Подлость

Подлость
Повесть




      Она никогда не сталкивалась с подлостью. Сама, способная  только на хорошие поступки, делала их , как дышала, не замечая, что её жизнь состоит лишь из забот о ближних, друзьях, подругах.  Заботы были разные, начиная от  переживаний за  чью-то судьбу, заканчивая  материальной помощью, когда она видела, что человек в этом  нуждается.  Бессеребреннице, ей  казалось, что так живут все, она даже  не думала о том, что кто-то мог жить иначе. Это было нормой её жизни, так жили её родители, к сожалению, ушедшие из жизни.

     Она рано вышла замуж, детей у них не было.  Ей пришлось долго лечиться по –женски, муж водил её по врачебным кабинетам,  возил на курорты, но ничего не помогало. Она  совсем было отчаялась, да какая-то  подруга посоветовала проверить мужа. Эта мысль никогда не посещала её голову, ей внушили, что всё зависит от неё. Не сразу она решилась сказать ему. Первая реакция его была взрывная.  Но потом, скрывая ироническую усмешку, он согласился-таки. Результат его ошеломил. Он оказался бесплодным. Она тоже  пребывала какое-то время в шоке, с содроганием вспоминая, сколько ей пришлось испытать, пока  она лечилась, принимая неприятные процедуры и травя себя большим количеством  таблеток, уколов, капельниц.   

     Постепенно всё  утихло, они жили буднично, на работу – с работы. Как-то раз она заикнулась , что ребеночка можно взять в роддоме и усыновить, он огрызнулся. Она оскорбилась, теперь уже, сознавая , что не она  виновница отсутствия детей, и замкнулась в себе. Кажется, он этого даже не заметил, ходил себе на работу, вечером приходил, съедал поставленный перед ним ужин и ложился на диван, включив телевизор. Часто там же засыпал. Тусклая жизнь убаюкала её,  бесперспективность дальнейшей жизни действовала угнетающе, но она не видела выхода из создавшейся ситуации. Развестись с мужем? Кто же назовет её нормальной.  Положительная личность, он не пил, не курил, на работе его уважали, а личная жизнь – она у каждого своя. Чужая семья - потёмки. Считалось, что ей, выросшей в простой семье работяг, повезло, что  она вышла замуж за  представителя известного в городе семейства. Интеллигенты в энном поколении, они обращали на себя внимание своей породой. Отец его работал главным инженером на крупном  заводе, был уважаемым  человеком и очень ценным специалистом. Да и вся их семья  занимала ключевые  посты и это казалось естественным, потому что умом бог не обидел никого из родственников.

    Жизнь продолжалась по привычке: серая, будничная, неинтересная. Последнее слово было всегда за ним, а она, привыкшая подчиняться , даже не делала попыток  в чем-то не соглашаться с ним.  Чувства постепенно  остыли, они  как будто и не замечали этого.

    Так бы и шло дальше.
    Но как-то приехали к ним из столицы командировочные специалисты. Она заметила одного из них  не потому, что он был красивый, нет, у него было обыкновенное лицо, а потому что ощущала постоянно на себе его взгляды. При каждом удобном случае он старался быть рядом  с ней. В конце концов они познакомились , тем более, что это было необходимо, - они работали над одним проектом.

    В её жизнь вошло разнообразие, ей было комфортно работать с ним.  Они привязались друг к другу, он был так не похож на её мужа, каким он стал сейчас. Он напоминал ей  мужа  в самом начале их  совместной жизни, она тосковала по тому времени, вспоминая  состояние счастья, в котором пребывала тогда.

    О том, что их отношения могут перерасти в личные, она  и не думала, просто длительное отсутствие внимания со стороны мужа и  пренебрежительное к ней его отношение  поневоле заставляли ее искать общении я с  кем-то, кто бы нормально к ней относился. Воспитание и мнение окружающих довлели над ней, даже , если бы она  мечтала об этом, никто бы никогда  не узнал.  Пора уже сказать, что командировочного  звали Женей.( Она же – Анна, а имя мужа – Николай).

