, «программирование развития человечества» – это изобретение самих людей, понравившееся им, словно игрушка младенцу и не имеющая ничего общего с творчеством Создателя. Разум даёт человеку способность к свободному мышлению. О каком программировании, в таком случае, может идти речь. Само понятие программирование означает алгоритм каких-то действий человека в определённых ситуациях, в зависимости от поставленных задач. Саморазвивающийся искусственный интеллект не может обладать свободным мышлением, потому что он создан другим интеллектом, не достигшим своего высшего уровня развития. Как можно создать интеллект, способный подняться на более высокий уровень развития, находясь на более низком уровне своего развития. Человек может подняться в своём развитии на более высокий уровень, ибо он человек, пусть и наделённый способностями Создателя, но ещё не достигший его уровня …
- Но имеющий для этого потенциал, - продолжил Стен, - остаётся лишь волю проявить. С проявлением воли у человека имеются трудности, ибо он, в первую очередь, стремится удовлетворить свои материальные потребности, которые почему-то только растут.
- Я думаю, Стен, ответ на свой вопрос ты знаешь сам. Веками мы изучаем экономическое развитие стран, этапы развития и совершенствования технических средств, науки, литературы. Мы много времени уделяем развитию материального мира, забывая, что мы люди, то есть существа, наделённые разумом – способностью свободного мышления. При всех наших научных достижениях, изучая процессы развития общества, мы не увязываем их с нравственной стороной общества ни на тот момент, ни в последствии. Изучение только материальной стороны воспитало в людях стремление к материальному потреблению, не приучило людей анализировать и давать нравственную оценку событиям и роли человека в них. Но самое главное, не приучило человека анализировать последствия всех научных достижений и экспериментов с моральной стороны. То есть человек сам себя, как духовную личность, вывел за рамки процесса развития своего общества и остался только человек, как материальная субстанция – животное, иными словами.
- Бонд, не думаешь ли ты, что, внедрив повсеместно мораль, человек в чём-то изменится? Теперь он – человек – будет, как и прежде, навязывать свою мораль подрастающим поколениям, диктовать им своё видение событий, как единственно правильное. По сути, ничего не изменится, да и вряд ли может измениться, ибо бесконтрольность формирующихся умов приведёт к такому хаосу, что мы вряд ли сможем его представить в настоящее время. Я убеждён: развивать мыслительную деятельность конечно необходимо, но пути её развития должны направляться более зрелыми умами. 
- Любые жёсткие рамки, Стен, лишают человека свободы мыслительной деятельности, что является определяющей инициативой педагогического процесса. Не следует бояться ошибок, допущенных молодыми людьми в процессе обучения. Главное – зрелость мышления и основной принцип человеческого сосуществования, это, дорогой Стен, порядочность. Это слово надо научиться писать с большой буквы. Однако, это самая большая проблема нашего общества. Как мы можем воспитать в людях порядочность, сами не являясь таковыми. Порядочность и открытость людей – это цель и основная задача всех правительств, всех стран во все времена. И это же самая непреодолимая проблема человечества по причине самых низменных качеств этого же человечества. Преодолеть эту проблему смогут только сильные духом, волевые люди. Они были всегда и сейчас есть среди нас, порой, мы даже можем слышать их голоса, но они тщательно забиваются властными структурами, дабы не допустить колебания материального благоденствия сильных мира сего.
- То есть, Джеймс, человеческое общество обречено на застой? Материальный образ мыслительного процесса людей вечен с редкими всплесками здравого смысла, тут же заглушаемого сильными? В таком случае, каким же ты видишь будущее нашего общества?
- Я оптимист, Стен. Человек должен пройти и огонь, и воды на пути своего развития, чтоб достичь совершенства, чтоб называться человеком с большой буквы. Правда, человек уже неоднократно пытался пройти данный путь, однако, так и не смог преодолеть свою алчность и материальное побеждало духовное. В итоге, история человечества повторялась вновь и вновь. Всё-таки, я верю, что человек сможет собраться с духом и победить в себе животное иначе он никогда не станет человеком.
- То есть, сейчас в человеческом облике зреет настоящий человек, но существующий в настоящем виде человек таковым не является в полном смысле этого слова?
- Да, Стен, ты прав. Нам не дано знать, но однажды Природе не будет стыдно за своё творение. Нам надо в это верить и стремиться самим называться человеком с большой буквы, тогда скорее придёт эра настоящего Человека. 
Наступила тишина в доме великого сыщика. Стен окинул взглядом квартиру Бонда: ему показалось, что света стало больше в комнате, а, может быть, ночные краски сгустились за окном. Настроение у обоих было приподнятое и что-то светлое затеплилось в душе Стена от слов Бонда.
- Прости, Джеймс, что задерживаю тебя и безжалостно занимаю твоё свободное время, - сказал Стен, - но ты же знаешь, вечера с тобой мне дарят необходимый заряд веры в человечество. На фоне современных событий в мире и при нашей работе это необходимо. Спасибо тебе, что уделил мне время и отдельно тебя благодарю за великолепный чай. Извини, мне пора. Моя вторая половинка, Божественный дар мне, понимает меня, но я должен спешить, чтоб не гневить Бога отсутствием внимания к его добродетели. Каждый миг с нею — это подарок судьбы, за который мне не отблагодарить её за всю свою жизнь.
Бонд почувствовал себя неловко за столь нежные чувства друга к своей красавице жене.
- Стен, проси у неё прощения за меня, ей Богу, я не смогу никогда оправдаться перед ней за столь дерзкое задержание её благоверного. Надеюсь, однажды смогу искупить свою вину, правда, не знаю, как.
Они расстались, скрепив крепким рукопожатием свою дружбу.


Рецензии