    Женя был мягким в общении, очень доброжелательным и улыбчивым. Анне казалось, что он относится к ней, как к ребенку, так  спокойно ей было рядом с ним и надежно. От него она ни разу не слышала грубого слова в чей-нибудь адрес или чтобы он повысил голос при разговоре с кем-то.  Кроме этого, об обладал  острым умом и  не кичился  этим, стараясь быть незаменимым, как делали многие, а напротив, терпеливо объяснял непонятное  в работе  любому, кому нужна была помощь. Порой ей казалось, что в нем вообще нет недостатков. Ей было невдомёк, что вот такое идеализированное отношение к кому-то – это шаг к личному, так часто бывает у молодоженов, которые, поженившись, некоторое время  практически не видят никаких отрицательных черт друг в друге. Всё это приходит с течением времени. Но приходит непременно; нет идеальных людей. Если чувства настоящие, то и в недостатках находится умилительная прелесть и они не мешают совместной жизни ничуть.
 
   Аня ходила на работу, ловя себя на том, что ей хочется  ходить на работу и не очень – возвращаться домой к  насупленному  и безразличному мужу. Иногда, когда она возвращалась, его ещё не было дома, он часто задерживался  допоздна, она понимала, что  как специалист он востребован и поэтому приходится много работать. Это раньше ей было досадно, когда она, примчавшись с работы, быстренько разогревала  приготовленный с утра ужин,  но он остывал, потому что муж звонил, что задерживается. Или не звонил, она знала, где он. Сейчас же  её стало даже радовать это обстоятельство, она была дома одна и могла  вспоминать рабочий день, который так быстро закончился.

-  Какой молодец  Женя,- думала она.

   Если  бы её сейчас спросили, какой он молодец, она оказалась бы в замешательстве. Даже себе она не признавалась, что Женя ей нравится, настолько  высока была планка  у неё о себе и о том, как надо жить с мужем. «Никаких посторонних взглядов в сторону,- она запомнила однажды сказанную матерью фразу, которая адресовалась даже не ей- это была мысль вслух. Мать так и жила с отцом в любви и согласии, не оглядываясь по сторонам.

   Тем не менее, ей нравилось сейчас находиться дома одной, - это являлось как бы продолжением рабочего дня, во время которого она успевала сделать необходимое по дому, потом поставить ужин перед пришедшим, наконец, мужем, а иногда она ложилась спать,  даже не дождавшись его. Впрочем, он не  возражал.


   Недавно в честь женского праздника на работе устроили корпоратив.  Была пятница и с утра отдел гудел праздничным настроением. Мужчины бегали озабоченно-торжественные, собирая праздничный стол. Женщины шептались в дальнем углу, разглядывая с утра подаренные подарки и обмениваясь репликами о них. Мужчины вели себя по-джентльменски, не допуская в этот день женщин к организационной работе. Аня с тоской вспомнила о сегодняшнем утре дома, который прошел довольно тускло. Муж торопился уйти из дома пораньше,  какие-то срочные дела звали его, пока Аня поднялась с постели она лишь услышала звук захлопнутой в спешке, как ей показалось, двери. Почему-то она  решила, что  муж приготовил ей  подарок и хочет, чтобы она одна его посмотрела.
   Она вышла в гостиную, на столе было пусто.
   Наверное, на кухне, - решила она, направляясь туда. Но и кухня не порадовала ее ничем.  Немного разочарованная, Аня  заварила себе кофе и без аппетита выпила его, занятая невеселыми мыслями.

- Да, он за подарком побежал, -  осенило её, - конечно! Какая может быть работа в такую рань! – настроение заметно улучшилось и оставшееся до выхода из дома время она пребывала в состоянии радостного возбуждения . Как-то забылось всё плохое, что было между ними в последние месяцы, радостное ожидание наполнило её, но она опять обманулась. Он не пришел.

   Аня растерялась.

-  Стоит ли придавать такое значение подарку, -подумала она невесело, спасая положение, но новая идея  родилась в её оптимистической всё же душе, - он хочет зайти  ко мне в отдел и сделать сюрприз!- это была реальная мысль, - и на самом деле: зачем возвращаться домой, если можно подарить и на работе! Девчонки скажут- какой внимательный у тебя Коля!- она даже улыбнулась этой лжи, о которой они даже не подозревали.

   На работу  в отдел он тоже не пришел.

 Она прождала его некоторое время, но поняла, что её фантазии так и остались фантазиями. Не может с утра сделать приятное, - подумала она, - ведь ложка дорога к обеду. А какая разница: обед или ужин? Лишь бы поздравил, - оптимизм не покидал её.

   Потом всё закрутилось, поздравления мужчин , - Ане достался смешной пушистый котёнок, белый с бежевыми пятнам и  приплюснутым носом. Вручил его Женя. Аня, смеясь от праздничной обстановки, взяла игрушку в руки и, машинально поднеся  к губам , поцеловала. Поцеловала и сразу смутилась от пристального взгляда Жени.

-  Спасибо, Женя, - как можно нейтральнее произнесла Аня громко. Он лишь улыбнулся и пошёл на зов мужчин, заканчивающих последние приготовления. Через несколько дней заканчивалась его командировка. Аня вдруг  остро почувствовала, как она не хочет, чтобы он уезжал. За столом они сидели вместе, он первый завел разговор о своём отъезде.

- А ты оставайся, - как можно беспечнее произнесла Аня . Кто-то поддержал её из присутствующих, всем нравился этот мужчина.

-  Не могу, труба зовёт, -  Женя смотрел на неё испытующе, а, может, ей просто показалось.

-  Что ж за труба у тебя?- почему-то немного холодея внутренне, но на той же нейтральной волне  спросила Аня.

-  Доченька у меня, -  с нежностью в голосе  произнес Женя, глядя смеющимися глазами на смутившуюся вдруг Аню.

-  Дура, кто меня за язык тянул? – Аня чувствовала, как начинают рушиться  воздушные мосты, наметившиеся между ними сами по себе. Это она подумала мысленно, кляня себя же за отсутствие выдержки, - теперь и помечтать не придется, ..эх!-  но кто-то дергал её за язык со следующим вопросом-утверждением,-  и жена молодая, - выпалила Аня.

  За столом стало тихо - так показалось Ане. Никто не сомневался в  наличии у  Жени семьи, хотя он ничего о ней не рассказывал. Сейчас всем предоставлялась возможность услышать это из первых уст.

-  А нет жены! -  Женя грустно посмотрел на Аню и продолжил, -  похоронили мы её.
И мигом все поняли, что трагедия была в этой семье, которую уже пережили, но разве такое забудешь.

-  Ой, извините, - почему то на «вы» обратилась Аня к Жене,- а дочке  сколько же?

-  Пять, - просто ответил он и, опережая следующий вопрос, добавил, - бабушка с нею сейчас, она у нас молодая.

   Большое горе, когда умирает мать, оставляя маленького ребенка, но даже себе не хотела сознаваться Аня в  том, как она обрадовалась в душе, что Женя  свободен.

   После этого разговора она стала ловить  себя на  том, что мыслями она постоянно с ним и  пытается себе представить его дочку. Как бы ей хотелось  тоже иметь дочь или сына, тогда бы и жизнь с мужем приобрела смысл. Аня чувствовала, что они довольно отдалились один от другого и  тусклая перспектива вырисовывалась перед ней.
 

   А накануне отъезда Женя  отозвал её   в сторонку перед тем, как она зашла в офис , и с места в карьер предложил ей руку и сердце. Сказать, что Аня растерялась, значит, ничего не сказать. Что-то защипало в носу и она с трудом сдерживала слезы.

-  Ты ведь знаешь, что я замужем, - голос её дрожал то ли от жалости к себе, то ли от серьезности момента.

-  Ань, но я люблю тебя, ты не думай…, - Женя был непривычно серьезен, видно было, что и ему непросто дается этот разговор, он не успел договорить, она перебила его.

-  Я тоже люблю тебя, - выпалила Аня, как будто эта фраза давно уже была приготовлена заранее, - но я замужем! – с отчаяньем повторила она.

-  Разведись, - просто сказал он.

  И эта простота  была так элементарна и так недосягаема для неё, что Аня  только развела руками, как бы дивясь непонятливости Евгения,  в отчаянии, с трудом сдерживаясь, чтобы не расплакаться,  пошла прочь.

-  Аня! – голос Жени не изменил ситуации, она только махнула  рукой и пошла дальше, не оглядываясь.


   Это была их последняя встреча.

   В тот же вечер Женя уехал даже не сумев попрощаться с Аней. Она придумала себе какое-то дело и сбежала из офиса, не думая в тот день в него возвращаться.

   Аня поехала домой на полчаса позже, чтобы нечаянно не встретиться с Евгением, - это было выше её сил. Она  сидела в автобусе, глядя в окно. Смеркалось, в салоне горел свет и она видела в большей степени своё отражение  в окне, чем происходящее на улице. Мыслей не было, только  тупо ныло сердце и хотелось тихонько скулить, как собачонке, которой страшно в темной комнате. Знакомый голос привлек её внимание, но он был слишком тих и местами  прерывался. Вначале она не обратила на него внимания, он был похож на голос мужа, который , наверное,  ждет ее дома, а точнее, лежит на диване и смотрит телевизор. Аня стала вспоминать события  недавно прошедшего праздника. Муж так и не поздравил её, когда он пришел, Аня уже спала. Утром она замкнулась, а он, вроде даже почувствовал облегчение от этого. На работу ушел молча, она задержалась дома по выдуманному поводу, лишь бы не идти  с ним. Каждый знал игру другого и оба приняли эти правила.

   Женский голос внезапно громко засмеялся, Аня не могла не повернуть голову чуть левее. Коля сидел  у прохода, а смеющаяся женщина у окна. Она оперлась головой о его руку на спинке сидения, а он что-то шептал ей на ухо. Сомнений не было. Аня узнала и Колю, и его куртку, и шарф на шее, который дарила ему на 23 февраля.

   Первая мысль у неё была – страх. Страх, что он может её сейчас увидеть. Ане почему-то было ужасно стыдно за себя, вдруг кто-то из знакомых сейчас в автобусе и незаметно за этим наблюдает. Она интуитивно втянула голову в плечи. Хотелось вжаться в сиденье и спрятаться в нем. Напрасно она боялась. На следующей остановке пара  поднялась, Коля пропустил женщину вперед, а сам пошел по проходу сзади, держа её двумя руками за плечи и иногда наклоняясь, чтобы что-то сказать. Женщина по-прежнему смеялась. Они вышли. Ане надо было ехать еще остановку и она даже пригнулась, чтобы Коля её не заметил в освещенном салоне, когда они двинулись дальше.  На следующей  остановке Аня выскочила из автобуса, кажется, знакомых не было. Она перевела дух и только сейчас стала осознавать серьезность положения.
 
  В голову лезли всякие невероятные мысли: вдруг она ошиблась и это был не он, вот сейчас придет домой, а он уже дома. Бывают же люди очень похожие, и одежда может сойтись… . Да и в автобусе было не очень светло и люди мешали нормально рассмотреть… .

   В  квартире никого не было.
   Внезапно Аня почувствовала озноб, она повела плечами, озноб не проходил, напротив , усилился. Она вдруг опустилась на диван и заплакала жалобно, с тоской, боясь , вместе с тем, что соседи могут ее услышать. Аня плакала долго, она оплакивала свою никчемную жизнь, свои унижения, свою рабскую  покорность, которая  не принесла ей никаких дивидендов от мужа, она плакала от жалости к себе, выдержавшей столько  всего неприятного, пока она лечилась от бесплодия, она плакала о хорошем, которое было в начале их совместной жизни, а теперь так подло преданное. Подлость, конечно, подлость, другого слова здесь и не подберешь. Теперь, когда и родить-то может не получиться из-за этого лечения, она остается одна, впереди темнота. В том , что она больше не будет жить с  мужем, Аня уже не сомневалась.  Пришло осознание того, что она ведь живет не чью-то, а свою жизнь, и теперь ей стало, наконец, глубоко безразлично, что подумают на работе коллеги,  дома – соседи по поводу того, что они  разведутся. Пустотой наполнилась её душа, но и решимость вошла в неё. Она поднялась с дивана, вытерла тыльной стороной ладони слёзы с глаз, мельком глянула в зеркало на опухшее от слез лицо. Решительно вышла на балкон, сняла со стены трехступенчатую а-образную металлическую лесенку,  поставила её у антресоли  и стащила с неё дорожную сумку, тщательно сложенную и упакованную в пакет.

  Подошла к шкафу и распахнула дверцы… . Сумку набила полностью.

  Спохватилась, пошла ко входной двери и закрыла дверь на нижний замок, теперь снаружи её не открыть. Было уже  около двенадцати, когда в дверь позвонили, она посмотрела в глазок. Муж стоял на площадке. Приготовленная для него сумка была здесь же, в прихожей. Аня открыла нижний замок и стала так, что оказалась за сумкой, стоящей теперь перед дверью. Он открыл дверь, взгляд его сразу остановился на сумке, потом он поднял глаза. Аня выставила ладонь  вперед, как бы  предотвращая малейшую возможность к общению. Той же ладонью она сделала жест- уходи, опустив ладонь и выпрямив её до горизонтали. Говорить она  просто не могла.
 
  Конечно, довольно оскорбительный жест, как для  просто человека. Но перед нею стоял предатель и подлец.  Впервые в жизни Аня дала такую жесткую, и как оказалось  впоследствии, точную оценку человеку, с которым она прожила почти двадцать лет. Он ушел, не произнеся ни звука.

   Через месяц их развели. Оказалось, что многие давно знали о его неверности, которую  он почти и не скрывал. Аня была настолько далека от этого, что и в плохом сне не могла подумать, что  уже длительно живет с изменщиком.  А он презирал её, такую недогадливую. Он даже делал её виноватой мысленно в том, что он стал встречаться с другой женщиной, сознавая в душе, что  все негоразды  в семье  происходили из-за него и не соглашаясь с этим высокомерно.

   Аня осталась жить в квартире, доставшейся ей от родителей . Жизнь текла своим чередом. Она часто вспоминала Женю, которому отказала, но  теперь  им была заполнена вся ее душа, как ошибкой, которую уже нельзя исправить. Она смирилась с судьбой, предоставив себе  лишь сожалеть о несбывшемся.
 
   Женя приехал на работу перед окончанием рабочего дня.

   Распахнулась дверь и в офис вплыл сначала громадный букет кремовых роз, любимых Аней, а за ним – улыбающееся  его лицо. Девчонки повскакивали с  мест . Аня почувствовала предательскую дрожь.

-  Аня, -  он даже  не стал здороваться,   вероятно, волнение переполняло его, -  соглашайся, пожалуйста, мы тебя приглашаем замуж,- из-за спины  выскочила симпатичная девчонка,  как две капли похожая на Женю, и тоже произнесла, - соглашайся, пожалуйста! – и первая захлопала  в ладоши от восторга.

   Женщины плакали, не в силах сдерживать эмоции, такое не часто увидишь. Плакала и Аня, обнимая дочку одной рукой, а  подошедшего Женю – другой. А цветы, которые она  приняла от Евгения и  положила на край стола, упали и образовали  роскошный коврик . И выглядело это очень красиво.

24 04 2013


Рецензии